Антисоветские Нобелевские премии по литературе

Николай Векшин
Нобелевский комитет всегда был сильно политизирован (и до сих пор таков). Он никогда не любил награждать русских. И это при том, что Нобель заработал свои капиталы в России.

Негативное отношение Нобелевского комитета к гражданам России касается премий и по науке, и по литературе. Рассмотрим номинацию  «литература».

Среди множества разнообразных писателей и поэтов, удостоенных Нобелевской премии (среди них множество талантов, но много и бездарностей), было всего несколько русских и русскоязычных - Бунин, Шолохов, Пастернак, Солженицын, Бродский, Алексиевич. Всего шесть. Бедновато.

Конечно, Бунин прекрасный писатель, но отнюдь не великий. Поэтом он был хорошим, но не более того. Эмигрировав из Советской России, он всю жизнь желчно поливал её грязью и восхвалял самодержавие. За что и был удостоен премии.

«Тихий Дон» Шолохова – шедевр, несомненно. Но концептуально это антисоветская книга. Кстати, рукопись принадлежала, скорее всего, не 18-летнему юнцу Шолохову, не бывавшим нигде, кроме своей станицы, а зрелому белогвардейскому офицеру, воевавшему в 1-й мировой войне и повидавшему многое. Конец произведения формально вроде бы «за» Советскую власть, но из контекста следует, что герой с этой властью смирился кое-как, не принял её сердцем и умом.

Пастернак писатель откровенно слабый, а поэт вообще никудышный (за исключением десятка удачных стихов). Его «Доктор Живаго» существенно слабей, чем «Хождение по мукам» А.Н.Толстого, который «выдал на гора» множество сильнейших произведений. Но поскольку Толстой был Советской властью обласкан, то «нобелевка» ему не светила. А слабак Пастернак, устроивший скандал в Союзе писателей и издавший «Живаго» не в СССР, а в Италии, получил премию буквально через два года.

Солженицынский «Последний день Ивана Денисовича» - сильная повесть, правдиво показывающая жизнь заключенных в советских лагерях. Опусы же Солженицына про ГУЛАГ рыхлы, многословны, а в историческом аспекте частенько лживы. И вполне диссидентские. Именно за антисоветскость и диссиденство была вручена премия.
 
Бродский поэт блестящий, аналитический, философский. Попав в диссиденты, эмигрировал из СССР. Поэтому был замечен и обласкан Нобелевским комитетом. Получил бы он премию, если бы не эмигрировал и не был диссидентом? Вряд ли.

И, наконец, недавно премию отхватила никому не известная литераторша Светлана Алексиевич из Белоруссии, которая в 1989 году издала роман «Цинковые мальчики» о войне СССР в Афганистане. За этот пасквиль писательницу в 1992 году в Белоруссии судили по статье «за клевету», обвинив в искажении и фальсификации рассказов «афганцев» и их матерей. Писательница поэтому эмигрировала (но недавно вернулась в Белоруссию). Можно только догадываться, какие же «литературные достоинства» этой дамы привлекли внимание Нобелевского комитета…

Русская и советская литература во всём мире признана самой продвинутой, гуманистической, реально великой. В ней блистали такие гиганты как Горький, Вересаев, Ахматова, Есенин, Зощенко… И так далее. Не буду перечислять, ибо выдающихся – сотня, как минимум. Такой новаторской и мощной литературы не было и нет ни в одной стране. Это неоспоримый факт.

Разве не достоин был Нобелевской премии, например, Маяковский? Он разработал новые революционные формы стихосложения. И мыслей в его стихах немало. Но поскольку воспевал социализм, то в качестве кандидата на премию даже не рассматривался.

Нобелевский комитет не хочет поощрять русскую литературу. Он её игнорирует. Этот комитет абсолютно буржуазный и антирусский.