Путь из варяг в греки, или кто такие варяги 9

Осипов Виктор
           Прошу прощения, продолжим немного о другом, но имеющем самое прямое отношение к вопросу о варягах.
Навеяло от прослушивания теледебатов.  Недели две назад услышал на одном из центральных каналов одно высказывание польского профессора, прошу прощения, не помню его имени-фамилии. Профессор произвел самое благоприятное впечатление (это не польская телезвезда российского телевидения по имени Якуб, который  не владеет каким-либо вопросом, а так и светится только одним: «Чего изволите, о мой господин?» А господин у него один — жажда наживы).
           Так вот, польский профессор таким чистым интеллигентным образом произнес (не помню дословно, за смысл ручаюсь), что он не может назвать россиян русскими, ибо , и русскими называются те, кто жил на территории Польши  на землях, которые теперь входят в состав Украины, Белоруссии и Литвы. А мы — рассеяне.
           Вот в таком смысле профессор высказался. По интонациям было видно, что для него так утверждать - это естественно. И вот эта интеллигентность поведения задела.
           Получается, сегодня рассеане, вчера — москали, а завтра - ? Да кто угодно, только не русские. Такова цель западных колонизаторов — стереть из памяти нашу собственную историю, Русскую историю и впендюрить (втюхать человеку что-либо, ему совершенно ненужное) нам, мы недочеловеки, одним словом, рабы. В лице поляков,  «братьев» - славян (поляки не отрицают свое славянство) западные колонизаторы добились полной победы. Мы (поляки) — славяне, но другие (наверное, не азиаты). Западным цивилизаторам нужно добиться, чтобы на марш Бессмертного полка мы выходили с другими фотографиями.  Не своих дедов и отцов, бабушек и матерей. Их героев. И на Украине Вы можете это наблюдать (именно «на», если уж отделяетесь, нечего впендюривать нам свои правила грамматики русского языка, от которого сами готовы отказаться).
           Многое разьясняет статья Неменского О.Б. «Поляки и русские: народы разных времен и разных пространств», старшего научного сотрудника Института славяноведения и балканистики РАН.
           Он пишет:
           «Вся политика России с того времени была основана на двух констатациях: Московское государство – единственное независимое на Русской земле и единственное независимое во всём православном мире, а потому перед ним стоят две задачи: воссоединить Русскую землю и освободить единоверные народы. Такова, если угодно, главная проблематика русского исторического нарратива, такова идейная основа всей русской политики с XIV по ХХ вв. И хотя после 1917 года эта идеологическая линия была сломлена и государство стало руководствоваться иными понятиями и мотивациями, тем не менее даже в СССР власть во многом прибегала к этим же старым идеологическим формулам для обоснования и легитимации своих действий. И неудивительно – русская идентичность вынуждала с собой считаться, хотя бы в некоторой степени.
           «Слово о погибели Русской земли» - это название не только гениального литературного произведения XIII века, но и почти всей дальнейшей русской культуры. Ностальгия помогает обрести чёткое самосознание ещё больше, чем зримая реальность – и ностальгия по утраченной единой Русской государственности определила всё русское самосознание, да и вообще всё то, что мы можем назвать русскостью...
           Что же с поляками? Польский «золотой век» - это период XVI – XVII столетий, это Первая Речь Посполитая, шляхетская республика. По идее, поляки тоже могли бы ностальгировать по пястовской Польше, но этому помешали два обстоятельства. Во-первых, её история не закончилась катастрофой, между тем именно катастрофа рождает то чувство всеобщей ностальгии по утраченному, которое и претворяет в сознании народа предшествующий ей период в «золотой век» истории. Во-вторых, более поздняя эпоха Первой Речи Посполитой была гораздо ярче и культурно значимей. И это было государство, которое занимало собою всю Западную Русь, то есть ту священную Русскую землю, возвращение которой уже в XV-XVI веках было главным нервом русской жизни, главной задачей всей политики Московского государства. Мало кто из поляков помнит, как осуществлялось подчинение русских земель, когда именно была захвачена Червонная Русь, как подчинили Подляшье и Волынь, как заключалась Люблинская уния. Но все западнорусские земли ощущаются как «свои», как пространство польской истории, политики и культуры.
           Так русская и польская идентичности, сформировавшиеся в современном своём виде в разные эпохи и ностальгирующие по очень разным столетиям, пересекаются территориально: вся Западная Русь (состоящая ныне из Украины и Белоруссии) – это пространство, которое привыкли считать своей национальной территорией и русские, и поляки. Главным противником в деле восстановления Русского единства всегда представали поляки. Главным противником восстановления Речи Посполитой в границах 1772 года всегда были русские.
           На этом противоречии основана и принципиальная разница в восприятии исторических событий и политики в отношении друг друга...
           Кто такие поляки для русских? Русский «золотой век» помнит поляков в их пястовских границах. Если заглянуть в русскую средневековую литературу, то это какой-то чуждый народ на западе: выражение «сгинул меж чехом и ляхом» означало то, что человек пропал – удел обыкновенно плохих героев. Потом поляки – это чужеродные агрессоры, «паны», накинувшие ярмо на значительную часть Руси, стремящиеся захватить Москву и неволящие русскую веру. А ещё позже – побеждённый враг, наказанный самой историей за свою агрессивность, но теперь обезоруженный и потому безопасный. Примерно тогда же, в XIX веке, в связи с распространением славянофильских идей, поляки предстали ещё и как отрёкшиеся от православия Кирилла и Мефодия «предатели славянства», что дополнило и их «предательство» русского царя, то есть факт польских восстаний. Примечательно, что образ «поляков как предателей» настолько глубоко засел в русское мышление, что вновь проявился уже в 1980-90-е гг. И тогда же – новая трактовка польского народа как «вечного слуги», который, будучи не способен к самостоятельной жизни, убегает от одного хозяина к другому. В конечном счёте – «какой-то небольшой народ у наших западных границ», всё более окрашивающийся в цвета «параноидальной русофобии», снова описываемой как проявление комплекса «вечного слуги» по отношению к «бывшему господину».
           И принципиально отличное польское восприятие русских. Для польского «золотого века», для эпохи Первой Речи Посполитой «русские» – это православные и униатские массы населения Восточных Кресов, отличные от поляков не только своей религией, но и социально. Восточные же русские, то есть те, которые жили за границами Польши, вообще не воспринимались как «русские». Для польского мышления «Русь» ограничивалась восточными пределами польской государственности, а дальше жили «москали», к «русским» отношения не имевшие».
Казалось бы, все ясно с польско — русскими взамоотношениями по «русскому» вопросу.
           Однако вспоминается, сколько в истории славян было «цветных Русей» - Белая Русь, Червонная Русь, Черная Русь. Их достаточно часто рисуют на своих средневековых картах 14 — 16 веков западные цивилизаторы.
           По географии Белая Русь — Полуденная (Южная) Русь, Черная Русь — Полунощная (Северная) Русь, Червоная (Красная) Русь — Закатная (от слова «закат» солнца) Русь, она упоминается только в русских летописях.
           Вот с этой Закатной Русью нам и предстоит вскоре познакомиться, в каких пределах (границах) она была.
            И насколько правы поляки. Что-то сдается мне, что поляки имели того же предка, что и мы — Руса, а не Леха. Представляете счастье поляков?