Терюшка

Андрей Днепровский-Безбашенный
Терюшка


(от слова терять, потерять)


Над рекой гармонь играет,
Звуки слышатся родные…


Эх, давно это было, давно, но сущая правда, хоть и было – давно…

Над рекой малиновым звоном плыли звуки гармошки трёхрядки, они переливались с вечерним закатом, а душу так завораживали, до той самой степени, что в какую её не возводи, она всё равно необъятная, как наша вселенная! Они неслись из деревни, о которой городской житель только мечтает, замкнувшись в своих каменных джунглях.

На гармошке играл гармонист, что просто от роду был гармонистом, говорят, что он так и родился - с гармошкой! А когда его спрашивали:
- Как ты чудесно играешь? Он лукаво всегда отвечал:
- Я только вовремя нажимаю нужные кнопки, а всё остальное гармошка выводит сама…
      
М-да! Гармонист Потап вот так был устроен, нажать вовремя нужные кнопки, была цель его жизни! А гармонь у него была видная и очень уж дорогая, с колокольчиками и бубенцами, с перламутровым клавишем на зелёной панели, за такую гармонь в то прошлое время, сразу дом бы построили, пятистенок с большой русской печкой с лежанкой и прочими прелестями, о которых житель из города мечтать-то даже не смеет, он на печи никогда не лежал и не согревал свою душу теплом.

Ни одно торжество, ни одна свадьба тогда без него не обходились (увы, в то давнее время и граммофон-то был редкостью, не то, чтобы там – патефон! что-что, Вы забыли, что это такое? всё это давние предки цифрового носителя, если же вкратце, это было ещё до магнитных носителей,  до магнитофонов и до дисководов). Ведь, что такое гармонь? Это, прежде всего – живой звук! Живой и такой натуральный, да ещё с колокольчиками над рекой на закате… В общем, всё это нужно только прочувствовать, так как представить себе – невозможно, как не пиши, не старайся. Потап на деревне был первый парень, а если на современный манер для молодёжи, то; -  Клёвый чувак любым был тусовкой! (этим всё сказано). С гармошкой он был венчанный небом…

А вечера над рекой, где дым от костра вместе с вечерним закатом так окунут в приятные мысли, и так душу захватят, что и водки не нужно, что б мысли усилить! Бывало, плывёт тишина над деревней, да таким плотным слоем, хочешь, режь на куски, а хочешь, в памяти оставляй и живи потом с этим. (это, не то, что с проблемами, что иной раз так сильно достанут, что аж до инфаркта с трясучкой в хвосте, у кого последний имеется). А потом над деревней такие звуки гармошки польются, что Потапа Гармаша долго будете вспоминать… (гармаш, нерусское слово, наверно отсюда – гармошка).

* * *

Но вот, долго ли времечко шло, коротко ли, оно всему настаёт, кому раньше приёдёт, кому вовремя, а кому, как бы это сказать, и вовсе не вовремя.


Отплясали огни золотые,
Отобрали у сердца покой…


Потап был, не то, чтобы вовсе не пьющий, а как бы Вам это сказать, а может быть, дело не в этом, но… умер Потап. Умер и всё, это факт! (разбирать мы не будем, почему умирают, а скажем только одно, по-другому не получается).

- Ах ты родненький наш - причитала родня вместе с односельчанами у гроба усопшего. - Да на кого же ты нас гармонист-баянист всех оставил - в один голос выли святые с икон. - Да не слыхать боле-большего твоей светлой гармошки, звуки которой душу лечили, а теперь будут одни только вопли… - опять и опять причитала родня вместе с односельчанами, среди которых был и Терюшка.
Терюшка музыку хоть и любил, но был очень корыстный. Всё во благо себе норовил, о людях даже не думал! (эх, много бы я отдал, чтобы посмотреть в глаза тому человеку, кто, прежде всего, думал о людях).

Были похороны на деревенском кладбище (кладбище, от слова  клад, как это и не прискорбно, ведь каждая жизнь человека,  это – клад заскорузлой души), где решено было деревней похоронить гармониста вместе с гармошкой, что сельчане и сделали. Был  горячий стол, где мысли все – на горячую! По одной помянули, потом по другой, как это водится в русском обычае. У всех мысли были очень уж грустные, а у Терюшки особенно. (вообще, Терюшку звали Терентием, но уж как-то так повелось, что кличка прилипла – Терюшка, наверное от того, что много терял. по жизни он всё растерял, корову, жену, ещё  как-то пьяный упал с велосипеда, под горку катился и такую скорость набрал, но тут яма-ямина проклятая, как из покон водится на Руси, Терюшка вёз петуха к родственнику, но в яму влетел и полетел, аки птица по синему небу, руки расставил во время полёта как крылья, и воспарил над землёй, и далеко б полетел, если б не гравитация. на орбиту бы вышел, но тут законы Ньютона о земном тяготении сделали своё чёрное дело, и Терюшка прямо об землю сырую с маху так весь приложился, что возле пашни лицом сделал новую борозду, где петуха и зашиб, тот перед ним  впорхнуть не успел, петуха и того потерял, одним словом - Терюшка).

Впрочем, мысли в Терюшкиной голове бились не так по усопшему, как о гармошке, что стоила целого дома в деревне. Долго думал Терюшка, но таки решился вырыть могилу Потапа и вынуть гармошку из гроба. Хотя это дело было последним, но корысть души – перевесила! (а почему корысть в душе всегда перевешивает, мне до сих пор не понятно? но это есть факт, а факт это штука упрямая и очень упёртая).

И вот, этой ночью Терюшка копал, нет, не из благих побуждений –  могилу Потапа, чтобы достать из гроба гармошку, что согласитесь – работа серьёзная. 

Терюшка до этого кем не работал, он даже райцентре работал в недвижимости, где был натурщиком у художника, и только и делал - не двигался. Но образ художнику не подошел, и Терюшка вернулся в деревню, так сказать  восвояси.

И вот, деревенское кладбище, Терюшка копает могилу, льёт дождь, а страху-то, страху-то сколько! Спина у него вся вспотела, но радость наживы пот стёрла бумажной салфеткой, земля ещё рыхлая, даётся старой лопатой легко, но страх, этот страх, что покойник проснётся, студит кровь в жилах Терюшки, да так холодит, что просто до жуткого безобразия! Уже под штыком у лопаты стучит крышка гроба, вот крышка уже показалась…
- Дом себе новый построю за эту гармошку - блестят бриллиантами мысли Терюшки.
- Чирик пок-пок… - со скрипом вывернул крышку от гроба Терюшка. Схватил в руки гармошку и уже потянул на себя в страстной мечте, как вдруг из земли раздалось:

-  А ну, куды тянешь гармошку!!! - вскочил покойник из гроба, от чего Терюшка замертво рухнул, словно подкошенный...

(увы, у Потапа был летаргический сон,  в те времена летаргический сон воспринимали как смерть, как это было не жалко, это сейчас разная техника, что сон отличает от смерти, тогда  было умер, и умер).

(мне как писателю новеллисту категорически запрещается делать разные заключения, но в этот раз, с Вашего позволения, сделаю – исключение. на самом деле Терюшка – герой, он ценой своей жизни, пускай из корыстных таких побуждений, спас жизнь человеку, но свою – потерял, соответствуя кличке Терюшка. не открыл бы он гроб, не спас человека! а спасти человека, великое дело, даже ценой собственной жизни! нас всегда так учили. всё это – оксюморон, то есть зло во имя добра с элементом сатиры).


 * * *

Видно холодно было Потапу в гробу, и как-то больно уж сыро, от чего он очнулся, взял бутылку Терюшки, что была недопита и выпала из кармана спасителя, сделал пару глотков, растянул меха у гармошки и оправился в деревню, на свои собственные поминки, где его как-то не ждали и встретили в ужасе…
 

Над селом летает, звук гармошки рьяной,
Гармонист весёлый, пьяный, окаянный…



Терюшка же потерял последнее, свою жизнь, но не просто так потерял, а во благо, поменялся местами он с гармонистом… Были радость и похороны одновременно, но больше всего было – радости, звуки гармошки снова неслись над рекой!

Говорят, что жизнь состоит из улыбок и огорчений, где последние преобладают, но в этот раз всё было – наоборот. Говорят, что так говорят, а зря говорят, не говорят…


С улыбкой! Живите так долго, как сможете… Всегда Ваш Андрей Днепровский – Безбашенный! (A. DNEPR)  4 ноября 2017г