Целую, Тося. Ради жизни. Глава 27

Богатова Татьяна
http://www.proza.ru/2017/11/01/1042

К радости всех родных, показатели здоровья Дениса улучшались день ото дня. В положенный срок после пересадки костного мозга мальчика выписали из "Онкоцентра". Счастливые родители привезли его домой. Помимо наблюдения за состоянием Дениса, Адиля и Самир были озадачены продолжением его учёбы. Проведя почти весь учебный год в больницах, мальчик сильно отстал от программы, рискуя остаться на второй год в шестом классе. И тут на выручку пришла Асия, обнадёжив родителей Дениса, что сумеет за два летних месяца занятий пройти с мальчиком программу по техническим дисциплинам: алгебре, геометрии и физике. Гуманитарные предметы, которые и для самого Дениса трудности не представляли, взяла на себя старшая дочь Мустафиновых Татьяна.

Не теряя времени, сразу после возвращения внука из Казани, Асия приступила к занятиям. Анастасия Васильевна была замечательным педагогом. Стараясь посвящать как можно больше времени своей большой семье, женщина предпочла работу на половину ставки в техническом колледже. Часов, равно как и денег, было совсем немного, но главным для Асии всегда оставались её близкие. Она вполне могла бы заниматься репетиторством, однако будучи материально обеспечена мужем, бралась за обучение только в редких случаях, по просьбе друзей или хороших знакомых, причём совершенно бесплатно.

С Денисом Асия нашла общий язык ещё в то время, когда он лечился в Набережных Челнах. Она иногда подменяла Адилю, сопровождая внука во время двухсуточных сеансов химиотерапии. Помимо того, женщина часто навещала мальчика дома, не причитая над ним, словно над умирающим, как это делала совсем потерявшая присутствие духа мать Самира. Асия старалась отвлечь внука, приносила книги, которые вслух читала ему сама, чутко улавливая момент, когда начинавшему утомляться Денису следовало отдохнуть. До болезни мальчик не особенно любил читать. Как и большинство его сверстников зачастую он просматривал краткое содержание обязательных для прочтения в школе произведений в интернете. Анастасии Васильевне с лёгкостью удалась задача увлечь внука чтением. Она со вниманием выбирала моменты, которые могли бы его заинтересовать. Женщина проницательно почувствовала, что интересы мальчика совпадают с предпочтениями Равиля.

Невзирая на создавшиеся напряжённые моменты с его рождением, Денис отнёсся к "новой" бабушке очень тепло. Вероятно, большей частью этому поспособствовала манера общения самой Асии. Она не заискивала перед мальчиком, не пыталась его пожалеть. Асия отнеслась к Денису почти как ко взрослому мужчине, способному сконцентрировать все свои силы для выздоровления. И ему это чрезвычайно понравилось. Заметив, что он очень смущается, когда кто-либо из близких пытается его приласкать, Асия проявляла нежность к мальчику только когда он засыпал. Но при этом женщина никогда не позволяла себе расплакаться в его присутствии, вне зависимости от того, бодрствовал он или дремал.

Занятия Анастасия Васильевна построила с таким расчётом, чтобы не утомить едва начавшего выздоравливать внука. Денис был очень ей благодарен за лёгкость усвоения материала, которую он полностью относил в заслугу замечательной учительнице, и за то, что время, проводимое им с Асией, не было сплошными занятиями. Они по-прежнему понемногу читали, обсуждая прочитанное, общались, говорили о многих вещах. Порой Денису начинало казаться, что эта приятная женщина, с прямыми, чуть подвитыми внутрь, пепельными волосами до плеч, и внимательным взглядом тёмно-карих глаз, всегда была его бабушкой. И ещё она часто приносила такие вкусные пирожки, что мальчик про себя отмечал, что ни у его мамы, ни у бабушки Дины таких не получалось. Теряясь в догадках, откуда Анастасии Васильевне известно, что больше всего ему нравятся слоёные пирожки с мясом и абрикосовым джемом, спросить Денис не решался. Между тем, секрет был прост: вкусы мальчика зачастую совпадали с вкусами Равиля.

***
Равиль узнавал о состоянии здоровья сына чаще всего от близких. Несколько раз он сам звонил Денису. Но в разговоре мальчик оставался довольно скован, односложно отвечая на вопросы Равиля и не проявляя со своей стороны ответного тепла.

В начале июля, когда Равиль удостоверился, что сын чувствует себя в достаточной степени хорошо, он спросил у матери, возможно ли в ближайшее время пригласить Дениса к себе, чтобы при этом не пострадали его занятия. Асия посоветовала запланировать поездку на завершающую неделю июля. Приглашая сына, Равиль сильно волновался, опасаясь услышать отказ. Однако Денис согласился приехать в Липовск, поскольку к тому времени начал понемногу возобновлять свои занятия танцами в стиле "хаос". Обнаружилось, что в Липовске у него есть друзья по увлечению, поэтому мальчик дал согласие погостить у Мустафиновых, рассчитывая большую часть времени проводить с приятелями.

Обрадованный Равиль собирался сам приехать за сыном в Челны. Но вскоре выяснилось, что Самиру предстоит поездка, маршрут которой пролегает как раз через Липовск. Поэтому условились, что к Мустафиновым мальчика привезёт отец. Поскольку дата возвращения не оговаривалась, лишь было отмечено, что Денису необходимо вернуться в Челны хотя бы за неделю до начала занятий в школе, решили поступить по обстоятельствам. Самир в глубине души надеялся, что сын надолго не задержится у Равиля в семье. Во всяком случае, он решил приехать за Денисом сам, как только мальчик пожелает вернуться домой.

За неделю до отъезда Дениса у него состоялся разговор с Асией.
- Анастасия Васильевна, - обратился он к ней, - скажите, я ведь не должен буду называть вашего сына папой?
- Единственное, что должен воспитанный человек, - ровно отметила Асия, - это проявлять уважение к людям, вне зависимости от того, состоит он с ними в родственных связях или нет.
- А как мне его в таком случае называть? - озадачился мальчик. - Дядей? - ехидно уточнил он.
- Мне кажется, - Асия дружелюбно глянула на мальчика, безуспешно пытающегося скрыть под маской иронии свою растерянность, - что для начала будет вполне уместно обращение по имени.
- Без отчества?
- Конечно, - подтвердила женщина. - Это намного удобнее тебе самому. Согласись, что совсем не называть человека невежливо.
- Ну, да, - нехотя согласился Денис. - А как обращаться к его жене?
- Можешь употреблять полное имя: Антонина. Если хочешь, зови Тоней.
- Ладно, на месте определюсь, - решил мальчик.
- Вот и правильно, - едва заметно улыбнулась Асия, довольная тем, что мальчик обсудил с ней эти аспекты перед поездкой.

Анастасии необычайно хотелось поехать вместе с Денисом. Она очень соскучилась по Марьяше с Васенькой. А, главное, Асия постаралась бы максимально облегчить своему дорогому сыну общение с настороженно настроенным по отношению к нему мальчиком. Женщина прекрасно понимала, что её помощь пришлась бы очень кстати. Однако она также осознавала, что Равилю необходимо самому начать сближение с сыном, для того, чтобы впредь общение оставалось непринуждённым. Но оказалось, что у Дениса в запасе ещё множество тем для обсуждения, достаточно волнительных для него самого и довольно неоднозначных для того, чтобы озадачить ими бабушку.

- Анастасия Васильевна, - настороженно глянул на неё мальчик, - можно ещё спросить?
- Разумеется, - слегка удивилась озадаченному тону внука Асия. - Мы ведь условились с тобой когда-то быть откровенными друг с другом и говорить о чём угодно. Помнишь? - с удовлетворением увидев кивок Дениса, женщина продолжила. - Я постараюсь ответить по мере сил.
- То есть, - ехидно улыбнулся мальчик, - можете и увильнуть от ответа?
- Почему ты так решил? - от души расхохоталась Асия.
- Ну, как вы, женщины, умеете, - сдвинул тёмные брови Денис. - Как мама, например. Всё время твердит, что любила только моего папу. А то, что произошло между ней и Равилем называет чистой случайностью.
- Что же в её словах вызывает твоё недоверие? - искренне удивилась женщина.
- Можете честно сказать, как было на самом деле? - сверкнул глазами Денис. - Равиль бросил мою маму? Не стал на ней жениться?
- Конечно же нет, Денис, - горячо возразила Асия, стараясь сообразить, как предпочтительнее продолжить беседу.
- Тогда почему она вышла замуж за папу, хотя моим отцом был ваш сын?
- Потому что она любила его, - уверенно сказала Асия, посчитав нужным добавить. - И любит до сих пор. Утверждая это, мама не обманывает тебя.
- Тогда что она имеет в виду, называя ту встречу случайностью?
- Физическое влечение между мужчиной и женщиной, - спокойно пояснила Асия.
- А разве это не любовь? - загорелись любопытством глаза мальчика после откровенного ответа.
- Не совсем, - покачала головой Асия. - Видишь ли..., - начала она, неторопливо подбирая слова.
- Жизнь - сложная штука, - с усмешкой перебил её Денис.
- Почему ты решил, будто я собираюсь использовать эту банальную фразу? - иронично приподняла бровь женщина.
- Ну, взрослые вечно так говорят, - смущённо ответил Денис, - чтобы отмахнуться.
- Разве я когда-нибудь позволяла себе подобное за время нашего общения? - удивлённо спросила Асия.
- Нет, конечно, - окончательно смешался покрасневший мальчик. - Не обижайтесь. Я не хотел... Извините...
- Принято, - ровно произнесла Асия. - Итак, продолжим, - как ни в чём не бывало заговорила она. - Видишь ли, физическое влечение это только одна из граней взаимоотношений, которые именуют взаимной любовью. Но если при этом отсутствует стремление прожить всю свою жизнь именно с этим человеком, то о любви, скорее всего, речь не идёт.
- А как можно сразу понять, хочешь ты прожить с ним свою жизнь или нет? Например, как ваш сын это понял?
- Тут всё просто, - грустно улыбнулась женщина. - К тому времени Равиль уже несколько лет был влюблён в девушку, с которой познакомился в лагере на Чёрном море. Они неожиданно расстались из-за наводнения, не успев обменяться адресами. Единственное, что Равилю удалось запомнить, это город, откуда она приехала. Так он оказался в Липовске, чтобы отыскать свою Тосю. И прежде чем они встретились, прошло долгих девятнадцать лет.
- Ого, - только и мог сказать изумлённый Денис.
- Вот так, - чуть склонила голову набок Асия. - Поэтому Равиль даже не помышлял о женитьбе на твоей маме.
- А если бы он узнал, что у него родился сын, - пылко воскликнул мальчик, - он бы женился?
- Вряд ли, - решила быть искренней до конца Асия. - Равиль обязательно стал бы тебе достойным отцом, но создавать семью с Адилей не собирался.
- Каким образом он стал бы отцом, - возмутился Денис, - если мы живём в Челнах, а Равиль в Липовске?! Приезжал бы раз в год и дарил подарки? Или присылал деньги?
- Равиль непременно приезжал бы к тебе. И не только для того, чтобы привезти подарок. Вы бы обязательно с ним общались. И гораздо чаще, чем ты можешь себе представить. Уж поверь мне, он нашёл бы возможность. Ты бы всегда мог обратиться к нему за поддержкой и помощью, с любыми вопросами...
- Он так и сказал, когда приходил ко мне в больницу, - нехотя вспомнил мальчик.
- Вот видишь, - ласково улыбнулась Асия. - Равиль и сейчас ждёт тебя и очень хочет, чтобы вы подружились. Я тоже этого хочу, Денис, всем сердцем.
- Конечно, - пробурчал мальчик, - он же ваш сын.
- Так и есть, - уверенно продолжила Асия. - И я им очень-очень горжусь. Между прочим, Равиль был по-настоящему счастлив узнать, что у него есть сын. Он провёл с тобой всего несколько минут, но сразу же понял, что может гордиться тобой.
- Чем там было гордиться? - скептически хмыкнул Денис. - Я ведь болел.
- Как это чем? - удивилась Асия. - Равиль сразу понял, что у тебя сильный характер настоящего мужчины.
- Да и у него характер будь здоров, - вырвалось у мальчика. - Он реально меня поддержал. У папки так не получалось. Он ведь очень переживал за меня. Приходил ненадолго в палату, а потом сразу выбегал в коридор и там плакал, - угрюмо вспоминал Денис. - Думал, раз я не вижу, то и не знаю. А я всё понимал, потому что после этого приходила мама. Она улыбалась, приносила мне что-нибудь вкусное, пыталась отвлечь разговорами. Только и у неё неважно получалось. Я видел, что она держится из последних сил. Улыбается, а сама готова выбежать вслед за папой в коридор и тоже заплакать.
- Какой же у меня умный, внимательный внук! - искренне восхитилась Асия.
- Типа, гений? - зарделся от похвалы мальчик.
- Типа, - в тон ему ответила Асия, - настоящий мужчина. А твои родители, Денис, сделали для тебя всё, что могли. Они очень тебя любят. Но в таких ситуациях многие люди ломаются. Хорошо, что им хватало сил хотя бы поддерживать друг друга.
- Да ничего им не хватало! - внезапно выпалил Денис. - Я точно знаю, что без меня они всё время ругались.
- Напрасно ты так думаешь, - попыталась утихомирить внука Асия.
- Конечно, ругались! - возбуждённо продолжал Денис. - Папа, наверняка, злился, что мама ему изменила. И ещё, он очень расстроился, что сам не может стать моим донором.
- По поводу донорства ты, разумеется, прав. А что касается измены, то ведь это произошло, когда твои родители ещё не были женаты.
- Откуда вы знаете? - ухватился за опрометчиво обронённую фразу мальчик.
- Твоя мама мне рассказала, - попыталась выкрутиться Асия, - когда встал вопрос о спасении твоей жизни и понадобилось найти настоящего отца. В любом случае, твои родители преодолели этот нелёгкий период вполне достойно. Они не расстались, а наоборот, попытались простить друг другу проступки и упрёки. Я совершенно уверена, Денис, что твоя мама говорит правду. На самом деле, они оба, Адиля и Самир сумели понять главное, что любят друг друга.
- Они ведь остались вместе только ради меня? - в отчаянной надежде, что его опровергнут, спросил Денис.
- Ради тебя, ради твоей жизни, - уверенно сказала Асия, - они оба с радостью отдали бы свои. Но вместе людей способна удержать только любовь. Можешь в этом не сомневаться, - улыбнулась она внуку.


http://www.proza.ru/2017/11/01/1136


Фотография из интернета. Спасибо автору.