Бхагавад-гита всем. комментарии бога. часть 56. гл

Наталия Маркова
БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. КОММЕНТАРИИ БОГА. ЧАСТЬ 56. ГЛАВА 18. СТ. 71-78. ПРИЛОЖЕНИЕ 5. ОКОНЧАНИЕ.


71.Верующий человек, также независтливый, умеющий, опять же, слушать, и он, получив освобождение, достигает благоприятных планет тех, кто занят благочестивой деятельностью.

КОММЕНТАРИЙ:

Если человек верующий, независтливый, умеющий слушать Святые Писания, то он никогда не направляется на райский план, не получает освобождение, но продолжает вращаться в колесе сансары, Милостью Бога развивая те качества, которые приведут на путь преданного служения. Именно так в материальном мире таких людей ведет Бог, направляя всегда не на отдых, не на наслаждения, а на духовную практику самого серьезного направления. Но о планете добродетельных было сказано Арджуне и его современникам, всегда тяготеющих к материальным благам и именно материальные блага на райских планетах желая себе даже будучи занятыми йогой и жизнью в отрешении. Отрекаясь от Земного, они претендовали на еще большее наслаждение и чаще всего ставили своей целью, как  мистические способности, так и жизнь без страданий и в роскоши. Это же сулили им и Веды, это же они преследовали, поклоняясь полубогам в надежде среди них родиться. Уровень развития людей был достаточно не высок, понимание о духовном плане им ни о чем не говорило, им надо было освободиться от страданий, но ценой претерпеваний в условиях Земли, чтобы эти свои наслаждения получить нескончаемо и в самом разном виде. Что хотел услышать Арджуна, Бог знал. И не только он. Отсюда и обещания. Все средства употребимы и святы, ибо они ведут живые существа к Богу. А это труд, а это преданное служение, а это никак не смягчение обстоятельств и не освобождение от страданий, ибо материальный мир так и создан, чтобы лечить, а это именно через путь преодолений, через страдания, через развитие качеств и непременно через всеобъемлющий путь преданного служения.

72.О, Партха, выслушал ли ты все с сосредоточенным умом? Рассеялась ли твоя иллюзия, порожденная невежеством, о, Дхананьджая?

КОММЕНТАРИЙ:

Бог более, чем сам Арджуна, Знает его состояние, Знает все его переживания, все мыслительные процессы, ибо Сам расположен в теле, ибо Сам Управляет человеком, ибо Сам дает все чувства и все преодоления. Но пора было уже завершать диалог, пора было это показать Арджуне через его направление, надо было ослабить в нем напряженность, несколько отпустить внимание, дать осознание, что он все сделал, что от него требовалось, надо было как-то его поддержать. Поэтому и такие Слова Бога. Конечно же, разговор был не простым, требовал большого сосредоточения, требовал и внутренние силы, понимание, переживания. Иллюзия несколько и могла рассеяться в плане постижения Высоты Бога. Но на свой счет Арджуна еще был действительно невежественным, далеко не все усвоил, ибо только продолжительное преданное служение вводит совершенные духовные знания в человека бесповоротно. Пока было ознакомление. Бог еще неоднократно, будучи в нем, напомнит знания Бхагавад-Гиты через путь преданного служения; и здесь через очень не простую духовную практику Бог эти знания утвердит. Но не теперь. Еще есть время. Бог Знает.



73.Арджуна сказал.
О, Непогрешимый, Твоей Милостью иллюзия рассеялась и память вернулась. Я теперь в том состоянии, когда сомнения покинули меня и я готов следовать Твоим словам.

КОММЕНТАРИЙ:

Теперь разговор подошел к концу. Надо помочь Арджуне прийти в себя, осознать свое состояние. Поэтому все, что далее ощущает Арджуна, дает ему Бог – и освобождение от влияния некоторой иллюзии, и восстанавливается память, и внутренняя напряженность ослабевает, сомнения не ощущаются, как будто их и нет совсем… Бог - Высший Управляющий. Бог Знает, что, когда в какой степени и по какой причине дать человеку, какие чувства усилить, что убрать или ослабить и в каком состоянии человек способен воспринимать, следовать, запоминать… Теперь должно быть несколько логическое завершение диалога и через Арджуну. Он должен прийти к некоторому окончательному для себя решению и относительно участия в сражении и относительно Наставлений Бога. Но работа с Арджуной далеко не закончена; Бог с ним, как и с каждым человеком, продолжает работать, на самом деле иллюзия еще далеко не рассеялась, и сомнения еще не покинули, ибо не так все делается, но только через путь преданного служения.





74.Саньджая сказал.
Таким образом, я услышал этот удивительный разговор великих душ Васудевы и Партхи, и волосы у меня встают дыбом.

КОММЕНТАРИЙ:

Саньджаю, секретаря Дхритараштры, также следовало здесь по окончании диалога упомянуть, ибо и это относится к логическому завершению Бхагавад-Гиты. И Саньждая все слышал, и он видел формы Бога, и ему Бог давал переживания, как и необходимый мыслительный процесс, сопровождающий сокровенный разговор Бога и Арджуны. При таких диалогах, имеющих абсолютное значение, когда передаются в материальный мир Святые Писания, Бог всегда дает тех, кто является свидетелем. Таким свидетелем стал Саньджая, слуга царя Дхираташтры; и он тоже, будучи избранным Богом, должен был проявить и свою реакцию, свои чувства, свой страх и восторг, ибо так было задумано Богом. И это было необходимо и в дальнейшем, когда надо было о полученных Совершенных Знаниях Арджуной свидетельствовать перед людьми, быть их носителем, ибо Бог дал Саньждае память и положение достаточное, чтобы в свое время эти знания провозгласить.



75.Милостью Вйасы я услышал эти высочайшие сокровенные знания от Владыки всего мистицизма, Бога Кришны, говорившего непосредственно, Лично.

КОММЕНТАРИЙ:

На самом деле, не милостью Вйасы, но Планом, Волей и Милостью только Бога Саньждая стал свидетелем сокровенного диалога Арджуны и Бога Кришны. Никогда живые существа не могут наделять друг друга могуществом, силой, властью или мистическими способностями. Все есть только Воля Бога и только в соответствии с Планом Бога на творение. Другой причины нет и не может быть.





76.О, царь, вспоминая и вспоминая этот удивительный и благочестивый разговор между Богом Кешавой и Арджуной, я радуюсь снова и снова.

КОММЕНТАРИЙ:

Состояние радости дал Саньджае Бог. Это было необходимо, ибо этим актом передачи совершенных знаний через Арджуну людям Бог дал Величайшую Милость, ибо Указал те знания, те врата к Богу, которые должны были начинать активно выводить людей через путь преданного служения на духовный план. Этот путь не прост, очень долгий, но непременно действенный, абсолютный, всеохватывающий, точно направляющий человека на необходимую духовную практику, дающий человеку высочайшие духовные качества, дающие смысл жизни, цель жизни, понимание своего изначального положения перед Богом, свое предназначения.

77.Также, вспоминая и вспоминая эти удивительные образы Бога Хари, я прихожу в большое изумление, о, царь, и радуюсь снова и снова.

КОММЕНТАРИЙ:

Саньджая не должен был остаться безучастным и к Формам Бога, должен был испытать потрясение, радость, чувства, подобные тем, что испытал и Арджуна. Это его как бы невидимое присутствие в диалоге дало еще одного свидетеля миру, который вместе с Арджуной это увиденное непременно Волею Бога должен был донести до всех, это увиденное должно было стать частью Святых Писаний, и поэтому Бог дает Саньджае и это вспомнить, и этому радоваться, и этому также изумляться.



78.Где Владыка всего мистицизма Бог Кришна и где Партха, носитель лука и стрел, там богатство, победа, сила и непременно нравственность. Таково мое мнение.

КОММЕНТАРИЙ:

Мнение Саньджаи должно было Волею Бога где-то так и прозвучать, дабы третьим лицом можно было увенчать сокровенные знания. Но восхвалять Арджуну не следовало. Но Бог ему дал. Также не следовало считать, что там, где Бог Кришна, там богатство, победа, сила… О нравственности вообще не может быть речи, ибо это сугубо материальное понятие. Но надо знать, что Бог Кришна, Личность Бога никогда не покидает материальный мир, и материальный мир в своей мере и процветает и бедствует, ибо это необходимость, условия его развития. И также надо знать, что Бог не направляет живые существа на процветание в материальном мире, хотя это и дает в свою меру, а направляет материальный мир в лице каждого живого существа по ступеням материального и духовного развития, что есть прежде всего развитие качеств человека, подъем его по ступеням собственной лестницы развития, и это есть в итоге направление на путь преданного служения, духовную практику и достижение тех качеств, которые выводят за пределы материального существования. Поэтому там, где Бог Кришна, там  направление к аскетизму, добродетели,  на труд, посвященный Богу, страдания и преодоления, контроль ума, желаний и чувств… А что касается богатства, победы, силы и нравственности – то все это материя, все это временное, имеющее начало и конец, все это работа иллюзорных энергий Бога. И только путь, посвященный Богу, только нравственность религиозная на основе святых Писаний, только победа, посвященная Богу и не претендующая на плоды, только тогда эти проявления истинны и человек не может быть их причиной. Поэтому заключение, сделанное Саньджаей было сделано в гуне невежества и так должно было быть дано Богом, ибо того требовала общая ступень развития людей времен Арджуны.