Фектование с катаной стиля Тенгу-До

Роман Семёнов 3
«Фехтование с катаной стиля «Тенгу-До»

 

Во все времена именно катана, считалась  символом самурая. Катана - чисто гражданский вариант самурайского меча. Военный вариант самурайского меча назывался тати и никогда не применялся в гражданской жизни, хотя по сути,  являлся копией катаны. Он подвешивался к поясу, а не за пояс, был менее остро заточен  и угол его заточки был больше, так как он был рассчитан на прорубание доспехов, где бритвенное острое лезвие катаны испортилось бы после нескольких ударов.
Однако именно самурайский меч -  катана стала по праву символом самурая.
Фехтование  c катаной претерпело достаточно изменений и улучшений, прежде чем достигло современного высочайшего уровня. Основной расцвет японского фехтования начался со времени периода Сэнгоку (яп. ;;;; сэнгоку дзидай «Эпоха воюющих провинций»)— период в японской истории со второй половины XV до начала XVII века, когда власть сегуната ослабела и пошатнулась и Япония вступила в период феодальных смут и междоусобных войн. Эта эпоха закончилась только в XVII  веке с установлением
сегуната Токугава. 
   
Именно в эпоху бесконечных войн всех со всеми и расцветает японское искусство фехтования катаной.
К этому времени, а точнее к  XVI веку относится образование старейшей фехтовальной школой Японии - Синкагэ-рю. Она считается древнейшей  школой фехтования с катаной в Японии, положившей начало современному искусству владения мечом. 
Основоположник школы Синкагэ-рю - самурай Исэ-но-ками Нобуцуна сам был отличнейшим фехтовальщиком своего времени. Он лично прошел обучение в трех школах фехтования  - нэн-рю, катори синто-рю и кагэ-рю. Выбрав из этих школ самое лучшее, самое на тот момент прогрессивное и объединив их паринципы в единое неделимое целое, Исэ-но-ками основал свою школу - Синкагэ-рю, которая и положила основы Кендзюцу - то есть фехтования с мечом в тогдашней Японии. За основу фехтования с катаной Исэ-но-ками взял приемы фехтования школы Кагэ-рю.
 
Основатель школы Камиидзуми Исэ-но-ками Нобуцуна прошёл обучение в трех школах, которые называют истоками японского кэндзюцу — нэн-рю, катори синто-рю, Кагэ-рю. Исэ-но ками усовершенствовал технику этих школ, особое внимание уделяя технике и принципам школы Кагэ-рю. Результатом стало создание школы синкагэ-рю.
Участвуя в многочисленных сражениях, Исэ-но ками на деле доказал эффективность созданной им школы, которая впоследствии стала очень популярной в средневековой Японии. Синкаге-рю была популярной вплоть  до времени реставрации Мэйдзи, когда начался ее упадок и забвение, продолжавшееся вплоть до 50-х годов 20 века, когда школа фактически возродилась и обрела второе дыхание. 
 
Целью развития фехтования катаной было не только освоение умения владения и фехтования мечом, но и моральной составляющей воина. Одна из истин самурая гласила "Если я ударю мечом Мастера меча в тот момент, когда он любуется цветущей сакурой и не ожидает нападения, то даже Мастер меча, не имеющей себе равных в искусстве владения мечом не сможет отразить нападение (Сугавара).
Следовательно, моральный аспект фехтования катаной - это ударить ли подло в спину самурая, когда тот не готов к битве или нет. А технический момент - быть всегда готовым к битве, чтобы тебя не застали врасплох ни при каких обстоятельствах. И этим не попасть в постыдную ситуацию. Бой с мечом - это непрерывная концентрация тела, духа, и мысли.
 
«Большинство людей предпочитают смотреть в глаза противнику. В таком случае, глаза должны быть уже, чем обычно, но разум должен быть широк. Зрачки должны быть неподвижными. Когда противник рядом, смотри так, как если бы глядел вдаль. И тогда сможешь видеть не только лицо противника, но и все его тело, что позволит предугадать любой атакующий выпад с его стороны. В фехтовании можно позволить глазам выразить предельную решимость, но никогда не позволяй им выдать свой разум». (Миямото Мусаси).
 
Вообще,  в фехтовании катаной различались три типа стоек для нанесения ударов:  Дзедан  - позиция с высоко поднятым мечом, Тюдан - позиция с мечом поднятым перед собой, и Гедан - с мечом опущенным вниз. Это основные типы стоек при фехтовании на мече. Бой с мечом  у самураев подразумевал использование всех трех типов стоек в связках одного с другой.
Самих  основных ударов при фехтовании катаной насчитывается восемь, как и три основных защиты - верхняя, средняя и нижняя.
 
Разумеется, комбинаций всех ударов, защит и их вариаций может быть бесчисленное множество. Защита может или влево, или вправо, из различных видов стойки, с разными углами выноса меча вперед. Равно как и ударов при атаке - бесчисленное множество.
Основа успешного фехтования катаной - это правильное предугадывание действий противника и выбор комбинации ударов и защиты, блокирующих и нейтрализующих это действие. Для успешного предугадывания приема противника важно то, о чем писал Мусаси - видеть лицо противника и читать его разум, как раскрытую книгу. То есть, фехтование с катаной - это еще и искусство психологического подавления противника, искусство чтения его мыслей и действий, написанных в глазах, на  лице, мимике, жестах. 
Школа фехтования «Тенгу-До», старается привить своим ученикам  сплав нового и старого  - старых техник фехтования с катаной  с использованием традиционных приемов Синкагэ-рю, и нового - приемов, для катаны, наработанных уже в 20 и 21 веках в Японии, США, Европе. Такое соединение всего самого передового и отточенных веками традиций делает приемы фехтования с катаной стиля «Тенгу-До» очень эффективными. Основной упор делается на универсальность приемов, как для длинного меча - катаны, так и для более коротких, одноручных мечей - вакидзаси, и для ножей - танто.
 
Именно универсальность движений и приемов позволяет нарабатывать крайне эффективную татктику боя - не важно, какое у вас оружие, важно то, как ты им пользуешься и как проводишь защиту и атаку. Ученику не приходится разрываться между техникой для ножа, короткого меча (мачете) саблей, или длинным мечом - катаной, или даже европейским полуторником. Одна и та же техника для внешне разного оружия  и механика доводят его мышечную память до совершенства. Разумеется, есть и отличия в приемах. Но сама основа остается одинаковой.
 
Одна мышечная память  для разных видов оружия, изучаемая и применяемая на уроках фехтования позволяет в короткие сроки стать эффективным бойцом на разном оружии, в то время как в обычных фехтовальных школах на это уходят долгие годы тренировок. 
Школа фехтования «Тенгу-До», постоянно соврешенстует свои навыки, приемы и методики фехтования в России с катаной, вакидзаси и танто.
 
 
«Меч о-катана работы Фудзивара Сигэтака»

Общая классификация меча: о-катана (катана с очень большим клинком), синто («новый меч»), имеет статус токубэцу ходзон то («особо оберегаемый меч» по критериям NBTHK), тюдзё-саку («работа выше среднего уровня»), вадзамоно («очень острый», «очень хорошо режет»).
Эффекты ковки (хатараки):
- тип хамон: яркий узор, сочетающий разные паттерны: тёдзи-мидарэ (иррегулярные «бутоны гвоздики»), гуномэ-мидарэ (иррегулярная волнистая линия), торан-нотарэ (различные формы «волн»), якидаси (выходит за линию порожка ха-мати) в сочетании с другими узорами ковки - тобияки (крупные пятна дзи-ниэ выше линии закалки), широкая волнистая полоса ниои над кромкой линии закалки, аси, гинсудзи.
- узор поверхности (хада): сочетание ко-мокумэ и ко-итамэ.
Подпись (мэй): ;;;;;;;;;;; Этидзэн-дзю Харима-дайдзё Фудзивара Сигэтака («Фудзивара Сигэтака с почетным титулом Харима-дайдзё, живущий в провинции Этидзэн»).
К клинку прилагается сертификат подлинности Токубэцу ходзон то («Особо оберегаемый меч»), выданный NBTHK 14 февраля 2002 г. (14-й года Хэйсэй, 2-й месяц, 14-й день) за номером 147 065. Сертификат свидетельствует подлинность работы указанного выше мастера Этидзэн-дзю Харима-дайдзё Фудзивара Сигэтака, первое поколение.
Оправа состоит из хабаки, ножен со шнуром сагэо, цуба, 2 сэппа, цука, фути, касира, 2 мэнуки.
*Примечание: оправа (кроме цуба, мэнуки и, возможно, хабаки) – новодельные, конец XX – начало XXI вв. Цуба и мэнуки – изделия периода Эдо. Ножны и рукоять изготовлены специально для данного клинка (начало XXI в.), канамоно (металлические детали оправы) - сборные.
Гарда меча (цуба)
- Время изготовления: XVII –XVIII вв.
- Материал: сталь, медь
- Декор: на поле (хира), обработанном в технике исимэ («следы молотка») и покрытом бурой патиной нанесены стилизованные изображения 2 цветков («китайский цвеиок» - кара-хана?) и 2 бутонов в технике перфорации (сукаси-бори), негативный силуэт. Обод (мими) имитирует крученый шнур.
Мэнуки: 2 штуки
- Время изготовления: конец XVIII – середина XIX вв.
- Материал: медь (медный сплав), золото.
- Декор: дракон в облаках (мэнуки находятся под оплеткой рукояти, поэтому видны лишь частично). Выколотка, рельефная резьба (такабори), точечная инкрустация золотой проволокой, коричневая патина.
Сая (ножны)
- Материалы: дерево магнолии, шелк (шелковый шнур), лак, медь, золото.
- Декор: ножны покрыты черным лаком (куро-уруси) в технике кава-нури (имитация фактуры кожи); устье ножен (коигути), заверение ножен (саядзири) и куригата – в технике хана-нури (блестящая гладкая поверхность). В куригата вставлена медная позолоченная втулка, сквозь которую продет и завязан сложным декоративным узлом шелковый шнур сагэо темно-синего цвета.
- Сохранность: предмет новодельный (начало XXI вв), сохранность очень хорошая, утрат и повреждений нет.
- Размеры: длина 118,7 см, ширина 4,6 см, толщина (включая куригата) 3,7 см, в устье – 2,8 см.
Аксессуары: сирасая (временная оправа для хранения клинка), парчовый чехол для сирасая, шелковый чехол для косираэ (оправы), деревянная копия клинка (сугата), 2 деревянных колышка мэкуги.

«Мастер - Фудзивара Сигэтака»

Сигэтака с почетной фамилией Фудзивара, имел почетный титул Харима дайдзё – «вице-губернатор провинции Харима». Родился в конце XVI в. в г. Иида на юге провинция Синано (ныне – префектура Нагано). Учился у известного мастера Канэнори в г. Сэки, провинция Мино (принадлежавшего к традиции ковки мечей Мино-Сэки). Вместе с учителем перебрался в провинцию Этидзэн, которая также была одним из ведущих центров подготовки кузнецов в XVII в. Сигэтака основал собственную школу, насчитывающую не менее 11 поколений мастеров. Первые три поколения подписывались «Харима-дайдзё Фудзивара Сигэтака». Основатель школы («сёдай Сигэтака» - т.е. «Сигэтака, I поколение»), работе которого принадлежит данный клинок, был признанным кузнецом в период примерно с 1620-х по 1670 гг. (т.е. начиная с эры Канъэй до эры Канбун) и имел весьма солидный рейтинг среди кузнецов своей эпохи (60 баллов по шкале W.M. Hawley, в то время как «средние» мастера оцениваются в 15 баллов). Многие клинки его работы отличались очень большими размерами и роскошными, очень яркими и даже вызывающими узорами закалки.
Литьё – способ изготовления художественных произведений, скульптуры, культовых изделий, предметов бытового назначения при помощи заполнения специальной литейной формы жидким металлом или сплавом.
Из металлов чаще всего используются золото, серебро, бронза, латунь, олово, медь, чугун, сплавы алюминия. Они плавки и могут легко разливаться в формы.
Перед литьём мастер должен изготовить модель из воска, свинца, меди или дерева.
Для сложных предметов требуется изготовление нескольких моделей, поскольку разные их части отливают по отдельности, а затем соединяют посредством спайки или привинчивания.
Считается, что лучшие отливки получаются по медным моделям, так как после канфарения (обработки изделия резцом или напильником после отлития) эти отливки выглядели так, будто были сделаны мастерами-чеканщиками.
Ковка меча - многосложный и трудоёмкий ритуал. Он требует от кузнеца высокого мастерства, ведь от каждого этапа процесса зависит результат. Издавна существовали специальные обряды, сопровождающие процесс ковки меча. Кузнечное ремесло в Японии передается от отца к сыну, благодаря чему продолжается многолетняя традиция ковки меча, через которую передается самобытность и оригинальность японской культуры.
Японские мастера и ценители выделяют три основных составляющих красоты меча – это дзиганэ (поверхностная сталь), хамон (линия закалки) и катати (форма клинка).
Многие могут подумать, что самое сложное в изготовлении меча – это ковка его формы, однако, на самом деле, основная и наиболее трудоемкая часть всего процесса – подготовка материала.
Подготовка к работе начинается с того, что кузнец колет уголь. Традиционно используется сосновый (древесный) уголь, но в последнее время зачастую его заменяют на каменноугольный кокс.
Сталь для японского меча получают из сатэцу – чёрного пескообразного диоксида железа. Для выплавки высокоуглеродистой стали тамахаганэ песок сатэцу сплавляют с углём в печи татара.
В Японии существует только одна действующая печь татара – она находится в префектуре Симанэ. После капитуляции Японии и окончания Второй мировой войны производство мечей в стране было запрещено, а все имевшиеся у населения клинки, по приказу оккупационных властей, подлежали изъятию.
Изготовление мечей по классической технологии в качестве произведения искусства было возобновлено только после снятия этого запрета. В 1977 году печь татара была восстановлена по древнему образцу. Сейчас она работает всего два месяца в году. Из 13 тонн сатэцу в ней получают всего 1 тонну стали тамахаганэ.
Все 300 лицензированных кузнецов, действующих в Японии, пользуются исключительно сталью, выплавленной в этой печи.
Сталь тамахаганэ отличается от заграничной железной руды тем, что практически не имеет примесей, поэтому именно она используется для создания японского меча. Кузнец отсортировывает куски стали в зависимости от содержания в них угля.
Потом он переходит к этапу тамацубуси – накаляет сталь тамахаганэ и отбивает в пласты, а затем дробит их на мелкие куски. Чтобы разбить раскаленный металл на куски, его предварительно опускают в воду. Кузнец смотрит на разрез каждого куска и сортирует на качественный и некачественный металл.
У качественного металла частицы, видимые в разрезе, очень мелкие, поэтому он обладает хорошей цепкостью. У плохого же они, наоборот, крупные, что делает его очень ломким. Затем отобранные осколки складывают друг на друга на железный лист как мозаику, стараясь оставлять как можно меньше просветов, оборачивают лист рисовой бумагой и завязывают.
После этого его обливают со всех сторон смесью из соломенной золы и жидкой глины и потом снова раскаляют. Этот материал и становится основой меча. При достижении необходимой температуры раскалённый брусок помещают на наковальню, и его начинают отбивать ученики мастера или автоматический молот.
В результате брусок вытягивается и сужается, а края остаются ровными, прямоугольными. Затем его вновь помещают в печь. Далее блок разрезают стамеской пополам, ровно загибают и снова отбивают. Каждое такое «складывание» сопровождается обливанием глиной и обсыпанием золой. Таким образом, блок складывают от пяти до двадцати раз. В результате получается поверхность дзиганэ (поверхностная сталь). Весь этот процесс носит название орикаэси-танрэн.
Постепенно из бруска выстукивается нужная форма и длина меча. После этого кузнец удар за ударом придаёт форму острию, ребру и хвостовику клинка. Последний этап (якиирэ) – самый ответственный: это закалка лезвия. От исхода этого этапа зависит конечный результат. Этот момент считается священным, поэтому перед его началом кузнец произносит молитву у специального алтаря.
Предварительно на поверхность меча наносится раствор из глины, песка и порошка древесного угля. Таким образом достигается твёрдость лезвия. Этот этап проводится в полной темноте. Кузнец определяет температуру нагрева на глаз, по цвету раскалённого металла, наблюдая за цветом раскалённого хвостовика. Если клинок не довести до необходимой температуры или же передержать, такое изделие не будет качественным. Когда достигается необходимый цвет, раскалённый меч резко опускают в воду. Клинок получается твёрдым, острым и не ломким. При закалке происходит изгибание меча, связанное с усадкой обуха. Поэтому кузнецу с самого начала необходимо предусмотреть этот момент и выбить клинок так, чтобы не поломать и не искривить лезвие. В самом конце мастер полирует меч прямо в кузнице, чтобы посмотреть на линию закалки – хамон.
После этого он отдаёт меч профессиональному полировщику для заточки лезвия и окончательной шлифовки. Полировка – это отдельный вид искусства в традиции изготовления японского меча, которым занимается отдельный мастер-полировщик. Меч шлифуют семью или восемью различными полировочными камнями, держа его при помощи специальных тряпочек. Способы полировки тела клинка и его лезвия отличаются. Тело полируют до сине-чёрного цвета, а лезвие – до белого.
Мастер-полировщик не только полирует меч, но и затачивает лезвие. После наступает второй этап шлифовки, когда меч зафиксирован и в этом состоянии натирается камнем. Мастер зажимает полировочный камень большим пальцем и вручную доводит им до блеска тело клинка. В результате этого на мече выявляется узор от закалки. Мастер наносит на клинок масло со специальной пудрой и втирает его ватой, что защищает меч от коррозии и придаёт окончательный блеск. Затем масло снимается с линии хамон.
После этого берётся специальный камень, при помощи которого лезвию окончательно придают остроту. Этот камень промазывают лаком дерева уруси, а сверху приклеивают рисовую бумагу, чтобы камень не сломался, потому что он очень хрупкий и легко разваливается в руках. Мастер аккуратно проходится им по мечу, чтобы показать всю красоту созданного клинка.
Самый последний этап – это изготовление ножен сая и выполнение гравировки мэй, служащей подписью мастера!