На смену флагам и парадам

Игорь Бородаев
   В ночь опять нападал снег. А ведь только стаял...
   Пожалуй, пришло время у окна наблюдательный пункт оборудовать. Или подождать?  До пенсии два года ещё, стоит ли торопиться к старости? Встречаться и знакомиться с капризами природы пока ещё можно наяву. Есть пока силы на борьбу с ленью, и я без надобности спускаюсь по утрам во двор, поскрипывая и покряхтывая.
   В прошлом году этих сорок не видать было, а вот опять появились, прыгают вокруг пса, к воровству приноравливаются.
   За оградой моей вязы разрослись, вот сороки и свили на них гнездо. Каждый год прилетали. В прошлый год ветку с дерева ветром сорвало вместе с гнездом, вот сороки и облетели мои пенаты. Сейгод прилетели, отстроились заново. Те же? Родственники, потомки? Как там у них передаётся по наследству тяга к малой родине?
   Жена выставила птицам корытце с хлебом и зерном - в отдалении от будки, они же к миске собачьей рвутся! Рей спрятался за будкой, подглядывает, следит... Выскочил! Сороки - ф-р-р-р! Разлетелись!
    Как он время для нападения подгадывает? Сколько раз наблюдал, а всё не могу угадать тот пиковый накал, что даёт сигнал к охотничьей атаке. Видать, нет тут никакой логики. Это как тот внутренний голос: "А я разве знал? Просто так ляпнул. Вырвалось".
   Рей никогда птиц не ловит. Куда ему! Не котяра какой  - пёс! Испугает порхатых и снова за будку. Ждёт. Вот такая интересная жизнь у них, у соседей наших по Земле.

                ***

   В Фоминском в тот раз я был по работе. Ездили с Петькой, с шофёром. Места там хорошие.
   Петька остановил на слиянии. Он всегда останавливает здесь - отметиться. Места-то знаковые. Отметились... Лес здесь чистый, людьми не захоженный, да и мы его своими метками особо не порушили.
   Присели на скамеечке на высоком бережку отдохнуть чуток. Специально здесь это место отдыха оборудовали под зонтиком - видно отсюда далеко, и церковь Александра Невского и слияние Бии с Катунью. Берег дальний угадывается, Обский, начальный.
   Посидели, помолчали. А о чём говорить? Промеж нас сказано всё давно, одногодки мы с Петькой. Я затрудняюсь в выборе слов от увиденного, что от Петьки можно услышать обо всём этом? Петька, он в подводниках служил, красот моря так и не разглядел. Им там, в скорлупке этой подводной, всё одно, что нам в танке - все красоты через триплекс. Да и после, на гражданке, Петька все свои дороги прошеферил, вся жизнь его серой пунктирной полосой подчёркнута с недолгими перерывами на парковку.

   Сидим, говорим наскоками ни о чём, по большей же части молчим.
   -Американцев видел?
   -На северо-восток пошли, однако.
   -Мозги мне не парь! Рукой показывай, куда американцы подались!

   -Ну что, Игорёха, поехали?
   -А может, останемся?
   -Тогда точно - поехали!

   Хорошие места. Чистые. Одни только названия всё за себя говорят: Иконниково, Одинцовка, Верх-Обский, Фоминское. Арбузы здесь выращивают самые северные. В городе по лету за одинцовскими арбузами очереди выстраиваются. Я и сам в полной мере оценил вкус и последствия этой радостной ягоды. Уж я то знаю!
   За храмом, чуть поодаль - остановка: "Школьный автобус". Ребятня собралась разновозрастная. В строгом все, в школярском. Не курят. А вот и автобус школьный. До Фоминского, видать.
   Повезло шофёру в таких местах баранку крутить! Чисто везде, дороги ровные и души у всех светлые.

                ***

   После столовой, во время обеденного перерыва, я навострился коротать рабочее время в парке. Руководство наше приноровилось в обеденный перерыв вводные всякие личному составу спускать. Не могут наши командиры спокойно смотреть на бездеятельность подчинённых, всегда найдётся для нас дело в наше законное время для послеобеденного отдыха. Везде хотят выгадать наши активные руководители. На людях - в первую очередь!
   В парке, на скамеечке, хорошо отдыхаеть от неусыпного надзора. На людей можно посмотреть, и не мешает никто. Прохожие не особо заговаривают с мужичками в грязной робе. Неучёные мы.
   В тот раз подошёл вдруг ко мне мужчина престарелый - здоровый, под два метра ростом. Старость, правда, угадывалась уже в его движениях и помутневшем взгляде.
   -Я присяду? Не помешаю? Покурю минутку (достал бычок из нагрудного кармана). Огоньку не найдётся?
   -Не курю. Присаживайся уж.
  -Сейчас скамеечки для курящих трудно найти, - разговорился мужичок, выискивая спички по карманам. -  Везде бабки сидят, непримиримые бойцы с табачным дымом. Войну нам объявили. Не заразе этой - табаку, а нам, людям. Времена нынче такие - склочные. Не прекращается междоусобица с девяностых. Привыкли люди скандалить, и не отучить их никак от противостояния. Не научить людей добрососедским отношениям. Очерствели впредел!
   -Жизнь такая, - согласился я с дедом. - Дикая конкуренция. Кто не успел, тот не у дел. Как движение в пробках на дорогах - точная копия нашей жизни! Суматоха, суета, мат-перемат, а выхода нет, бестолковый раскавардак один.
   -Вот, вот! И я о том же, - обрадовался дед взаимопониманию. - Нет сегодня настоящих дел, фокусы одни. Затеешь что толковое, враз прогоришь. Выживают артисты, фокусники.  Деньги из кармана в карман переложит, и нет тех денег. Вот такой фокус. Больницу какую отремонтировать, денег не хватает. А магазин дворцом отгрохать - на тебе пожалуйста! Скоро город наш из одних магазинов состоять будет. В магазинах будем жить, в "купи-продай" играться.
   С женой поругался, - разоткровенничался дед. - До драки дошло. Дети встряли. Меня из дому попёрли. Как можно?! Что за люди выродились! Перевернулось всё с ног на голову, бошки у всех набекрень посносило! Да что это я к тебе со своими дрязгами? У тебя, может, жена - золото, а я со своей мегерой.
    -Да и у меня тоже не сахар, - признался я. - Только вчера всё ей высказал. У меня выходной был. Под телевизором не сидел, при делах весь день. В частном доме живу, тут всех дел не переделать. Так моя весь выходной бренчала! Всё не по ней. Ни единого доброго слова за день, вот я и сорвался. А и детям мы не указ уже. Тут воспитывай, не воспитывай, улица всё по своему переиначит. Если добро нищее, все тянутся к злу богатому. Правда жизни. Да какая эта правда? Правда, она работает, у неё доказательства есть, результат. Посадил картоху, она выросла - вот правда. А их правда - фокусы! Это ты верно заметил.
   Тут только до меня дошло, с какой гнусной ситуацией я столкнулся:
   -Это каким цинизмом надо обладать, чтобы отца из дома гнать?! Старого, в холод! Не по-русски это как-то. Не принято это никогда было. А ведь не впервой мне слышать подобное. Безразличие к людям - тенденция нашего времени.
    -А кто сегодня знает, как это - жить по-русски. Так, гордимся национальностью, непонятно чем. Или непредсказуемостью своей русской души? За сто лет каждый новый правитель россейский русское по своему переиначивал. Традиций и не осталось в нас, кроме выпивки по поводу и без.
    А погнали меня из дому из-за денег, - продолжил свои грустные размышления мой неожиданный собеседник. - Всегда так бывает по нехватке этих грязных бумажек. Традиция такая у нас, сохранившаяся: нет денег - пошёл вон! Цинизм зашкаливает, правильно ты заметил. Презрение прижилось в людях обеспеченных, и они зло кусают нас своим безразличием.
   -Грязь эта живёт в людях, - согласился я с дедом. - Мы вынужденно соприкасаемся и сами пачкаемся. Коим не отмыться уже. Всё это из окружения берётся, с сообщества нашего, необученного правилам гигиены: морали и традициям.
   -35 лет с женой прожили! - разоткровенничался дед. - Сорок лет машины в Монголию гонял, МАЗы, КаМАЗы. Деньги несчитанные текли, шальные. А вот на пенсию пошёл, они мне десятку начислили. И того меньше! Затерялось там что-то у них, в их век компьютерный(?). А моя бухгалтером проработала. Экономист. Спекулянт - по старому. И пенсия у ей вдвое большая почему-то, хотя заработок до двухсот еле дотягивал. Ветеранша. С медалью.  До сей поры подрабатывает, дебет с прибылью прикидывает для кого-то. А меня в бездеятельности попрекает: лентяй, мол, трутень. Куда я с такой культёй (протянул дрожащую, обмороженную кисть со скрюченными пальцами)? Ни в сад с ней, ни в огород.
   -Они в Собесе премию получают за экономию пенсий, - высказал я своё мнение. - Вот и выискивают неувязки всякие, несуразные. Полную пенсию только проныры получают, работяге, юридически неподкованному, своей пенсии не видать, как шишки на затылке.
   -Сколько слов хвалебных слышно с телевизора про наши новые законы, самые справедливые в мире! - откликнулся дед. - А на выходе получается, что законы те против людей все работают. Откармливаем трутней и отпускаем их по заграницам. Вот по ним и не любят нас в мире. А говорят - за правду.

   За разговорами я и не приметил, что время обеденное к концу близится. Опоздаю на распределение работ - мало не покажется, вплоть до увольнения. Вскочил со скамеечки : "Пошёл! Опаздываю".
   Даже имени не спросили друг у дружки. Оглянулся уже метров за десять:
   -Да ты не отчаивайся, мужик! Всё устаканится.
   Мужик улыбнулся в ответ. Слово доброе к жизни возвращает. Шутливое напутствие даёт надежду.

                ***

   День Единства - самый непонятный для современной России праздник. "С кем единиться"? - фраза, ставшая сленгом этого праздника. "Я не обязан подавать руки всякому отрепью"! А я никогда не сяду за стол, во главе которого сидит мой директор и подобные ему. Не ем я с рук! Вот так и существуем - на нас презрение сверху ручьями, от нас, снизу - ненависть туманом. Какое здесь может быть единство?
   По этому поводу хотел вспомнить последние выборы 2016 года с явкой 48%. Явка выше, чем в Европе. С другой же стороны - это половина россиян, не нужных государству, брошенных, отвергнутых. Это они, игнорируя выборы, голосуют против существующего строя.
   Знаю я этих людей - отвергнутых. Сам из них. Живут они у нас в горе. Ещё в те времена переселялись они в город, с деревни, за лучшей жизнью. Работали на лесозаводе. Трикотажную фабрику построили для этих людей с глиняных склонов, с улицы Гора Лесозавода. Развалили всё, распродали - и деревоперерабатывающее производство и "трикотажку" вместе со зданием - под магазин. Люди остались, никому не нужные люди. Выживают сами по себе, кто как может. Не нужны они новой России, и Россия им не нужна. Они даже под "ветхое жильё" не подпадают - самострой. Нет у них будущего, безысходность одна.
   "Как они живут здесь"? - вырвалось как-то у почтальонши, что спускалась по прогнившим ступенькам с человеческой берлоги, вырытой в склоне горы и огороженной забором - чтоб как у всех было.
   В каждом городе есть своя Гора Лесозавода, Шанхай, Нахаловка. И живут в этих заброшеных районах отверженные, половина населения некогда могущественной державы.
   Никто не поможет этим презренным людям. Руки не подадут. Высокоуважаемые земляки, соотечественники обеспеченные наши, скорее щенка с дороги подберут облезлого, чем помогут неудачникам, звереющим от безысходности.

                ***

   Слияние. Остров Иконников.
   Есть в России места возвышенные, наполняющие жизнь силой и мудростью, живородящие места.
   Слияние - символ единства, символ могущества, преумножитель знания и веры. Так может, места эти и станут первопричиной очередного единения российского? Для людей определённого склада - безусловно. Эти благие места - пристанища единоверцев, единомышленников. По-моему, вполне возможно взаимопонимание верующих и атеистов, если путь у людей един - во благо людское. Возможно это, если атеист проникнется должным уважением к верующим, а христианин забудет о своей снисходительности к душе заблудшей.

   На самом деле, природе далеко по боку человеческая одухотворённость. Поверьте! Ей важен эксперимент. Эксперимент - это столкновения, взрывы, катастрофы, разрушения. Так и людей природа сталкивает лбами, перемешивает наши нравы, мировоззрения, заставляет спорить, буйствовать, драться, звереть. Мы же пытаемся противопоставить себя природе, оставаться людьми, придумываем общественные законы и стараемся следовать им.
   Природа выставляет для нас свои красоты и катализирует ими чувства, пробуждает восхищение. Для кого-то места эти становятся знаковыми, для кого-то - источниками веры. Одни сгорают от восхищения, пишут стихи, рисуют; другие просто кормятся здесь, живут и не замечают красот за повседневностью. А есть такие, кто присосался к одинцовскому тройному соску, и не оторвать никак паразита кровососущего, ненасытного!
   Не расходится единство с божьих мест. Не бывает так. Пока государство и народ - понятия противоположные, пока нет у нас гордости россиянина в пример дворянину, или же человеку советскому, ни о каком единстве и речи быть не может. Пока нет веры...
   Нет веры в России! Сегодняшняя вера - блеф, мода, пародия. Верят в царя небесного, в олуха его поддубного, в экономику слепую, мистикам, чревовещателям, в инопланетян..., только не в человека. Вера в человека - настоящая, реальная, результативная. Такой веры в нас нет.
   Не верю я, что государство вспомнит когда, как был я его защитником, не вспомнит заслуг моих, не поверит, что строил я самолёты, и машины мои летали. Не верит государство в свой народ, поэтому обслуживают трутней элитных иностранные лакеи и обслуга, нерусские машины заполонили наши дороги.
   Да если бы Минин с Пожарским каким-то чудом попали в наше время, тут же в Пхеньян сбежали. Там, в КНДР, сегодня народ самый дружный, самый сплочённый.

   Несвоевременный праздник - этот День Единства. Надо бы страну первоначально отстроить, гражданина воспитать, а потом уже праздники поколений определять. Эти же разрушили всё, а строить не умеют. И учится не хотят - сами всё знают. Опыт прошедших поколений для них не примером, и история российская не нужна.

                ***

   Рей пригрелся на солнышке, уснул, снежок под собой оттаивает. Сороки, почуяв поблажку, нагло забрались верхом на миску и выстукивают по ней клювами бравурные марши.
   А ведь пёс специально оставил на дне, не стал миску вылизывать! Мясо подъел с бульончиком, а сечкой с птичками поделился. Добрый!
   Синички налетели на бесплатное пиршество. Вот-вот залезут на мягкую собачью шёрстку. Шалят, греются.
   Рей приоткрыл глазок. Улыбается. Хи-итрый!
   Вот у кого единству учиться надо! С азов самых, изначальных - уважительному сожительству на Земле. Свои-то накопления утратили, отвергли "изжитые" традиции. Каждый сам по себе. А вы говорите - единая Россия.