О бабе розе, деде изе и макаронах

Лев Розенберг
ЛЕВ РОЗЕНБЕРГ

Подруга моей бабы Розы баба Сима с девятого этажа любит всех учить, как надо жить, и всегда заканчивает свои нравоучения одной и той же поговоркой – «жизнь прожить – не поле перейти». Так с этой поговоркой у нас и получилось, но обо всём по порядку.
В тот день наша баба Роза, даже не позавтракав, уселась перед зеркалом приводить себя в порядок, потом надела свой любимый сиреневый костюм и выходные туфли. Такой праздничный наряд баба Роза надевает только по особым случаям – перед походом в театр, в ресторан, к друзьям на юбилей и перед посещением салона красоты.
Я сегодня спросил бабу Розу, зачем ей нужен этот салон красоты, что у неё появились лишние деньги? Моя мама, например, обходится и без этого салона красоты. Сама себе делает маникюр, педикюр, выщипывает и подкашивает себе брови, готовит разные маски для лица.
– Так это твоя мама такая, а не я, – возразила мне баба Роза. – Скажи, внучёк, а тебе нравится твоя баба, когда она выглядит красивой и помолодевшей?
– Да, нравится, – признался я.
– И твоему деду Изе, я знаю точно, что тоже очень нравлюсь, когда прихожу домой из салона красоты. У него сразу как-то по-особенному начинают гореть глаза. Правда, Изя, – улыбнулась баба Роза, подмигнув деду Изе. – Салон красоты, внучек, не только украшает женщину, но и от многих прячем её возраст. После всех процедур я чувствую себя помолодевшей, отдохнувшей, у меня появляется отличное настроение. Мне хочетсявстречаться с друзьями, всех любить и делать много хороших дел.
– Так ты, баба Роза, когда-нибудь после такого своего омоложения в салоне красоты сможешь так помолодеть, что я тебя уже не смогу отличить даже от мамы? – задумавшись спросил я.
– Думаю, что настолько помолодеть у меня уже не получится, – вздохнула баба Роза, – а вот быть всегда в здравии, ухоженной и в отличном настроении, я думаю, тоже совсем и неплохо.
– Бабуля твоя, Таль, – хитро улыбнулся мне дед Изя, – бегает по салонам красоты, чтобы понравиться всем мужчинам нашего дома.
– Да-а! – улыбнулась баба Роза. – И для этого тоже. Какая женщина не хочет понравиться чужому мужчине? – и, вздохнув, добавила: – Хотя всегда нравилась многим, а выбрала себе в мужья далеко не самогокрасивого и спортивного.
– Но очень хорошего!– подсказал я бабе Розе. – Моего деда Изю.
– Не стану спорить с тобой, внучек, твой деда Изя действительно оказался лучше всех моих ухажеров. плюс ко всему сумел смириться с моим непростым, неуживчивым характером. И ещё к сказанному хочу добавить, что он нашей большой любви с твоим дедом у нас появились очень хорошие дети и просто замечательные внуки. Этого вы наша большая радость! Ты, Таль, и малыш Рони. А твой дед Изя нет, чтобы от счастья расправить свои плечи, радоваться своим внукам, в последнее время совсем согнулся в три погибели, стал по росту даже ниже меня. И под старость отрастил себе живот, как у беременной женщины.
– Не слушай, Таль, свою бабу Розу. Это всё зря она на меня наговаривает, – обиделся дед Изя. – Когда я по утрам расправляю свои плечи, то по-прежнему выше почти на полголовы твоей бабы. Ну а живот я тоже собираюсь убрать. С ближайшей пенсии иду покупать себе спортивный тренажёр для качания пресса. А про твою бабу Розу я могу сказать, что хоть и бывает она ворчливой, но по своей натуре очень добрая и хорошая. Я в молодости, признаюсь, был далеко не принц на белом коне, но всё же сумел вовремя обратить на себя внимание самой красивой девушки нашего курса. И вот, пожалуйста, в результате уже почти пятидесяти лет мы с ней вместе, и я скажу вам, внучата, что ваша баба далеко не простая и хитрющая, но меня не упустила решила, что хорошие парни на дороге не валяются. Как ты, Таль, думаешь, твоя баба Роза в молодости сделала правильный выбор?
 – Я думаю, что если бы наша баба Роза в молодости не вышла замуж за тебя, дед, то как бы мы с Роней и с тобой сейчас жили бы друг без друга?
– Всё, друзья, шутки в сторону, – сказала баба Роза, подкрашивая перед зеркалом уже накрашенные губы блестящей розовой помадой. – Изеле, послушай меня. Сейчас я отлучусь на пару часов в салон красоты приводить себя в порядок, и ты остаёшься с нашими внуками за старшего. Сходи с ними на час-полтора в парк. Особенно там, в парке ими не командуй, дай им возможность в волю набегаться, накататься на разных качелях, а потом полчаса поиграй с ними в футбол. Пусть они хорошо устанут и нагонят себе аппетит. Если я не успею за пару часов вернуться домой, ты накормишь внуков сам. Дашь им уже сваренные макароны с тефтелями. Как их кормить, тебя учить, я думаю, не надо. Не забудь подогреть еду в микроволновке. Таль у нас уже большой мальчик, поест сам, ну а Ронюнакормишь ты. Тыкаждый деньвидишь, как я его кормлю. Ничего сложно в кормлении нет. Почитай Роне сказу, поиграй с ним в шахматы. На пожарный случай дай ему поиграть своим мобильным телефоном. Думаю, ты с поставленной тебе задачей справишься. Всё, я побежал, меня уже у подъезда ждут.
Думаете, моя баба Роза, как сказала, сразу так и побежала, как мы иногда во дворе с ребятами в догонялки – кто добежит первым? Как бы не так. Она важно, неспеша, как по телевизору иногда показывают на разныхторжествах английскую королеву, вышла из подъезда. А внизу у подъезда бабу Розу уже ждала легковая машина сына её подруги бабыСимы. Баба Роза неспеша подошла к машине, повесила свою сумочку себе на плечо, посмотрела на верхние этажи нашего дома и, заметив на нашем балконе нас с Роней, сняла с руки перчатку и помахала нам рукой.
В это время сын бабы Симы вышел из машины и открыл перед бабой Розой заднюю дверь, приглашая её сесть в автомобиль. Наша баба Роза ещё с минуту махала нам рукой и лишь потом, поправив на голове свою модную шляпку, неспеша села в машину рядом с ожидавшей её бабой Симой. Сын бабы Симы захлопнул заднюю дверь,сел на своё водительское место, и машина плавно вырулила,наконец, на трассу.

Я думаю, с моей бабой Розой вы хорошо знакомы. Я о ней много рассказывал на сайте в Интернете. Ну а мой дед Изя, скажу вам честно, заслуживает не меньше от меня хороших слов. Скажите, кто, кроме деда Изи, может пойти со мной и с Роней в театр на детский спектакль, по нашей просьбе отложить все свои дела и пойти с нами в парк поиграть в мяч.
Мои мама и папа всегда приходят с работы ужасно уставшими, им всегда не до нас. Моего папу после работы ждёт лишь всегда его диван и компьютер. Мама после ужина, расспросив у Рони, как у него прошёл день в его садике, и проверив выполненные мною домашнее задание, надевает свой передник и идёт на кухню помогать мыть посуду бабе Розе.
А дед Изя в это время может сыграть со мной в шахматы и одновременное на другой доске сыграть с Роней в поддавки. Правда, дед играет в поддавки с Роней так, чтобы Рони обязательно у него выиграл. Дед Изя говорит бабе Розе, что он проигрываетРоне для того, чтобы не отбить у маленького ребёнка желание играть в самыеблагородные игры на земле – шашки и шахматы.
Когда мы с Роней по очереди стоим на воротах, дед очень жалеет нас и бьёт ногой по мячу вполсилы. Дома, когда мы остаёмся с дедом одни, всегда играем в разные игры вместе с ним, кидаем мяч в кольцо, прикреплённое к двери на присосках, играем в жмурки, причём прячемся по-настоящему, чтобы нас долго никто не смог найти. Дед Изя однажды от нас спрятался под кроватью и залез под неё так далеко, что никак не мог вылезти. Хорошо, что мама с папой быстро возвратились из магазина и помогли ему. Дед, улыбаясь, сразу нас спросил:
– Ну, теперь вы мне верите, что я от вас прятался по-настоящему?
А вчера баба Роза ни за что обругала деда Изю. Он купил нам десять лёгких теннисныхшариков, и мы с братом по очереди издалека старлились попасть ими в хрустальный высокий кувшин, который ещё в молодости баба Роза купила в Париже на аукционе.

В прошлом году дед всех известил, что ему срочно нужно на две недели съездить в Кирьят-Ату к своему родному брату Ромке. Ромка очень серьёзно заболел и просил его приехать с ним уже проститься. Все домашние очень расстроились таким известиям, а дед Изя обещал каждый день звонить домой и сообщать о здоровье брата. Ровно через две недели дед Изя вернулся домой и не один, а со своим страшим братом Ромкой, оба здоровые, целые и невредимые. Оказалось, дед по большой просьбе своего старого балабая в связи с крайней его необходимостью проработал у него две недели. Там же в кабинете балабая и спал, а на заработанные таким образом деньги купил бабе Розе к её семидесятилетию набор ювелирных изделий – серёжки, перстень и цепочку с кулоном, украшенные драгоценными камушками. Вот такой мой любимый дед Изя без всякихприкрас, добрый, преданный,ласковый, а иногда, когда очень надо, и непредсказуемый.

Самым большим увлечением деда Изи являются шахматы. Он каждый день играет в свои шахматы со своими друзьями-пенсионерами, и с папой, и со мной, и с нашими гостями, и даже сам с собой, и ещё умудряется по разным книжкам решать шахматные задачи. Угадайте, сколько разных комплектов шахмат есть у нашего деда? Ни за что не угадаете. Я вам сейчас все и перечислю. Это – два комплекта обыкновенных деревянных, которые лежат себе в специальных шахматных коробках, постоянные, которыми дед играет только дома за нашим журнальным столиком, который посредине расчерчен на шахматные клетки; подарочные в красивой упаковке, доской для которых служит сама коробка; и стеклянные карманные, которое вместе с коробкой могут вместиться в любой карман. Сами эти шахматы величиной с полмакаронины.
Со мной дед Изя играет только простыми деревянными шахматами, костяными шахматами только с нашими гостями, после всяких домашних празднеств и застолий, за нашим журнальным столом. Ну а подарочные шахматы дед всегда таскает по вечерам с собой в парк на встречу с друзьями в специальной кожаной сумочке.
Дед Изя говорит, что по натуре он нисколько не суеверный, но когда он играет своими подарочнымишахматами, то никогда не проигрывает, даже дедушке Пине с седьмого этажа, а у дедушки Пини дома есть удостоверение, что он когда-то был даже мастером спорта по шахматам. Ну а маленькими карманными наш дед совсем не дорожит и часто ими играет с нашим Роней, в основном во время кормления. Сначала он просит маленького Роню найти в коробке короля с королевой, потом всех офицеров, потом посчитать, сколько разных фигур в коробке и сколько есть белых пешек и столько чёрных. Потом просит Роню показать, какая фигура как должна ходить по шахматной доске, а потом начинает играть с Роней шахматами всвои поддавки.
Сегодня вначале у деда с Роней и со мной всё было как по нотам. Мы, вволю набегавшись, дома сами уселись за стол и сказали деду Изе, что оба ужасно проголодались и очень хотим кушать. Дед, удивившись, быстро разогрел в микрогале макароны, и мы с Роней с аппетитом стали их уплетать. Дед, увидев, как быстро с тарелок стали исчезать макароны, очень обрадовался и решил, что нам его помощь больше не нужна, и уселся в кресло перед телевизором, чтобы посмотреть последние новости. Я быстро справился с едой, а брат один не захотел есть свои макароны и стал из оставшихся макарон строить на столе домик.
Дед Изя,увидев это, ужасно рассердился и стал по-хорошему уговаривать егосъесть макароны. НоРонюуговоритьбылопростоне возможно, не помогали ни уговоры, ни мобильный телефон, нисвязка ключей, ни альбом с фотографиями, и толькокарманные шахматы помогли деду впихнуть в рот Роне большую ложку макарон, но чтобы до конца дослушать последниеизвестия о события на Ближнем востоке, дед всунул Роне в рот ещё одну ложку макарон.
Сначала Роне совсем не мешал полный рот макарон играть с самим собой в шахматы. Но через несколько минут макароны во рту стали ему мешать проглотить сразу все макароны, у него почему-то не получилось, и он стал ими давиться. Дед Изя испугался и заставилРонювыплюнуть макароны. Рони послушно выплюнул макароны, но давящий кашель не прошёл.
В это время из салона красоты вернулась наша баба Роза, взглянула на Роню и сразу наехала на деда.
– Что ты за человек, Изя! На тебя нельзя оставить детей даже на пару минут. Куда ты смотрел? Маленький ребёнок не может просто так, без причины поперхнуться. Ты, наверное, напихал ему в полный рот макарон большой ложкой, сам в это время сел смотреть свой телевизор.
– Баба Роза, ты права, – выдал я своего деда. – Так дед Изя и сделал. Всунул Рони две ложки макарон, а сам пошёл смотреть телевизор.
– Изя, я сегодня же отнесу все твои шахматы в мусорный бак, а когда в следующий раз мне придётся оставить детей на тебя, я заберу с собой все пульты от телевизоров.
– Баба Роза, а про компьютеры ты забыла? – напомнил я ей. – У нас дома целых три компьютера – твой, мой и папин. Скажи, как ты сможешь сразу их все унести? Это такой большой вес.
– Изя, – всё не успокаивается баба Роза, – скажи, Рони, когда ел макароны, играл с твоими шахматами? Да? Немедленно проверь, все ли шахматы на месте.
Дед быстренько просмотрел свои шахматы и, опустив свою голову, признался, что одной чёрной пешки не хватает.
– Такого не может быть! – не поверила деду баба Роза. – Рони уже большой мальчик и не мог, я думаю, спутать макароны с шахматной пешкой. Для самоуспокоения надо срочно найти эту злополучную пешку. – И она прямо в чём была – в своём выходном сиреневом костюме и в модных французских туфлях опустилась на колени и полезла под стол искать эту чёрную пешку.
Я конечно, срадостью тоже полез под стол помогать ей искать шахматную пешку.
В это время пришла на обед мама. У неё каждый день перед второй сменой с часу до четырёх обычно бывает перерыв на обед. Зайдя в дом, мама увидела испуганного Роню, плюющего вареными макаронами. Узнав, что маленький Рони вроде проглотил шахматную пешку, очень испугалась и сказала нам, что это проклятая стеклянная пешка может проскользнуть брату в кишечник и закупорить его, и что надо срочно ехать с Роней в ближайшуюбольницу сделать ему рентген, а потом постараться как-то без операции достать эту пешку.
К этому времени баба Роза, не найдя никакой пешки под столом, очень расстроенная медленно держась двумя руками за край стола, поднялась на ноги и со злостью сказала деду:
– Ты, Изя, ещё не такой старый, как прикидываешься. На шахматы свои у тебя мозгов хватает, а чтобы как следует накормить ребёнка, уже окончились? Пропали?
А мама в это времявзяла на руки уже немного успокоившегосяРоню, положила его животиком на одну руку, а второй рукой стала потихоньку постукивать его по спине.
У Рони снова появился кашель, а потом изо рта стали выходить плохоразжёванные макароны. Стеклянной пешки среди макарон так и не оказалось.
Мама вздохнула и срочно стала надевать на брата куртку, чтобы ехать с ним в больницу. Она всунула одну его ручку в рукав кутки, а вторая почему-то лезть с куртку не хотела. Мама разжала кулачок Рониной руки, а в ней, – вы мне не поверите, – лежала эта самая злополучная стеклянная пешка.
После таких приключений мама и баба Роза, посовещавшись, решили моего деда сегодня больше не пилить, то есть не ругать.
Во-первых, что только в этой жизни не бывает. Во-вторых, баба Роза вместе с мамой своим недоверием устроили в доме переполох, пожалуй, не меньше нашего деда Изи.
А в-третьих, мама с бабой Розой решили, что для порядочного человека самым большим наказаниемявляется, когда о его даже неумышленном поступке ему не напоминают. А баба Роза всегда у нас бывает права, даже если бывает права и не очень.
А что наш дед Изя? А онаккуратно собрал в коробочку все стеклянные шахматные фигурки и выбросил в мусорное ведро.
Вот и конец моей самой правдивой на свете истории.

25 апреля 2017 года
Ашдод.