Сон с продолжением

Ольга Ацегейда
               Иду по улице, чувствую, что нахожусь в чужом городе. Другие дома, деревья, даже запах другой. Может я где-то в отдаленном, незнакомом районе своего миллионника? Всматриваюсь в здания, пытаясь найти хотя бы название. И не зря. Читаю: «Улица лейтенанта Цветкова.» Надо же, фамилия какая красивая, впервые встречаю. Да, в нашем городе такой точно нет. Где же я тогда и как сюда попала? И кто он- этот лейтенант Цветков? Судя по званию, ещё очень молод. И, скорее всего, погиб при исполнении, ведь за просто так улицу чьим-то именем не назовут. А значит, герой войны. Может афганец, милиционер, пограничник или участник локального военного конфликта… Мысли бегут.
             Резкий солнечный свет вдруг пробуждает меня. Ничего себе, да это же сон! 
             День начался. А лейтенант Цветков так и не выходит из головы. Ради любопытства задаю в инете: «Где в России улица лейтенанта Цветкова?» Получаю ответ: «Город Воронеж. Улица лейтенанта Цветкова с номерами домов.»  Вот это да!!! Аж мороз по коже пробежал. Значит он был, этот лейтенант и прожил жизнь свою коротко и ярко. Теперь пытаюсь всё узнать об этом человеке. Хочу, чтобы о нём знала не только я. Читаю, что есть спецпроект РИА «Воронеж» о героях Великой Отечественной войны и улицах в их честь. Он так и называется: «Улицы победителей», а Евгений Цветков- одна из страниц проекта.
            «Евгений Цветков (28.12.1916 – 19.07.1942) лётчик, лейтенант, командир авиационного звена 2-ой авиаэскадрильи 683-го штурмового авиационного полка 267-й штурмовой авиадивизии. Награжден Орденом Красного Знамени. Родился на Донбассе. В пилоты пошёл в конце 30-х годов по призыву: «Дать стране 10 тысяч летчиков!», когда СССР начал увеличивать армию.» Конечно, парни, которые шли туда, не собирались сбрасывать бомбы или драться в небе, они просто учились летать. Но судьбы всех оказались похожими. Началась война и нужно было защищать небо Родины.
              «Цветков прибыл в Воронеж 30 июня 1942 года, когда начался самый драматичный момент обороны города. Переправа через реку Дон у пригородного села Малышево была одним из стратегических пунктов. Через полуразрушенный мост велась эвакуация мирного населения, раненых и разрозненных подразделений, отбившихся от своих частей. 3 июля 1942 года переправа стала подвергаться артиллерийскому обстрелу, а затем массированным бомбардировкам с воздуха. Начались кровопролитные бои.  Село несколько раз переходило из рук в руки. От батальонов и небольших сил артиллеристов осталось несколько десятков человек. Подразделения 498-го полка и 110-й танковой бригады из подоспевшего танкового корпуса Черняховского два дня сдерживали наступление превосходящих сил противника, неся при этом серьёзные потери.  Нашим летчикам была поставлена важная задача- сорвать немецкую переправу войск на Воронеж.»
             «6 июля, при штурмовке войск противника, группа в составе пяти самолетов, ведомая лейтенантом Цветковым, была атакована шестью самолетами врага, но отбиваясь от немецких лётчиков, боевое задание выполнила, уничтожив до 20 танков и автомашин и не менее 200 солдат и офицеров противника.» Об этом эпизоде в районе Малышевской переправы через реку Дон было сказано в наградном листе героя.
             Жизнь молодого Евгения Цветкова оборвалась в небе 19 июля 1942 года и, несколько лет пилот считался пропавшим без вести. Похоронен герой в братской могиле села Масловка недалеко от Воронежа. В его честь названа одна из улиц посёлка и улица в Воронеже. 
           Мама Евгения Цветкова приезжала в Масловку в шестидесятых годах. Она выступала в местной школе, рассказывала, что ее сын был очень талантлив. Женщина подарила учебному заведению толстую тетрадь с его литературными произведениями и рисунками, но дорогие её сердцу фотографии, стихи и наброски бережно не хранились и, бесценное наследие было безвозвратно утрачено в лихие девяностые.
         Узнав о человеке, в честь которого названа улица, где я странным образом оказалась во сне, подумала: «Если вдруг, такое приснилось, значит это для чего-то нужно». Да, наверное, нужно помнить. И поминать.  Мне будет не трудно в поминальной записке о погибших на той войне родных,к пяти именам добавить ещё одно - воин Евгений. И Вы, когда- нибудь, напишите. Парень не успел оставить после себя тех, кто смог бы в его памятные даты зажечь свечу в храме. Ему не исполнилось ещё и двадцати шести лет.

Цветков. Красивая фамилия, такую продолжать...
Но воину за Родину пришлось её отдать.

        Сердечное спасибо авторам спецпроекта РИА «Воронеж» «Улицы победителей»  корреспонденту  Елене Миннибаевой и историку Владимиру Размустову за память, интересные сведения о герое и фото.

               Р.S. Спустя 80 лет со дня гибели летчика, летом 2022 года, удалось посетить захоронение №211 в селе Масловка под Воронежем, когда мы с близкой подругой возвращались после доставки гуманитарного груза в военные госпитали Белгородской области. Слава Богу за всё!