Анастасия Сергеевна Гл. 3

Клименко Галина
Гл.3


У Насти с дочерью часто происходили доверительные беседы, а как иначе? Алёнка уже девушка и через каких-то три года станет совершеннолетней. И вот именно этот период, до её восемнадцатилетия, Анастасия Сергеевна больше всего и боялась. Девчонкам, что и постарше, приходилось горько ошибаться, тем самым круто изменив и калеча собственную судьбу, а что с Алёнки спросить, у которой ещё ветер в голове?
Когда они оставались вдвоём, то дочь нормально воспринимала нотации и поучения матери, но стоило Насте что-то сказать на эту тему при посторонних, даже в присутствии Вовки, казалось бы, родного брата, то Алёнка сразу же начинала нервничать и огрызаться. Вот и сегодня, не успела Анастасия Сергеевна напомнить ей, откуда дети берутся, как сию секунду получила грубый ответ.

-   Мам, мы сто раз это обсуждали, ну сколько можно? Надоело уже, одно и то же выслушивать.

-   Да хоть тысячу раз обсуждали, а я не поленюсь заговаривать об этом снова и снова. И имею право, между прочим. Неужели не понимаешь, я хочу, чтобы ты закончила школу, поступила куда-нибудь, а вот когда приобретёшь профессию, то потом поступай, как знаешь. Но и тогда, чтобы всё было в рамках дозволенного. Меньше всего мне мечталось краснеть за своих детей и это больной вопрос для всякой матери, не только для меня. Поверьте.

-   С меня уже Люська с Наталкой смеются. Ты же, как провожаешь меня в клуб за ворота, так всё время норовишь напомнить нам на дорожку то, что мы несколько часов подряд уже обговаривали. А потом они подтрунивают надо мной.

-   И пусть подтрунивают. Хорошие девочки не станут смеяться над материнским наказом. Ну, Люська ещё ладно, ей можно простить, я за неё ничего плохого не слыхала, а вот Наталка... Если честно сказать, то я собиралась запретить тебе с нею дружбу.

-   Ой, ма! Давай, не будем? Уже сплетен наслушалась и они, наверное, напрямую связаны с Денисом, что за Наталкой бегает?

-   Почему бегает? Они уже встречаются и не только. У твоей Наталки, с этим Денисом, давно отношения, как у мужа и жены, чтоб ты знала. Так что, скоро твоя Наталка за ним побежит, а не он за нею. Ну и чему путному может научить такая подруга?

-   Да это всё брехня, мама!  -  Алёнка от негодования аж поднялась в полный рост с четверенек.  -  Мы всегда с Люськой провожаем её до дома, а потом сами расходимся. Дениса с нами и близко нету.

Насте понравился ответ, это значит, что её дочь и действительно понятия не имеет о скрытой жизни одной из своих подружек. Видимо, Наталка перед ними корчит из себя честную девственницу, а на самом деле, это далеко не так. Нинка Горохова, хоть и языкастая, слегка преувеличивает свои пересуды, но это и действительно, лишь слегка, и такое всем известно. Но Нинка никогда не скажет то, чего не было.

-   Ну да...  -  с иронией промолвила Анастасия Сергеевна.  -  Вы же с Люськой думаете, будто проводив Наталку, она тут же заходит в хату. Как бы не так! Отстоится за углом, пока вы отойдёте на приличное расстояние, а потом вновь появляется за двором. И сразу же, к ней Денис присоединяется. А её папа с мамой считают, будто их доченька с вами. Вот так-то, касатка.
Запомни, в деревне ничего невозможно скрыть. Вокруг живые люди, которые не только отлично знают друг друга, но уже и по звуку шагов научились друг друга различать. И в тёмное время суток в том числе. Вы же ещё молодо-зелено, до вас не доходит, что старикам, чаще всего, плохо спится, иные чуть не до утра на лавочке сидят и ждут свежего утреннего воздуха, особенно в летний зной. А за полночь вокруг абсолютная тишина, собаки и те ленятся лаять, так что, даже слышно, как отдельный листик на дереве шелестит, как мыши летучие крыльями хлопают. Поэтому не вздумай снова Наталку оправдывать, с какой стати я стала бы тебя разлучать с примерной и непорочной девочкой? Какая мне в этом выгода?

Алёнка, на удивление, сразу примолкла. Она вновь занялась работой, но Настя тайком наблюдала за дочерью и понимала, что та сейчас взвешивает каждое её слово. Анастасия Сергеевна с точностью была уверена, что она для Алёнки всё ещё является очень большим авторитетом. Потому что женщина старалась никогда не обманывать своих детей. И пока тема оставалась ещё такой горячей, такой накалённой и чтобы не прозевать, а окончательно посеять в душе своего ребёнка нужное и полезное "зерно", Настя продолжила:

-   Ну и что доброго ожидать от таких тайных встреч? Заранее скажу - ничего. Была тут одна, она чуток помладше от нас с отцом. Прогулялась с парнем, а тот взял да и бросил её в интересном положении. Его мать с отцом заставили Веру, так звали ту девушку, избавиться от беременности, а она, дура, послушалась. А потом все от неё отвернулись, потому что деток Вера так и не смогла родить. Вот такая история.

Притихшие Вовка с Алёнкой внимательно прислушивались к словам матери и когда она закончила рассказ, то поочерёдно поворачивали к ней головы, молчаливо подталкивая её к продолжению.

-   Ой, комедия да и только...  -  Настя улыбнулась, вспомнив ещё кое-что.  -  Вере той уже лет тридцать пять исполнилось, а у нас в деревне дедок проживал, он тогда уже девятый десяток разменял, а за месяц до того - как раз бабку схоронил. Так вот, явился однажды тот дедушка с букетом тюльпанов, якобы к Верке посвататься, а мы тут, так и полегли всем селом от смеха. Да как ещё обижался, когда Вера ему на ворота указала, мол, чем я тебе не жених, другая бы радовалась на твоём месте, что в жёны беру.
Старый, старый, а соображалка работает. К пенсионеркам, своего возраста, не пошёл, а к молодухе прикандёхал. Да, не дурак дедуля, а притворялся, будто ничего не слышит, ничего не видит и мозги у него уже не варят. Вот тебе и не варят...
А вскоре Вера уехала в город. Как-то мы виделись с нею на рынке.  -  Настя вздохнула.  -  До сих пор одна, бедная женщина. Для кого всю жизнь прозябала?

-   Мам, я разберусь с Наталкой, обещаю. Но мне обидно за то, что ты только меня поучаешь, а Вовка у тебя, навроде того любимчика. А ты не помнишь, сколько ему лет было, когда он с Ленкой начал гулять? Четырнадцать! И ничего, ты молчала.

-   Вовка в подоле не принесёт.  -  кратко ответила Настя. А Вовка с ухмылкой глянул на сестру, но пока не вмешивался в ихний диалог.

-   Так, принесёт та, что с ним встречалась. Ну и какая разница? Ты что, собралась от внуков отказаться, если вдруг чего?

-   Упаси Боже, чтобы я отказывалась от своих кровинок. Но речь о том, что парням легче всего. Как говорится, отряхнулся и в сторону, а вот девочке, а особенно её родителям, хлебать потом проблему, не расхлебать.

Алёнка помолчала немного, но через время снова выразила своё несогласие с данной ситуацией.

-   За пацанов тоже нужно переживать и нисколько не меньше. А вдруг, подерётся с кем? Или пить начнёт, а то и наркоманить. А помнишь, Вовка курить пробовал в тринадцать лет? А ты за него вечно заступаешься.

-   Дочечка, да вы для меня оба одинаковы, поверь, золотко! Просто Вовка повода не давал, чтобы особенно я за него колотилась. А ты у меня девочка, а за девочек всегда матери больше волнуются. Потому что вас каждый может обидеть. И стоило ли Вовку ремнём лупить, если он всего разок папиросы покурил? Но вовремя я вмешалась и он всё осознал, вот, пожалуйста, до сих пор не курит.

-   И не один раз он пробовал, ага, и не один! Это он тебе так сказал?  -  съязвила Алёнка.

-   Слышь, ябеда!  -  Вовка запустил в сестру мелким картофелем, та ответила тем же. Он уже докопал последние ряды и теперь помогал Алёнке собирать урожай.  -  Ты постоянно маме сплетничаешь обо мне, а я никогда про тебя никому ничего не говорю. Это нечестно!

-   А что обо мне говорить? Я не курю и даже никогда не пыталась.

-   Это правда, но есть и другие проколы. Например, мамина цепочка. Ты два раза без спроса надевала её в клуб. Что, обидно? Вот и мне обидно, как ты языком своим всегда лишнее болтаешь.

-   Я бы спросила разрешение у мамы, но она спала, а я пожалела её будить, понятно? - и Алёнка скривила ему рожицу.

-   А почему потом не поставила в известность? Врёшь, ты хотела утаить.

-   Хватит вам!  -  прикрикнула на детей Настя. -  Сцепились, как дворовые собаки. И мелюзгу не раскидывайте, это потом свиньям да курам на корм пригодится. А вот цепочку мою трогать запрещаю. Это память отцова. Я сама её берегу, ношу только по особым случаям.
Куплю я и тебе, доченька, такой подарок, но, как договаривались, к окончанию школы. Не раньше. А сейчас поторопитесь, уже скоро темнеть начнёт, а мы до сих пор в огороде барахтаемся. А ещё выкопанное тачкой во двор перевозить.

-   Да успеем, ма, перетаскаем.  -  заверил её Вовка.

Некоторое время все работали молча. Настя спешно перебирала корнеплоды по сортам, у неё это стало неважно получаться, от произведённого эффекта в ходе прямолинейного и бесхитростного разговора с детьми. Несколько раз она мелкую картошку кидала в ящик к семенной, а семенную к крупной. Вовка с Алёнкой делали вид, будто увлечены разгребанием земли и выуживанием оттуда клубней, но Настя знала, они тоже думают о том же, что и она.

"Это неплохо, пусть извлекают урок. И пока слушают, то говорила и буду говорить. Это мои дети и их судьба мне далеко не безразлична."

-   Мам.  -  донеслось до Насти. Это окликнула её Алёна.

-   Извини за цепочку, ладно? Такое больше не повторится.

-   Ой, деточка, да я уже и забыла.  -  лукавила Настя.  -  Да и сомневалась я, что ты и дальше позволишь себе такое. Вы же у меня самые-самые лучшие, так ведь?

Вовка с Алёнкой заулыбались. А кому не понравится материнская похвала?

-   Мамуль,  -  снова отозвалась Алёнка.  -  всё забываю у тебя спросить. Я раньше не задумывалась, а теперь почему-то захотелось кое-что прояснить.

Настя насторожилась. Вроде, у них всё в порядке, чего это Алёнке вздумалось вести серьёзные беседы? Она хорошо изучила сына с дочерью, потому была уверена, что Алёнка, если пожелает спрашивать, то только о чём-то особенном.

-   Тебе уже почти пятьдесят лет, а мы с Вовкой, как-то не подходим к твоему возрасту, то есть, должны быть много старше. А почему так? Почему вы с папой так поздно решили завести детей? Не обижайся, пожалуйста, но я не при чужих спрашиваю, тут мы все свои.

Вовка быстро глянул на сестру, а потом на мать. Как не разволноваться, тема-то пикантная назревает.

-   Ой, Господи, Алёнка, напугала меня, я уж думала, будто что-то из рук вон страшное стряслось, фух... -   Анастасия Сергеевна косынкой стёрла испарину со лба.  -  А в этом деле секретов нету от вас и это истинная правда. Хотя, рожают и в более преклонных годах, но мотив у нас нынче конкретный, то есть, исключительно обо мне. Да, вот так произошло, что не могла я родить поначалу. Не знаю, почему так иногда происходит, но не давал нам Боженька деток и всё тебе. И врачей посетила великое множество, и на курорты Миша меня отсылал. Тогда с путёвками было посвободнее, не скупились, давали желающим посмотреть на настоящее море и искупаться в нём. И сегодня дают, но не так часто и не всем, а выборочно. Ну вот, бегала я, бегала, по санаториям моталась, но, как говорится, а воз и ныне там. 

Настя почувствовала, как к горлу подбирается ком, ей было не очень приятно вспоминать то трагическое прошлое. Да, для неё тот определённый промежуток времени и действительно казался личной трагедией, потому что... 

-   Я так любила вашего отца и почти сутками не спала, переживала, думала он меня бросит. Но Миша не ушёл из семьи, за это я ему и по сей день низко кланяюсь.
Мы с ним перестали появляться на всяких гулянках, ни то, чтобы совсем, но всё реже и реже навещали своих друзей. Ведь у всех детвора, а у нас нету. Ну и как можно на всё это смотреть равнодушно? Нет, Боже упаси, ни отец, ни я - никого не винили и никому не завидовали, но мы с Мишей были обыкновенными людьми, а не железными роботами, и сердца тоже имели человеческие, как и у всех, а не каменные. А из детдома или приюта я побоялась брать малыша. Ну как чужое воспитывать? Своё дитё ты нутром чуешь, а у того кровь не свойская. Да и не в крови дело, просто на родного можно прикрикнуть или ещё как-то наказать, например, шлёпнуть слегка или в угол поставить, а то дитё, если применить к нему все те же меры, будет всё время обижаться, мол, я детдомовский, вот потому меня и не любят.
Сложно всё это, дети мои, врагу не пожелаю с таким столкнуться. И вот, когда у нас уже и надежда последняя иссякла, я забеременела тобой, Вовочка. Ой, ту радость я и передать вам не могу да и не стану всё ворошить, а то разревусь ненароком на всю округу. -  Настя сделала вынужденную паузу. Так грудь сдавило от переизбытка чувств, что продолжать разговор становилось всё труднее и труднее, слёзы так и просились наружу. - Через три года, Алёнушка, и тебя родила. И снова счастье до небес! Я согласна была всех выносить, сколько бы нам Господь не дал, но потом, словно отрезало. Вот двое и всё, баста.
И за то спасибо Отцу Небесному, великим подарком Он нас когда-то одарил.

Вовка с Алёной и слова не могли произнести, после услышанных откровений. Им обоим хотелось всё бросить, подойти к матери и крепко обнять её, но что-то мешало. Может, стеснялись проявить свои чувства в такую торжественную минуту, чтобы не нарушить важность момента, а может, спешили быстрее закончить с огородом, ведь мама велела поторапливаться. Но то, что сейчас им поведала Настя, на брата с сестрой произвело огромное впечатление. Как жаль, что нет рядом папы, вот бы здорово порадоваться всей семьёй.

Но таков жизненный закон, все люди, без исключения, когда-то и что-то теряют, но взамен обязательно что-то приобретают. Полным счастье ни у кого не бывает. Ещё в детстве или чуть позже, сначала мы прощаемся с любимыми бабушками и дедушками, уходящими от нас навсегда. Затем с родителями, друзьями, соседями и так далее.
Всё в нашем мире придумано не нами и не нам это отменять. Да и не под силу такое придётся обычному человеку.