Золотая Венера палеолита и Золотой осёл

Игорь Леванов
Восхищение современными романами рассеивается, когда знакомишься с «Золотым ослом». «Метаморфозы» или «Золотой осёл» — роман в 11 книгах, написанный древнеримским писателем II века Апулеем. Один из наиболее популярных античных романов на латинском языке, неоднократно переводившийся и издававшийся на других языках.
В интернете есть аудиокнига.
В книге рассказывается о невероятных похождениях беспутного знатного римского юноши Луция, увлечённого женщинами и колдовством; повествование ведётся от его лица. Оказавшись в греческой области Фессалия, считавшейся в античности родиной магии и славившейся своими ведьмами, он решил испытать на себе местное чародейство. Он узнал, что Памфила, жена хозяина дома, в котором он квартирует, — ведьма. Её служанка Фотида спрятала его на чердаке, и на его глазах Памфила с помощью волшебных мазей обратилась в сову и улетела на свидание к возлюбленному. Фотида достаёт ему мазь, которая должна обратить его в птицу, но путает баночки, и вместо того, чтобы стать птицей, Луций превращается в осла.
В обличье животного Луций попадает к различным хозяевам, претерпевает всякого рода унижения, в основном связанные с тяжёлым трудом, становится жертвой сексуальных домогательств одной знатной дамы и видит жизнь многих слоёв позднеантичного общества — от земледельцев и разбойников до жрецов Кибелы и богатых горожан, всюду наблюдая падение нравов. Изнурённый и доведённый до отчаяния Луций просит богов о помощи, и на его молитву откликается богиня Исида. По её указанию Луций съедает цветущие розы и снова превращается в человека. Отрёкшись от прежней порочной жизни, он проходит обряд посвящения и становится пастофором (жрецом Осириса и Исиды).
Роман представляет собой завуалированный эзотерический трактат: первые десять книг изображают полную чувственных удовольствий и соблазнов жизнь, ведущую к деградации и переходу в «скотское» состояние, а последняя демонстрирует возвышение человека через приобщение к божественным тайнам.
В романе «зашифрована» жизнь самого Апулея, который был посвящён в различные мистические учения, его судили по обвинению в колдовстве.
Произведение представляет собой сатиру на все черты жизни позднего Рима, в том числе, и на религию. Иронические нотки в описании обрядов инициации, через которые проходит Луций, говорят о религиозном скептицизме Апулея.
Странно, что святой равноапостольный император Константин, сделавший христианство мировой религией не читал книгу «Золотой осёл». В книге есть сюжет, где мачеха взбешённая отказом неродного сына, обвиняет его в сексуальных домогательствах.  Святой равноапостольный император Константин казнил своего любимого сына, затем, святая равноапостольная императрица Елена, мать императора, провела расследование и выяснила, что её внук был не виновен.  Святой равноапостольный император Константин казнил свою вторую жену.
Создаётся впечатление, что книга не учит, а программирует будущее.