Случай на таможне

Михаил Близнецов
В 90-е годы мы с геофизиками из университета Uppsala (Швеция), выполняли сейсморазведочные исследования в районе Уральской сверхглубокой скважины. Такие работы немного помогли нам удержаться "на плаву" в 90-е годы. Но вдруг руководитель шведской группы сообщил нам, что университет не может заплатить деньгами и предложил нам 2 компьютера. Один - обычный, а второй - специализированная рабочая станция на базе компьютера "Sun", для обработки сейсмических данных. О такой станции мы могли только мечтать. И я отправился за ценным грузом в Швецию.

В Шереметьево я уже шёл на регистрацию и вдруг до меня "дошло": а таможенные сборы? Я обратился в справочное таможенной службы и узнал процент оплаты от стоимости компьютеров. Оказалось, я должен 2000 USD... Таких денег не было даже в моей экспедиции, где уже были задержки зарплаты. Кроме того, товар будет арестован и за каждый день хранения нужно будет ещё заплатить.

За время полёта до аэропорта Arlanda я придумывал всякие комбинации для решения проблемы. И придумал...

По прибытии в университет, я рассказал шведскому коллеге о проблеме и попросил оплатить мой авиабилет. Ответ был лаконичным:
- No problem.
Сняли копию с авиабилета и через 15 минут я получил в кассе 400 USD. Затем отправился в супермаркет и купил две большие дорожные сумки на колёсиках. Упаковал в эти сумки процессоры, а мониторы решил предъявить, как обычные телевизоры. Остап Бендер отдыхает...

Шведы меня сопроводили до регистрации и попросили обвернуть ценный груз красными лентами для бережного обращения. И вот я в самолёте у окна и оказался свидетелем, как грузят багаж пассажиров. Грузчики в униформе, видимо, арабы, кидали багаж на транспортёр, не обращая внимание на красные ленты...

Прибыл в Шереметьево, получил багаж, а тележек, как обычно, нет. Стою озадаченный. Вдруг подходит мужик с тележкой и участливо интересуется... Я и рассказал ему о невозможности заплатить таможенные сборы. Тогда он спросил:
- Сколько можешь дать?
- 200.
- А мне?
- 20.
- Договорились.
И исчез куда - то. Я подождал немного, погрузил багаж на тележку и подошёл к таможенной стойке. Девушка в форме попросила сопровождающие документы. Цена в документах была указана в шведских кронах. Может не разберутся... Девушка в форме:
- Что - то у вас телевизоры дорогие.
И кому - то даёт команду:
- Этот багаж на склад.

А за жёлтой таможенной чертой меня встречали и я руками им показал "крест".

В это время подбегает посредник и говорит, что нужно пройти в кабинку и приготовить деньги. Видимо, это была кабинка для личного досмотра подозрительных... Я зашёл в кабинку и приготовил деньги. Зашла женщина в униформе. Я передал деньги и поблагодарил за содействие и пособничество...
Женщина кому - то подала условный сигнал и таможня "дала добро".

Я выехал с тележкой за жёлтую черту, а встречающие:
- Как?
Я гордо и громко:
- Взятку дал.
А на меня ещё и зашикали...

Так моя экспедиция получила "крутой" компьютер для обработки сейсмических сигналов.

А впереди была ещё доставка секционных сейсмических кабелей из Германии, подарок немецких геофизиков. Но это уже другая история.

P.S. Эпизод из фильма "Жестокий романс".
Андрей Мягков:
- А я взяток не беру.
Алиса Фрейндлих:
- Так Вам никто и не даёт.