Из дневника 21-31 января 2017 г

Рыжов Александр Геннадьевич
Иез.11:18-20: "И придут туда, и извергнут из нее все гнусности ее и все мерзости ее.  И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное,  чтобы они ходили по заповедям Моим, и соблюдали уставы Мои, и выполняли их; и будут Моим народом, а Я буду их Богом". Последовательность: 1. отказ от греха; 2. внутреннее изменение, рождение свыше; 3. жизнь по заповедям и уставам Божьим. Еще интересная деталь, которую не видно в Синодальном переводе. В современном переводе РБО написано: "Они вернутся туда и все мерзости этой земли, все ее гнусности вырвут из нее с корнем", а дальше об ответе Бога: "Я вырву из их груди сердце каменное". Я проверил: в еврейском тексте здесь тоже стоят одинаковые глаголы. В Синодальном переводе написано соответственно "извергнут" и "возьму", т.е. картина зеркальности или параллельности Божьего действия в ответ на действие человека не передана.

Роман Анатолия Андреева "Авто, био, граф и Я" – совершенно новый для меня способ рефлексии на бумаге. Смесь эссеистики, мемуаров, дневников с вкраплениями художественности. Хотел бы попробовать себя в этом формате, но для мемуаров слишком молод, и дистанция от значимых фактов биографии еще мала. Буду пока писать в стол заготовки.

Организовал маленький романтический ужин при свечах. Разложил на тарелочке порезанное дольками яблоко, помытый изюм, чернослив, очищенные грецкие орехи. Попутно открыл для себя, что в сочетании друг с другом эти продукты дают новые, очень приятные вкусы. Отличная замена конфетам.

Цели и задачи на день, которые я сознательно определяю (не под давлением момента и обстоятельств) – это проекция моих ценностей на этот день. В случае их отсутствия пространство моей жизни заполнят чужие ожидания.

Дневник Самойлова - очень показной, выставочный, нарочитый, написанный специально для будущего чтения посторонними. Из-за этого нет ощущения, что ты понял человека, что он честно открывается перед тобой. Он несколько раз пишет о том, что его цель - дать будущим историкам возможность заглянуть за кулисы его жизни, чтобы они могли понять, что он чувствовал и делал в каждый конкретный промежуток времени, а также изобразить картину своей эпохи. И ясно видны пределы, дальше которых он не пускает в своей личной жизни. Например, на подростковых страницах он очень много пишет о своих влюбленностях. Когда же пришло время любви - он не пишет об этом вообще ничего. Буквально пару фраз о свадьбе и о последующих юбилеях. Неполный дневник, мне кажется, по определению уже и неполноценный, а может быть, даже и нечестный. Дневник ли это? Скорее, мемуарник с отчетами. Такой дневник – слепок не всего человека, а только ограниченной, цензурированной его части.

Отбор информации для презентации может кое-что сообщить об узловых точках идеологии. В дневнике Самойлова упомянуто очень много его современников. Редакторы (похоже, еще советского) издания потрудились и для каждого нового имени привели краткую биографическую справку. Со временем стал замечать, что для послевоенных персоналий часто писали: "Участник войны". Или нескольких войн. Вот другие значимые факты не упомянут, а про это ввернут. И вспомнил в связи с этим: как положено было представляться служителям в то время, когда я ездил на конференции и семинары. Надо было сказать, как тебя зовут, откуда ты, какой у тебя вид служения (пресвитер, благовестник и т.п.) и сколько у тебя детей. Если не скажешь, переспросят. Я тогда еще все думал: количество детей – это что, показатель духовности? Безошибочный знак верности идеалам братства? Кажется, раз речь о служении, уместно было бы сказать "специализируюсь на экспозиционных проповедях по Ветхому Завету" или "в основном сосредотачиваю усилия на благовестии в детских домах" или "много лет занимаюсь добрачным душепопечением". Было бы понятно, что за служитель перед нами, по каким вопросам к нему можно подойти и посоветоваться. Нет, про это говорить не надо, а про количество детей отчитайся.

Один верующий писатель помолился так: "Ты приглядывай за качеством. А я пригляжу за количеством". В общем и целом, у меня такое же отношение к творчеству (именно "в общем и целом").

Высаживая семена на рассаду, подумал: черновики и рабочие заметки та же рассада будущих зрелых мыслей и концепций.

Когда карандаш затачивают, чтобы линия была тоньше и точнее, он теряет часть того, из чего состоит. Чтобы человеку высказываться и действовать более метко, уместно, остро, ему тоже надо отказываться от какой-то части или частей себя. От тех частей, которые наименее соответствуют его пониманию своей цели, назначения, призвания, сущности. "Отвергнись себя, и возьми крест свой" (Мф.16:24).