Династия. Часть 13 Аспирантура

Вадим Гарин
Предыдущая часть   http://www.proza.ru/2017/09/09/959

Биографические очерки династии лесоводов Капперов. Воронеж 2017 г.

На коллаже: Фото 1 -  Т. Б Дубяго, 1938 г. Фото 2 – кафедра Садово-паркового искусства ЛТА. По центру в группе преподавателей верхнего ряда - Т.Б. Дубяго, а по центру нижнего ряда четвёртая слева аспирантка И.О. Боговая. Ориентировочно начало пятидесятых годов. Фото 3 -  И.О. Боговая, ориентировочно 1954-55 г.  Фото 4 - дочь Инны Оскаровны Вероника Владимировна на фоне своей картины. Ориентировочно 1989 г. Фото 5 – интерьер гостиной в квартире И.О. Боговой на улице Карбышева в С.Петербурге. Фото 6 – И.О. Боговая на фоне картины дочери Вероники. 2009 г. Фото 7 -  Автор с Инной Оскаровной в последний свой приезд в С.Петербург 2012 г. Фото 8 – И.О. Боговая у себя в квартире. Слева на стене портрет её дедушки Доброгорского Ивана Ивановича, справа натюрморт мамы Инны Оскаровны Каппер Нины Ивановны – цветы. 2012 г.


Глава 5.5. Учитель

                Татьяна Борисовна Дубяго (1899 — 1959), так много значившая в жизни  Инны Оскаровны - видный российский ландшафтный архитектор, талантливый педагог, крупный специалист в области садово-паркового искусства. Доктор архитектуры, профессор Ленинградской лесотехнической академии.  Работая в отделе планировки Ленсовета, Дубяго  раскрыла свой талант архитектора-проектировщика под руководством профессоров Л.А. Ильина  (гл. архитектор Ленинграда с 1925 по 1942 г.г.) и Е.И. Катонина (институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина) – корифеев градостроительной мысли того времени. Уже в 1930 году Т.Б. Дубяго принимала участие в подготовке первого плана реконструкции Ленинграда. Работала над восстановлением жемчужины садово-паркового искусства Петербурга – Летнего сада.
                Особенно ценен вклад Татьяны Борисовны в реставрацию Екатерининского парка в Царском Селе, реставрации парковых ансамблей пригородов Ленинграда. На коллаже Т.Б. Дубяго на фото 1.

                После войны Дубяго являлась членом учёных советов ВАКа, Архитектурного совета Ленинграда и Союза архитекторов.  До сих пор Дубяго считается непревзойдённым авторитетом среди многих поколений русских архитекторов, занимающихся организацией ландшафтной среды |1|.

                Огромная заслуга Татьяны Борисовны, как педагога состояла в привлечении наиболее способных студентов к научно-исследовательской работе в области градостроительства и озеленения. Под руководством Дубяго студенты выполнили более трёхсот работ, множество которых были осуществлены. В их числе находилась и Инна Оскаровна.
 
                Закончив Академию с отличием в 1949 году, она решила продолжить занятия научно-исследовательской работой и поступила в аспирантуру при кафедре Садово-паркового искусства под руководством профессора Т.Б. Дубяго, которая оказала огромное влияние на всю последующую деятельность Инны Оскаровны. Фото кафедры времён аспирантуры И.О. Боговой имеется на коллаже (фото 2).

                Много позже, в 2008 г. И.О. Боговая в статье «Первая в России кафедра садово-паркового и ландшафтного строительства отмечает 75 лет»  напишет:
      
                - «За годы существования факультета была создана школа специалистов ландшафтной архитектуры, которые в последующие годы занимались новым строительством и реставрацией парков Санкт-Петербурга – это, во многом, заслуга замечательного педагога Татьяны Борисовны Дубяго. После окончания войны города стояли в руинах. В Ленинграде разрушению подверглись целые жилые кварталы, почти полностью утрачены дворцово-парковые ансамбли мирового значения. Жители города ослаблены блокадой и перенесенными лишениями. Госпитали переполнены больными и ранеными. Студенты после учебы ежедневно разбирали завалы, работали на стройках и в госпиталях. Каким жизнеутверждающим контрастом звучали лекции Дубяго  о садово-парковых композициях, фонтанах, партерах и дворцах!

                На кафедре озеленения населенных мест и садово-паркового хозяйства работали ученые и преподаватели, заложившие научные основы озеленения в градостроительстве. Среди них Н.И. Кичунов, Л.И. Рубцов, В.Д. Трофименко, П.А. Акимов, В.И. Пилявский, О. И. Руднева, В.П. Савин, Г.К. Тавлинова, А.А. Грабовская, Н.А. Ильинская, В.Л. Никонов, Е.К. Ушакова, Г.И. Родионенко» |2|.

                Одной из первых научных тем, выполненной Инной Оскаровной Боговой в аспирантуре под руководством Т.Б. Дубяго  являлась исследовательская  работа о приёмах озеленения посёлков Куйбышевской ГЭС.               

Глава 5. 6. Дела семейные

                Во время учёбы в аспирантуре происходит изменение её семейного положения: она выходит замуж за Богового Владимира Павловича, окончившего Ленинградскую лесотехническую академию до войны и успевшего повоевать на Ленинградском фронте командиром роты войск химзащиты на Ладожском озере – дороге жизни. После снятия блокады работал директором Охтинского химкомбината. Награждён орденами и медалями. Имел орден Боевого Красного Знамени. Ближе к пенсии перешёл на работу в научно-исследовательский  институт при комбинате и преподавал в Ленинградской Лесотехнической Академии им. Кирова.

                Я запомнил Владимира Павловича сильным и крепким мужиком. Он занимался редким, незнакомым и романтичным в те времена видом спорта – ходил на лыжах под парусом по льду Финского залива.
                В Воронеж Боговой приезжал несколько раз. Он занимался с детворой запусками воздушных змеев, которых он мастерил очень профессионально, а моя бабушка Нина Ивановна раскрашивала их акварельными красками. Я принимал самое активное участие во всех поделках. Дядя Володя учил меня склеивать из привезённой им разноцветной пластмассы шкатулки. До сих пор у меня сохранился кусок листа зелёной перламутровой пластмассы и шпуля капроновых ниток, привезённых им из Питера.

                25 июля1951 года в семье Боговых родилась дочь Вероника. Я очень хорошо помню момент появления на свет моей двоюродной сестры. Рожать Инна приехала к нам в Воронеж, к маме с папой (моим дедушке и бабушке). Мы в ту пору временно проживали в  пятом студенческом общежитии, куда нас переселили ввиду ремонта дома. Он сильно пострадал во время войны. Два района города удержали оборону и немцев там не было все дни оккупации: это Чижовский (бывшая Чижовская слобода - Чижовка) плацдарм, прозванный жителями Воронежа «Долиной смерти», где погибло около пятнадцати тысяч наших солдат и северный район сельскохозяйственного и лесного институтов. Там держала оборону 145 стрелковая дивизия, штаб которой размещался в подвале Лесного института. Район нещадно бомбили и обстреливали из артиллерийских орудий. От института сохранилась одна «коробка» северного крыла без крыши, окон и дверей, а наш дом, где после войны поселили преподавателей и технических работников института, пострадал гораздо меньше.  В нём повредили крышу – она сильно протекала, вся кирпичная кладка дома была посечена осколками снарядов. Кое-где зияли сквозные дыры.
                Поэтому всех жильцов выселили на время капитального ремонта дома в мужское общежитие мехфака лесного института, стоявшего напротив. Мы жили в комнате на первом этаже среди нагромождения узлов и чемоданов.

                Никаких условий для проживания с грудным ребенком в комнате общежитии не было. На подоконнике стояли кастрюли, сковородка, ведро с водой, мешавшие мне лазать во двор через окно. Инну с Вероникой привезли на директорской «Победе», которую выделили дедушке по случаю выписки дочери из роддома. Я чувствовал себя именинником среди толпившихся пацанов нашего двора.
                Мне очень нравилось красивое и необычное в те времена имя Вероника. Она была очень хорошенькой. Её купали в оцинкованном корыте, которое бабушка ставила по центру комнаты и все бестолково, так, по крайней мере, мне казалось, бегали вокруг  и суетились.
 
                Во время этого действа меня выгоняли на улицу. А к первому сентября окончили ремонт дома, мы вернулись домой.
                Бабушка купила мне к школе черные мальчиковые – так их у нас называли, ботинки со шнурками и тупыми носами на резиновой подошве. В ту пору вся местная детвора летом ходила  босиком, а зимой в валенках. Поэтому втиснуть мозолистые разбитые ноги в тесные и грубые  ботинки радости не доставляло.   
                Хорошо запомнил, как тётя Инна отвела меня в школу, в первый класс… В школу идти я не хотел, не в пример другим детям, чем очень её удивил. Читать я научился в четыре года и к школе прочёл большинство имеющихся в библиотеке института сказок и других детских книг и совершенно искренне не понимал, чему ещё в школе меня можно научить.
                Тётя меня даже не вела, а тащила за руку, как бычка на веревке. Занятий в этот день не было, чему я очень обрадовался и домой уже летел, как на крыльях. Именно в тот день тётя Инна предложила мне, малому пацану назвать её просто Инна или Инночка, как называла её бабушка.
                Осенью Инну с Вероникой проводили в Ленинград. Впоследствии она вспоминала:
                - «Когда я привезла Веронику в Ленинград, Марта Ивановна (свекровь Инны) – вся такая… дородная, с властным, жёстким лицом, крутилась вокруг и нетерпеливо приговаривала:
                - Какой же ребёнок? Какой же ребёнок? - мы жили тогда у неё в деревянном доме с палисадником, стоящим на месте нынешнего детского сада, который виден из окна кухни двенадцатого этажа моей квартиры».
                Помнишь, Вадик, этот дом? Ты же не раз приезжал к нам в гости с бабушкой …

                В.П. Боговой привел Инну Оскаровну в одноэтажный деревянный дом своей матери Марты Ивановны  (свекрови Инны), в районе Академии на улице Карбышева, во дворе того самого дома, где они с мужем впоследствии получили квартиру и где я бывал пару раз во время приезда в Ленинград с бабушкой.


                - «Марта Ивановна унесла Веронику на кровать, развернула и воскликнула:
                - Какая аккуратненькая девочка! – Инна задумавшись и, продолжила, - у Вероники почему-то не было такого возраста, когда дети «тянуться» и становятся несуразными, как гадкие утята. Она всегда была очень хорошенькая, аккуратненькая»!

                Вероника училась «отлично» и поступила в институт имени И.Е. Репина – так называли в советское время Академию художеств, архитектурный факультет которой она закончила с отличием в 1975 году.
                По распределению работала в Ленинградском зональном НИИ экспериментального проектирования, окончила аспирантуру и работала в группе архитекторов комбината живописно-оформительского искусства. Участвовала в создании музея «Сталинградская битва», музея Седова, театра моды в музее ситцев, музея в Пскове и др.
                Начала выставлять живописные работы во Франции, где была в составе архитекторов-проектировщиков института.

                Вероника провело множество выставок своих работ. В настоящее время Вероника Владимировна проживает во Франции и с 1992 года, она свободный художник.  На фото 4  коллажа, она сфотографирована на фоне своей картины в выставочном зале Монако. Ориентировочно фото 1989 г.

                В период с 1949 по 1954 г. Инна Оскаровна Боговая, работая над диссертацией, преподавала в  Ленинградском техникуме зеленого строительства, где читала дисциплину "История паркового искусства".               

                Я опускаю описание семейной жизни Инны, так как не имел возможности наблюдать её воочию. Знаю из рассказов бабушки, а впоследствии и самой Инны, что она была очень непростой и принесла ей много испытаний и стоила здоровья. Постоянные конфликты со свекровью и мужем привели в итоге Инну Оскаровну к  разводу. Прости меня читатель за это отвлечение, но думаю, что оно в теме - при хорошем семейном климате Инна намного раньше защитила бы кандидатскую диссертацию и имела творческую обстановку для дальнейшего плодотворного занятия наукой.
                С Инной у меня всегда были тёплые доверительные отношения.  Она с горечью рассказывала о своей неудавшейся семейной жизни:
                - "Вообще эта женитьба (имеется ввиду брак с Боговым) была наша с мамой непроходимая глупость. Не надо было мне никакого замужества. Я просто в то время не созрела для этого. Мне надо было просто учиться в аспирантуре, а я... Володя был старше меня на 18 лет! Мы с мамой скрывали это перед папой. Он приносил мне горы цветов - настырно ухаживал. Ну, вообщем так... Не было у меня понимания. С первых же дней я страдала ужасно».
 
                Фото 7 коллажа рассказывает о моём последнем приезде в Петербург. Мы сидели на диване в гостиной и предавались воспоминаниям. Справа от нас располагался стеллаж с книгами во всю стену. На пианино и журнальном столе грудой лежали книги – фото на коллаже 5. Инна находилась в хорошем настроении и охотно позировала.  На 8 фото она на фоне антикварного серванта в гостиной комнате. Слева от неё портрет её деда (моего прапрадеда) Ивана Ивановича Доброгорского.


                Не способствовала диссертационной работе Инны и сложная политическая обстановка в Академии. К началу пятидесятых годов за положительное отношение к зарубежному опыту учитель Инны и руководитель Т.Б. Дубяго была обвинена в космополитизме и низкопоклонстве перед Западом. На собрании ангажированные коллеги разгромили лекционный курс Татьяны Борисовны. Никто публично не выступил в её защиту из-за сильного страха перед реальными последствиями такого шага.
                А в 1955 году вышло постановление правительства "Об укрупнении специальностей". Был ликвидирован факультет городского зелёного строительства в Лесотехнической академии. Осталась только специализация на лесохозяйственном факультете, но искусствоведческие дисциплины при этом сократили в 10 раз. В 1959 году её заставили подписать заявление об увольнении «по собственному желанию», что было для нее большим ударом.  Весной 1959 года Т.Б. Дубяго перенесла обширный инсульт, что привело к ее смерти в октябре 1959 года [2].               
                Академия художеств издала труд всей её жизни «Русские регулярные сады и парки». Это уникальное и ценное исследование, перешагнувшее время, известное специалистам всего мира. Книга стала ценнейшим учебным пособием при изучении студентами русской парково-строительной культуры.
                С конца 2000-х годов Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет (академия) регулярно проводит международные конференции, носящие имя Татьяны Борисовны Дубяго.

Продолжение: http://www.proza.ru/2017/11/25/1635
               

Использованная литература:

1.  И.О. Боговая. Статья «Первая в России кафедра садово-паркового и ландшафтного строительства отмечает 75 лет».
http://www.woodbusiness.ru/newsdetail.php?uid=3516

2.  Монография Т.Б. Дубяго.  под общей редакцией И.А. Мельничук. Вступление. Н.С. Беляев. Посящается 110 летию со дня рождения Дубяго. СПбГЛТА, , 2009 г, ISBN978-5-7422-2431-0, 305 стр.