Похвала

Мазур Татьяна
     Маленькие машинки Джипка, Крестик, Соня и Забияка гостили в деревне.
     – Прогноз погоды неутешительный, – сказал дедушка Джип. – Надвигается ураган, а яблоки на ферме ещё не собраны. Жалко, если попадают, побьются. Поехали поможем фермеру-грузовику, – предложил он.
     Гости с радостью согласились.
    
     По всему яблоневому саду кипела работа: сборщики старались вовсю. Ветки деревьев гнулись от спелых плодов. Сладкий аромат яблок  витал в воздухе. Осень покрасила плоды в яркие жёлтые и красные цвета, которые обрамлялись ещё зелёной листвой. Она как бы говорила: «Пора, пора! Собирайте урожай, не дайте ветерку скинуть такие спелые и сочные плоды на землю, чтобы ни один бочок не повредился!»
Машинки присоединились к работе. Они отвозили ящики, полные яблок, на склад, стараясь ехать быстро и аккуратно. Собирали плоды, которые уже успели опасть. Трудились слаженно, быстро.
     – У нас есть шанс успеть до урагана! – заметил фермер. – Какие же вы молодцы. Спасибо!
     Машинкам была приятна похвала грузовика, но отреагировали они на неё по-разному.
     Джипка подумал: «Раз мою работу похвалили, значит, я всё делаю правильно и буду продолжать так же!» И он начал загружать очередной ящик.
     Крестик заволновался: «Мне сказали такие приятные слова, а вдруг я их не заслуживаю? Надо больше стараться, раз мне доверили такую работу». И Крестик стал трудиться с ещё большим рвением.
     Соня вообще не заметила похвалы. Но она всё делала настолько хорошо, насколько могла, не зависимо от того, как это оценивали остальные. Она «мурлыкала» про себя песенку, не прерывая работы, и  радовалась хорошему дню.
     А вот Забияка, услышав, что фермер отметил труд машинок, подумал: «Раз меня похвалили, значит, я уже хорошо поработал, и можно пойти отдыхать!»  Он отъехал в дальний конец сада, устроился в тени большого раскидистого дерева и незаметно уснул.

     Проснулся Забияка от страшного гула. Он открыл фары и увидел, что ураган, промчавшись по саду, закружил в своём вихре всё, что встретилось у него на пути: яблоки, листья, опавшие с деревьев, ветки, поднятые ветром с земли. И вместе со всем этим в воздухе кружились маленькие машинки. Сила урагана была так велика, что подняла их с земли, как пушинки, и унесла далеко за горы.
     Постепенно ветер стих. Забияка, видя деревья без одного яблока и даже листика, с грустью вспоминал красоту яблоневого сада. Но больше его беспокоила судьба друзей. Не медля ни секунды, автомобильчик пустился на их поиски. Он ехал в сторону, куда ураган унёс машинки, и вскоре оказался у пограничного столба.
     – Что это за страна? –  спросил Забияка у пробегающего мимо мышонка.
     – Это Нехваляндия, – ответил тот. – Ты знаешь самое главное правило этой страны?
     – Нет.
     – Главное тут никого не хвалить и не благодарить, иначе жители этой страны сразу же начитаю делать всё наоборот! Они зазнаются и делаются просто невыносимыми. Понятно?
     – Понятно, ты мне очень хорошо объяснил, спасибо! – сказал Забияка. – А ты не встречал тут моих друзей-машинок?
     Но мышонок почему-то ничего не ответил и убежал. Забияка понял свою ошибку, ведь он нечаянно похвалил и поблагодарил зверюшку, чего нельзя делать в Нехваляндии.

     Автомобиль в поисках своих друзей двинулся, куда глядят фары. Вскоре он подъехал к морскому берегу. Портовые грузчики рассказали ему, что ураган промчался над морем, и Забияка, не долго думая, сел на первый корабль, капитан который согласился взять на борт необычного пассажира. Автомобилю стоило большого труда не поблагодарить капитана, но он помнил о ситуации с мышонком и сдержался.
     Удача не сопутствовала путешественнику, вскоре корабль попал в большой шторм. Безжалостно стихия гнала судно на рифы. Огромные волны, будто щепку бросали корабль со стороны в сторону. Пассажиры уже не верили в спасение. И только капитан, не теряя самообладания, боролся со стихией. Он заставлял корабль сопротивляться ветряному шквалу и следовать мимо мелей.
     Забияка поразился смелости капитана, забыв о законах чуждой ему страны:
     – Вот это умение! Это отвага!
     И вдруг… грохот, треск, потоки воды и пены… «Что же я наделал», – только и успел подумать Забияка, и вода поглотила его железный корпус.
    
     Очнулся автомобиль на песчаном берегу. Волны омывали его шины, с кабины стекала вода. Шторм закончился, и светило солнце. Повсюду лежали обломки корабля. Забияке приходилось только догадываться о судьбе экипажа и пассажиров, попавших в кораблекрушение. Он поехал по берегу, пытаясь найти кого-нибудь из пострадавших.
     Проехав несколько километров, Забияка наткнулся на деревню. И какого было его удивление, когда он увидел там Соню, Джипку и Крестика. Они были пленниками. Аборигены открутили колёса, чтобы машинки не смогли уехать. Они пытались разобрать автомобили по частям, чтобы превратить их детали в полезные для себя инструменты.
     Забияка начал придумывать, как спасти друзей. Он решил действовать хитростью.
     – Какие вы молодцы, что поймали эти машинки, открутили им колёса и разбираете на детали, – похвалил он жителей деревни. – Как здорово у вас это получается!
     Забияка рассчитывал на обратный эффект, так и произошло. Жители, услышав похвалу, начали делать всё наоборот: прикрутили колёса и поставили на место снятые детали.
     – Какие вы добрые, что не дали пропасть моим друзьям, взяли их к себе, спасибо вам! – продолжал юный хитрец.
     Островитяне, получив благодарность и действуя противоположно, отпустили машинки. Не медля ни минуты, автомобили начали быстро отъезжать от опасного места. Джипка, Соня и Крестик не знали особенностей страны и не понимали, почему племя их освободило. Забияка не успел раскрыть им свою хитрость.
     – Спасибо, что отпустили нас! Вы очень славные! – прокричала Соня.
     Автомобили увидели, что аборигены бросились за ними в погоню. В руках у них были копья. Все быстро приближались к морскому побережью. Скрыться машинкам было некуда.
     – Что ты наделала, Соня! – закричал Забияка и… проснулся.

     Он был в яблоневом саду, совершенно не тронутом ураганом. Друзья трудились на уборке урожая. Автомобиль понял, что ему приснился сон.
     – Нет, – сказал Забияка самому себе. – Не хочу я больше в Нехваляндию. Похвала и благодарность не означают, что надо бросать начатое дело!
     Автомобиль поехал к друзьям и работал с ними до самого позднего вечера.