Пафос

Леонид Андреев 2
Рассуждать можно безмолвно про себя, рассуждать можно вслух, прислушиваясь к тому, как твои рассуждения смотрятся как бы со стороны. Рассуждать можно, перечитывая описание своих рассуждений. Дело в том, что в процессе описания рассуждений, т.е. своих мыслей, неизбежно стремление выразить ту или иную идею в максимально благоприятной для восприятия другими людьми форме. Вчера на ю-тьюбе я выслушал выступление двух тёток на волнительную тему "Сегодня я хочу тебя". Исполняли они песню с невероятным пафосом, который выглядел совершенно естественным и ненадуманным. Лица у них были напряженные, страдальчески искаженные, глаза горели желанием получить всё здесь и сейчас. Такое у меня было впечатление, что кто-то невидимый их больно щипал за задницу в процессе исполнения песни.

Пафос или патетика представляют собой приём обращения к эмоциям аудитории, характеризующийся эмоциональной возвышенностью, воодушевлением, драматизацией. Как категория риторики пафос впервые был в деталях исследован Аристотелем, в трактовке которого он представляет собой приём, нацеленный на передачу эстетики повествования через трагическую составляющую, через страдание с целью возбудить зрителя-слушателя и вызвать его ответные эмоции. Используя пафос, автор или оратор должен вызвать у аудитории чувства соучастия в, как правило, деланном переживании, при этом не открывая до конца собственные. В своих работах Гегель упоминал не только трагическую, но и торжественную возвышенную эстетику пафоса: героическую, романтическую, сентиментальную, сатирическую.

А я понял, что при всём моём старании, я так и не смогу во всей полноте раскрыть тему пафоса. Единственное, что мне приходит на ум: пафос, патетика - это всегда недооценка умственных способностей тех, к кому обращаются с пафосом.