Дело было в октябре

Василий Чечель
 «ЧЕСТЬ – внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». «Честный человек, прямой, правдивый, неуклонный по совести своей и долгу; надёжный в слове, кому во всём можно доверять».
  «Толковый словарь», В. И. Даль(1801—1872)

 В своём толковании понятия — «ЧЕСТЬ» В. Даль приводит много разных народных пословиц. Вот некоторые из них: «Честей много, а честь одна», «Честь тверда, в слове стойка», «Были бы деньги, а честь найдём», «На дурака чести не напасёшься». Есть поговорки, которые могут вызвать и улыбку, например — «Свинья не знает чести. Одна честь свинье: помои».
 Хотя, как ещё посмотреть, речь ведь идёт о чести свиньи на двух ногах…

 Особо меня заинтересовала приведенная в «Толковом словаре» В. Даля пословица: «И честь не в честь, коли нечего есть». Вспоминаю голодовку 1932—33 годов, искусственно созданную в стране по воле Сталина, унесшую миллионы жизней. Ту страшную голодовку я испытал на себе, с большим трудом жив остался. Никто о чести тогда не заботился и не думал. Люди отнимали друг у друга кусок хлеба, и даже убивали только за него. Одним словом, с голодного чести не спрашивай. Однако, мы знаем, что в жизни всегда есть голодные люди. Не только в большие голодовки. Всегда мы видим попрошаек.

 А это, безусловно, и есть голодные люди. И к ним относятся слова пословицы — «И честь не в честь, коли нечего есть». А может, всё-таки, и среди нищих бывают такие, что не забывают о своей чести? Оказывается, бывают. В крайнем случае, раньше у нас такие были. Об одном таком случае я прочитал в книге Владимира Гиляровского «Москва и москвичи».

                * * *
 Осенним днём одного из восьмидесятых годов девятнадцатого века по московским улицам прогуливались два русских писателя: Глеб Иванович Успенский и Владимир Алексеевич Гиляровский.
 Г. И. Успенский(1843—1902),  один из самых активных авторов журнала «Отечественные записки» с 1868 года, когда этот журнал редактировали Некрасов и Щедрин. Почти исключительно в этом журнале Глеб Успенский и помещал свои произведения до закрытия его в 1884 году.
 В. А. Гиляровский(1855—1935), бытописатель Москвы, автор книги «Москва и москвичи», где Владимир Гиляровский описал традиции, быт и нравы Москвы второй половины XIX — начала XX столетия. Сборник очерков, названный энциклопедией русской жизни рубежа веков, впервые был издан в авторской редакции в 1926 году.

 В книге «Москва и москвичи» Владимир Гиляровский и рассказал о той своей прогулке по Москве, с которой я и начал писать это повествование. Привожу здесь рассказ о встрече этих двух писателей с московским нищим. В этой встрече разговор о чести человека, которому, казалось бы, о чести и не думать бы: «И честь не в честь, коли нечего есть».
 От себя ничего не добавлял. Всё, как в книге Владимира Гиляровского «Москва и москвичи».

                * * *
 «— Ах, как бы я хотел посмотреть  знаменитый Хитров рынок и этих людей,
перешедших «рубикон жизни». Хотел бы, да боюсь. А вот хорошо, если  б вместе нам отправиться!
 Я, конечно, был очень  рад сделать это  для  Глеба  Ивановича, и мы в
восьмом часу  вечера (это было в октябре) подъехали к Солянке. Оставив
извозчика, пешком пошли по грязной площади, окутанной осенним туманом. Нас остановил мрачный оборванец и протянул руку за подаянием. Глеб Иванович полез  в карман, но я  задержал его руку и, вынув рублевую бумажку, сказал хитрованцу:

 — Мелочи нет, ступай в  лавочку, купи за пятак папирос, принеси сдачу,
и я тебе дам на ночлег.
 — Сейчас сбегаю! —  буркнул человек, зашлепал опорками по лужам, по
направлению к одной из лавок, шагах в пятидесяти от нас, и исчез в тумане.
 —  Смотри,  сюда  неси  папиросы, мы здесь  подождем! — крикнул  я ему
вслед.
 — Ладно, — послышалось из тумана. Глеб Иванович стоял и хохотал.
 — В чем дело? --спросил я.
 — Ха-ха-ха, ха-ха-ха! Так он и принес сдачу. Да еще папирос! Ха-ха-ха!
 Я в первый раз слышал такой смех у Глеба Ивановича.

 Но не успел он еще как следует нахохотаться, как зашлепали по лужам
шаги, и мой посланный, задыхаясь, вырос перед нами и открыл громадную черную руку, на которой лежали папиросы, медь и сверкало серебро.
 — Девяносто сдачи. Пятак себе взял. Вот и "Заря", десяток.
 - Нет, постой, что же это? Ты принес? - спросил Глеб Иванович.
 - А как же не  принести? Что я, сбегу, что ли, с чужими-то деньгами.
 Нешто я... - уверенно выговорил оборванец.

 - Хорошо... хорошо, - бормотал Глеб Иванович. Я отдал оборванцу медь,
а серебро и папиросы хотел взять, но Глеб Иванович сказал:
 - Нет, нет, все ему отдай...  Все. За его удивительную честность. Ведь это...
Я отдал оборванцу всю сдачу, а он сказал удивленно вместо спасибо
только одно: - Чудаки господа! Нешто я украду, коли поверили?»

  4.11.2017