Вокзал

Эдуард Островский
 Памятник Воинам Уральского Добровольческого Танкового Корпуса у ЖД вокзала –


   Сейчас дочь встречали и я оказался на нашем свердловском вокзале, где не был несколько лет.И вроде бы ничего не изменилось, пока не обнаружил я , практически, музейную экспозицию внедрённую в само тело этого, казавшегося всегда огромным, здания. Но сегодня вечером, в  воскресенье, здание было переполнено настолько, что в залах ожидания все кресла были заняты.
   Впрочем, перед выходом на пути основной платформы народу было немного, и я увидел начало этой экспозиции: слева и справа на стенах были небольшие стенды под стеклом, где выставляются форма начальников вокзалов с начала века ( с 1914 года, когда было построено первое здание) по сегодняшнее время; фото станционных зданий, а также оргтехника соответствующих лет. Это меня привлекло и я с интересом это разглядывал. Но самое интересное для меня началось, собственно, внутри меня, когда от этих стендов у самой лестницы, я перешёл вглубь зала, где по обеим стенам расположены были фотоизображения вокзалов уральских городов прошлые и современные, с вкраплениями старых - начала века, фотографий из железнодорожной жизни России. В том числе и картины расчистки занесённых буранами железнодорожных путей множеством рабочих.
   И тут меня, как  замкнуло, точнее сказать - разомкнуло, от этих бесконечных и бесплодных споров в Фэйсбуке с людьми, кто сегодня сильно обозлён на прошлую советскую, в особенности, то что называется "Большевистскую" историю. Да и сам я не далеко ушел в методе осмысления исторических этих событий от этих "лютых" ребят: они свои доводы, кажущиеся мне совершенно беспомощными и даже забавными сегодня,выкладывают, - а я им свои, основанные на истории, но тоже, "как бы эпизоды". Или даже если и основательные выводы, но выдернутые из "исторического процесса". И любой кто понимает про что я - заметит, что по иному и анализировать невозможно. Согласен, анализировать невозможно, но подавать "на стол обсуждения" "ЭТО"-тоже бессмысленно.История,- это поезд несущийся пусть и в прошлом, но выдёргивая факт или основание для анализа, и рассматривая это, реально понять и оценить  можно только если сядешь в этот поезд вместе  с этими событиями, а главное, и со всеми остальными-одновременно.
   "Легко сказать", но мне удалось. Нет, я правду говорю. Но помог мне не вокзальный музей, где кроме этих фото были ещё и фрески на исторические советские темы, которые начинались картиной противостояния Красной и Белогвардейской конниц, которое разделяло изображение  царской семьи в белой прозрачной дымке, внизу надпись: год 1917 - 21; а вслед за этим уже 41-45 с нашими Уральскими  военными символами...Ну, и так далее - весьма впечатляет, но и это уже не имело принципиального значения. Просто понял я,  что тот человек, который оформлял этот музей, понимал то что я понял только сейчас, и что он именно это и показывал этой экспозицией: непрерывность исторического процесса, прежде всего, с обращением внимания не на оценку того что было, а того что делалось и во имя чего делалось этими людьми, которые работали и на железной дороге, и жили в России в прошлом веке, в самом его начале и до наших дней - фото Сапсанов на московском вокзале там тоже есть.
   Но вернусь к главному: на вокзале я понял метод, которым следовало бы изучать, а в моей графоманской ситуации, - излагать историю.  Но основа для понимания была всё же не на вокзале, на вокзале пришел образ - истории, как локомотива в движении. Основа для понимании энергии этого движения мною была, буквально, увидена, недавно, тоже в музее, но уже в "настоящем", а не оформляющим здание - в Ельцин - Центре. Интересно, что к Ельцину непосредственно этот экспонат -  фото-репродукция, где Ленин стоит на трибуне в колонном дворце, перед залом  полным народа, - прямого отношения не имеет. Картина предваряла собой дальнейшую экспозицию, находясь в самом её начале, где организаторы собрали свидетельства начала "Переворота", как там это называется.
    Итак, Ленин на этой огромной репродукции к зрителям вполоборота, так что лица не видно, но виден профиль  и вся фигура, с обращёнными к народу руками...И впервые я почувствовал напряжение  и связь этого человека с людьми: не только он им что то говорил, он как бы впитывал их раскрытые к нему лица.  И я вспомнил нашу школьную учительницу литературы-блокадницу эвакуированную в Свердловск - Валерию Леонидовну Смирнову, и её манеру вот такую же - объяснять нам материал( русскую классику в 9-ом она преподавала) вот так, буквально "по ленински"-обращая к нам руки, поднимая их на уровне груди груди. И я понял, что это вовсе и не Ленинская манера только, это манера разговора русской интеллигенции с народом, которую эти люди приобрели ещё быть может в последней четверти 19 - го века. Это, манера проповеди. Но не слово божье преподавалось, а её, интеллигенции, представления о том, как им  - народу, жить, и что делать. И когда это говорилось, то не только ораторами определялось содержание-люди как бы передавали свои желания, в данном случае, Ильичу; и он возвращал их им простыми чёткими формулировками необходимых действий, и того, зачем они должны это делать.
   Итак, не "живой" процесс нахождения обществом пути своего развития, процесс стихийный, но обнаруживающий естественные пути, а движение по программе  которую транслирует лидер, опираясь на желание самих людей.
   И я понял всю неизбежность того, что происходило в России  в "годы революции" и вслед за этим. При всех страшных событиях, которые я иначе как преступлениями и не могу характеризовать, они, как я понял, тогда были совершенно неизбежны и продиктованы уже Сталину этим самым народом, только через десятилетие. И вовсе не оправдывая и не обвиняя, а просто пытаясь понять, всё происходившее  ради строительства этих "железных дорог" новой жизни. И всё это было построено, и люди строя это, эти люди, которые копошились там возле знати на дореволюционных вокзалах и обслуживали её, они, какие бы они ни были, вышли на первый план истории в истории своей страны. И вывели их из этой исторической темноты - именно Большевики, которые сумели передать страну  без крови уже новой власти, всё того же неокоммунистического аппарата.
     И уже без претензий на проповеди они повели страну, но выходит по всему, что никак без проповедей лидера, о том что делать и как, и зачем, ничего хорошего Россию в ближайшее время не ожидает. И я надеюсь, что эти нужные слова президент сумеет прочесть на лицах своих граждан, как делали это в своё время Большевики. И надеюсь, и даже уверен, что сегодня мы стали менее опасаться за судьбу России и не станем, защищая её, начинать репрессии по очищению её от самих себя. Откуда уверенность? Это просто:достаточно уже было у нас кровавых прививок и люди этого у президента "не попросят".
   Поразмыслив над заключительным абзацем, понял, что "это слишком хорошо, чтобы быть правдой",в том смысле, что если даже эти проповеди  последуют они непременно приведут к чему то хорошему. К сожалению, мы от него, вместо проповедей, слушали чаще всего какие то спекуляции по поводу тех или иных событий вовне или внутри страны, отвлекающие население от основных его ожиданий - реализации равного права на общую государственную собственность. И только , как я уже упоминал, в Майских указах он "молча" реализовал эти ожидания, когда  люди  показали что способны не только  ждать, но и требовать.
       И наверное не он один в этом виноват. Общество пока совершенно безынициативно формулирует свои требования, пребывая в состоянии консолидации и преодоления этих "намерений" подставных парламентских партий, администрации президента , правительства и, льющегося из "ящика", потока инсинуаций...
   А между тем, это только кажется что историю делают мужчины,а если это и так, то это "завершающие действия". Смысл истории - придают женщины. Это они рассказывают детям о том, что если "папка куда то ушел", то непременно будет сказано- куда, а главное,- зачем! И если история Льва Толстого, про то как женщину довели до того что она под поезд бросилась, то уже внутри этой истории содержится начало новой: в самом начале романа мы становимся свидетелями гибели железнодорожника. И  мы его историю семьи  не знаем, но Вронский  импульсивно жертвует деньги, для, оставшейся без кормильца, семьи. И уже прошлая- советская история - это, в основном, история  таких "детей  железнодорожников". И я даже припоминаю аналогичную историю "простой женщины из деревни",и тоже Анны(Анюта Фомина - Э.О.). На строительстве "Загорской" электростанции она уходит  от мужа, разделив любовь с, пришедшим  на строительство, коммунистом( в исполнении  Евгения Урбанского). Да, это сюжет фильма "Коммунист". И тогда, в 20 - е годы, рождались дети, кто потом  строил и защищал страну, и снимал  фильмы и писал книги про своих отцов.
      И ещё несколько поколений работала эта "эстафета труда" и вера женщин, что их мужья, уходя на колхозное поле, стройку или  завод, обеспечат будущее и ей и её ребёнку.   И это будущее будет непременно лучше того положения, в котором эта женщина находились тогда, провожая на работу своего мужа и отца своих детей.