Бхагавад-гита всем. комментарии бога. часть 52. гл

Наталия Маркова
БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. КОММЕНТАРИИ БОГА. ЧАСТЬ 52. ГЛАВА 18. СТ. 41-47. ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

41.Брахманы, кшатрии, вайшьи, также шудры, о, Парантапа, разделены предписанной деятельностью в соответствии с качествами, порождаемыми их собственной природой.

КОММЕНТАРИЙ:

Строго говоря, и тогда и теперь не было и нет категорического разделения людей по труду, что отражало бы их истинную ступень материального и духовного развития. Всегда надо понимать, думая о гунах материальной природы, что истинную ступень человека Знает только Бог. Все, что человек видит относительно других визуально не всегда или далеко не всегда отражает истинное положение и уровень развития человека. И очень религиозный человек, имеющий свои заслуги перед Богом, может в каком-то рождении стать шудрой. И шудра может родиться в царской семье, минуя другие как бы ступени. Все дается Богом в соответствии с реальным Планом Бога на человека, все связано с качествами человека, которые в том или ином деле человеку надо будет добирать или корректировать. Но людям необходима конкретность; всей неуловимой работы Бога над человеком не постичь и этого делать не следует, но просто немного ориентироваться в том, что все люди все же стоят на разных ступенях, и для их развития Бог направляет в те или иные виды деятельности, чтобы утверждать или отменять, или привносить качества, которые помогут в свое время выйти за пределы материального мира. Для человека это непостижимо. Все направлено на это, и всю структуру перемещений каждого в плане работы визуально или умом не охватить, как и причины.

Теперь, что касается качеств, порождаемых природой человека. Здесь можно войти в заблуждение, посчитав, что у каждого человека его природа, прикреплена к нему и от нее никуда не деться. На самом деле у всех природа одна, Божественная изначально. Т.е. все есть энергии, частицы Бога, облаченные в тела, все идут по пути материального и духовного развития, и следует говорить не о природе человека, а о ступени, именно ступени его материального и духовного развития. У каждого на каждый данный момент она своя. Но эту ступень точно Знает Личность Бога. Человек не должен особо себя направлять на мысль, на какой он именно ступени или другой. Но и не следует собой пренебрегать и твердить всем и каждому, что ты самый падший. Это тоже не поможет; и необходимо все же вести и чувствовать себя достойно, но пред Богом, именно пред Богом следует себя понимать низшим живым существом, ибо так и есть и относительно всех без исключения. Ибо высота Бога Непостижима, Бог есть Высочайшая Божественная Личность, и живые существа перед Богом ничтожны. Это надо также понимать.

Также, приведенные в стихе подразделения людей и тогда были условны и теперь, ибо не отражали и не отражают фактическое положение дел. Иной шудра может быть мудрее любого мудреца и религиознее любого брахмана, ибо Бог мерит Своими мерками, куда входит сокрытое от глаз человека и не обязательно сюда входит работа.

В современном мире также можно подразделить людей. Но мыслить о ступени каждого надо осторожно, или не входить сюда мыслью, просто полагаясь на Бога и то, что Бог Знает. В современном мире могут быть видны такие подразделения, как правящие круги, армия, флот, управленцы, деятели культуры и искусства, врачи, медицинские работники, научные работники, политики, торговцы, рабочие, обслуживающий персонал, предприниматели всех уровней… И этот ряд работников можно продолжить, и весьма проблематично всех разделить по влиянию гун природы. Здесь уже видится и не три гуны. И все же, лучше всего не вводить в этом плане новшества, примерно всех людей можно подразделить на три разделения, но в каждом разделении понимать и подступени в разных направлениях деятельности. Можно выделить на уровне ума тех, кто имеет отношение к управлению государством (аналогия – Брахманы), можно выделить тех, кто стоит на защите государства ( аналогия – кшатрии), можно выделить тех, кто прямо или косвенно имеет отношение к торговле (аналогия – вайшьи), и можно выделить тех, кто занят физическим трудом прямо и косвенно (аналогия – шудры). А куда деть искусство, культуру, работников образований, врачей, научных работников, медработников… Этих надо определить к торговцам, но, скажем самой высокой подступени. Преимущественно все под влиянием гуны страсти.

В гуну невежества могут входить работники физического труда.

Но нужна еще гуна тьмы, куда можно было бы ввести торговцев смертью, насильников, преступный мир, ибо и у них есть своя деятельность, это деятельность не выпадает из человеческой деятельности, имеет последствия греховной деятельности, но проявление здесь несовместимо с другими гунами, ибо несет смерть, страдание, насилие, потерю имущества, растление общества, так или иначе.

Но надо заметить, что в гуне благости те, кто может быть направлен на любую работу, но будет везде удовлетворен и везде будет свой труд посвящать Богу, как и плоды. Это те могут быть направления, где преданный, здесь практикуясь, Волею Бога добирает качества и для преданного служения и для выхода на духовный план. Такие люди вообще не понятны будут тем, кто пытается анализировать ступень других. Ибо преданные, находясь на низкой по сути работе могут проявить великолепные качества; и пойми, или это качества низкой ступени или высокой, ибо везде присутствует не многословие и подчинение, что свойственно и в гуне невежества.

Также, назвав правителей брахманами точно можно ошибиться. Но просто более ничего подходящего не видно из подразделений по труду, присутствующему во времена Арджуны и что можно было бы успешно приложить к современному периоду. Поэтому лучше всем этим особо не заморачиваться, но просто понимать, что люди идут по ступеням собственного развития, что каждый находится под влиянием своей гуны и примерно его работа должна этой гуне соответствовать. Так будет правильно.

42.Умиротворенность, контроль ума, аскетизм, чистота, терпение, также непременно честность, знание, практическое применение знания, религиозность – качества, проявляющиеся в деятельности брахманов, порождаемые их собственной природой.

КОММЕНТАРИЙ:

Приведенные качества ни в какой период не могут быть в полном объеме присущи человеку, ни все вместе, ни по отдельности, но отчасти, в меру человеческих возможностей, но в ту меру, которую определяет Бог на каждого согласно его карме, ступени материального и духовного развития и Плану Бога на человека. Но тем не менее, человек религиозный и тем более преданный обязан к этим качествам в себе устремляться, в этом направлении непременно сотрудничать с Богом и понимать, что сам человек личным желанием эти качества достичь не сможет, но через преданное служение и непременно через путь страданий и преодолений, через те преодоления, которые человеку через ситуации и материальные игры и роли создает Сам Бог, зная, что чем лечится и развивается, какую практику материального или духовного порядка надо пройти, чтобы человек достиг то или иное качество. По сути человеку просто надо честно выполнять преданное служение, в точности следуя Воле Бога в Святых Писаниях. В таком случае качества необходимого направления в человеке будут развиваться автоматически.

Также, качества не порождаются собственной природой человека, а Волей Бога через преданное служение и обусловлены ступенью развития человека. Также, в современном мире эти качества не могут принадлежать брахманам, но преданным всех уровней духовного развития в зависимости от продолжительности преданного служения, но непременно в связи с преданным служением.

Здесь нельзя вообще говорить о какой-либо природе человека, а можно просто понимать, что каждый на своей ступени развития. А природа у всех одна, как было уже сказано, Божественная; и это одухотворение идет непрерывно через те средства, которые Бог дает человеку в материальный мир на определенных этапах его материального и духовного развития.

Также, все перечисленные в стихе качества есть дань всех воплощений человека и даже охватывает дочеловеческий период развития души, все это работа Бога, которая уже в преданном служении становится на понятную духовную платформу, обуславливается совершенными знаниями и духовной практикой и окончательно корректируется и подготавливает человека к выходу за пределы материального мира.


43. Героизм, сила, решимость, находчивость, включая отвагу в бою, благотворительность, природное умение руководить – качества, проявляющиеся в деятельности кшатрия, порождаемые собственной природой.

КОММЕНТАРИЙ:

Во времена Арджуны эти качества непременно принадлежали тем, кто находился под влиянием развитой гуны страсти – воинам и правителям того времени. Проявление этих качеств свидетельствовало о высоком статусе человека, его доблести, могуществе, преимуществе по сравнению с другими. Качества были показными, работали на почет и уважение, требовали непременно следования духовным учителям и наставникам, которые также считались великими воинами, обладающими познаниями в ведении боя, но и сведущими в религиозных Писаниях, соединяя в себе и религиозность и материально утверждаясь через проявление, по сути, материальных качеств таких, как героизм, сила, решимость, твердость, контроль ума, желаний и чувств, невозмутимость, терпение, отвага, находчивость, не многим уступая брахманам, но все же имея направленность ума на военные действия и здесь искусно владеющие оружием, тактикой боя и прочими познаниями и навыками, как и талантами в военном деле.

Здесь не было качеств кшатрия в чистом виде; у каждого свои акценты, но каждый был на своей ступени материального и духовного развития, о которой (ступени) или о высоте которой мог, по сути, знать только Бог. В основном люди были под влиянием гуны страсти, но на разных ее подступенях. Это преимущественно. Хотя все качества людей всегда смешанные, и только Бог знает, что больше человеку подходит или к чему он более склонен, к воинскому делу или к торговле, или к управлению царством. Но надо было водить человека по разным видам деятельности от жизни к жизни, развивая его качества, поднимая и опуская по ступеням развития, чтобы добирать, утверждаться или привносить новое в свое материальное и духовное развитие. Т.е. истинные качества кшатрия были известны только Богу и только Бог Знал, к кому более по качествам человек тяготел, к истинно качествам кшатрия или к торговцам, или к шудрам, или к брахманам. И только Бог знал, почему ему нужна та или иная практика и почему его должны так или иначе принимать в обществе тот или иной период.

44.Земледелие, защита коров, торговля – качества, проявляемые в деятельности вайшьей, порождаемые их собственной природой. Деятельность, состоящая в служении другим, требует, опять же, качества шудр, порождаемые их собственной природой.

КОММЕНТАРИЙ:

Земледелие, защита коров, торговля – ни есть проявление человека, а есть то, чем человек в данной жизни вынужден заниматься, чтобы поддерживать свое тело и тело своих детей и супруга. И эта деятельность не порождаема собственной природой (ибо у каждого нет собственной природы, но есть единая Божественная природа), а есть ступень материального и духовного развития человека. Ито, через вид деятельности определить эту ступень невозможно. Эту ступень, уровень развития человека может знать только Бог; и только Бог Знает воистину, какие качества должен в этом виде деятельности человек развить или проявить, или утвердить; и только Бог Знает, на какой период этот путь человеку дан и на какой ступени материального и духовного развития он на данный период находится.

Через работу невозможно судить об уровне развития человека. Т.е. работа не показатель ступени человека.  И если Бог на данный период дал именно работу вайшьи, то только Бог Знает, почему и что из этого человек извлечет. Но если все же говорить о работе вайшьи, об этом направлении деятельности под влиянием гуны страсти, то человек преимущественно развивает и обладает такими качествами, как трудолюбие, непременное устремление к знанию касательно этого вида деятельности, должен быть сосредоточенным, внимательным, ибо он находится в постоянных подсчетах, в постоянных потерях, в постоянный планах на будущее, обязан все учитывать, обязан понимать природу, погоду, животный мир, должен быть непременно религиозным, ибо постоянно понимает, что не все от него зависит, должен разбираться в болезнях животных, их стараться предотвращать, должен думать о всем, что благоприятно и неблагоприятно, должен делать жертвоприношения, понимать суть торговли, понимать суть убытков, уметь сохранять, распределять, планировать на будущее, приносить жертвоприношения, должен быть немного экономным, жадным, расчетливым, уметь общаться с животными и людьми, контролировать свои чувства… Эта работа очень многое может дать человеку, развить качества так, что человек может перейти под влияние более высокой гуны;  этот путь может быть полезным и тому, кто в прошлом  был брахманом, и преданному, и кшатрию в его новом рождении, даже если эта ступень развития позади, но кое что ему напомнить и освежить из качеств в такой деятельности Бог может дать. И он может быть после рождения среди брахманов  очень неповоротливым или нерасторопным вайшьей и  никому и в голову не придет, что в прошлом рождении человек был высокой ступени материального и духовного развития. Поэтому лучше всего не пытаться по работе человека пытаться увидеть его ступень развития, как и свою. Но понимать, что каждая работа, рожденная своей гуной, развивает в человеке те качества, которые и наметил Бог. И низкая работа, и высокая работа не есть критерий качеств и ступени работающего, занятого в ней человека. Но это знает о каждом только Бог.

Что касается шудр. Служение другим… На самом деле в материальном мире все устроено так, что прямо или опосредствованно все друг другу служат. Просто шудры это делают явно, так и называются, слугами, и берут помимо прислуживания на себя самую черную или тяжелую, или очень не привлекательную для тела работу, или место работы, или время работы. Или опасность работы. Берутся за то, что другие не пожелают, ибо здесь есть более низкий статус среди людей, который лишает человека многих льгот общества, но все же материально обеспечивает. Но в своей мере. Но и может быть стабильно. Среди шудр тоже могут быть и бывшие в прошлой жизнь вайшьи, и кшатрии, и брахманы. Бог делает все только исходя из одного –  материальное и духовное развитие. Бог не придерживается прошлых заслуг или положения человека, если ему надо добрать те или иные качества. Для Бога Божественному Плану нет предела и препятствий. Но человек что обозревает, то и видит, о том и имеет суждение. И тем не менее, преданный Бога Кришны должен эти поправки учитывать и не стараться докапываться о своей истинной ступени развития или другого, но выполнять ту работу, которую дает Бог так, как Бог и требует, посвящая плоды труда Богу, посвящая сам труд Богу, видя за всем стоящего только Бога и не размышляя о своей ступени, но всегда стараясь и в этом сотрудничая с Богом.

Но каковы все же преимущественные качества шудры или в современном мире человека, занятого тяжелым физическим трудом. Здесь в гуне невежества тоже имеются ступени или лучше сказать подступени проявления себя и в работе, и за ее пределами. Все же это лень, медлительность, раздражительность, нетерпеливость, не смирение, но умение подчиняться, виниться, просить, но плохая дисциплина, очень частое нарушение трудовой дисциплины, работа в нетрезвом состоянии,  обидчивость, стремление доказать свою правоту, нерешительность, старание, но время от времени, неумение сосредоточиться… Но работа всегда требует подчинения, угрожает наказанием,  заставляет брать себя в руки, осмысливать процесс труда, начинать брать на себя ответственность, дает и элементы заинтересованности, вовлекает мыслительным процессом в усложненных элементах работы, может становиться понятной, интересной, заставлять мыслить и таким образом поднимает человека по ступеням его материального и духовного развития. В гуне невежества есть подступени, есть поэтому рядом всегда те, кто лучше разбирается, лучше понимает цель, точнее объясняет, что опять же дается Богом, и Бог поднимает людей в этой гуне через других людей в этой гуне, но на более высокой подступени. В этой гуне есть немало Божественных инструментов, помогающих человеку развиваться, вникать в суть работы, заинтересовываться, даже творчески относиться к труду, имея и материальную заинтересованность.

На такого уровня работе есть и те, кто реально соответствует этой ступени, но есть и те, кто здесь временно, пока в поисках работы своей ступени, и те, кто достаточно высоко стоит в своем материальном и духовном развитии, а здесь работают по необходимости в связи с жизненными ситуациями, которые дал Бог и получающие из такой работы то, что, по сути, наметил Бог. На самом деле ни одна работа, ни одно дело не может быть случайным или не благословенным делом. Но все же есть и те виды работы, которые человек по своим ступеням перерос, уже может работать на более сложной работе и получил образование, но тяготеет к тому, что ему дается легко, где он справляется быстро; и в таком случае говорят, что человек занят не предписанной ему деятельностью.

45.Человек, исполняющий работу в соответствии со своими качествами, достигает совершенство. Теперь услышь, как, исполняя предписанную  деятельность, можно насладиться успехом.

КОММЕНТАРИЙ:

Считается, согласно древним Писаниям, Ведам, что вся работа делится как бы на три группы в соответствии с гунами материальной природы. Каждый человек выполняет ту работу, которая ему соответствует по качествам, приобретенным им в той или иной гуне природы. Поэтому считается, что человек выполняет работу не сам, а гунами природы, что качества человека легко подключаются к той работе, которая им соответствует или считается под влиянием той же гуны. Все как бы выглядит просто и понятно. Ты имеешь, Бог развил в тебе на данный период качества – получай и соответственно работу в той же гуне и для тех же качеств.

Пусть, к примеру, человек обладает очень не плохой речью, активен, предприимчив, ясно излагает мысли, скрупулезен, ответственный, любит детей, в таком случае Бог может дать ему педагогическое образование, и он, получив работу, соответствующую его качествам, действительно будет с интересом и творчеством к ней относиться, будет изыскивать свои методики, прикладывать лучшим образом согласно своим качествам усилия, при этом будет наслаждаться и с успешной работой, развиваться и сам. Точно также и в медицине, в строительстве… Где угодно. Качества, которые соответствуют требованиям работы, непременно помогают человеку выполнять работу лучшим образом.

Но надо понимать, что в реальной жизни Бог никому не даст почивать долго на лаврах успеха. Всегда имеется и те тонкости работы, на которые качеств человека не хватит, невозможно все предусмотреть, все охватить, все покрыть своими качествами. И если у человека создается устойчивая иллюзия о своих качествах и успехах, как и совершенстве, то Бог очень скоро эту иллюзию рассеет. Ибо цель Бога не наслаждать, а развивать человека. И пойдут непредвиденности, и пойдут неприятности и будет то, где надо будет осилить новое направление мышления, подстегнуть свою бдительность, взять новые знания и пр. Т.е. Бог всегда направляет человека на преодоления, ибо его надо поднимать под влияние более высокой и производительной гуны, а следовательно развивать новые качества.

Иногда, пусть на некоторый период, очень занятому в одной работе человеку, успешно ее выполняющему, надо дать как бы перезагрузку, переход по стечениям обстоятельств на другую работу, где более точно потребуется проявление и развитие качеств, на которые человек хромает. Тот или иной отрезок на другой работе и корректирует и перенаправляет интерес или даже может подготовить к переходу под влияние другой гуны. Поэтому процесс совершенствования непременно управляем, не дает долгого блаженства на одном месте, не дает совершенствоваться в том, чему уже некуда совершенствоваться, что уже исчерпано. Поэтому в материальном мире за жизнь человек проходит самые разные испытания, самые разные виды деятельности, и очень часто качества требует работа не те, которыми обладает человек, а и те, которые надо и развить вдобавок. А это уже процесс преодолений, иногда страданий, иногда боли, иногда унижений, иногда и изгнаний. Но это тоже путь к совершенству. Далеко не столь благостный и однозначный, как обещают Веды при условии, если и работа и качества друг другу соответствуют. Бог не позволяет засидеться, залежаться, застояться на одном месте, ибо есть, куда идти, ибо есть, что развивать. И всем этим процессом Управляет только Бог.

Но Веды рекомендуют заниматься предписанной деятельностью, и это истина. Предписанная деятельность дается через непреодолимые желания и через образование. Бог дал желание, Бог дал образование, Бог поставил в определенные обстоятельства, где все другие двери закрыты, то, значит, занимайся только предписанной деятельностью. Но в предписанной деятельности лишь отчасти качества человека могут отвечать работе. Ибо предписанная деятельность призвана развивать неразвитые качества именно через процесс работы. И человек будет работать и развивать свои качества средствами именно этой работы столько, сколько захочет Бог. И выходить из предписанной деятельности человек будет не по своей воле, а по воле Бога, а таких причин не мало, но они работают не взирая на желание человека, но через обстоятельства или какие-либо причины. Насладиться предписанной деятельностью можно, но тогда, когда этому наступит время, когда человек войдет в работу с теми качествами, что у него есть и будет постепенно нарабатывать новые качества и почувствует успех или удовлетворение. Но это не сразу, но это через преодоление, ибо если не все качества подходят, то это уже страдание, это насилие себя, это терпение. И только потом Бог даст насладиться работой в своей мере.


46.Человек, который посвящает свою работу Тому, от Кого произошли и распространились все эти живые существа и Кем все это пронизано, наслаждается совершенством.

КОММЕНТАРИЙ:

Это было сказано для Арджуны. Но наслаждаться совершенством при Боге невозможно или категорически невозможно. Иллюзией можно. Но иллюзия очень быстро рассеивается. Бог Знает, через кого и как сбить эту материальную шелуху. Человек всегда на работе должен чувствовать себя не полностью себя проявившим, не должен внутри себя торжествовать, не должен быть обласкан начальством или управляющим, не должен считать себя лучше, выше, значимей, успешней и, если так происходит, не реагировать, не верить, не ожидать. А вот быть на работа старательным, терпеливым, усердным, отзывчивым, знающим основы работы, обладающим непременными материальными знаниями, видящим за всем стоящего Бога, посвящающим Богу плоды своего труда, надеющимся на Бога, помнящего Бога постоянно, таким быть должен. Но Бог и не позволит человеку пребывать на лаврах успеха или недолго, но потом даст ему и тот урок, который ему поможет правильно увидеть свое истинное положение. Ибо любое самолюбование и возвышение над другими есть грех, и это наказуемо. Мыслительный процесс человека и до работы и во время и после должен быть сосредоточен на Личности Бога. Человек понимает, что все в работе дает ему Бог, все чувства, желания, мыслительный процесс, дает силы и реакции, как и все эмоциональные состояния, как и общение, как и анализ, как и любое другое проявление. Поэтому не возможно говорить о том, что человек что-то достигает, в чем-то преуспел, чем-то опередил других и тем более нельзя говорить о совершенстве.


47.Лучше несовершенно исполнять предписанную работу, чем безукоризненно выполнять работу, предназначенную другим. Человек, исполняющий работу в соответствии со своими качествами (предписанную работу), не достигает последствий греховной деятельности.

КОММЕНТАРИЙ:

Предписанная работа иногда и не совсем может затребовать те качества, которые свойственны человеку, а требовать те проявления, которые еще человеку не свойственны; и именно через предписанную работу человек Волею Бога через повторяющуюся практику работы и должен развивать те качества, которые у него в зачатке или отсутствуют. Поэтому, выполняя в иных случаях предписанную работу и не имея еще необходимых качеств, человек вынужден постоянно себя напрягать, направлять на некоторые внутренние преодоления, что делает для него процесс работы непростым, болезненным, и сама работа будет выполняться до некоторого периода далеко не лучшим образом или несовершенно. Это будет происходить столько времени, пока человек не поймет суть работы, не поймет, что именно от него требуется и не станет настойчиво эти в себе качества Милостью Бога поддерживать и как бы наращивать в целях освоить работу и таким образом достигать ее плоды на требуемом уровне. Но есть для такого человека и другой вид работы, где качества его изначально подходят, где он легко может справиться с требованием работы и даже получить наслаждение и удовлетвориться тем, что плоды работы успешные. Но в таких случаях, если работа понятна человеку, если она выполняется без напряжения, если в ней все в основном человек выполняет автоматически, полностью обладает и необходимыми знаниями и опытом и навыками, то такая работа, которая преимущественно отработана в прошлом и ничего не может в человека в плане его материального развития привнести, такая работа уже выходит из определения полезных для человека и потому на эту работу направляются Богом другие люди, те, чьи качества еще могут и должны развиваться средствами и возможностями данной работы ее практикой. Поэтому такая работа, для человека, искушенного в ней, считается предназначенной другим. И поэтому, даже если человек чувствует, что здесь ему комфортно, он легко и быстро здесь ориентируется, то эта работа, выходя из статуса предназначенный или предписанный для этого человека, не рекомендуется Богом для того, чтобы здесь работать. В противном случае, человек, выполняющий работу, предписанную другим, на самом деле не выполняет Волю Бога, а это означает, что он также занят запрещенной греховной деятельностью, что непременно влечет за собой страдания. Это надо понимать.

В материальном мире эти вопросы регулирует только Бог, только Бог приводит и уводит; и человек просто примерно должен понимать, почему судьба его приводит к одной работе и напрочь прогоняет от другой. Всему есть причина, и эта причина в Плане Бога на человека и развитии его качеств; и если Бог прогоняет обстоятельствами человека из насиженного места и дает работу несколько не по душе, то значит, здесь надо развивать те качества, которые наметил Бог. Это надо понимать, как бы и сколько бы в жизни не приходилось менять работу и по каким бы это причинам ни происходило. На все только Воля Бога, и все связано с развитием человека, его качеств.

Но, а если человек выполняет работу предписанную, то здесь также может быть и не просто, есть тоже свои преодоления и страдания. Но этот путь дан Богом, этот путь направлен на развитие качеств человека, и это тот путь, которым Управляет только Бог.

Но, даже посвящая Богу плоды своей предписанной деятельности, человек все же имеет немалые в работе огрехи; и почти все в той или иной степени, даже будучи занятыми в карма-йоге, пожинают плоды своей греховной деятельности. Но вопрос стоит лишь о степени этой греховной деятельности. Но и это Знает только Бог. А человек должен стараться и непременно посвящать Богу свой труд, как и плоды труда, понимая карма-йогу как составную часть преданного служения и устремляясь выполнять преданное служение во всем объеме и достаточно правильно или качественно.