Бхагавад-гита всем. комментарии бога. часть 54. гл

Наталия Маркова
БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. КОММЕНТАРИИ БОГА. ЧАСТЬ 54. ГЛАВА 18. СТ. 56-63. ПРИЛОЖЕНИЕ 5.


56.Хотя человек и занят всегда разнообразной деятельностью, но, находя во Мне убежище, он Моей Милостью достигает эту вечную и нетленную обитель.

КОММЕНТАРИЙ:

Надо понимать, что какой бы деятельностью человек не занимался, как бы ни проявлял себя в материальном мире, как бы ни был терпелив, добродетелен, как бы, ни старался жить по законам общества, но без религии, без поклонения Богу, без преданного служения он никогда не сможет вырваться за пределы материального существования, но будет вращаться в колесе сансары, вновь и вновь будет запутываться в последствиях своей благочестивой и греховной деятельности в виде страданий и преодолений, будет в страхе за свою жизнь, за своих близких и будет вечно недоумевать, за что он страдает и когда он будет жить счастливо и в достатке.

Не имея совершенных духовных знаний, человек непременно будет грешить, ибо материальные знания никогда не отвечают точно на вопрос, что можно делать, а что нельзя, что выбрать, что принять для себя, как направление в жизни, чему поклоняться и чем дорожить. Не зная за всем стоящего Бога, человек будет во всем видеть причиной себя и других людей и отсюда вовлекаться в те или иные игры и роли, пытаясь достичь блага материального существования, плохо понимая, что все это без Воли Бога непременно или за счет здоровья других людей или жизни, или материального благополучия преимущественно.

Только преданное служение помогает за всем увидеть стоящего Бога, осознать, что ты низшее, подчиненное и на самом деле безвольное существо, что всеми твоими успехами и страданиями распоряжается Всевышний, согласно Плану Бога на творение, согласно качествам и карме каждого, что человек знать не может. В материальном мире есть только один путь, чтобы ослабить свои страдания. Это предаться Божественной Личности. Человек не вырывается из своей среды, может работать, иметь семью, детей, долги перед обществом и в то же время может заниматься преданным служением, посвящая любой свой труд Богу. Зная за всем стоящего Бога, человек может осознать тщетность и наказуемость греховной деятельности, более четко в себе Милостью Бога будет различать, что можно и что нельзя, будет понимать, что Бог все видит, Знает и за все надо отвечать.

Но тот, кто в Боге видит свою цель, кто посвящает Богу свою жизнь, он становится бесстрашным в мире материальных отношений. И в любой ситуации он полагается и уповает на Бога и постоянно видит, что Верховная Личность в таком случае, так верующему непременно шлет помощь. Но для этого непременно надо быть добросовестным и старательным преданным, быть добродетельным, аскетичным, вести простой образ жизни, контролировать желания, чувства, мыслительный процесс, постоянно помнить о Боге. Тогда предание Богу будет автоматическим, потребностью человека, его формой жизни. Так в Боге старающийся человек непременно будет время от времени потрясаться, но всегда будет видеть в любых ситуациях помощь Бога и будет благодарен Богу, ибо будет понимать, что все страдания и преодоления работают на развитие качеств человека, ибо Бог работает с человеком точно, развивает то, где человек ущербен. Но в свое время именно благодаря качествам человек может достичь именно ту ступень материального и духовного развития, откуда и будет переведен Волею Бога на духовный план. Другого пути в материальном мире нет и быть не может.

57.Отказавшись умом ради Меня от всех видов деятельности, считая Меня своей Высшей целью, находя убежище в преданном служении, всегда думай обо Мне.

КОММЕНТАРИЙ:

Чтобы достичь духовный план, необходимо полноценное всеохватывающее преданное служение. И в этой духовной практике непременно необходимо всегда помнить о Боге. Но чтобы постоянно удерживать на Всевышнем свой мыслительный процесс, существуют Богом данные инструменты, называемые духовной практикой. Все эти способы памятования включает в себя путь преданного служения и все здесь данные людям Наставления Бога.

В стихе 57 некоторые из этих Наставлений Бог приводит, как самые действенные и рекомендуемые. Это непременно занятие карма-йогой, которая основана на отказе умом от всех видов своей деятельности или, что то же самое, посвящение Богу любой своей деятельности. Что бы человек ни делал, он тотчас должен думать о том, что за любым его движением, словом, старанием, предприятием стоит Личность Бога, всем Управляет Бог, всеми связями, отношениями, всем, что окружает человека. Поэтому все свои действия, как и работу, человек должен посвящать Богу.

Поскольку человек постоянно чем-то занят, то он может мыслительный процесс направлять на Бога непрерывно, входя в этот процесс, делая его основой своего состояния и мышления. Отказываясь или посвящая Богу любую свою деятельность, человек непременно должен и посвящать Богу результаты или плоды любой своей деятельности. В таком случае, он не только будет направлять на Бога свой ум, но и еще увидит, Бог ему покажет, присутствие Бога, помощь Бога, зависимость от Воли Бога любого живого существа, человек реально увидит, как, какими путями Бог может Управлять плодами его труда, ибо это не очень и очевидно тому, кто все плоды приписывает себе.

В результате такой направленности на Бога, человек начинает осознавать присутствие Бога в своей жизни постоянное, зависимость от Бога, начинает все связывать только с Волей Бога. В таком случае, исходя из требований Святых Писаний, человек уже готов, может пойти по пути не только медитации на Бога в повседневной жизни, как и непременно в процессе преданного служения, но и готов начать посвящать свою жизнь Богу, полностью осознавая себя пребывающим в Боге и видя реально все в Боге, выходя на связь с Богом и в себе, и вне себя, где материальный мир становится посредником, помощником видеть везде Бога, служить Богу, сотрудничать с Богом по развитию своих качеств. В таком случае человек не знает более никого, кому еще можно предаться, в ком еще можно искать защиту или убежище. Это понимание становится для преданного основополагающим, его платформой существования, где он уже ничего не связывает с волей или желанием других людей. В таком случае, когда человек, так понимая, не стремится вовлекаться в развивающие материальные игры, когда он отрекается от посулов материального мира и постепенно выходит из под влияния иллюзорных энергий Бога, видя все, как есть, т.е. через присутствие и Управление Бога, то в таком случае становится вопрос о целесообразности его пребывания в материальном мире и очень скоро Милостью Бога он уходит из материальных отношений на духовный план, где и продолжит теперь уже Личное общение с Богом через путь преданного служения Творцу.





58.Всегда думая обо Мне, ты Моей Милостью преодолеешь все препятствия. Но если ты из-за ложного эго не услышишь Меня, то потеряешь себя.

КОММЕНТАРИЙ:

Это требование Бога о памятовании о Всевышнем непременно относится не только к Арджуне, но и ко всем. Этот путь памятования есть важнейшее требование Бога в преданном служении. Но материальный человек, даже если пожелает постоянно мыслить о Боге, не проходя духовную практику в преданном служении, не сможет, не найдет в себе причины и основания, как и не будет Милости Бога, помнить о Личности Бога, ибо этот путь, это качество надо заслужить; о необходимости помнить о Боге можно узнать, только изучая Святые Писания, и так, чтобы они были практически применимы, чтобы вошли в память и ум человека, становились неотъемлемыми в его повседневной жизни.

Поэтому для материальных людей это требование есть непосильная и невыполнимая задача, а потому они  обречены вращаться в колесе сансары, управляемые ложным эго, проходить страдания и преодоления и таким образом добирать те качества, которые в свое время и выведут к преданному служению; и только в рамках преданного служения Бог будет постепенно направлять человека на памятование о Боге, что повлечет за собой и развитие более совершенных качеств; и только на этом основании человек сможет  освобождаться от оков материального существования в виде страданий и преодолений.

Человек только в преданном служении сможет осознать, что не он причина всему, что за всем стоит Бог; и только начиная мыслить именно отсюда, начиная видеть за всем стоящего Бога, ослабляя Милостью Бога свое эго и поэтому свою самонадеянность, человек научится вручать себя Богу, надеяться на Бога, видеть во всем только Бога Высшей причиной; и только вследствие такой постоянной практики, подкрепляемой преданным служением, сможет выйти на уровень ослабления страданий. Но если человек не последует этому Высшему Указанию, то он не потеряет себя, а будет ведом Богом по пути страданий и преодолений; и независимо от того, хочет он или нет, но Волею и Милостью Бога из материальной практики все же извлечет в пути преодолений те качества, которые и выведут к преданному служению, а это уже путь к Богу необратимый.



59.Если же, находя убежище в ложном эго, ты думаешь, поэтому, что не будешь сражаться, то такая твоя решимость – ложная, и тебе придется следовать своей собственной природе.

КОММЕНТАРИЙ:

Этим стихом Бог предупреждает и Арджуну и всех, что на самом деле, на какой бы ступени человеческого развития ни стоял человек, какими бы качествами ни обладал, все творение, каждый зависит только от Воли Бога. Если человек не религиозен, если он следует своим греховным качествам, если он считает причиной во всем себя, если им управляет ложное эго, то в любом случае человек полностью подчинен Богу и будет так, как запланировал Бог.

Бог полностью Управляет материальным миром; но тот, кто считает во всем причиной себя и свои желания, кто идет на поводу своего эго, такой человек в любом случае поступит так, как хочет Бог, но это может принести ему страдания, ибо Бог действует, побуждает через страдания, через внутренние преодоления. Значительно легче преданным Бога Кришны, которые вверяют себя Богу и чье желание не отлично от Воли Бога, или кто всегда готов подчиниться Воле Бога, понимая свое изначальное подчиненное положение перед Богом.

Нет никого, кто мог бы поступить по своему собственному почину и по своему личному желанию. Любое решение осуществляет только Бог согласно Божественной Воле. Если же человек считает, что все зависит от него, если он на поводу иллюзорных энергий Бога, если поэтому он думает, что любой вопрос зависит от него, не видя стоящего за всем Бога, то говорят, что он управляем ложным эго. И непременно ему еще предстоит долгий путь в колесе сансары, который в свое время выведет его на понимание, Кто на самом деле всем Управляет и за всем стоит. Это должен понимать каждый.

На примере Арджуны и его сомнений по поводу того, следует ли принимать участие в сражении или нет, Бог Говорит и всем и отдельному конкретному человеку, что решение от него не зависит и будет так, как желает Бог. А Свою Волю относительно участия Арджуны в сражении Бог уже неоднократно провозгласил.

Теперь, что касается собственной природы Арджуны. Ну, природа у всех одна, Божественная. Но каждый стоит на своей ступени материального и духовного развития. Именно об этой ступени и идет речь и о качествах, которые человек имеет на данный период соответственно его ступени. А качества Арджуны – качества кшатрия; и сражение, принятие участия сражения есть его религиозный долг, соответствующий этим качествам. Это качества – навыки ведения Боя, решительность, бесстрашие, некоторый самоконтроль, твердость, стойкость… Именно этими качествами, соответствующими его ступени развития, он и будет сражаться; и об этом его предупреждает Бог Кришна, ибо в нем, в Арджуне, как и во всех, присутствует Бог, и Бог полностью управляет человеком через его качества и в соответствии с Планом Бога на человека, качествами человека и кармой. Или говорят, что человек управляем его гуной материальной природы.



60.О, сын Кунти, ты будешь связан своей собственной предписанной  деятельностью, порожденной твоей собственной природой. Но если из-за иллюзии ты не пожелаешь исполнить свой долг, тебе придется исполнить его даже против твоей воли.

КОММЕНТАРИЙ:

Каждый человек выполняет ту или иную работу именно своими качествами или уровнем его личной ступени развития; считается, что человек не может отклониться от своей ступени развития, от своих качеств, тех качеств, что человек достиг в процессе материального и духовного пути Волею и Планом Бога. Вообще, врач выполняет свою работу исключительно своими качествами, точно также учитель, юрист, торговец, слесарь, каменщик или президент… Любой, имея определенные Богом данные знания и навыки, тем не менее, работает своими качествами, порожденными ступенью материального и духовного развития на каждый данный момент.

Человек полностью зависим от своих качеств, не может им противостоять, ибо не имеет в себе другой основы и причины. Ему еще предстоит развиваться. Но то, что имеет, есть его на данный период основа и мышления и выбора, и усилий, и стараний. Поэтому говорится, что человек связан своими качествами. Точно также и Арджуна, как воин, связан своими качествами и в пределах их и Волею Бога будет сражаться. И он и любой другой. Всеми управляет Бог. И любой исход любого предприятия есть План и Воля Бога.

Живое существо лишь то, через что Воля Бога исполняется, и привнести что-то от себя не может; и это надо принять. Но тот, кто Волю Бога принимает за свою, такой человек счастливый и считается ничем не связан и всегда успешен. Даже если Бог даст проиграть, уступить, отказаться. Ничего не ввергнет такого человека в печаль. Он полностью вверяет себя Богу и в свое время пожинает плоды духовного очень неслабого порядка и этим наслаждается. Но, а тот, кто не видит за всем стоящего Бога, такой человек будет принуждаться к исполнению Воли Бога даже помимо своего желания; и это будет выглядеть, как путь страданий и преодолений, и так во всем. Но чтобы человек точнее знал Волю Бога, он непременно должен быть занятым преданным служением и здесь постоянной духовной практикой. Другого пути нет.



61.Высший Управляющий всеми живыми существами, расположенный в сердце, о, Арджуна, заставляет все живые существа действовать под влиянием иллюзорной энергии, как если бы они были помещены внутрь машины.

КОММЕНТАРИЙ:

Здесь речь идет и о материальных живых существах и все же о преданных Бога Кришны. Сам Бог расположен в своем творении и полностью Управляет им извне и изнутри, Управляет непременно качествами творения, исходя из Плана Бога на каждого. Но Бог расположен не в сердце живых существ, как во времена Арджуны надо было считать, и это казалось понятным, но полностью пронизывает тела живых существ, оставаясь в них равно, Своим полным целым, Управляя всем телом, всеми органами и чувствами, изнутри и извне, соединяясь с душой полностью, но работая с ней на уровне мысли через затылочную часть тела, мозжечок, отсюда давая ей энергии мысли и осознания деятельности чувств и управляя живым существом неизменно, непрерывно, на основании ее качеств, входя в душу и управляя ею так, что она не может отличить свой умственный процесс, свои деяния и намерения, свои, даваемые ей Богом, желания, свои убеждения, свои восприятия от Бога, дающего ей все по ее ступени, по ее качествам, по ее уровню восприятия и реакций.

В материальном мире все живые существа без исключения полностью следуют Воле Бога, преследуя свои цели, но достигая то, что на каждого изначально имел по Божественному Плану Бог. Поэтому, действительно, не зная Управляющей причины, человек понуждается иллюзорными энергиями Бога, Самим Богом действовать, понимая свое в этом естественное, логическое, понятное свое собственное проявление. Но преданные Бога, изучающие Святые Писания, понимают, Кто за всем стоит, вверяют себя Богу, и точно также выполняют любое действие или входят в мыслительный процесс, как если бы он исходил от них. И тем не менее, преданные в своем пути менее страдают, ибо очень дорого стоит осознание, понимание в себе Воли Бога и своего подчиненного перед Богом положения. В таких случаях Бог дает человеку возможность не очень часто ошибаться, что делает его жизнь более чистой, более угодной Богу, с меньшими страданиями и преодолениями, но и с потрясениями, ибо всегда все же найдется, в чем надо преданному помочь и какие качества еще развить.



62.Непременно следует предаться Ему во всех отношениях, о, Бхарата. Его Милостью ты получишь высший мир и достигнешь Вечную Обитель.

КОММЕНТАРИЙ:

Предаться Богу может только преданный. Материальный и очень благочестивый человек это сможет взять на вооружение, но постоянно предаваться Богу в период страданий и преодолений без духовной практики, без самого полноценного преданного служения невозможно. Но попытки могут быть и даже у материалиста. Но очень скоро такой мыслительный процесс забудется, Сам Бог не станет поддерживать того, кто не служит Богу, не занят постоянной благочестивой деятельностью, кто привязан к наслаждениям материального мира. Но все же старательного и добродетельного материалиста Бог очень скоро поведет по тем играм и ролям, даст тот путь преодолений, которые разовьют те качества, которые и помогут в свое время встать на путь преданного служения, ибо и самые малые попытки души угодить Богу непременно вознаградятся и поведут ее за пределы материального существования.

Однако, предаться Богу, вверить себя Богу очень и очень непросто, ибо неокрепшая в духовной практике душа возопит при первых же испытаниях, которых на самом деле будет и не счесть, ибо, чтобы предаться Богу, этому надо учиться именно через путь страданий, когда человек постоянно будет видеть, что в каждую трудную минуту ему помогает только Бог, когда поймет отчетливо, что Бог дает ситуации, приводит людей, дает мысль и понимание, выручает в самых сложных ситуациях. Когда все сомнения отпадут и человек очень точно будет видеть за всем стоящего Бога и Милость; и помощь Бога, тогда он начнет предаваться Богу, более не видя причины ни в ком, но только в Боге.

Но, вот, что касается мира, то мир в преданных не есть мир в материалистах. Это очень непростой и постоянно нарушаемый мир многими и многими испытаниями. Но при этом есть стабильное понимание, что Бог постоянно помогает, есть понимание цели и предназначение материального существования и что ты уже на конечном отрезке пути к Богу, что тебе не надо метаться в поисках смысла жизни, не надо дорожить материальными посулами и бороться за то, что тлен, что тебе совсем не обязательно постоянно страшиться за свою жизнь, и все это будет привносить мир, или фон всему, что бы с тобой ни происходило, ибо Бог постоянно учит, не отступает от своего творения, скрупулезно работает над каждым и ты всегда есть поле деятельности Бога. Но ты в руках Бога, и это дает мир и необходимое состояние все преодолевать и сотрудничать с Богом в своем собственном развитии.



63.Таким образом, я поведал тебе знания самые сокровенные из всех сокровенных знаний. Обдумай все хорошо и поступай, как пожелаешь.

КОММЕНТАРИЙ:

На самом деле Арджуна не поступит, как пожелает. Его путь запланирован Богом. Но пока Бог позволяет ему еще можно мыслить так, обещая степень некоторой свободы. Но исход Бог ему уже объяснил и придется действовать согласно своим качествам, согласно Плану Бога, согласно ступени своего материального и духовного развития. Но Арджуна должен как бы и сам начинать сотрудничать с Богом, принять решение Бога за свое, что есть азы преданного служения и обуславливают непременно и дальнейший путь преданного служения, что Арджуне уже не миновать. Обдумывать Арджуна особо не сможет, ибо весь мыслительный процесс и давался и дается и будет даваться только Богом, Арджуна просто входит в него, поскольку это его уровень мышления, стоящий на основе его знаний и качеств, на его интересах и понимании понуждения Бога, т.о. Арджуна и примет тот образ мысли, который, согласно обстоятельствам, и не противоречат его сути и никак не идет против требований Бога, ибо это и невозможно. Поэтому Арджуна поступит так, как желает, какова Воля Бога. Других вариантов нет и ни у Арджуны и ни у кого.