Потери 15 Кroat. JG. 52 на Восточном фронте

Олег Каминский
     Кроме словацкой эскадрильи, в составе немецкой JG.52 какое-то время значилась также хорватская эскадрилья. История её возникновения началась с 4-й хорватской авиагруппы. Эта группа имела в своем составе две истребительные эскадрильи – 10-ю и 11-ю и, по договоренности с командованием Люфтваффе, должна была принять участие в войне против Советского Союза.

     Первой на Восточный фронт прибыла 6 октября 1941 года 10-я эскадрилья, которая стала действовать с аэродромов Полтавы, Чаплинки, Таганрога и Мариуполя. Затем, 16 декабря 1941 года в Мариуполе к ней добавилась 11-я истребительная эскадрилья. Обе эскадрильи имели на вооружении немецкие истребители Bf 109, правда, это были уже довольно старые и изношенные «Эмили».   

      Из-за недостаточного количества самолетов, в начале января 1942 года 4-я авиагруппа была переименована в 10-ю усиленную истребительную эскадрилью (Ojacano 10.Lovacko Jato), которая под обозначением 15(Кroat.)/JG.52 была включена в состав JG.52. Вскоре эскадрилья была полностью оснащена новыми «Густавами».

     Действуя с аэродромов Мариуполя, Сарабуза, Артемовска, Ростова, Армавира, Майкопа, Каранкута и других, эскадрилья принимала активное участие в ожесточенных воздушных боях над южной Украиной, Кавказом, Кубанью, Таманским полуостровом и Крымом.

     В июле 1944 года на основе 15(Кroat.)/JG.52 была создана 1-я хорватская истребительная эскадрилья, которая вместе с вновь сформированной 1-й хорватской штурмовой эскадрильей вошли в состав, так называемой, «Хорватской смешанной авиагруппы» (Hrvatska Zrakoplovna Izobrazbena Skupina).

     В свою очередь, «Хорватская смешанная авиагруппа» вошла в состав немецкой 1-й авиадивизии, и перебазировалась в Восточную Пруссию. Однако в середине осени 1944 года хорватские подразделения на Восточном фронте, из-за непрекращающихся случаев дезертирства, были расформированы, а их самолеты были реквизированы.

     Всего за время пребывания на Восточном фронте хорватские истребительные подразделения совершили более пяти тысяч боевых вылетов и сбили 259 советских самолетов. При этом эскадрилья 15(Кroat.)/JG.52 и её преемница 1-я хорватская истребительная эскадрилья потеряли следующих пилотов:

Капитан Берислав Супек (Satnik Berislav Supek)
Участвовал в боях на советско-германском фронте с марта 1942 года.
Побед и наград не имел.
27 апреля 1942 года на истребителе Bf 109 E-3 W.Nr. 1411 «Grune 4» потерял ориентировку во время вылета, по ошибке произвел посадку на советский аэродром в районе города Ростов и попал в плен, в котором находился до 1948 года. 

Старший лейтенант Никола Вучина (Natporucnik Nikola Vucina)
Участвовал в боях на советско-германском фронте с марта 1942 года.
Одержал 2 победы.
4 мая 1942 года на истребителе Bf 109 E-7 W.Nr. 1506 (1586) «Grune 9» дезертировал, приземлился на советский аэродром в районе города Ростов и сдался в плен.

Старший фельдфебель Веко Микович (Stozerni narednik Veco Mikovic), 1914
Участвовал в боях на советско-германском фронте с марта 1942 года.
Одержал 10 побед. Награжден Железными крестами 2-й и 1-й степени.
20 июля 1942 года на истребителе Bf 109 G-2 W.Nr. 13411 «Schwarze 13» не вернулся из полета в район Ростова. По одним данным, был сбит в воздушном бою с бомбардировщиками Пе-2 и упал в районе города Ростов, по другим данным, был сбит зенитным огнем и погиб.

Лейтенант Степан Радич (Porucnik Stjepan «Stipe» Radic), 1920
Участвовал в боях на советско-германском фронте с марта 1942 года.
Одержал 3 победы. Награжден Железным крестом 2-й степени, хорватской Малой серебряной медалью за храбрость.
29 августа 1942 года на истребителе Bf 109 G-2 W.Nr. 13520 «Schwarze 9» был подбит зенитным огнем в районе города Туапсе (Кавказ), пытался совершить вынужденную посадку, но врезался в землю и сгорел вместе с самолетом.

Лейтенант Юрей Ласта (Porucnik Jurej Lasta), 27.01.1915
Участвовал в боях на советско-германском фронте с декабря 1941 года.
Одержал 8 побед. Награжден Железным крестом 2-й степени, хорватскими наградами: Большой серебряной медалью за храбрость и Малой серебряной медалью за храбрость.
28 октября 1942 года на истребителе Bf 109 G-2 W.Nr. 1317 (13417) «Schwarze 16» в воздушном бою юго-западнее Майкопа с несколькими истребителями ЛаГГ-3 сбил один из них, но и сам был подбит. При возвращении на аэродром, мотор его самолета взорвался. Горящий самолет упал на берег реки Белая в районе города Туапсе (Кавказ) и пилот погиб.
С большой долей вероятности, можно предположить, что он был сбит истребителем ЛаГГ-3 сержанта В. Я. Кобелякского из 246-го истребительного авиационного полка. 

Лейтенант Йосип Николайчич (Porucnik Josip Nicoljacic)
Участвовал в боях на советско-германском фронте с октября 1942 года.
Побед не имел.
30 октября 1942 года в период 10.30-11.12 на истребителе Bf 109 G-2 W.Nr. 13608 «Schwarze 10» совершал свой 2-й боевой вылет на «свободную охоту». В воздушном бою западнее города Туапсе (Кавказ) получил попадание в мотор и пропал без вести.
Обломки самолета и останки лётчика были обнаружены в мае 2017 года в районе скального массива Псеченах Главного Кавказского хребта на территории Туапсинского района.

Старший лейтенант Йосип Чипич (Natporucnik Josip Cipic)
Побед не имел.
18 февраля 1943 года на истребителе Bf 109 G-4 KJ+GB производил перелет из Хорватии на Восточный фронт, потерял ориентировку и при вынужденной посадке разбился в 40 км от города Львов (Украина).

Лейтенант Анделко (Андел) Антич (Porucnik Andjelko (Andel) Antic)
Участвовал в боях на советско-германском фронте с марта 1943 года.
Побед не имел.
31 марта 1943 года на истребителе Bf 109 G-2 W.Nr. 14824 «Schwarze 10» в паре с подполковником Франьо Джал (Franjo Dzal) вёл воздушный бою против восьми истребителей ЛаГГ-3, был подожжен, упал и погиб в районе станицы Славянская (Кубань).
С большой долей вероятности, можно предположить, что он был сбит парой истребителей Р-39 «Аэрокобра» лейтенанта М. С. Комелькова и ещё одного лётчика из 298-го истребительного авиационного полка. При попытке произвести вынужденную посадку, подбитый самолет столкнулся с идущей по дороге подводой и разбился в 2 – 3 км западнее станицы Анастасиевская (район  станицы Славянская). 

Старший фельдфебель Виктор Михелчич (Stozerni narednik Viktor Mihelcic)
Участвовал в боях на советско-германском фронте с марта 1943 года.
Одержал 2 победы.
4 мая 1943 года около 8 часов 50 минут на истребителе Bf 109 G-2 W.Nr. 13516 «Grune 9», сопровождая группу немецких бомбардировщиков Не 111, пропал без вести (по некоторым данным, был сбит в воздушном бою). Обломки самолета и останки летчика были найдены в 2019 году между Верхним Адагумом и Нижне-Баканской (юго-западнее Крымской).
С большой долей вероятности, можно предположить, что в районе станицы Крымская (Кубань) он был таранен истребителем Як-1 младшего лейтенанта В. Д. Прохорова из 236-го истребительного авиационного полка. 

Лейтенант Никола Вице (Porucnik Nicola Vice)
Участвовал в боях на советско-германском фронте с марта 1943 года.
Побед не имел.
4 мая (20 июля) 1943 года на курьерском самолете Kl 35 W.Nr. 3279 CI+SF во время полета из Симферополя в Николаев с штабс-фельдфебелем Йосипом Услебрк (Josip Usljebrk) на борту дезертировал, перелетел в нейтральную Турцию и был интернирован.

Капитан Богдан Вуйчич (Satnik Bogdan Vujcic)
Участвовал в боях на советско-германском фронте с мая 1943 года.
Побед не имел.
14 мая 1943 года на истребителе Bf 109 G-2 W.Nr. 13485 «Weisse 2» дезертировал, приземлился на советский аэродром Белая Глина (аэродром Тихорецкая) северо-восточнее города Краснодар (Кубань) и сдался в плен.

Старший лейтенант Албин Старц (Natporucnik Albin Starc), 20.12.1916
Участвовал в боях на советско-германском фронте с марта 1942 года.
Одержал 12 побед. Награжден Железными крестами 2-й и 1-й степени, хорватскими наградами: орденом Железного трилистника 3-й степени, Большой серебряной медалью за храбрость и Малой серебряной медалью за храбрость.
14 мая 1943 года на истребителе Bf 109 G-2 W.Nr. 14545 «Grune 11» («Gelbe 11») дезертировал, приземлился на советской территории в районе станицы Крымская (Кубань) и сдался в плен. 

Штабс-фельдфебель Иван Секереш (Namjesnik Ivan Sekeres)
Участвовал в боях на советско-германском фронте с 1943 года.
Побед не имел.* Награжден хорватской бронзовой медалью за храбрость.
В ночь с 9 на 10 июня 1943 года погиб при налете легких ночных бомбардировщиков У-2.
Примечание:
*     Летал на курьерском самолете Kl 35.

Капитан Никола Цвикич (Satnik Nicola Cvikic)
Участвовал в боях на советско-германском фронте с 1943 года.
Одержал 1 победу.
15 июня 1943 года на истребителе Bf 109 G-2 W.Nr. 14205 «Grune 2» («Gelbe 2») дезертировал, приземлился на советский аэродром Белая Глина северо-восточнее города Краснодар (Кубань) и сдался в плен.

Старший фельдфебель Звонимир (Звонко) Райтерич (Stozerni narednik Zvonimir (Zvonko) Rajteric)
Участвовал в боях на советско-германском фронте с 1943 года.
Побед не имел.
29 октября 1943 года на истребителе Bf 109 G-4 W.Nr. 19494 во время взлета с аэродрома Багерово (Крым), из-за ошибки технического персонала, перевернулся и погиб.

Унтер-офицер Владимир Саламон (Vodnik Vladimir Salamon)
Участвовал в боях на советско-германском фронте с 1943 года.
Одержал 1 победу.
7 ноября 1943 года на истребителе Bf 109 G-6 W.Nr. 20039 в воздушном бою с группой истребителей Ла-5 и Р-39 «Аэрокобра» был подожжен, упал в Азовское море в 2 км от берега и погиб.

Унтер-офицер Драгутин Газапи (Vodnik Dragutin Gazapi), 02.09.1922
Участвовал в боях на советско-германском фронте с октября 1943 года.
Одержал 6 побед.
27 ноября 1943 года на истребителе Bf 109 G-6 W.Nr. 19475 «Weisse 7» в воздушном бою с группой истребителей Р-39 «Аэрокобра» в квадрате Pl.Qu. 46143 был сбит и погиб.

Унтер-офицер Йосип Краняц (Vodnik Josip Kranjc), 22.01.1922
Участвовал в боях на советско-германском фронте с октября 1943 года.
Одержал 5 побед.
21 декабря 1943 года на истребителе Bf 109 G-6, во время полета на разведку в составе звена, из-за нехватки горючего хотел произвести вынужденную посадку, однако при плохой видимости столкнулся с землей в районе Перекопа (Крым) и сгорел.

Фельдфебель Албин Швал (Narednik Albin Sval)
Участвовал в боях на советско-германском фронте с 1943 года.
Одержал 5 побед.
10 марта 1944 года на истребителе Bf 109 G-6 во время испытательного полета погиб в районе аэродрома Каранкут (Крым), из-за ошибки технического персонала.

Лейтенант Владимир Шполярич (Porucnik Vladimir Spoljaric)
Участвовал в боях на советско-германском фронте с 1944 года.
Побед не имел.
20 сентября 1944 года на истребителе Bf 109 G-6 дезертировал, приземлился на советской территории в районе города Лиепая (Латвия) и сдался в плен.

Капитан Мато Дуковац (Satnik Mato Dukovac), 23.09.1918
Участвовал в боях на советско-германском фронте с октября 1942 года.
Произвел 255 боевых вылетов, провел 62 воздушных боя, одержал 40 побед. Награжден Германским Золотым крестом, Железными крестами 2-й и 1-й степени, хорватскими наградами: орденами Железного трилистника 3-й и 4-й степени, Большой серебряной медалью за храбрость и Малой серебряной медалью за храбрость.
20 сентября 1944 года на истребителе Bf 109 G-6 дезертировал, приземлился на советской территории в районе города Лиепая (Латвия) и сдался в плен.
 
     Всего на Восточном фронте хорватские истребители потеряли 21 пилота. Кроме обычных причин потерь, обращает на себя внимание тот факт, что треть потерь приходится на случаи дезертирства. Такого удивительно массового дезертирства пилотов не было больше ни в одной авиационной части всех стран-участниц второй мировой войны.

     Учитывая большое количество воздушных побед, одержанных хорватскими пилотами на Восточном фронте, нет совершенно никаких оснований для обвинения их в трусости. Напротив, многие из них храбро и умело воевали против «Сталинских соколов». Однако даже некоторые признанные хорватские асы перелетели на сторону врага. Поэтому, нет никакого сомнения в том, что дезертирство хорватских пилотов было обусловлено политическими мотивами. Впрочем, это совсем другая тема...