Мои любимые уроки рисования

Наталья Коноваленко
 ОДИН ИЗ МНОГИХ. Тема урока: ДОМ ДЛЯ ВЕСЁЛЫХ СОБАК. Первый класс

  И до чего же это здорово – открывать ребёнку прекрасный мир радостных эмоций, которые дарит творчество!
  Особенно интересно продумать начало урока. Это словно взлететь в гору, а оттуда скатиться на санках – легко и весело!            
***
     После приветствия сразу вывожу детей на диалог:

- Ребята, у  кого есть знакомая собака?

            Поднимается лес рук.

- Расскажи: как зовут твою знакомую? Как давно вы знакомы? Где познакомились?

           Дети воспринимают вопрос серьёзно, подхватывают тему сразу:

-У нас дома живёт Рекс!
- Моя знакомая собака живёт на даче!
- Её зовут Лайка

 -Сейчас я загадаю вам загадку! Отгадайте: как называется дом для собаки?

- Будка!

- Для чего собаке будка?

- Спрятаться от дождя
- Согреться зимой.

- Кто нарисует на доске дом для собаки?

          Два-три человека рисуют.

 - А представьте себе, что в этих будках живут весёлые собаки!
Рассказываю правдивую историю, как однажды встретила такую собаку и написала о ней стихотворение "Необыкновенная собака".
 Читаю:
В соседнем подъезде собака живёт:
пятнистая спинка и белый живот,
лохматые ушки и хвостик кольцом -
собака с весёлым и добрым лицом.

А Петя сказал мне,
что так не бывает,
и мордой
собачье лицо называет!
И палкой грозит он,
гуляя с отцом,
собаке с весёлым и добрым лицом.

И смотрит собака на Петю сердито,
и ходит за мальчиком
бабушек свита:
не верят они, что она добродушна.
Ей хочется ласки, побегать ей нужно,
полаять от радости, не от испуга!
И ищет она настоящего друга!
Чтоб верил: бывает -
и дело с концом -
собака с весёлым и добрым лицом!

- Можно ли как-то внешне передать характер живущей здесь собаки?

- Ярко раскрасить!

- Правильно! А если краски нет? Что бы такое нарисовать для весёлого настроения?

         Опять лес рук. Кто-то дорисует на доске цветочек, кто-то солнышко, птичку, травку.

Я тут же добавляю "кружева" на  "причелинке", окошко, конька на крыше в виде петушка.
        Одна девочка очень нетерпеливо тянет руку. Разрешаю дорисовать. На стене будки появляется косточка:
-Это должно её порадовать, - поясняет девочка.
         Вижу, что фантазия бьёт ключом, и быстренько перевожу задание  в новое русло:

- Прежде всего, нужно, чтобы дом был крепким. Надо сначала нарисовать квадрат, или прямоугольник – вдруг это дом для таксы, может даже с двумя входами-выходами!
         А теперь – проведём вверх вспомогательную прямую линию, от середины верхней горизонтальной (показываю). Это для стройности  и симметрии крыши. На примере ладоней  и глаз попутно объясняю слово «симметрия». Все похлопали ладошками, закрепили:
- Что вокруг нас симметрично?

        Продолжая объяснение, говорю, что линию эту можно и сместить. Тогда получится без симметрии, так или так (показываю и вытираю).

 Теперь сделаем отверстие: не большое и не маленькое, а почему?
- Правильно: в маленькое входить трудно, поцарапаться можно, а в большое дождь и ветер будут залетать, вьюга – зимой.
- А почему лучше с порожком?

         Дети с готовностью продолжат тему: чтобы лужа не затекала, чтобы будка не расшатывалась, и ещё множество версий – необходимо вовремя остановить, изменить направление  беседы, потому что теперь самое время сказать о композиции, размерах, показать образец. Чтобы они ахнули и тут же захотели сделать такое же. Но образец надо подержать и убрать.  Пусть фантазируют своё!
       Итак, процесс пошёл! Их уже ничто не способно отвлечь. Я хожу между рядами и вдохновляю:
 
- Какой чудесный дом! Там просторно и светло – с таким-то окном!

- А это дом для собачки Мальчика с пальчик или собачки Дюймовочки?  Вытирай, иначе никто и не разглядит достоинств домика - слишком мелко!

         Нескольких художников с работами нужно  на одну-две минутки вызвать к доске в самом начале и похвалить. Чтобы все поняли, что такое правильная композиция, чтобы рисунки не выходили за рамки листа и не потерялись на нём.
         Потом переходим к работе красками. По ходу деятельности уточняю, как вести кисть, как набирать гуашь, какие цвета не стоит класть рядом. Удачные моменты показываю и хвалю - хвалю, не жалея.
      За шесть-восемь минут до звонка – выставка работ, по рядам. Каждый с радостью несёт к доске своё творение. Всем интересно, что скажу я, что скажут друзья. Хвалю от души, ошибки звучат примерно так:

- Ребята, что можно посоветовать здесь, чтобы стало лучше?

        Дети откликаются с готовностью мастеров:
- Не набирать много воды.
- Нужно не выходить краской за край рисунка.
- Нужно крупней (или меньше) делать рисунок.
         В конце – итог:

- Теперь – наши звёздочки! Останутся те, кто внимательно слушал задание учителя, аккуратно работал, проявил фантазию.
        Вынимаю из сумки игрушку - «весёлую собаку». Размышляю вслух,  что ей бы обязательно захотелось пожить в этом домике, и в этом, и в этом, а почему?
 
Дети отвечают.

           Набирается с десяток или больше отличных работ - лучшее. Я говорю таким ребятам особое спасибо: они пришли учиться и успешно делают это, они – пример.
           Урок пролетает одним мгновением, хотя он - сплошная деятельность: поиск, диалог, сравнения, анализ.
          Наличие СМАРТ доски обогатит урок бесспорно. Рисуем  на ней пальчиками или маркером. Сравниваем с традиционными рисунками на бумаге. Любая техника исполнения этой работы над сказочным домиком для весёлой собаки - путь к творчеству.
               Наталья Коноваленко - из опыта моей работы )))