Осанна другу

Ян Подорожный
Фото из архива автора.
На матче сборных СССР и Аргентины.
Феликс крайний слева.

                Памяти М.Г.С.

               Кто из нас не задумывался, для чего же мы явились в эту жизнь? Какие задачи поставлены, что будет после неизбежного и...нужного ухода, как не посрамить своё имя. И прочее.

              Это тему на все лады теребили древние философы, нередко хватая в пылу спора оппонентов за кадык. Для пущей убедительности своих правильных, естественно, слов. В отличие от вечно ошибающегося  визави. Осточертевшему до слёз  своими жалкими теориями.

               И  неплохо иметь пример для подражания. Вот об этом коротко расскажу.

               Мой ушедший из жизни друг,  которому "рОдный" сын подвесил в своё время парткликуху «Железный Феликс», поражал всех нас своим оптимизмом вперемешку с некоторым пофигизмом.

               Пока мы страдали и рвали души по любому поводу, просчитывали варианты, мягко стелили соломку для грядущих падений, старались хоть кое-что делать правильно, он просто жил.

               Или изображал такое восприятие жизни. К тому же, был  Феликс страшным везунчиком и ходоком высокого уровня. В его биологических сыновьях числится некий весьма видный политик Украины. Точная копия горячо любимого дамами папани.

              При  таких успехах на женском фронте он, естественно,  два раза  весьма удачно женился. Взяв себе вторую супругу поразительно похожую на первую, что вызвало  у всей нашей компании очередной прилив хорошей зависти. Везёт же...некоторым.

              И ещё одно качество красило его. В детстве ему по чьей-то дури выбили из рогатки глаз. Феликс никогда не злоупотреблял этим физическим недостатком для достижения каких-то целей, не ныл, не избегал трудностей. Не шастал по совбезам в поисках истины.Наоборот, он даже использовал его  довольно интересным образом.

            Научившись, несмотря на проблемы со зрением, довольно прилично играть в пинг-понг, он заключал иногда денежные  пари с незнакомыми игроками. «Я закрываю один глаз и ты тоже. И играем».

            Естественно, он закрывал себе нужный глаз . И уже надёрганный в таких поединках,  выигрывал. И забирал безвозвратно весь выигрыш, даже после раскрытия секрета. Но жадным не был.

            Все мы, так или иначе, переживали за здоровье детей,  за мир во всём мире, о приличной зарплате и победам киевского Динамо в различных турнирах. Он воспринимал все неполадки, как данность, не стоящую особого внимания. И не размениваясь на такие мелочи.

             А вот за упомянутое Динамо болел весьма страстно. Но только на стадионе, кстати. И он, отмечу, в своё время соорудил слово, которое вошло в болельщицкий фольклор тех времён. Из названия команды «Нефтчи»(Баку) он выкристаллизовал  понятие «сыграть нифчью». «Нефчеечку» выкатать.


             С 1967-го по 2001-ый годы мы регулярно шастали в горнолыжные центры Союза.  С конца восьмидесятых катались уже и на наших горнолыжных центрах, и за рубежом.  Феля уверенно стоял на лыжах, без проблем «кувыркался» на трудных участках трассы, рвал портки и куртки, ломал или сгибал палки.

             Никаких жалоб и нытья, за что ему персональная благодарность от автора этих строк, любящего временами обрыдаться по поводу состояния своего драгоценного здоровья. А глядя на Феликса, приходилось сдерживать лучшие чувства. И даже незаслуженно терпеть.

              И сколько же песен было перепето нами в этих поездках, антисоветских анекдотов рассказано. И «со спиртиком бывали », как пел В.Высоцкий. Первая супруга поставляла ему нужное «пойло» со своей работы в необходимых количествах.

              Мы даже несколько совместных литературных сочинений  состряпали во время поездок. В частности «На лыжах с Килиманджаро». Для  наших детей, для детей наших друзей. Для них самых. И  не имелось никаких разногласий по статусу. А упомянутая книжонка вошла в анналы нашей компании.

             По поводу разногласий. В коллективе  я был единственным представителем рабочего класса. Гегемон, так сказать. Конкретно: киевский таксёр. Феликс  подвизался в науке, защитил кандидатскую, работал  завлабом.   Даже тянул лямку директора одного из  НИИ Киева.

            А такие социальные различия бывали заметны в среде нашего «совка». Несмотря на конституционное равноправие и прочую шелупонь. Раздувание щёк, орлиный «погляд», суровые глаза борца за справедливость. Сейчас, вообще, кошмар. Вот-вот новое дворянство начнёт колоситься «на просторах родины чудесной».

         Можно ещё петь осанну моему ушедшему другу. Несмотря на некоторое несовпадения взглядов, которые у нас возникали, я всегда по-белому завидовал  его оптимизму и душевной устойчивости. Редкие качества в наши денежные, или наоборот - безденежные, времена.

         Но не хотелось бы превращать эти записи в некролог. Просто в очередной раз вспомнить и...позавидовать ушедшему в «иные пределы» другу. Светлая тебе память. Держи высоко флаг нашей дружбы. Подмога в будущем.

Ян   Подорожный.   28-30.09.2017.