Волхвы - святые маги

Михаил Моро
Слово «волхвы» сегодня услышишь не часто. Но ни одно Рождество ни на Западе, ни на православном Востоке не обойдётся без этих фигур. Без поклона волхвов священной колыбельке в яслях. Кто же эти таинственные странники?

Поклонение волхвов — евангельское краткое упоминание (Мф. 2:1—11) и популярный богословский и иконографический сюжет о мудрецах, пришедших с Востока, чтобы поклониться младенцу Иисусу и принести ему дары; празднуется христианами.

У авторов Блаженного Августина (354—430) и Иоанна Златоуста (ок. 347—407) волхвов насчитывалось двенадцать, но, вероятно, от тройственности даров их число свелось к трём, а Беда Достопочтенный (ок. 672/673—735) дал им имена — Каспар, Мельхиор и Бальтазар, царское происхождение и родину. Поэтому в некоторых странах отмечается как праздник трёх царей или праздник Богоявления.

Маги были всегда

В древности волхвами называли тех, кто занимался магией. Считалось, что маги наделены особым даром знаний, скрытых от разума обывателей. Иначе их именовали ещё мудрецами. Родиной волхвов и волхвования считается Древний Восток. Одни писали словесные талисманы, исцелявшие от болезни, сглаза и напастей; другие читали заклинания; третьи занимались астрологией. Кстати, астрологи (их ещё называли халдеями) были самыми известными. Они и до сих пор наиболее востребованы.

У разных народов были свои волхвы. Наиболее часто они встречались у евреев, египтян, персов, греков, римлян. К премудрым людям, в зависимости от страны, относились по-разному. Например, египтяне считали волхвов учёными. Греки – колдунами. Евреи – толкователями снов. Некоторые народы – бытовыми чародеями. Римляне же – обыкновенными обманщиками, а их гороскопы – подтасовками для наивного простонародья.

Из чародеев – в короли

В исключительное положение попали волхвы, встретившие в Вифлееме новорождённого Христа (по календарю от основания Рима тогда шёл 748 год).

В христианской вере трёх волхвов возвеличили за то, что они первыми прибыли к священному вертепу с Девой Марией и Младенцем, принеся ему дары. Здесь они предстали уже не магами-чародеями, а живыми свидетелями чуда, поклонившимися таинству от всего простого человечества.

Согласно апостолу Матфею, волхвы жили где-то на востоке. Они увидели в небе звезду и поняли, что она является знамением. Последовав за её движением по небосводу, они пересекли несколько государств и прибыли в Иерусалим. Там они обратились к правящему государю этой страны, Ироду, с вопросом, где они могут увидеть только что родившегося Царя Иудейского.

Ирод встревожился этим известием, но вида не показал и вежливо проводил волхвов из дворца, попросив их, когда они найдут Царя, сообщить ему, где он находится, «чтобы и мне пойти поклониться Ему». Путешественники покинули Иерусалим и последовали дальше за путеводной звездой, которая привела их в Вифлеем. Там они нашли Марию с младенцем, поклонились ему и принесли дары.

"Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
(Мф. 2:9—11)"

"…и поднесли ему дары (подарки) свои: золото, ливан (ладан) и смирну (драгоценное благовонное масло)." Евангельский рассказ о принесении даров показывает исполнение ветхозаветного пророчества о том, как язычники принесут свои дары Царю Израиля: "…цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему…
(Пс.  71:10—11)"

После этого волхвам во сне было дано откровение, что к Ироду возвращаться с вестью об успехе их путешествия не стоит, и они отправились домой другой дорогой. Не дождавшись их, разгневанный Ирод устроил избиение младенцев.

Принесённые волхвами дары имеют символическое значение:

    Золото — царский дар, показывающий, что Иисус был Человеком, родившимся, чтобы быть Царём;

    Ладан — дар священнику, так как Иисус пришёл стать новым Учителем и истинным Первосвященником;

    Смирна — дар тому, кто должен умереть, так как смирну в Древнем Израиле употребляли для бальзамирования тела умершего. Этот дар отсылает к грядущей искупительной жертве Христа — одним из эпизодов Страстей Господних, увенчавшихся Распятием, будет умащение ног Спасителя миррой, а перед погребением его тело было умащено благовонным составом из смирны и алоэ.

Волхвами и их дарами была заложена широко известная традиция дарить подарки на Рождество.

Божия Матерь бережно хранила дары и перед своим Успением передала их Иерусалимской церкви, где они находились до 400 года. Позже византийский император Аркадий перенёс дары в константинопольский храм Святой Софии.

Золотой ларец XV века, содержащий дары волхвов, ныне хранится в монастыре Святого Павла на горе Афон. Преподнесён в дар монастырю в 1470 году Марой Бранкович, дочерью правителя Сербии Георгия Бранковича, вдовой османского султана Мурада II, крёстной Мехмеда II Завоевателя. Согласно преданию, Мария лично хотела принести дары волхвов в монастырь, но перед стенами её остановил небесный голос и напомнил о запрете женщинам находится на Святой Горе. В память об этом монахи установили крест, который называется Царицыным, а в стоящей рядом часовне изобразили встречу великих святынь насельниками обители.

Так трое волхвов, представителей разных рас, попали почти в ранг царей – Мельхиор, Валтасар и Каспар. Что мы знаем об их жизни? Известно, что спустя годы, когда Христовы апостолы рассеялись для проповедей Евангелия по всему миру, апостол Фома встретил их в Парфии. Здесь все трое приняли от него крещение.

Легенда гласит, что царица Елена смогла отыскать их мощи; сначала они хранились в Константинополе, затем их перенесли в Медиолан (Милан), а потом эти черепа определили на вечное хранение в Кёльне.

Издавна в Западной Европе Мельхиору, Валтасару и Каспару посвящают особый праздник Трёх царей (6 января). Так, в Испании он проходит с большим размахом. В этот день улицы заполоняет ребятня в ожидании проезда трёх нарядных королей и раздачи сладостей. Несмолкаемый шум, гам, разноцветная свита, фейерверки сопровождают шествие героев дня. Даже Санта-Клаус не пользуется здесь такой популярностью, как Мельхиор, Валтасар и Каспар.

Погадать на жабе

А что известно о волхвах в истории Древней Руси?

Есть старинный сказ 912 года о кудесниках. Именно тогда один из мудрецов предсказал странную смерть князю Олегу.

По летописи «Повесть временных лет», из-за неурожая в 1024 году восстали волхвы в суздальских землях, начавшие убивать «старшую чадь» – местных вождей-старейшин, назвав их виновниками страшного голода.

В древнем Киеве чародей-волхв предсказал, что Днепр потечёт назад, земля греческая станет на месте русской, а русская на месте греческой. Ему, конечно, не поверили. Ночью предсказатель бесследно исчез.

В Новгороде один кудесник публично пообещал перейти реку Волхов «аки посуху». Народ удивился, взволновался – да и убил его.

Как правило, рядовые русские чародеи любили волхвовать на животных, часто на жабах, лягушках, змеях и других неприятных и скользких тварях. Колдовали на металлах (золоте, железе), на воде, на предметах. Конечно, не бескорыстно.

Волхвы-колдуны оставляли в наследство потомкам множество заклинаний, заговоров, наговоров, нашёптываний, гаданий, рецептов на будущее. В народе сборники таких премудростей назывались «чёрными книгами». Из последних известны «Волховник», «Астролог», «Тайная Тайных» или «Аристотелевы Врата».

«Волховник» принадлежит к разряду запретных сочинений в русской народной письменности, составляющих особенный отдел суеверных и гадательных книг. Здесь излагались, главным образом, правила, как по разным приметам гадать, т. е. узнавать то, что скрыто перед глазами человека в настоящем и в будущем времени. Книга делилась на главы, из которых каждая занималась одной приметой и носила соответствующее заглавие, например воронограй, куроклик, птичник, трепетник, сносудец, путник, зелейник; последний разделялся еще на травник, цветник и лечебник. Главы эти часто переписывались и распространялись среди народа отдельно.


«Волховник» (примеры из «Волховника»)

1. Слова на зачин

Починаются добрые слова от старых стариков, от великих вещих родов, в которых родех велись слова сильны, и удалы, и велики! Гой!

 
2. Слова на обережье во промысле волховском

Встану я, благославлясь, пойду из избы дверями, со двора воротами, во чисто поле, во чистом поле стоит дуб могучий, у того дуба горит огонь горючий, стоят там старцы старые, поют старцы старые песни всему миру изначальные, сказуют старцы старые про все рода волховские. Подойду аз, [имярек], к тем старцам старым поближе, поклонюсь им пониже.
Гой еси, вы старцы старые, честные родители!
Станьте мне во промысле волховском во помощь да во пособь!
И в год, и в месяц, и в день, и в ночь, и в час, и на минуту, и сейчас, и на всякий час, и на всякое время, чтобы не было ничего лишнего, ничего иншего, все по добру да по здорову!
И ставят старцы старые крепкие тыны от Земли до Неба, от Неба до Земли, от восхода до заката, от полудня до полночи, и подите вы, всякие порчи, всякие болезни,всякие лиха и невзгоды, во морскую пучину, под белый камень, под белый остров,а тамо вам выходу несть! Гой!


3. Слова на раскрытие волховского Ведания

Ходит стар-матер старик по миру, ходит, ищет стар-матер старик да неполного, еще хочет стар-матер старик дополнити. Наполняет стар-матер старик братину, добру братину медом хмельным, а тот мед есть диво дивное, а тот мед есть Веданье истое. А тот мед никому не истощити, а ту братину никому не исчерпати. Апускает стар-матер старик братину по кругу: пейте, люди, Веданьем полнитесь!Гой!


4. Слова на исцеление

В чистом поле текут тридцать три реки, и две реки, и едина черна огненна река Смородина.
Бежит по той черной огненной реке Смородине мала лодья, в той малой лодье сидит стар-матер старик,голова у него бела, борода седа, везет он наго мертво тело, а то наго мертво тело болями покручено, бесами замучено.
Приплывает та мала лодья ко острову Буяну, на том острове Буяне стоит дуб могучий, у того дуба белый камень лежит, из-под камня вода бежит, на камне чара стоит. А как тот стар-матер старик берет ту чару заветную, наполняет ее из потока бегущего,поливает той водой наго мертво тело, поливает, приговаривает: было тело живо, стало тело мертво!
А как тот стар-матер старик наполняет чару вновь да по иншему, поливает той водой мертво тело, поливает, приговаривает: было тело мертво, стало тело живо! Буди мое слово крепко!
Это тело духом наполняется, кровь по жилам разливается, во очах красно Солнце разгорается, по косицам мелки звезды рассыпаются, во костях скатный жемчуг переливается, с тем [имярек] просыпается, душа в живо тело возвращается! Гой!


5. Слова на посох

Стоит столп на росстани, от Земли до Неба, от Неба до Земли, а сей столп — Сила Неистощимая, а та Сила есть Рода Крепь!
А и возьму аз,[имярек], посох, и пойду на росстань, и поставлю посох Силе Родовой на поставление, моему Духу на укрепление, тако водобро бысть!
Соплетаю ту Силу своим словом верным во узорочье надежное, во посох заклинаю, и тот посох человечьему Духу на восхищение, и Небесной Силе на нисхождение.
Сие слово есть утверждение, и направление, им же утверждается и направляется и всякая Сила замыкается.
Мое слово крепко! Гой!


6. Слова на чару

Ты, Небо, видишь! Ты, Земля, слышишь дело мое справное!
А на небе звезды горят огнем негасимым. А вы сойдите, звезды, да во чару мою! А во чаре моей вода из загорного студенца, что протек из под бел-горюча камня Алатыря,всему миру на исцеление, всему миру на очищение.
А ты, чара, всякую скверну вымываешь, а ты, чара, всякую скорбь утишаешь, а ты, чара, всякую негожесть ладишь. А кому, чара, из тебя пить, тому силу рода крепить! Гой!


7. Слова на нож

На море Океане,на острове Буяне стоит столб железный, на нем муж железный, закаливает он железо-булат, кладет на железо таковы слова:
Загавариваю все духи преисподние и земные, лесовые, луговые, водяные и болотные, ветряные игорные, и всякие бесы шалые да беспутные, и от злых человек всякую злобу и лукавство, и зависть, и ревность, язычное уядание, лихой взгляд и иные урокизлые пакостные, и злые примолвы бесовские, и заклинания душепагубные и теловредные, и недугования, и всякие пагубы на живота умаления. Не бывати вам ни во дни, ни во ночи, ни во утреней зори, ни во вечерней зори, ни при путях,ни при распутии, ни при реках и берегах, ни при горах и долах, ни при лесах и болотах, ни во дому, ни во всяком строении! Где сие железо есть, там Кривдынесть! Гой!


8. Слова на громовую стрелу

Как из-за моря синего выходила туча грозовая и проливала дождь, и земля плодоносила. И из той тучи грозной вылетал сокол ясный, кинул сокол громовую стрелу да во сыру-землю,и отродилось от громовой стрелы полымя жаркое.
Подойду аз, [имярек], ко бел-горючу камню поближе,поклонюсь ему пониже и возложу требу Перуну Могучему, благослови и постави, Перуне-Батюшка,держати силу огня небесного!
Возьму аз, [имярек], громовую стрелу и скажу таковы слова:
Гой еси,стрела громовая! Ты крушишь леса дремучие, болота зыбучие, содрогаешь мать сыру-землю, в тебе сокрыта сила могучая, быстрокрылая, необоримая! Будь ты мне покорна и угодна, от Перуна милостива.
А был бы я больший-набольший, а будь у меня все в послушании, в послушании да в повелении,по добру, по здорову, како дедами родными речено, заповедано.
А ключ от сих слов в небо, а замок в море! Гой!


9. Слова на ключи

Здуни же,Стрибоже, с Небес ветри Своими мои слова сильны за море Океан, ко князю Трояну по тридевять ключев.
Благослови мя,Трояне, на промыслы хожалые, на хождения легкое, на раскрытия силы глубинныя, а мне ту силу сдержать, а мне ту силу ведати!
И емлю аз, [имярек], тридевять ключев, и отопру аз, [имярек], теми ключами морскую глубину,земную ширину, небесну высоту.
И тем моим словам ключ, а тому ключу всех замков открывание, и всех дорог прохождение, и всего сокрытого Веданье!
Мое слово крепко! Гой!


«Аристотелевы врата» или «Тайная Тайных»

     «Аристотелевы врата» или «Тайная Тайных» - древнерусский вариант памятника, пользовавшегося исключительной популярностью во всей средневековой Европе и известного там под заглавием "Secretum Secretorum". Сочинение это восходит в конечном счете к арабскому оригиналу VIII-IX вв. и представляет собой собрание житейских наставлений по различным вопросам - от политики до алхимии, которые будто бы были преподаны Аристотелем его ученику Александру Македонскому. Арабский текст «Secretum Secretorum» известен в двух редакциях - полной и краткой. В отличие от большей части европейских переводов, которые берут начало от полной редакции через посредство латинского перевода Филиппа Трипольского, древнерусский вариант наряду с неполным кастильским и еврейским происходит от краткой редакции.

Некоторые особенности памятника позволяют связать ее с еврейским переводом «Secretum Secretorum», сделанным аль-Харизи в XII—XIII вв. Вместе с тем в древнерусском тексте «Тайной Тайных» имеются отдельные чтения и даже целые разделы, не находящие аналогии в других версиях сочинения. Точной датировке перевод не поддается. По мнению некоторых исследователей, именно «Тайная Тайных» называется в «Стоглаве» «Аристотелевыми вратами» и упоминается в числе еретических книг. Идеи, сформулированные в этом произведении, оказали влияние на памятники украинской, белорусской и российской публицистики XVI в. В частности, многие советы политического характера, которые дает Аристотель своему ученику, повторяются в сочинениях Ивана Пересветова («Сказание о Магмете-салтане», «Большая челобитная»). Высказывались предположения о влиянии «Тайной Тайных» на политическую концепцию князя А. М. Курбского. Обнаружено также заимствование из памятника в первом послании Ивана Грозного беглому князю.