Громадьё

Беломорье
- Боже ж ты мой! До чего хорошо в деревне! – думал я, засыпая на сеновале у бабули в деревне. Стрекот кузнечиков, рой ароматов деревенских сопровождал мой сон, являясь дивным аккомпанементом ночи.

Я проснулся от щекотания. - Ох ты, - вспомнил я тут же, что сплю на сене, и что, должно быть, травина забралась под рубаху и щекотит меня.
Я приоткрыл глаз. Руками было двигать неохота. Только-только начало светать. Даже петухи пропели лишь раз.

Но, приоткрыв глаза, я тут же распахнул их широко. И даже от удивления присел, оглядывая себя и пространство вокруг.
На мне гроздьями висели человечки. Вокруг меня собралась, как мне показалось, добрая сотня таких же малышей.

- Э, вы кто это такие? – спросил я одного из них, сняв его со своей рубахи.
- Э, мы-то понятно кто такие. Век здесь живем, да не один. А ты что на нашем сеновале делаешь? Кто таков? – задал мне вопрос малюсенький человечек.
- Ну вот тебе и здрасьте! – сказал я. - Я-то понятно кто. Я Коля, внук Настасьи Потаповны и Михаила Тимофеича. Вот на каникулы приехал. А вы-то откуда тут? Я в деревне каждое лето отдыхаю, но вас что-то раньше не замечал.

- Не было надобности нам выходить, вот и не выходили мы, - сказал малыш. - А теперь появилась надобность. Но мы надеялись на встречу с Михаилом Тимофеичем, а вот вишь-ты как, тебя встретили.
- А, так вам дед мой нужен? Так нет его. Он в город уехал. Через месяц вернется. А я пока вместо деда бабуле помогаю.

- Так что ежели к деду вы, приходите через месяц, - продолжил я. - Хотя чего уж ждать, говорите, может и я вам чем пригожусь. Зачем приходили? Что за нужда вас заставила выйти из подполья, или как там называется место, где вы живете?
-Сам ты в подполье живешь, - обиделся на меня малец. - Мы из страны Громадьё. Знаешь такую? – спросил меня человечек и стал пристально всматриваться в меня.

- Эээээ, - в раздумье я почесал макушку. С головы в тот же миг посыпались мальцы. Оказывается и на голове у меня схоронились некоторые жители загадочной страны.
- Э-э, поосторожней, Коля, пожалуйста, - пригрозил мне пальцем главный малец, тот, который стоял у меня на ладони. - Ты мне всех граждан сейчас распугаешь. Посмотри-ка на себя, а потом на нас. Вишь, маленькие мы. Нас легко обидеть. Даже нечаянно.

- Извините меня, не специально я. Буду, конечно, буду осторожнее впредь, - ответил я. - Ну а страны такой - Громадьё - я не знаю. Даже не слыхивал. Так то наверное сказочная страна. А сказок-то я мало читал. А может вы и вовсе из иностранных сказок в наших местах появились?

- Сам ты из иностранных сказок. Не сказочные мы. А самые настоящие Громадияне. Неужели не слыхивал? А дед твой, Михаил Тимофеич, неужто про нас не говорил тебе?
- Да что-то не припомню. Дед конечно сказочник ещё тот. Сказки он любил всегда. Бабушка его из-за сказок можно сказать и полюбила. Об этом мне правда бабушка говорила. А дед что-то молчит о сказках. А уж про вас и речи не было. Неужто я не пустился бы вас разыскивать, если бы знал о том, что вы есть на свете? Интересные вы люди.

Теперь уж черед пришел чесать голову мальцу главному. Стоял он у меня на ладони, да почесывал свою лохматую голову в глубоком раздумье. А потом будто решился на разговор со мной и продолжил.

- Знаешь, Коля, раз уж пришел нам час разобраться в нелегком для нас вопросе, то откладывать его до возвращения деда не будем. А будем лучше надеяться на твою голову, да на опыт наш. Глядишь, что толковое и выстроится.

Вдруг раздался голос бабушки:
- Коленька! С кем ты беседы ведешь там? Слазь давай. Самовар на столе. Пироги из печи сейчас доставать буду.  Пойду Кляксу подою, молочком свежим тебя побалую.
И бабуля, звеня ведром, прошла в сарай.

Малец, приложив палец к губам, призвал свой народ и меня к молчанию. А потом, достав из-за пазухи ворох цветного порошка, веером пустил его по воздуху, раздув его. В тот же миг исчезло все население страны Громадье. Будто и не было его.
- Иду, иду, бабуля, - сказал я, и осматриваясь, боясь раздавить кого-то из мальцов, поднялся из сена.

Внизу бабуля доила Кляксу - свою любимую козу, звонко стучали струи свежего молока по дну ведра.
Увидев меня, спускающегося по лестнице сверху, бабуля с улыбкой спросила меня:
- С кем разговоры-то вёл? С домовым что ли шептался? Или кикимора к тебе зашла сказку рассказать утреннюю?
- Неее, бабуля. Домового не было, да и кикиморы тоже, но кое о чем я хочу тебя спросить.

- Но это уж за завтраком поговорим, да спросишь что надо-то тебе, - ответила бабушка. И добавила:
- Иди давай, соня, умывайся, да за стол садись. В деревне-то мы рано встаем, с солнцем вместе, да с петухами. Да мы-то привычные к такому распорядку. А тебе тяжко наверное, но деревня-то лечит, да молочка сейчас волшебного Кляксиного выпьешь, совсем другим человеком станешь. Иди, иди, не стой столбом, просыпайся.
И я направился к умывальнику, что был у крыльца. Умывшись по-быстрому, вода ледяной мне показалась, я бегом поднялся по ступеням. Дом встретил меня запахом пирогов и душистостью чабреца, его бабушка заготовила на зиму, да развесила над полатями у печи.

Через минуту появилась бабуля. Накормила меня пирогами с картошкой и творогом, напоила ароматным чаем. А потом уж сказала:
- Ну давай свои вопросы, что на сеновале спросить хотел.
Я, еще сомневаясь в правильности своих действий, немного замешкался. Думая и решая, стоит ли бабуле говорить про мальцов. Поверит ли она мне. А вдруг я тайну мальцов выдам. Решал-решал, а потом вдруг понял, что не зря же мальцы уж не в первый раз приходят. Да еще не куда-то там, к кому-то, а именно к деду и бабуле приходят. И решился:
- Бабуля, - спросил я её, - а знакома ли тебе такая страна - Громадьё? И жильцы её крохотные? Ну вот, размером с палец человека.

И показал бабушке свой мизинец, тем самым определяя размер человечков.
- Конечно, Коленька. Знамо дело, страна знакомая. Правда я там не бывала. Но дед о ней много раз говорил. Да деду-то лучше известна история с народом той страны. Когда-то, очень-очень давно, дед еще не был даже моим мужем, а только сватался ко мне, он рассказывал мне о той стране. Он мечтал попасть туда. Всё-то там у них удивительно было. Он хотел научить их становиться большими. Они грустили, что малы ростом. У страны-то какое название – Громадьё! Большая значит, даже огромная. А они все малыши. Вот и страдали они от несоответствия такого. Но что-то у них с дедом связь прервалась. Дед ждал-ждал их много лет. Но так и не дождался. А, погоди-ка, вспомнила я, дед-то говорил им прийти к нему, когда он чуточку умом обрастет, да секрет может какой узнает, как им из малышей в великанов-то превратиться. Вот, точно! Так и было, как я могла такое забыть-то? Точно! Так все и было. И отложили они вопрос свой на несколько лет. Может на десяток лет, а может и не на один даже десяток.

- Стой-ка, Коленька, а чего это ты спрашиваешь про страну-то эту? Ты-то откуда про неё знаешь? Дед говорил? Или они вернулись - Громадиане?
- Да, бабуля, вернулись они. Вот с утра с ними я и беседовал.
- А, вот оно как, я-то думала, ты с домовым беседуешь, а ты значит с мальцами говорил. Ну и что они говорят? Решили свой вопрос о великанстве?

- Не знаю бабуля, мы об этом еще не успели поговорить. Они, услыхав твой голос, исчезли. Но я надеюсь, что раз нужда их заставила прийти, то вернутся они. А теперь уж я знаю, чего они от деда хотели, может мне и удастся им помочь. Пока не знаю как, но думаю, что нерешаемых вопросов нет.
День прошел в трудах и заботах. Мысли о стране Громадьё иногда всплывали в памяти, но так же и уходили, потому что дела и заботы дня отнимали все время.
Вечером я сходил на речку, искупался, и уже не такой утомленный с радостью возвращался на сеновал.

Стоило мне лишь подняться по лестнице, как меня уже встречали граждане страны Громадьё.
Главный Громадианец обратился ко мне:
- Коля, мы просим прощения за свое внезапное исчезновение утром. Но человеческие голоса нам непривычны, потому и пришлось нам так быстро уйти в свои края. Но вопрос, который не дает покоя нам уже несколько десятков лет, стоит перед нами остро. Мы на своем совете дня постановили, что раз Михаила Тимофеича нет, то ты вполне можешь его заменить. Потому что ты его потомок, значит в тебе течет его кровь, значит в тебе есть и его знания, и его ум, и хватка его. Потому просим тебя помочь нам стать великанами.

То есть я не совсем точен. Просим тебя помочь нам стать размером с человека. Потому что мы считаем так: в стране с названием Громадьё должны жить люди, по величине соответствующие названию страны. Мы не знаем, как это сделать. Но знания человеческие плюс наши знания вполне могут помочь нам решить эту проблему. Так мы считаем.

И главный Громадианец поклонился после своей речи.
На раздумья у меня не было времени. Я посчитал, что то, о чем говорила мне утром бабушка, поможет мне верно высказать свою мысль о Громадианах и их стране.
- Уважаемые жители страны Громадьё! Уважаемый главный Громадианец! Прошу вас выслушать меня. Я понимаю, что ваши размеры, то есть размеры ваших тел, приносят вам мучения не в физическом смысле, а в смысле несоответствия вас и вашего внутреннего состояния. Вы на самом деле великие! Вы большие! В вашей стране есть школы, университеты, планетарии, обсерватории. В вашей стране Громадьё живут выдающиеся люди. Вы громадные в своей душе. Вы огромные, вы даже необъятные. Сила и широта вашей души безгранична. И такое несоответствие названия страны вашей и формы вашего тела вас повергают в уныние. И в вас закралась мысль, которая не дает вам покоя уже многие десятилетия. Эта мысль убивает вас. Она делает вас страдающими жителями такой огромной и щедрой страны Громадьё.

Поверьте мне, не размеры тела играют роль. Не размеры. Но суть ваших душ безграничных, широта ваших душ дала название вашей стране. Вы на самом деле из страны Громадьё! Вы честны и благородны! Вы великодушны и мужественны! Вы бесстрашны и терпеливы! Вы учитесь новому, вы стремитесь к знаниям! Вы и есть то самое Громадьё! Поймите, не в размерах дело, а в сути! Нам, людям, надо бы приходить к вам с поклоном, учиться у вас чудесам овладения собой! Учиться вашему благородству и великодушию! Нам надо учиться у вас многому! Вы уже великаны! Вы великаны в душе!

Я с поклоном отступил к лестнице, закончив свою речь.
Последовало молчание. И уже через несколько секунд раздались крики радости и овации! Мальцы подхватили своего главного Громадианца! И подкидывая его вверх, кричали ему:
- Ты! Самый умный, самый правильный из всех нас! Ты говорил нам об этом же много-много раз! Человек лишь подтвердил твои слова! Мы просим прощения у тебя, о, Громадианец! Сколько времени ты нас терпел! Сколько вынес наших нападок! О! Слава тебе! О! Слава!

Потом они вдруг спохватились и начали водить хоровод вокруг меня! Они пели и дудели! Гвалт стоял такой, что даже Клякса подала голос! Видимо шум ей не нравился.

Громадиане притихли немного. И снова вперед выступил главный Громадианец:
-  Спасибо тебе, Коля, внук Михаила Тимофеича, мы не ошиблись в тебе. Ты не зря являешься потомком главного сказочника. В тебе течет его кровь. Кровь сказителя. Мы даже не жалеем, что вынуждены были ждать много лет решения нашей проблемы. Потому что за это время мы стали еще сильнее и еще дружнее. И мы верим, что не зря когда-то наши мудрецы назвали нашу страну – Громадьё!