Бхагавад-гита всем. комментарии бога. часть 55. гл

Наталия Маркова
БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. КОММЕНТАРИИ БОГА. ЧАСТЬ 55. ГЛАВА 18. СТ. 64-70. ПРИЛОЖЕНИЕ 5.


64.И снова выслушай Мои Высшие Наставления наиболее сокровенные из всех. Ты должен служить  Мне (желанен мне), поскольку разумен (тверд), поэтому я говорю для твоей пользы.

КОММЕНТАРИЙ:

Надо понимать, что никто не может быть Богу желанным, никогда Бог не объявляет человеку, что он нужен Богу. Бог никогда с человеком не идет на такие разговоры, ибо человек полностью подчиненное Богу живое существо и нет необходимости его в этом плане извещать. Но положение Арджуны таково, что он должен полностью и без сомнения принять передаваемые ему Совершенные Духовных Знания, должен правильно себя при этом проявлять, вдохновиться разговором с Богом, быть заинтересованным. Но ступень Арджуны достаточно низкая. Он не сможет безболезненно принять, что Бог полностью в данный момент и всегда отрешен, что Бог не имеет к нему никаких отношений, сколько-нибудь подобных человеческим, никто Богу не ближе и не дороже, и никому Бог не Скажет, что человек ему нужен по той или иной причине. Бог просто ведет человека, у Бога есть инструменты Управления и согласия человека не надо. В этом согласии Бог не нуждается. Но Арджуну надо все же подбодрить, показать, что в некотором роде он не такой, как все, что должен достойно и правильно принимать Слова Бога. Никогда Бог не скажет человеку что он разумен, ибо и это не так. Любому Бог может дать разум и понимание в мгновение. Но все же и разум, и качества Бог взращивает, делает этот путь развития и естественным, и необратимым, и заслуг человека в этом нет и не может быть, как и похвалы он не заслуживает.

Арджуна же находится на средней или преимущественно не высокой ступени материального и духовного развития, как и большинство его современников. Несомненно, диалог с Богом пойдет ему на пользу, но тем, что послужит все же причиной преданного служения Богу Кришне. Ибо без духовной практики никто не сможет выйти за пределы материального существования. Предстоящие Духовные Знания Бог объявляет наиболее сокровенными из всех, таким образом снова сосредотачивая внимание Арджуны и всех, кто следит за этим сокровенным диалогом. Эти слова Бога обобщают и направляют внимание человека на суть всей Бхагавад-Гиты, на то, что в первую очередь надо извлечь и с чем можно приступать к преданному служению.

65.Думая обо Мне, стань Моим бхактой, поклоняясь Мне, выражай Мне почтение. Так непременно ты придешь ко Мне, Я обещаю тебе, потому что ты Мне дорог.

КОММЕНТАРИЙ:

Азы совершенных знаний, то, без чего невозможно приступить к преданному служению, что должно быть опорой религиозного мышления преданного, Бог излагает сжато, конкретно, как то, что уже теперь, сейчас надо усвоить, на что мыслью в себе постоянно смотреть. Это:

1.Постоянно поклоняться Личности Бога.
2.Выражать постоянно почтение Богу.
3.Постоянно думать о Боге.
4.Стать бхактой Бога.

Однако, это очень специфический разговор с Арджуной. Очень не просто Арджуне слушать Бога, решать свой вопрос об участии в сражении и находиться одновременно под градом стрел. Несомненно, Бог ему дал необходимое состояние, дал ему обещание, что он останется жив, пообещал, что Арджуна придет к Нему… Но все же Арджуне не просто. Поэтому Бог Говорит ему, что он дорог, что Бог обещает ему освобождение… На самом деле Бог никогда и никому не обещает, никому не Говорит, на сколько он дорог, ибо Бог так не работает с творением. Но с Арджуной, учитывая его обеспокоенность, страх, сомнения, нерешительность, а то и панику, Бог Говорит те слова и сопровождает их теми Божественными энергиями, которые успокаивают Арджуну и удерживают его в диалоге, давая правильное мышление, восприятие, реакции, ибо надо полностью выполнить План Бога на диалог и все, что из этого должно  последовать.





66.Полностью откажись от всех других религий и приди ко Мне, предавшись Мне Одному. Я желаю освободить тебя от всех грехов. Не тревожься.

КОММЕНТАРИЙ:

Эти слова Бога обращены и к Арджуне, и ко всем людям, кому Бог дал изучать Бхагавад-Гиту. Однако, эти слова предназначены и тем, кто уже готов оставить другие религии, кто уже достиг необходимые качества. Но такие люди не смогут действовать по собственному желанию. Этими словами лишь брошено зерно в те души, которые уже добрали в материальном мире качества подходящие. Человек просто в себе должен быть настроен на переход на более высокую ступень. Но это будет осуществлять только Бог, в свое время, согласно Божественному Плану; и никто, даже изучив эти Слова Бога, зная каждое слово наизусть, этот процесс не ускорит и не отменит, и не определит для себя, когда оставить предыдущую религии и перейти на новый уровень религиозного развития и практики.

Также, Бог имеет Божественную цель на творение. Но она выглядит иначе, чем сказанное Богом: Я желаю освободить тебя от всех грехов. На самом деле у Бога нет привязанностей, Бог никому не отчитывается о Своей Воле, у Бога, по сути, нет желания, нет привязки к Своему Труду, но есть неукоснительный План Бога. Бог никогда также словами не успокаивает человека. У Него достаточно инструментов энергетического уровня, и Бог просто работает, давая то или иное состояние, абсолютно точно зная, кому, когда, в какой мере и какой силы, и продолжительности надо то или иное состояние претерпеть, ибо речь может идти только и исключительно о развитии творения, и нет здесь никаких особых речей. Но опять же, Арджуна должен в некотором роде чувствовать Божественную Милость, проявленную в форме слов. Но это уникально и тоже надо отнести только к работе Бога; и нет и не может быть здесь ничего и близко к человеческому диалогу и утешению. Ибо Бог утешает Абсолютно и не постижимо, не называя это утешением, но работой в Абсолютном отрешении.

Также Бог никогда не освобождает Сам Лично человека от грехов некоторым мановением Божественной Воли. Полностью от грехов никто и нигде не может освободиться, но путь очищения и ослабления греховной деятельности существует. И это только преданное длительное служение, полное, необратимое, непрерывное, всеохватывающее. А для этого Бог работает, работает непрерывно с творением, подключая его сознание в преданном служении, давая ему совершенные духовные знания, утверждая в них, требуя добродетели, аскетизма, контроля ума, посвящения труда и плодов труда Богу… Это извечная процедура в материальном мире, никто не спрашивает разрешения у живых существ, это процесс естественный, необратимый, многоступенчатый, Управляемый… И никому и никогда Бог не Говорит, что Он желает его освободить… Такого нет. Не тревожится тоже не получится ни у кого, ибо это путь преодолений, путь несколько и болезненный и есть свои страдания и потрясения, но отнюдь не больше, чем для материалистов.



67.Эти Мои Наставления, когда бы то ни было, не предназначены для не исполняющего тапасью, для того, кто не является Моим преданным, не предназначены также для нежелающего слушать Святые Писания, а также тому, кто завидует Мне.

КОММЕНТАРИЙ:

Понятно, что эти сокровенные знания предназначены тем, кто или уже на пути к преданному служению или для тех, кто уже занят преданным служением Богу Кришне. Но для материального человека, который еще идет по пути материального и духовного развития на более низких ступенях, кто привязан к материи, кто подвластен низшим гунам материальной природы, кто зависим от своего труда и его плодов, кто устремлен к посулам материального мира, кто легко вовлекается в материальные игры и роли, желая власти, славы, денег, могущества, кто не посвящает Богу свою жизнь, не занят тапасьей, плоды посвящающей Богу, кто привязан к плодам своего труда, кто еще не получил от Бога желание изучать Святые Писания, такие люди еще идут по ступеням развития своих качеств и пока своими качествами не угодны Богу, а потому не смогут правильно принять и использовать эти Святые Писания. Но и не за горами тот период у каждого, кого Бог поведет к Себе, разрывая все путы материального мира, все привязанности, убирая все наслаждения, показывая человеку, Кто за всем стоит и его положение перед Богом, как и изначальное предназначение. Но все это в свое время, и никому не избежать, ибо другого пути в материально мире нет и не может быть.





68.Любой, кто эти наиболее сокровенные знания разъясняет среди Моих бхакт, делая преданное служение Мне высочайшим, он непременно придет ко Мне, без сомнения.

КОММЕНТАРИЙ:

К Богу Кришне придут все, но каждый в свое время и непременно через путь преданного служения. Но полноценное преданное служение помимо многих духовных практик содержит в себе и проповедь Святых Писаний. Никто этот путь не может избежать, вопрос только за тем, когда это произойдет. Однако, проповедь Бхагавад-Гиты не делает преданное служение высочайшим; это естественная составляющая преданного служения, и каждому Бог дает не только войти в эти знания, но и утвердиться в них. Но чтобы в них утвердиться, непременно надо пройти путь религиозной речи. Распространяя Святые Писания, человек даже в самом начале преданного пути будет стремиться их разъяснять в свою меру, на уровне своего понимания и качеств, ибо, иначе, невозможно в этих знаниях утвердиться и через них начинать мыслить. Эта практика дается Богом в преданном служении всем, этот процесс Управляется Богом, Сам Бог дает человеку через речь и утвердиться в знаниях и пытаться через призму этих знаний отвечать на вопросы. Каждый делает это на своей ступени преданного служения, это есть лишь часть преданного служения и не может рассматриваться как высочайший этап преданного служения. Но этот путь действительно важен, имеет и достаточно высокий уровень, но и это не делает преданное служение высочайшим. Также об уровне ступени преданного служения и уровне обладания человеком совершенными знаниями может знать только Личность Бога. В любом случае, человек, которому Бог уже открыл рот, дал правильную религиозную речь, дал возможность проповедовать Слово Бога, находится на пути к Богу. Большего и лучшего из этого извлечь невозможно. И не следует стремиться.



69.Никогда также среди людей не будет никого другого, кто сделал бы для Меня больше благоприятного; и, поэтому, никого не будет другого, кто был бы Мне дороже в этом мире.

КОММЕНТАРИЙ:

Эти Слова Бога сказаны исключительно для того, чтобы воодушевить Арджуну. Но непременно серьезный преданный должен знать, что нет для Бога никого, кто более или менее дороже. Бог абсолютно отрешен, не имеет чувств к творению, не взирает на лица и то, что достигает человек в преданном служении, это есть только работа Бога. Человек просто ведом и выполняет все, что наметил на него Бог согласно Плану Бога на человека, карме человека и его качествам. Никто не может сделать для Бога более или менее благоприятно, ибо все есть только труд Бога и каждый Управляем Богом, никак сам не является причиной преданного служения, это его естественный путь, обусловленный от начала до конца Волей Бога. Все это лишь поддержка Арджуны, ибо на период диалога Арджуна на такой ступени материального и духовного развития стоял и не мог знать многие вещи касательно Высоты и отрешенности Бога и полной Его независимостью от Своего творения, не привязанный к творению никакими чувствами.



70.Также тот, кто изучит этот наш Священный разговор, он будет поклоняться Мне, принося в жертву знание. Таково Мое Мнение.

КОММЕНТАРИЙ:

Сначала надо поклоняться Богу, преданно служить Богу, проходить аскезы, быть добродетельным человеком, контролировать свои желания, чувства, ум и речь и только потом Бог даст ему возможность действительно не пребывать, а изучить Святые Писания и утвердиться в них и через них начинать понимать Волю Бога и присутствие Бога в материальном мире. Также, знания в жертву не приносят, ибо духовными знаниями наслаждаются. В жертву приносят то, что приносит страдание на уровне тела, ума, чувств. Но чтобы подчеркнуть важность сокровенного разговора, Бог именно так представил значимость Бхагавад-Гиты, и это было необходимо, ибо это были те знания, через которые многие и должны были начать путь преданного служения, ставя перед собой именно эту цель.