Любимый парк

Алла Валько
               
Мой любимый парк расположен на крутом берегу Москвы-реки. Близкое знакомство с ним началось более пятнадцати лет назад, когда я ежедневно ходила по его тропинкам, возвращаясь домой после перевязок в расположенной рядом с ним больнице. Могучие деревья-великаны успокаивали меня, давали положительный настрой и надежду на выздоровление. С тех пор я полюбила этот парк с его вековыми дубами, клёнами и липами.

Парк расположен в лесном массиве, занимающем обширную территорию на крутом берегу, на склонах холмов и в ущельях между ними и включает в себя два парка: “Суворовский” и “Фили”, образующих единое целое. Если смотреть с крутого берега вниз, то взору открывается великолепный вид на просвечивающую сквозь листву деревьев Москву-реку и кустарники на её противоположном берегу. Оба парка условно разделены построенной в XVIII веке усадьбой Нарышкиных. Её фасад обращён к Москве-реке, и здесь крутой берег спускается вниз зелёным откосом. В XVIII веке по его сторонам были установлены деревянные сходы, а у берега реки – широкий деревянный помост. Гостями усадьбы были российские императоры Екатерина II и Александр II, прусский король Фридрих Вильгельм III, художники, писатели и музыканты: Алексей Саврасов, Лев Толстой, Александр Герцен, Пётр Чайковский, Михаил Врубель, четырнадцатилетний Михаил Лермонтов со своей бабушкой.

Сейчас на склоне холма установлены широкие деревянные лежаки, на которых летом загорают москвичи, а в самой реке сооружены купальни. Набережная реки покрыта бетоном, вдоль всей её пятикилометровой длины установлены перила. В парке проложены прогулочные маршруты и тропинки, велодорожки, дорожки из бетонных плит и брусчатки, с резиновым и гравийным покрытием, есть несколько детских и спортивных площадок, а также прокат велосипедов. Зимой в парке приятно покататься на лыжах. Если идти по набережной от Крылатского моста, то в это время года на специально оборудованной трассе можно увидеть горнолыжников, покоряющих крутые склоны холмов.

Как-то в феврале после перевязки я решила пойти по набережной, но забыла, где находится лестница, и поэтому мне пришлось спуститься по склону. На моих ногах были тёплые полусапожки на широком среднем каблуке. Мою оперированную руку поддерживала перекинутая через плечо белая косыночная повязка. Поскольку склон был крутой, я начала двигаться вниз очень осторожно. Но в какой-то момент я всё же заскользила по прошлогодним листьям, припорошенным снегом, не удержалась на ногах и упала, а затем, кувыркаясь, покатилась вниз по склону, стремясь покрепче прижать к себе руку, чтобы не повредить её ещё больше. Уже внизу я встала на ноги и первым делом прислушалась к самочувствию руки – вроде бы хуже не стало. Затем я осмотрела себя и обнаружила, что оба моих каблука оторваны. Так я и шла домой в искалеченных башмаках. Позже, рассказывая приятельницам об этом эпизоде своей жизни, я каждый раз видела на их лицах выражение недоумения.

Летом я играла в парке в шахматы. В шахматном павильоне во второй половине дня собирались серьёзные игроки. Однако сражаться со мной им было сложно. Не зная теории шахматной игры, я, тем не менее, могла находить правильные решения, но очень долго думала над каждым ходом, выводя из состояния равновесия своих соперников. Поэтому один из очень сильных игроков Константин Петрович, хоть и называл меня ласково “дюймовочкой”, никогда со мной не играл.

Здесь же, на одной из дорожек парка я познакомилась с Виктором, героем своих будущих произведений – рассказа и иронической прозы. В парке я встречалась также с Людмилой, хозяйкой очаровательной швейцарской овчарки Берты. Это была белоснежная, упитанная, с мягкой шерстью собака. Красавица Берта стала всеобщей любимицей и героиней нескольких видеофильмов.

На главной эстраде парка нередко проходят концерты, и однажды я слушала здесь концерт духовой музыки. Накануне выборов располагающая большими финансовыми возможностями партия “Единая Россия” дарила посетителям парка коробки душистого чая с ароматом розы. Мне тоже дважды перепало от щедрот этой партии.

Недалеко от усадьбы находится рукотворный Нарышкинский пруд. Из-за склонившихся над водой деревьев он всегда представляется мне каким-то задумчивым. В этом пруду мой младший внук кормил уток, когда прилетал в Москву со своей мамой.

Недалеко от пруда по средам наша команда круглый год играет в волейбол. В течение многих лет наши встречи проводились в Раздорах. Однако в начале 10-х годов в связи со строительством автомагистрали электрички стали часто отменять, поэтому нам пришлось искать новую площадку. К тому времени я уже сложила с себя обязанности капитана команды, но одна из наших волейболисток попросила меня найти для команды новую площадку. После упорных поисков мне удалось найти её. Уже и тогда она приятно поразила нас своим покрытием и наличием постоянных металлических столбов для сетки, а позже администрация парка по нашей просьбе обнесла площадку оградой. Это было замечательно, так как теперь мяч не выкатывался за её пределы. Рядом с площадкой среди деревьев члены команды нашли стол и после игры совместно трапезничают.

Недалеко находится также фруктовый сад, сохранившийся ещё с прежних времён, но теперь он стал бесхозным, а потому доступным для всех. Часто после игры мы идём туда и рвём яблоки.

Однажды летом, увидев у причала катер, мы с подругой Инной не замедлили направиться к нему, чтобы узнать, куда он вскоре отчалит. Оказалось, что это был частный экскурсионный катер, выполняющий рейсы до Сити и обратно. Мы обрадовались и совершили незабываемое путешествие. Впервые я увидела некоторые московские районы со стороны реки, а каков вблизи Сити до этого даже не представляла себе. Из окон своего дома я вижу торчащие, как пальцы, башни, одиноко возвышающиеся над городом. А сейчас мы обнаружили, что этот район вполне привлекателен, он имеет неповторимый облик, и его небоскрёбы даже гармонируют друг с другом.

Года два назад я занималась в парке скандинавской ходьбой. Занятия проводились бесплатно, дважды в неделю и начинались с разминки, за ней следовала собственно скандинавская ходьба, и заканчивались они заминкой. Все три составляющие чрезвычайно важны для здоровья и овладения навыками правильной ходьбы. Мои первым инструктором была Надежда, молодая, спортивно сложенная женщина, которая в то время замещала бывшего в отпуске инструктора Ирину. Мне очень нравилось выполнять упражнения с палками среди красивой природы и под музыку, которую на своём мобильнике во время разминки и заминки включала Надежда.
 
Руководит секцией  “Пойдём ходить” Елена. Летом число занимающихся заметно сокращается, тогда как в другие сезоны занятия посещают порой 60 человек. Меня сюда привела приятельница Галя, которая с увлечением занимается этим видом спорта и уже неоднократно участвовала в соревнованиях. В группе занимаются преимущественно женщины. Исключение составляет Юрий Иванович, с которым я знакома по группе лечебной физкультуры во врачебно-физкультурном диспансере.

Разминка и заминка проводятся на площадке возле главного входа в парк, а ходьба с палками - по территории всего парка и набережной Москвы-реки. Эти прогулки доставляют всем истинное удовольствие. За время совместных тренировок сложился неплохой коллектив, принимающий участие в городских соревнованиях. Инструктор Ирина периодически устраивает встречи с любителями скандинавской ходьбы, посещающими занятия в других парках.

Находясь в Калифорнии, я тоже совершаю прогулки с палками. Скандинавская ходьба здесь мало известна, поэтому, увидев меня с палками в руках, жители Карпинтерии обычно улыбаются и выражают одобрение, что мне, конечно, приятно. А бывает и так, что спустя какое-то время они встречают меня где-нибудь в другом месте и уже без палок, узнают меня и рассказывают, что видели меня с палками, идущей, к примеру, по мосту над автострадой в то время, когда они ехали по нему на машине.

Ну, и одной из главных достопримечательностей парка является самый большой и высокий из столичных верёвочных парков Панда парк, расположенный в конце главной аллеи. Высота расположения канатов на маршрутах для взрослых достигает почти 20 метров! Здесь проложены и менее высокие трассы, но по уровню экстремальности они ничуть не уступают самому высотному маршруту.

На протяжении всех переправ в парке «Фили» работает надёжная, непрерывная линия страховки, и в любой момент на помощь готовы прийти опытные инструкторы. Для преодоления препятствий на маршруте требуется изрядная доля ловкости и внимания, но главное — это сила воли и смелость.
Каждый маршрут в зависимости от сложности препятствий на пути “следования” и времени их преодоления имеет своё название: “Экстремальный”, “Троллейный”,  “Весёлый”, “Смелый”, “Смотровой”, “Семейный”, “Детский”. Они различаются числом препятствий, ограничением по росту “испытателя”, протяжённостью маршрута и наличием характерных особенностей - скалодромов, количеством троллей и мостиков, степенью физической нагрузки, высотой маршрута. Есть также маршрут для детей в возрасте от 4 до 8 лет и ростом от 90 см.

Прохождение маршрута – это стресс, по сравнению с которым фитнес-клубы отдыхают! Как поведала фанатка этого вида спорта Анна, здесь задействованы все группы мышц, и эмоции “прут” настолько, что, кроме «мама дорогая!» и возгласа Тарзана, ничего путного не вырывается. “Вы по-детски счастливы, - продолжила она рассказывать о своих впечатлениях, - ведь где ещё, если не здесь, вам предоставляется возможность побыть альпинистами и монтажниками-высотниками?”

В Калифорнии тоже есть верёвочные парки, но они находятся в горах, поскольку на побережье нет кучно растущих мощных, высоких деревьев. Ведь не подвесишь же все эти тросы, скалодромы и прочее снаряжение на пальму или юкку!
В наше время не было такого рода аттракционов, поэтому сейчас я не могу сказать, отважилась бы я подвергнуть себя подобному испытанию. Но вижу, что многие молодые люди, в том числе женщины, преодолевают себя, показывая пример детям.

Территория верёвочного Панда парка отдана экстремалам, а остальные люди, попав в этот удивительный уголок природы, испытывают чувство покоя и восхищения разлитой вокруг красотой. Пусть каждую весну распускаются листья на твоих деревьях и кустарниках, мой любимый парк, и пусть поют о тебе люди и птицы!