Потёмкинская лестница...

 

     Каждая лестница имеет свою историю и географию, это и воспоминания о событиях, которые происходили вокруг неё, на ней, и о людях, которые ходили по ней. Каждая ступенька на лестнице- это как отдельная струна, она поёт о своём и старается достать до нашего сердца.
   "Ах, Одесса, жемчужина у моря..." - так поётся в известной песне и
     вспоминается знаменитая Потемкинская лестница- символ и главная достопримечательность Одессы. Кто только по ней не ходил и не стоял на ней!

По замыслу её создателей, она должна была, соединив синеву моря и неба, обеспечить Одессе, что находится на возвышении, доступ к порту, к морю. А соединила столько судеб! Эта лестница с морской душой. Это сюда подплывали "шаланды полные кефали", которые известный на всю Одессу приводил Костя- моряк. Так и слышится голос Марка Бернеса из фильма, а ещё её пели Леонид Утёсов, Муслим Магомаев, Дмитрий Хворостовский, Леонид Агутин и другие певцы.
    Песня колоритная получилась, с одесским задором и привкусом свободной жизни о Косте-моряке,  и его любви к рыбачке Соне. Многие считали её из воровского блатного репертуара и официальные органы власти сначала не разрешали для исполнения её с эстрады. Но, песня шла в народ вопреки всем запретам. 
    Я слушала как-то весной Братьев Жемчужных в известном ленинградском ресторане «Парус», располагавшегося на дебаркадере, стоявшем на приколе на одной из набережных Невы. Какая там была корюшка! Она почему- то пахнет свежими огурцами и весь город по набережным погружается в этот запах. Именно там, в "Парусе", и звучала эта песня про Костю-моряка. Было ощущение, что ты в морском путешествии в далёких странах. Повсюду витал дух свободы, даже в музыке и песнях. Музыканты никому не подчинялись -ни "Ленконцерту", ни тресту ресторанов и кафе, а только пароходству, которое смотрело на всё спустя рукава, поэтому здесь и пели свободно эту песню по несколько раз за вечер, романтизм и авантюризм героев с Одесских улиц был по душе и питерцам, тем более весной, ведь весна-время любви....Пели они отлично! Хоть этот шлягер и был под запретом, но его знали и помнили все в нашей стране. Каждый мог намурлыкать эту мелодию. Музыку написал Никита Богословский, а слова Владимир Агатов для фильма "Два бойца". Эта песня стала хитом на все времена. 

   "Фонтан черемухой покрылся
 Бульвар Французский весь в цвету
"Наш Костя кажется влюбился," -
Кричали грузчики в порту

 Об этой новости неделю
 В порту кричали рыбаки
 На свадьбу грузчики надели
 Со страшным скрипом башмаки."
Правильнее было бы написать "Фонтан акацией покрылся"- в Одессе самое любимое дерево-акация.
Знаменитая Потёмкинская лестница...По этой лестнице ходил когда-то сам Исаак Бабель  и его герои биндюжники, контрабандисты, воры и налётчики "Одесских рассказов". Конечно, в первую очередь- Король,- Беня Крик, благородный одесский бандит, налётчик и король налётчиков. С ним случилась любовь... на пожаре, ночью, когда он увидел дочь Эйхбаума Цилю, выбежавшую во двор в одной вырезанной рубашке "и победа Короля стала его поражением".
 Шестидесятилетняя  Манька, "одесский соловей- разбойник", стоящая на "шухере", умела так пронзительно свистеть, всунув два пальца в рот, что "все стоявшие рядом, покачнулись". Беня Крик её останавливал галантно: "Холоднокровней, Маня, вы не на работе!"
   Двойра,- сорокалетняя сестра Короля, изуродованная базедовой болезнью, некрасивая, огромная, которую выдавал Костя замуж за щуплого мальчика, сидевшего на горе подушек рядом с ней, купленного на деньги Эйхбаума, а потом... "она подталкивала оробевшего мужа к дверям их брачной комнаты и смотрела на него плотоядно, как кошка, которая, держа мышь во рту, легонько пробует её зубами."
   Вот и Ди Грассо со своей труппой очаровательных толстушек с усиками, которые навели шорох в городе и осчастливили всю мужскую половину Одессы; Фройм Грач и многие другие, все ходили по этой лестнице воспоминаний.
     Удивительная случилась история с женой Бабеля красавицей Антониной Пирожковой. Она была замужем всего семь лет за Бабелем, а потом ещё семьдесят лет ждала его после ареста, наивно веря, что он вернётся.
Прожив ещё семьдесят, она так и не вышла больше замуж. "Буду вас ждать, буду считать, Что вы уехали в Одессу", - сказала она на прощанье арестованному мужу, когда его забирали. Даже Максим Горький заступался за Бабеля, но, всё напрасно. Рассказывают, что первые пятнадцать лет она каждый день ждала его, бежала к двери на любой шорох и стук, не зная, что он давно расстрелян. Чудовищная история. Последняя "великая вдова" называли её литературоведы и журналисты, после жены Грибоедова. А он остался для всех в своих полных юмора и грусти произведениях, которыми зачитываются и сегодня. Правильно сказано, что "со смертью всё не кончается". Его произведения растащили по цитатам. В Одессу он вернулся недавно в виде памятника, на открытие которого приезжали люди со всего света. Его возвели на углу Жуковской и Ришельевской улиц, рядом со школой.
        Бабель дружил с коренным одесситом Леонидом Утёсовым (Лазарь Вайсбейн род.9(21) марта 1895 г), известным певцом и музыкантом, джазменом, которому покровительствовал сам авторитет воровского мира Миша Япончик. По некоторым данным говорили, что он зарыл свои сокровища под одной из ступенек лестницы. Было откуда черпать информацию о ворах и биндюжниках писателю.
    С восьми лет сосед привил Леониду любовь к скрипке, нарушив все его планы. А ведь раньше ребёнок мечтал быть пожарником или капитаном белоснежного корабля.
О какой профессии мог мечтать мальчик, живший у "самого синего моря" в семье, где было девять детей? Конечно, о морской. Он пронесёт свою любовь к морю в песнях и куплетах через всю жизнь. С восьми лет он играл на разных музыкальных инструментах и пел, поучился в коммерческом училище Файга, а в 14 лет его отчислили за прогулы и плохое поведение. Свою карьеру он начал акробатом в Цирке, затем в Кременчуге поступил в театр миниатюр, где и взял псевдоним- Леонид Утёсов.
В 1928 г. он съездил в Париж, который его переродил и там он познакомился и влюбился в американский джаз-оркестр Теда Льюиса, и уже по возвращению стал выступать первый с джазовыми программами со своим оркестром по всем городам Советского союза. Он был таким единственным в своём роде музыкантом и исполнителем. Всегда со сцены уходил под продолжительные овации. Снялся со своим оркестром в фильме "Весёлые ребята" (1934г), где играл вместе с Любовью Орловой и имел бешеный успех. В каких городах бы он не выступал, туда всегда привозил кусочек своей любимой Одессы... и моря. И каждый зритель с удовольствием становился весёлым одесситом на его концертах, словно им перелили кровь. Успех он имел всегда необыкновенный. Скоро к нему присоединилась и красавица дочь Эдит(Дита)- очень талантливая актриса, певица, балерина, писала стихи, знала три иностранных языка и стала петь с папой в дуэте. Это были яркие мини - спектакли: "Дорогие мои москвичи!" и "Всё хорошо, прекрасная маркиза!  Визитной карточкой Утёсова была  песня композитора М. Табачникова на слова поэта С.Кирсанова "У Чёрного моря". Он пел о своей любимой Одессе:

 "Есть город который я вижу во сне,
О, если б вы знали как дорог,
У Чёрного моря явившийся мне,
В цветущих акациях город..."

     В войну он работал в родном городе в театре оперетты. Выступал с концертами. Уже в первый год войны дал 200 концертов. На фронт ездил с программой "Бей врага". Много сотрудничал с Исааком Дунаевским и исполнял его песню "Спасибо сердце", которую очень любили и часто исполняли по радио и в концертах. Конечно, его хиты "Ты одессит, Мишка", "У Чёрного моря", "Мурка", "Песня старого извозчика"- знала вся страна. Даже Сталин просил его исполнить эти песни у него на приёме. В 1965г. ему дали звание народного артиста СССР. Мне посчастливилось побывать на его концертах и песни эти я помню наизусть, как-то они сразу запоминались... и доходили до каждого слушателя. Специально их не разучивала, но вот стала писать и удивилась: оказывается, я их знаю почти все... Как это могло быть? С манной кашей усваивалось и под радио? Вспомнила, что почти в каждой обеспеченной семье был тогда патефон и пластинки! Вот откуда во мне эти песни прижились.  Все слушали патефон : откроют окно, патефон во двор выставят на подоконник и пластинки меняют одну за другой.
За свою долгую и интересную жизнь он написал четыре  книги автобиографического содержания.  Он колесил по стране со своими концертами и своей бригадой музыкантов, оставляя после себя шлейф романтических воспоминаний и любви. И пел ,и пел  "Как много девушек хороших...". Каждая женщина считала, что он поёт именно ей, и никому другому. Он получал письма мешками от поклонниц и друзей. Несколько мешков он хранил и перечитывал. Это были письма от Шарля Азнавура, Михаила Зощенко, Мариэтты Шагинян, Исаака Бабеля и многих других друзей и поклонников. После его кончины они исчезли.
     Везде его обожали и любили, женщины "теряли голову" от его обаяния. А у него его было море. Ещё бы! Его программы были зажигательными, полны многообещающей романтики, новой музыки джаза и  запретного романса. Это он первый открыл для нашего народа джаз! Хотя это было чуждое явление для советского человека, буржуазное и с ним боролись, как могли.
     Даже говорили, косо поглядывая на музыкантов: -"Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст". Но это был уже процесс, который невозможно было уже остановить. По его дорожке уже шли другие музыканты и было уже трудно остановить интерес к джазу.
     Вот она морская душа! Много было разных любовных историй, как у любого моряка- в каждом порту-любовь, не считая двух браков и множество романтичных романов, которые он называл не романами, а "брошюрками", а там ещё и внебрачных детей, о которых узнали уже после его смерти. У дочери детей не было. Но постоянно появляются и сегодня как" дети Лейтенанта Шмидта" - "дети и внуки Утёсова".
Умер  Утёсов 9 марта 1982г в возрасте 86 лет. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Он ушёл вслед за дочкой, умершей от лейкемии.
24 марта 1981 г был последний его концерт -"антиюбилей"- так он назвал, где выступили все его друзья и он спел последний раз "Танго расставание"-
"Утомленное солнце
Hежно с морем прощалось,
В этот час ты призналась,
Что нет любви."...

Да, Одесса удивительный город в котором жили многие талантливые люди!
     Нельзя не вспомнить великую певицу, украинского соловья - Белу Руденко.(р.1933) известную на всю страну своим прекрасным голосом. Именно в Одесском театре оперы и балета она вышла на сцену впервые в роли Джильды в опере "Риголетто" Дж. Верди. Затем была сцена оперы в Киеве. В 26 лет стала заслуженной артисткой, а уже в 27 лет - стала Народной артисткой.
 Объездила весь мир и все республики Советского Союза со своими выступлениями. Работала с успехам в Большом театре с (73-88г). Дебютировала на сцене Большого в роли Людмилы в опере М.Глинки "Руслан и Людмила". Спела блистательно все партии сопрано и знаменитую Царицу ночи из оперы А.Моцарта "Волшебная флейта", которую почти через день передавали по радио. Она осыпана множеством наград. О ней писали все зарубежные газеты с восхищением и  "Дейли уоркер": "У Бэлы Руденко ослепительная техника, огромное музыкальное дарование, исключительное сценическое обаяние». Она пела, как соловей... и покорила настоящего соловья Полада Бюль- Бюль оглы, народного артиста Азербайджанской ССР, он стал её вторым мужем. От этого брака родился сын. Её выступления всегда были триумфом.
Ей запомнился успех спектакля в Италии, в театре Ла Скала( в переводе -лестница) игра слов. Так что многие лестницы хранят память о лёгких шагах этой красавицы певицы- настоящей Царицы ночи, и Потёмкинская тоже. Я с детства помню как звучал её голос по радио и диктор объявлял: "Арию из оперы Моцарта "Царица ночи"- поёт Бела Руденко".

 В этом городе количество людей с гипертрофированным чувством юмора на один квадратный метр просто зашкаливает и существует извечно, словно его передают по наследству. Это Мекка юмора и юмористов. "Море"- это ключевое слово его биографии, его жизни. Всё здесь следует измерять в соответствии с морскими просторами, в морских единицах - душу, любовь, музыку....
   Одесса, это город, где юмор- это диагноз. В нём родились и  жили самые главные юмористы нашей страны - Михаил Жванецкий, Виктор Ильченко, Роман Карцев.Многие   учились в ОИИМФа, Водном, как говорят в Одессе, институте, и играли в студенческом театре свои миниатюры  и "капустники" на злобу дня, а затем Виктор и Роман стали профессиональным дуэтом юмористов на эстраде и выступали с монологами в юмористических концертах по всей стране.
    Все помнят и куплетиста, певца, театрального режиссёра, конферансье, руководителя театра Музыкальной комедии, который и сейчас носит его имя- Король оперетты, народный артист СССР- Михаил Водяной. Да разве забудешь образы ,которые он создавал на сцене и в кино? Забавный бандит Попандопуло в фильме "Свадьба в Малиновке". Его искромётный юмор и телодвижения в выступлениях на сцене в роли Бони в спектакле "Сильва" Кальмана не забудешь никогда. Он ушёл из жизни в 1987 г 11 сентября и похоронен в Одессе. Сколько судеб, сколько незабываемых впечатлений хранит наша память, как хочется прикоснуться к ним.
     На этой лестнице вы обязательно вспомните имя ещё одного человека, которому поклонялись в Одессе, как Богу. Это имя выдающегося одесского врача, офтальмолога, академика, создателя первой глазной клиники, лауреата Сталинской премии, героя соц. труда, четырёх орденов Ленина, мецената - он строил на свои деньги собор в Одессе, когда в стране их рушили, он был глубоко верующий человек и никогда не скрывал этого ни в какие времена, ни при каких режимах. Но его не трогали, у него был слишком высокий авторитет  уже во всём мире. Он изобрёл знаменитые капли для глаз, сохраняющие зрение, делал сложнейшие операции - это был Филатов Владимир Петрович. Он создал свою школу и его любимые студенты однажды в его юбилей поздравили его с днём рождения, вручив профессору рисунок огромного глаза, где внутри был написан его портрет.
    Филатов принял этот подарок и воскликнул: "Какое счастье, что я не гинеколог!"
         Вспоминаю, глядя на эту лестницу, рассказ своего друга, заслуженного  артиста Самарского театра драмы - Всеволода Турчина. Он родился и жил в Одессе. В годы войны, когда он был маленьким, в город пришли немцы и согнали всех евреев на набережной у этой лестницы. Они хотели их вывезти в море и там утопить. Туда по навету дворничихи забрали и Севу с мамой. Она указала на Севу со словами: "Смотрите, он кучерявенький, это еврей и мать с чёрными волосами-тоже еврейка." Их схватили. Вовремя прибежала бабушка и на отличном французском объяснила, что они не евреи. Офицер удивился такому хорошему французскому, они разговорились. Оказалось, что он тоже учился в Сорбонне, как и бабушка. Она показала документ, что они все русские. Офицер их отпустил. Больше всего его впечатлил разговор с бабушкой, так хорошо говорившей на французском. "Знание-сила!" Это помогло им остаться в живых.
Через день Сева пошёл гулять и на берегу увидел много разной обуви, среди которой узнал туфельки Цили, сандалии Мойши, тапочки с бантиками соседки Софочки и обувь других друзей, и очень удивился тому, что их здесь оставили дети. Тогда ему не рассказывали всего, он не знал правды, боялись травмировать мальчика. Когда он подрос, он её узнал и очень был огорчён. Потом он приходил сюда, на берег моря за воспоминаниями, за своим детством. На днях мы отметили ему 80 лет!
     Лестницы... сколько историй связано с ними  грустных и весёлых, озорных и трагических. Внизу у лестницы  любит собираться молодёжь, влюблённые назначают свидания и деловые встречи.
      Если подняться на самый верх лестницы, где она сужается, то отсюда открывается потрясающая, невероятная морская панорама и видны приходящие в город  огромные белоснежные круизные лайнеры. Правильно о ней говорят, что это одно из семи чудес света.
   Творение трёх зодчих спроектированная в 1825 году талантливыми архитекторами Авраамом Мельниковым, Франческо Боффо и Потье, а возведенная 15 лет спустя,  насчитывало ровно 200 ступеней.( сейчас 192 ступени, несколько ступеней "съела" новая построенная Приморская улица). Многие считали, что лестница названа в честь фаворита Екатерины II - Потемкина, но это не так. 
По её бесконечным ступенькам  "скакала" детская коляска, снятая в фильме знаменитого режиссёра Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин», кадры  из которого стали классикой кинематографа, в ней сидел как раз мой друг Сева Турчин ,актёр нашего театра- так было положено начало его артистической биографии.  Когда он вырос, мама рассказывала, как всё снималось тогда... Картина вышла в свет в 1925, а Сева родился в 1937... Это шутка его такая. Он всегда говорит, что этими кадрами исчерпал все свои кинематографические возможности и больше не снимался в кино(почти), а только работал в театре. Но мама его снималась в массовке у Эйзенштейна.
С этого момента лестницу стали называть Потемкинская и она стала главной достопримечательностью города, а до этого её называли : Воронцовской, Ришельевской, Гигантской, Каменной, Приморской, Портовой, лестницей Николаевского бульвара и лестницей бульвара Фельдман.
       Из исторической справки известно, что князь Михаил Воронцов приказал возвести ступени в подарок своей супруге Елизавете. Проект обошёлся князю в 800 тысяч рублей. Раньше тут пролегала тропинка. Это был момент истины,- вот вам живой рисунок, тоже своеобразный Арт- стрит с кинетическим искусством -"скачущая коляска"...
О Потемкинской лестнице можно долго говорить и использовать сотни метафор и эпитетов для её описания. Вовсе не удивительно, что о лестнице неоднократно высказывались известные люди. По ней гуляли Марк Твен, Жюль Верн, Александр Грин, Валентин Катаев, Анна Ахматова, Илья Ильф и Евгений Петров, и описали её в своих романах, стихах и письмах. А Константин Паустовский тоже жил в этом городе в годы гражданской войны и встречался со многими творческими людьми. Писал очень пронзительные, полные переживаний рассказы. Как все зачитывались его "Телеграммой"- это в то время было, как символ, критерий нравственности и бездушности человека. А  я всегда с трепетом читаю его "Старый повар"- о великой силе искусства, музыки... и его возможности нести людям радость и воплощать мечту. Вспоминается, как Марлен Дитрих в знак уважения и признания его таланта  встала перед ним на колени, а он поцеловал её руку...
   Великая Анна Ахматова родилась тоже в Одессе(23.06.1889) и её крестили в кафедральном Преображенском соборе на Соборной площади. Прожила здесь около года, но трижды потом приезжала сюда и все приезды были связаны с важными событиями её жизни.
 1904г.-  первая влюблённость и первые стихи, влюбилась в одесского,очень импозантного писателя, драматурга, актёра, поэта, переводчика  Александра Митрофановича Фёдорова, кажется, он не догадывался даже об этом.
На свою дачу, которая была литературным центром, Меккой Одессы,  на обеды приглашались приезжие и местные художники, писатели, поэты. На этих встречах он познакомил Валентина Катаева, Корнея Чуковского и Александра Куприна с Иваном Буниным. Переписывался с А.П.Чеховым. Он увлекался живописью и участвовал в выставках "товарищества южнорусских художников". Много путешествовал по разным странам и писал об этом в своих книгах. Эмигрировал в Болгарию и умер в Софии в 1949г. Наследие его велико, но после эмиграции его книги в Советском Союзе не издавались.
   Затем неразделённая любовь Анны к студенту- Владимиру Голенищеву - Кутузову. Влюблённость, игры в любовь, бесконечные эксперименты на этом поприще - основная черта её жизни. Без этого ей не пишется.  В 1909- после восьми отказов, она, наконец, решилась стать женой Гумилёва Николя (с 1910-1918); сборник 1912 г. "Вечер"- принёс ей известность, а второй сборник её стихов "Четки" в 1913 г. выдержал 13 переизданий и "пиратское" в Одессе... ну, это и понятно,а как иначе?  Это ведь Одесса...
  Замужество, война, затем революция ...навсегда разорвали её связи с Одессой.

Много знаменитых музыкантов выступали на этой лестнице даже с оркестрами. Всемирно известный скрипач, тоже Король, только Король скрипки, - Давид Ойстрах,  играл на ступеньках этой лестницы в концертах. Это он поднимался  ещё по другим ступеням лестницы в квартиру Моцарта в Зальцбурге, и только ему было доверено сыграть на музыкальных инструментах самого Моцарта. Я представляю, что он пережил тогда, какой священный трепет испытал.
Когда я поднималась по той простенькой лестнице в доме гения - у меня перехватывало дыхание, ноги заплетались и я двигалась спотыкаясь какими- то птичьими шажками, боясь упасть, и даже присела на ступеньке перевести дух - ведь тут ходил сам Моцарт! 
А в квартире я увидела светлый локон того мальчика, который был "Чудом" Европы и играл с завязанными глазами перед королями, его ноты без единой помарки, инструменты, до которых он дотрагивался более двух веков назад, создавая шедевры на века. Здесь царил гений Моцарта.
Я ещё долго находилась в сомнамбулическом состоянии после посещения его дома и лестницы в его небольшую квартирку на втором этаже. Всё вспомнила: как жил и как его хоронили (род.27.01 .1756 г.- умер 5.12. 1791 г. в 35 лет). Я пережила тогда эстетический шок.
Здесь, в Одессе, родилась и гуляла по лесенке самая известная скрипачка Елизавета Гилельс со своим братом Эмилем Гилельсом и делала первые успехи в музыке. Вместе с гениальным скрипачом Леонидом Коганом они создали великолепную династию музыкантов: сын, дирижёр- Павел Коган, внук, прекрасный скрипач - Дмитрий Коган. Их выступления всегда приносили праздник в любую страну мира, где они выступали и дарили свою музыку зрителям.
 
  Иван Бунин любил Одессу, жил в этом городе 12 лет, гулял по лестнице и пережил на ней всё, но, был шокирован событиями, которые развернулись в Одессе в апреле 1919 г. и написал о том, как менялись люди на глазах... "наступило сразу исступление, острое помешательство"  "и это в те дни, когда были провозглашены братство, равенство и свобода". "Окаянные дни" написано об этих событиях - "все пожирали друг друга". Он не принял революцию и писал так с горечью и сожалением:
 "- Как они одинаковы, все эти революции!" Он был свидетель, когда город брали то белые, то красные, разрушали всё, все бежали, спасались от разной власти... "Всё это повторяется потому прежде всего, что одна из самых отличительных черт революций- бешеная жажда игры, лицедейства, позы, балагана. В человеке просыпается обезьяна".
Множество людей стоявших на этой лестнице, стали олицетворением эпохи, опередивших время или сумевших навсегда остаться вне его. Однако и сегодня есть те, кто достойно продолжает присущие Одессе традиции созидания, юмора и любви.
 
  Эта лестница дорога мне ещё и потому, что на ней мой отец встречался со своими фронтовыми друзьями, коренными одесситами, помню жизнерадостного дядю Мишу... к ним присоединялись ещё друзья из Вильнюса и они все вместе отмечали встречу друзей однополчан, пили за победу, пели военные песни и песни Утёсова и, конечно, "Тёмную ночь". Свою  дружбу они сохранили до своих последних дней.
  Вспоминаю лестницу, Одессу, а в душе звучит  божественная мелодия... это Лист "Грёзы любви! Не могла не написать о нём. Его музыку очень любил мой отец, его и Моцарта.
Скольких влюблённых видела эта лестница и слышала их слова любви. Я тоже здесь вспоминала свою первую любовь, ту, совсем юную у моря, только чуть дальше в Херсонесе. Влюбленные гуляли у моря…
 Они всегда гуляли здесь  уже много лет, и море приветствовало их своим пением волн, шуршанием  мелкой гальки, застывало в реверансе из морской пены у их ног, оставляя свой язык на песке…
Оно приглашало, страстно раскидывая сети из пены с прекрасными узорами, заманивало войти в него, отдаться ему.
 Он держал её руку в своей, и любовался ими : морем, и своей прекрасной возлюбленной.
Стихия моря прекрасна, как и она, и равноценна любви  - думал он.
Такая же восхитительная и завораживающая! А сколько здесь оттенков света!
А какая глубина! И движения такие грациозные и настойчивые, волнующие, как переживания в душе человека.
Чем прекраснее душа, тем больше оттенков она в себе несёт,- неповторимое  сочетание всего.
 А какая сила! Как сила чувства, неизбывного, как море, неисчерпаемого,как сама жизнь… Вспомнилось… «Ксанф, выпей море!».
Нет его «не испить, и не вычерпать море…», оно бескрайнее, бесконечное.
 Море - волшебное слово! Магическое…
 Ты принимаешь его приглашение.Море- живое существо, которое дышит и двигается вместе с тобой, когда ты погружаешься в него.
  Оно обволакивает тебя, завладевает тобой, не терпящее возражений, как хозяин мира.Ты становишься частью его естества, оно лижет тебя со всех сторон своим нежным языком. 
Какое бесконечное наслаждение купаться обнаженными в нём, да ещё и ночью!
Каждая клеточка тела поёт и радуется свободе, непонятной, неведомой, необъяснимой.
А ночью  звёзды падают в море, растворяясь в нём и превращаясь в серебряные чешуйки, исполняющие загадочный танец. 
Они, рассыпаясь на дорожки, поблескивая, строят бесконечный лунный путь в неизведанные просторы моря.
Это было блаженство, беспредельное владение друг другом, растворение в стихии.
Потом они поднимались к Херсонесу, вернее тому, что от него осталось, от великого древнего города… .
Гордые развалины прекрасного некогда города, а кое- где ещё видны остатки  засушенной лозы винограда.
Они прислонились к прохладному мрамору колонн, и не хотят отпускать их былую красоту из своих объятий, таких же древних, почти как мир, и прекрасных, как вино любви, которое когда - то делали из гроздей этого янтарного, солнечного винограда.
 Они переходили от одной  мраморной плиты к другой, поглаживая разрушенные колонны, перебирая камешки,и нашептывая им красивые слова о любви.
Здесь был дворец, - шептали губы, а здесь мы купались в фонтане. Брызги летели в разные стороны, превращаясь в радугу.
Она соединяла море и город, отливая разноцветьем на стенах Херсонеса, как павлинье перо, и по этому радужному мосту гуляла наша любовь.
  Здесь мы танцевали страстный танец любви и слушали море, его вздохи и шёпот.
  Они всегда слушали море, и стены этого древнего города - днем и ночью.
Он завязывал на колонне её платок, который на ветру развевался, и окрашиваясь закатом уходящего солнца в алый цвет, превращался в алый парус! 
Его везде ждут, везде на земле, где есть любовь... Алый парус любви.
- Я твой Грей! - кричал он на ветру, а эхо разносилось и отвечало :
- Он твой, Грей... Твой, твой, твоооой !
- Я люблю тебя! - кричали он и она одновременно.   
-   Люблю, люблю, люблю.... -вторило эхо
   Они улыбались и смеялись, представляя и разыгрывая сцены, будто они жители античного города.
  Здесь остатки древнего греческого театра. Стены его слышали страстный голос Медеи, которая мстит за предательство любви - из великой трагедии Еврипида. 
Они ударяли в колокол, и долго слушали его голос.
Он разговаривал с ними, потому, что колокол тоже живой, и у него  есть свой голос, если ему не вырвали язык, чтобы он молчал.
  А вот и базилика, вблизи её стен пробивается молодая лоза - послание из прошлого. Всё оживало вокруг.
Затем они ложились на траву в середине этого прекрасного города, как на капище, и совершали волшебство,- обряд любви. 
Таинство, достойное моря и звёзд, ветра и прекрасного города, его золотых стен и руин, всё что от него осталось.
 Смотрели на звёздное небо, изучая маршруты млечного пути, и летали по нему, как влюблённые с картин Шагала .
И хотелось навсегда остаться в полёте,там, в звездном небе.
 И радовались, что жизнь так прекрасна!
Но иногда, что- то грустное подкатывало к сердцу, и они вспоминали ЛИ БО,  великого китайского  поэта эпохи Тан.
  Бессмертный Гений,- так его называли, читали  строчки его стихов о краткости жизни. Ведь всегда жизнь подсвечена смертью, а так хочется жить и любить!
       "Хочу ли
       Знатным и богатым быть?
       Нет!
       Время я хочу остановить!"-

как мудро сказано.Они думали о его смерти, такой необычной и такой грустной,
но красивой, как любая легенда или миф - он вошёл в море за луной по лунной дорожке и не вернулся, хотел поймать и обнять луну.
Они мечтали любить так, как любит их море, звёзды, их прекрасный Херсонес,
и поклялись никогда не отпускать от себя любовь.
Вот и с Листом у моря произошла история любви.
 Великий венгерский музыкант Ф.Лист много гастролировал по городам России и посетил Одессу, где имел огромный успех у темпераментной публики. Этот маг музыки завораживал своей игрой всех зрителей. Кроме всего прочего, он был необыкновенно импозантен, красив с гривой светлых волос и горбинкой на носу, с горящими глазами и горячим темпераментом, сильными красивыми руками. Виртуозностью исполнения приводил всех, женщин особенно, в неописуемый восторг. Здесь он ждал приезда своей возлюбленной Каролины Витгенштейн и встречался с ней на ступеньках этой лестницы. Она была самая его большая любовь, на которой он так и не женился, а стал "Аббатом музыки"  благодаря ей. Продолжая гастрольный тур, Лист писал Каролине по дороге в Одессу: «Я схожу с ума, как Ромео, если, конечно, это можно назвать сумасшествием. Сочинять для вас, любить вас… я желаю сделать вашу жизнь красивой и новой. Я верю в любовь к вам и с вами, благодаря именно вам. Без любви мне уже не нужны ни небо, ни земля. Давайте же будем любить друг друга, моя единственная…». Получив это письмо, Каролина поехала в Одессу на встречу со своей любовью. Вспоминаю его прекрасную музыку-"Венгерскую рапсодию №2", многие очень сложные в техническом плане сочинения, которые всегда, как и сегодня являются важным испытанием для пианистов. Его пассажи! Очень трудно играть, так как скорость их просто сумасшедшая. И сегодня мало кто берётся за это, лучше всех играл свою музыку он сам. Но как прекрасна и нежна мелодия "Грёзы любви"- он посвятил ей, которая его всегда воодушевляла и восхищала.
Лист был первый пианист, который стал выступать с сольными концертами. Это был настоящий прорыв в музыкальном искусстве. Венценосные особы тоже посещали их.
Ференц  Лист обладал чувством собственного достоинства, не терпел никакого унижения и однажды пострадал из - за этого. В 1842 году Лист в 24 часа был выслан из Петербурга. Кроме того, полицмейстер сообщил ему высочайшую волю: Лист не должен больше приезжать в столицу России никогда.
 Дело в том, что на выступлении Листа в Петербурге собралось самое изысканное общество, в зале присутствовал и сам император Николай. Во время концерта он стал довольно громко разговаривать со своими адъютантами. Лист прервал игру.
— В чем дело? Почему вы перестали играть? — спросил Николай и, нетерпеливо махнув рукой в сторону рояля, добавил: — Продолжайте.
— Когда говорит царь, остальные должны молчать, ваше величество, — вежливо, но решительно ответил Лист.
Император дослушал концерт в гробовом молчании. Однако, сразу после выступления, Лист покинул столицу под контролем всевидящего ока полицмейстера. Эту историю любят повторять музыковеды.
Лестница! Ты хранительница историй замечательных людей. Их можно вспоминать бесконечно, поднимаясь по ней или присаживаясь на ступеньку передохнуть, чтобы посмотреть на море, вспомнить мелодии любви. Все их знали, кто по ней ходил, любовался панорамой. Влюблённые расправляли руки, как крылья и мечтали взлететь,воспарить... Можно услышать её разговор с тобой о времени и окунуться в прошлое такое далёкое, и такое близкое. Как же хорошо, что ты можешь прийти и просто постоять на ней в знак благодарности, думая о своих любимых тебе людях. 

Кстати,на этой лестнице не могу не вспомнить о "нашем всё", о А.Пушкине.Впервые поэт увидел Одессу осенью 1820 года, направляясь из Крыма в Бессарабию. В марте 1821 года он остановился в Одессе на несколько дней. Более двух недель прожил Пушкин в Одессе в мае 1823 года. Он приехал сюда из надоевшей ему Молдавии в подчинение к графу Михаилу Семёновичу Воронцову в июле 1823г, новому наместнику Новороссийского края.Молодая Одесса! Присутствие множества иностранцев в городе превращали его в южную столицу.Для него это был праздник, всё напоминало Европу с прекрасной ресторацией с итальянской кухней с морепродуктами, итальянская опера, первоклассные казино, которые "обновили ему душу", многие друзья стремились приехать сюда, как он писал о той Одессе. Обедал он в ресторане Цезаря Отона, который обслуживал его сам, широким жестом заказывал черноморских устриц и шампанское, часто в долг. Пушкин наслаждается жизнью, гуляет по бульварам, обожает Приморский и пьет кофе в кофейне Пфейфера на Дерибасовской (по-восточному, с гущей и даже иногда, с гаданием). Живёт сначала в отеле Норд, а ещё один из адресов поэта  - на улице Ришельевской, на углу её с Дерибасовскою, где лет за восемь там жил герцог Ришелье, а напротив было казино, которое он описал в "Евгении Онегине". 
       " Язык Италии златой
Звучит по улице веселой,
Где ходит гордый славянин,
Француз, испанец, армянин,
И грек, и молдаван тяжелый,
И сын египетской земли,
Корсар в отставке, Морали."
(А.С. Пушкин. "Евгений Онегин")
Здесь пробыл до 31 июля 1824 г. Здесь им были написаны две с половиной главы "Евгения Онегина", поэма "Цыгане", закончен "Бахчисарайский фонтан", стихотворения: "Свободы сеятель пустынный", "Невинный страж дремал на царственном пороге", "Зачем ты послан был и кто тебя послал", "Ночь", "Демон", "Телега жизни", "Придет ужасный час" и много других произведений.(30)
 Здесь он пробыл 13 месяцев,работая в министерстве иностранных дел с окладом 700 рублей серебром в год, но денег всегда было мало. Он увлёкся тремя женщинами: сначала, сгорая от мучительной страсти к жене одесского богача Амалии Ризнич...-"молодая негоциантка", чахоточная дева, очень похожая на итальянку, красавица, все отмечали её неземную красоту, которая вскоре покинула этот мир в 1825г., ей было 22 года.  Он посвятил ей стихотворения «Простишь ли мне ревнивые мечты» и «Всё в жертву памяти твоей».
"Всё в жертву памяти твоей:
И голос лиры вдохновенной,
И слезы девы воспаленной,
И трепет ревности моей,
И славы блеск, и мрак изгнанья,
И светлых мыслей красота,
И мщенье, бурная мечта
Ожесточенного страданья."
1825.
Часто она напоминала ему его любимую осень... Этот образ пронесёт через всю жизнь. Вас непременно подведут к дому Амалии, где Александр Сергеевич посадил тополь под её окнами... и к другому, где растёт платан.
"Тебе смешны мучения мои;
Но я любим, тебя я понимаю.
Мой милый друг, не мучь меня, молю:
Не знаешь ты, как сильно я люблю,
Не знаешь ты, как тяжко я страдаю."
 
Вторая пассия была роковая Каролина...
С Каролиной Собаньской признанной красавицей полькой, холодной, расчётливой сложились сложные отношения, но "любовь зла"... - он всюду на полях своих рукописей рисовал её профиль, считал шаги и минуты до встреч с ней, такая страсть его сжигала, но эта -женщина скорее была авантюристкой, и не любила Пушкина, как и поэзию, была далека от этого, играла им.
 
Вот вечер, Мойка, дом его,
повсюду профиль Каролины.
Стихи... на всех полях - ОНА ,
Пути же, неисповедимы.

Мечтая, думал всё о ней.   
Любя и всей душой тоскуя,
он "умирал", ждал встречи с ней,
все чувства на полях рисуя. 

Он бредил и горел огнём
и ветер чувственных желаний
не загасил в душе страданий. 
О, сколько пыла было в нём!
    
Она же...всё балы, игра...
Игрушкой был он ей всегда.
Его терзая, лишь себя любя,
всё потешалась его страстью,
чувств не растрачивая зря.

Проходит время и оно не лечит!
Всё вновь и вновь воспламеняется любовь.
«Я вас любил...-напишет он при встрече,
- Любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем…»-  Увы...
совсем любовь её та не тревожит
и холодность лишь украшеньем будет ей.

Неумолимо время шло...
Что принесло оно поэту?
По- прежнему бродила Муза где- то,
ничто не изменилось под луной:
Поэт, любовь и та же Муза,
всё тот же профиль молодой
и нет прекраснее союза!-
про это скажет вам любой.
 
И на полях стихов- та же рука...   
Её глаза и локоны рекой, и профиль,
всё,что любил он пламенно и на века
Историю любви стихами впишет осень.

Просит она, чтоб написал в альбом
две строчки о любви своей... и обо всём.
И он подарит эти строки  : 
«Что в имени тебе моём…?»-
Поэт напишет ей в альбом.
 
«Но в день печали, в тишине
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
есть в мире сердце, где живу я…»
 19.07.2014

 Это всё происходило перед женитьбой на Натали, Александр Сергеевич Пушкин   влюбился в Каролину( в девичестве - Ржевуская) (всего мужей было четыре). Любовь не была взаимной. Он же ею был очень увлечён и считал дни и годы знакомства. Из письма- "( сегодня девятая годовщина дня, когда я увидел вас в первый раз")... Это было 21 января 1821 г в Киеве. Прожила за девяносто лет. Она была роковой женщиной и зашибла сердце не одного Пушкина. В неё выл влюблён Адам Мицкевич, посвятил прекрасные сонеты с посвящением  D.D- (Донна Джованни), Кондратий Рылеев - цикл любовный посвятил и сходил с ума, как и всё мужчины в её жизни, сам признавался Бестужеву в этом. Брак с генералом Витте - бросил тень на её жизнь. Считают, что она работала на 3 -е отделение. 
Он посвятил стихи ей " Что в имени тебе моём..." по её просьбе, она поняла, что должна остаться в вечности...- Александр Пушкин - Каролине...

"Что в имени тебе моём?
Оно умрёт, как шум печальный
 Волны, плеснувшей в берег дальний,
Как звук ночной в лесу глухом.

Оно на памятном листке
 Оставит мёртвый след, подобный
 Узору надписи надгробной
 На непонятном языке.

Что в нём? Забытое давно
 В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
 Воспоминаний чистых, нежных.

Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я…"
5 января 1830;
 
 Третьей пассией этих дней в Одессе была графиня Елизавета Ксаверьевна Воронцова, она была старше Пушкина на семь лет, не красавица, но была необыкновенно привлекательна и умна. Ей очень шла улыбка. Поклонников было предостаточно, включая и друзей Пушкина. Их дружеские чувства перешли постепенно в глубокое чувство любви. Он писал первые главы "Евгений Онегин" и рисовал её портреты всюду - всего их было 17!   
  Но она жена самого генерал - губернатора, князя Воронцова! С её мужем и начальником Пушкина графом Воронцовым дружбы у поэта не получилось. С ним он произносит "четыре слова за две недели", а с ней видится очень часто. По Одессе поползли слухи... Воронцов всячески пытался с ним расстаться - то на" борьбу с саранчой" пошлёт, что было воспринято Пушкиным как оскорбление, то пожалуется  тайно на его нерадивость начальству.
Пушкин графа тогда в эпиграммах называл очень резко -
 
"Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец."
Граф был очень образованным человеком и блестящим военным. Ясно, что здесь водила его пером - ревность... и ещё сыграло роль то, что граф прежде всего хотел видеть в Пушкине чиновника у себя на службе, а не поэта.
  И ему не нравились ухаживания поэта за его супругой, хотя сам ещё раньше он завёл роман с женой двоюродного брата Льва Нарышкина,- Ольгой и она родила от него дочь Софью. Он до последнего дня хранил у себя рисунки с изображением Ольги и Софии. Возможно это он подтолкнул свою жену к измене. У всех свои слабости... и все мы люди...
 Но одесситы его любят и с благодарностью вспоминают за все его добрые дела. Элиз подарила Пушкину сердоликовый перстень, которым он очень дорожил - его талисман, он его не снимал с руки, говорят, что только в день дуэли забыл его дома... Мы можем увидеть его на портрете художника Василия Андреевича Тропинина на указательном пальце. Ей поэт посвятил стихотворения "Храни меня, мой талисман", "Приют любви, он вечно полон", "Все кончено: меж нами связи нет" и многие другие. За свои "шалости" был отправлен в ссылку в имение к родителям под надзор местных властей в Псковскую губернию, подальше из Одессы, а там уже вскоре ещё одно "Чудное мгновение" его ждало, встреча с Анной Керн в Михайловском. Вскоре 3 апреля 1825 г. Воронцова родила смуглую девочку... Софию. Сначала Воронцов её не признавал, но потом признал. Они с мужем были квиты- две Софии - у него, и у неё. На балу у Нарышкиных Софья впервые встретилась с Андреем. Они венчались в Вене 23 апреля 1844 г в Русском православном Свято - Николаевском соборе. Софии Михайловне было 19 лет, а князю Андрею Павловичу Шувалову-27 лет. Его называли- "во всех отношениях истинным джентльменом». На Кавказе он служил вместе с Лермонтовым в одном полку. Лермонтов придал своему герою Печорину некоторые черты и даже портретное сходство с Андреем Шуваловым. Это отмечали все очевидцы.  Из единственного письма Воронцовой к Пушкину, которое сохранилось, видно, что у них было много общих воспоминаний и переживаний. Остальные письма они сразу сжигали. Александр Сергеевич обычно любил хвастаться своими любовными победами, о Воронцовой он никогда не говорил. Иногда в лунную ночь он ездил на дачу Рено, как говорили старожилы, уединённое место у моря, бродил над морем и, внемля разговору его волн, предавался своим заветным мечтам. Стихотворение «К морю» было написано в этом уединении. Поэт прощался в нём со свободной стихией, которая одарила его многими столь прекрасными думами. Два художника И.К.Айвазовский и И.Е.Репин в четыре руки напишут прекрасное полотно «Прощание Пушкина с морем» (1887 г). Айвазовский изобразил бушующую стихию моря, как сошлись волны и камень, а Репин, как великий портретист, — самого поэта. Репин был очень скромный человек и о своем участии в создании картины отзывался так: «Дивное море написал Айвазовский…  И я удостоился намалевать там фигурку». Инициатива написать картину принадлежала Айвазовскому. Необузданная свободная стихия моря была близка поэту по духу и это видно в его фигуре и лице.

"Прощай, свободная стихия,
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой…"(А.П)
   
Поэт описал Одессу в "Евгении Онегине", чем выдал городу, по образному выражению поэта В.И. Туманского, "грамоту на бессмертие". В Одессе есть памятник поэту ,установленный на его любимом Приморском бульваре, и у дома поэта поставлена скульптура А.Пушкина, где всегда вы увидите цветы...
 
Ещё я имею сказать "пару слов", как говорят в Одессе, о знаменитом Дюке де Ришелье, самой почитаемой фигуре в городе, символу города, — «домашний герцог одесситов», как очень метко назвал его когда- то поэт Юрий Михайлик
 Дюк( "герцог") —  имел потрясающую родословную,но никогда не кичился этим.Он    внучатый племянник кардинала Ришелье, министра Людовика XIII  короля Франции и за его жизненный подвиг: создание, сотворения великого града - Одессы на месте безвестной точки Хаджибея на берегу моря, одесситы его благословляют и чтут. Ведь это мог быть любой другой город, но - Его величество случай сыграл роль. Он выбрал это местечко и сделал город сказку. Никто не сделал больше для Одессы и одесситов, чем он, даже сам М.С. Воронцов. Он был рядом с народом и в радости, и в горе,- во время страшной чумы, и во время праздников, балов, поддерживал его. Он вкладывал свои деньги не жалея в свой город,так как был его первым градоначальником и хотел видеть его красивым. Построил лицей на свои собственные деньги, заботился об озеленении местности и выписывал из-за границы дорогостоящие саженцы. Ему можно сказать спасибо за акации из Италии, которые украшают город и сегодня, наполняя воздух города прекрасными ароматами. Он прожил одиннадцать лет в Одессе (1803 — 1814)  и работал по 17 часов в сутки на его благосостояние, жил и питался очень скромно. Считают, что он был самый гуманный администратор из всех администраторов Одессы. Это Ришелье открыл город Европе и миру, это он завязывал разные связи по торговле с разными странами. Решил проблему с торговлей хлебом. Пригласил и помог обустроиться колонистам аграриям из Германии, Франции, Швейцарии и других стран, чем способствовал процветанию города и торговли, развитию сельского хозяйства и всего аграрного комплекса. Дюк заложил основы инфраструктуры Одессы, как крупнейшего пункта транзитной торговли между Востоком и Западом. Он превратил Одессу в европейский город, освободил от непомерных налогов. Он прожил короткую жизнь 55 лет и скончался от апоплексического удара во Франции.   
Благодарные горожане Дюку возвели бронзовый памятник, который, Слава Богу! ещё цел, хоть и пережил много всяких ситуаций и потрясений. Это был первый памятник в Одессе и инициатором его создания выступил граф Воронцов, а его последователь граф Ланжерон стал воплощать эту идею. Монумент был установлен на Приморском бульваре в 1828 году. Автором памятника Дюку в Одессе является Иван Петрович Мартос - автор знаменитых монументов: Минину и Пожарскому в Москве и многих других. Дюк изображен стоящим в полный рост, со свитком в руке. Он задумчиво смотрит на любимое море, будто наблюдает за кораблями, входящими в порт и выходящими из него. Ришелье представлен в облике римского воина, одетого в тогу. Между складками тоги, присмотревшись, можно увидеть короткий римский меч. На голове Дюка - лавровый венок, символ победы и власти. Внешне в жизни сам Дюк был очень красив и элегантен. Основание памятника Дюка Ришелье украшают барельефы,   изображающие аллегории - земледелие, правосудие и торговлю. Всё, чем он одарил этот город. Все с удовольствием трут рукой на барельефе мешочек с деньгами у Меркурия, дабы мечтают о богатстве и успехе. Он стоит наверху перед Потёмкинской лестницей, по этой дороге Дюк приехал в Одессу. На ней сохранились разные следы времени  - от пуль, снарядов, трещины и посечёности от осколков. Время не щадит никого, ни людей, ни памятников, но памятник стоит вопреки всему! Хорошо, что память одесситов не оказалась слишком короткой.
     "Не говори с тоской: их нет!
      А с благодарностию: были!"- ВА.Жуковский.( так написано на могильном камне поэта).
Думаю, что каждая лестница- это наша память, наша совесть, наша любовь, наше сердце.
"Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить!"- хочется вспомнить слова благодарности из песни Леонида Утёсова и никогда их не забывать...

*Ла Скала- (ит)- лестница, название Оперного театра в Милане.      
**.Б. Руденко ушла со сцены в 1995 г. Прощальный спектакль её был опера Чайковского "Иоланта". До сих пор преподаёт вокал, профессор Московской консерватории.
* Здесь снимал свой фильм и Никита Михалков в 2013г.
*В Одессе жили и творили Дмитрий Менделеев, Игорь Сикорский, Сергей Уточкин, первый Нобелевский лауреат России Илья Ильич Мечников, Вера Холодная, Александр Довженко.  Н.В.Гоголь.
  4.11.2017 -24.12.2017

 
 


Рецензии
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.