Немножко про Кьеркегора. Эссе

Светлана Сурина
 
 
 
 
  Следили ли вы за баталиями на московском «Эхе Москвы»,  где любимую ироничную ведущую Ольгу Бычкову обидели писатели?  Сначала  Михаил Веллер бросил в неё стакан воды,  а чуть позже Виктор Ерофеев обидел,  упрекнув её в незнание философии Кьеркегора—датского мыслителя   19-го века…

 Жалко Ольгу,  но по поводу Кьеркегора Ерофеев прав:  хорошо бы познакомиться с этим потрясающим,  самым поэтичным философом!..
 
  Помнится,  один из прочих мыслителей--  Гамлет,  к примеру—считал Данию тюрьмой,  но и в тюрьме можно замечательно мыслить (вспомним нашего философа Померанца!).
 
  Но лишь у одного из многих мы находим поразительные высказывания о стиле языка и мышления.

  Вот примите:  «Мою душу и мысль терзают полные желания родовые муки…Неужели же мне никогда не сообщится дар духа,  который бы развязал мой язык?  Неужели я на век осуждён только лепетать?..
  Мне нужен голос пронзительный,  поражающий ужасом,  как вздох гигантов,  неистощимый, как звуки природы,  насмешливый, как порыв внезапно хлестнувшего в лицо дождём ветра,  злой, как бездушное глумление эха с диапазоном от самого глубокого до самых нежных чарующих грудных звуков со всеми переходами от благоговейного шепота до дикого вопля отчаяния"…
   
  Сегодня мы не будем внедряться в глубины его философии как таковой,  но несколько моментов хочется отметить:
 
  По мнению Кьеркегора,  мир спасут творческие способности и творческий потенциал человеческой личности,  а не красота,  как полагали Достоевский и Камю…

   Перед лицом  Бога человек хочет оставаться самим собой во всех ситуациях,  не беря на себя  бремя его   забот и  ответственности.

  Он обрушивается на иллюзии надежды,  расслабляющие волю человека,  обещающую  райскую жизнь на небе.  Не случайно древние греки из ящика Пандоры последней выпустили надежду,  опасаясь,  что она очарует людей и принесёт им неисчислимые беды
 
  Задача философии не в том,  чтобы давать ответы на все вопросы,  а чтобы связывать человека посредством диалога со всем сущим. 
 
  Мы мыслим лишь тогда,  когда не забываем о том,  что значит мыслить…
 
  О поэзии он говорит:  поэт начинается там,  где исчезает человек,  так как   поэт создаёт то,  что не существует…

  Однако, творческий акт требует сотворчества со стороны человека,  воспринимающего искусство…Необходимо прибегать к сознанию другого,  чтобы заставить признать себя значимым в тотальности бытия…

    Он разделяет мысль,  что   искусство необходимо для того,  чтобы не умереть от истины…

  Как замечательно,  что всё это сидит и сегодня в каждом из пишущих…