Андрей Геласимов. Читатель должен взлететь!
С Андреем Геласимовым я познакомилась в Интернете на сайте Проза.ру, где провожу достаточно много времени. Андрей - так называемый сетевой писатель. Присуждение ему премии Национальный бестселлер 2009 года стало радостным событием для всех авторов сайта. Неважно на чем ты напечатан. Главное, чтобы это действительно было талантливо.
И я, и читатели устали от жесткой мужской прозы, так называемого, поколения ноль: Михаила Елизарова, Захара Прилепина, Stogoff.а. Андрей Геласимов приятное исключение из этого ряда. Главные герои его книг обычные люди во вполне жизненных обязательствах. Я понимаю, что писатель, как никто ощущает конечность жизни. Но ведь и не обязательно писать о жизни так, чтоб читателю захотелось после прочтения повеситься, только потому, что кругом все так плохо, да и всё равно помирать. Читатель устал от обилия ненормативной лексики, интеллектуальных вывертов, рафинированности прозы, ради самой прозы.
Писатель и критик Дмитрий Быков сравнил Геласимова с Викторией Токаревой. Я догадываюсь, что сказано это было не со знаком плюс. Мужчины – писатели всегда свысока относятся к женской прозе. Я же давно люблю умную, тонкую и жизнеутверждающую прозу Виктории Токаревой и для меня это знак того, что читать нужно обязательно. К нам в библиотеку пришло две книги Геласимова «Год обмана» и «Степные боги».
Я взяла «Год обмана». Уж больно напрашивалась аналогия с «Днём без вранья» Токаревой. Тема обмана в русской литературе не новая. Главному, герою, как большинству из нас, приходится врать ежедневно и ежечасно, при чем не очень то отдавая себе отчет в этом. Чтобы разобраться в хитросплетениях человеческих слабостей, автор вынужден рассказывать об одних и тех же событиях с точки зрения всех трех героев. Рассказы противоречат другу, несмотря на то, что каждый из них предельно искренен. В том парадокс и комизм ситуации.
Остроту повествованию придает и деликатность задачи, которую приходиться герою решать: научить жизни (если это вообще возможно!) сына олигарха. Шестнадцатилетний молодой человек совершенно не годится на роль богатого наследника. Ему наплевать на наследство, учебу, папины амбиции. Он живет в мировой паутине и влюблен в девочку, похожую на Одри Хепберн. Тема отцов и детей в русской литературе также не нова и по важности стоит после «кто виноват?», и «что делать?» Мне нравится решение этой проблемы у Геласимова. То есть, я должна с ней согласиться. Для того, чтобы иметь ребенка, который бы тебя устраивал, нужно родить их много, чтобы было из чего выбрать. «Ибо дети Ваши не дети Вам, а тоска жизни по самой себе» - сказал арабский мудрец.
И главное. Всё это хорошо заканчивается. Каждый из героев книги, признает свои ошибки, выносит из случившегося опыт, помогающий ему жить дальше. В одном из интервью Андрей Геласимов сказал, что «читатель должен взлететь!» Читателям его книг это должно удаваться. Ведь он заставляет их смотреть вперед и вверх.