100 лет революции

Владимир Смолович
В старой пародии Ширвиндта и Державина  Закадр Внекадрович Нетронутый сетует: «Бельмандо  снялся в 186 картинах. Ему никто не говорит , что он мелькает. Я не снялся в 186 картинах – мне говорят «надоел».
То же происходит и со столетним юбилеем русской революции. Обзоров, публикаций, анализов практически  нет. Коммунисты России  провели несколько торжественных мероприятий, в которых участвовали  – в основном – люди старших возрастов.  Стандартные речи одних и тех же ораторов, где любое предложение из начала доклада можно переставить в середину, из середины в конец и наоборот. На смысле не отразится.  Надоели.
Короткие перепалки между теми, кто считает события октября 1917 года величайшим  событием эпохи и теми, кто считает произошедшее величайшей трагедией эпохи, напоминают диспут глухого со слепым.  Одни без устали твердят о великих достижениях советского народа, непременно вспомнив победу над Германией и Гагарина. Другие рассказывают о жертвах гражданской войны и репрессий. Аргументы  сторон отскакивают от участников диспутов, как горох от стенки. Надоели.
В литературе и кино на один рассказ или фильм о классовых битвах приходится сто -  о битвах рыцарских. Редкие фильмы о революции изменились –  центральными в них стали  не идеи, а «экшен», призванный заманить в кинозал  как можно больше зрителей. 
За пределами России и того хуже. О столетии русской революции говорят гораздо реже, чем , скажем, о 500-летии Реформации.
Что случилось?
Я думаю – ответ прост. Общество переросло революции.  Накопленный за века человечеством опыт показал, что, общество может развиваться быстро, может – медленно. Но хуже всего тому обществу, которое развивается   скачками. Чем больший прыжок вперёд пытается сделать общество, тем вероятнее переломать ноги в этом прыжке. Что и случилось в России. Опыт неудачников – это, конечно, опыт, но опыт удачливых привлекательней. Да и сами неудачники обычно не любят говорить о своих промахах и просчётах.
Опыт Октябрьской революции – это опыт неудачников. Разумеется, хотели как лучше. Кучка одержимых благородными идеями людей захватила власть. Что делать с этой властью – не знали. Куда двигаться – тоже. Как – тем более. Начался Великий Эксперимент.
Итоги Великого Эксперимента не подведены до сих пор. К сожалению - хотя и понятно, почему. Люди более  желают увидеть подтверждение собственной позиции, чем беспристрастную оценку.
Моисей сорок лет водил свой народ по пустыне, что бы в Землю Обетованную вошли люди, родившиеся свободными.
Будем надеяться, что люди, родившиеся в пост-советскую эпоху и свободные от навязанных прежним обществом императивов, сумеют  дать точную оценку событиям столетней давности.