Канал Москвы прошлое и настоящее

Надежда Семеновская
Канал Москвы: прошлое и настоящее
Узнавая новости о модернизации  инфраструктуры, о принятой «Развитие транспортной системы 2010-2020», нельзя не радоваться «генеральному ремонту», которое переживает водное хозяйство России.
Гидроузел «Белоомут» в Луховицком районе Московской области,  на реке Оке  - одно из старшейших гидротехнических сооружений России. Построен он был сто лет назад, одновременно с гидроузлом «Кузьминск» еще в  1911 – 1915 годах по проекту инженера Нестора Пузыревского. Более ста лет шлюз состоял  из судоходной плотины фермами Поаре и камеры   шлюза размером 16,2 х 266 м.

Три года назад, в октябре 2015 года  Федеральное агентство морского и речного транспорта Контракт на строительство нового гидроузла «Белоомут» стоимостью 5,54 млрд руб. В состав гидроузла войдут современный судоходный шлюз с причально-направляющими сооружениями и камерой 18 х 276 м, капитальная несудоходная плотина (состоит из глухой части и четырех водосбросных пролетов шириной по 18 м каждый), автоматизированная система управления, водозаборный узел, а также административно-бытовое и производственные здания.
Застройщиком является ФГБУ «Канал имени Москвы» - крупный воднотранспортный и водохозяйственный комплекс, который  выполняет функции органа государственного управления на внутренних водных путях в 12 субъектах Российской Федерации Центрального региона России. Объекты предприятия включают более 240 гидротехнических сооружений и 3842 км водных путей. Следует заметить, что к 2015 году был практически заново отстроен рязанский гидроузел «Кузьминск».

Напомню, что Канал имени Москвы имеет богатую историю. Его строительство началось с года Пленум ЦК ВКП(б) 15 июня 1931 года:  «...коренным образом разрешить задачу обводнения Москвы-реки путем соединения ее с верховьем реки Волги». Трасса должна была пройти по кратчайшему пути между реками Волгой и Москвой. Согласно проекту, длина Канала составляла 128 км, а глубина – 12 м. 3 сентября 1932 года началось строительство. За неполных пять лет было построено более 200 гидротехнических сооружений: 109 км судоходных каналов, 11 судоходных шлюзов, 5 насосных станций, 8 гидроэлектростанций, 3 железобетонные плотины, 8 земляных дамб, 19 мостов и путепроводов, 2 транспортных тоннеля, 8 аварийных и заградительных ворот, 1 водопроводная станция с каналами, 406 км линий электропередач и другие объекты и сооружения.
Приступили к наполнению канала 23 марта 1937 года , а у 17 апреля 1937 года вода наполнила все 128 км Канала Москва-Волга. 2 мая 1937 года флотилия специально построенных для плавания по Каналу теплоходов впервые прошла по шлюзам с верхней Волги в Северный речной порт и остановилась у Химкинского речного вокзала. 15 июля 1937 года Канал был торжественно открыт для движения пассажирских и грузовых судов.

В наши дни также была проделана колоссальная работа в короткие сроки: с мая 2016 года построен новый шлюз -  Это железобетонная однокамерная конструкция длиной 276 м., шириной 18 м. и глубиной 6,8 м.  Длина камеры шлюза составляет 276 м, ширина – 18 м, а глубина – 6,8 м. Между лицевыми стенками шпунтовых рядов было выполнено днище из почти 100 распорных железобетонных балок толщиной 1х1 м. Чтобы не допустить повреждения судами, стенки камеры защищены специальным покрытием из высокомолекулярного полиэтилена и являются водонероницаемыми.
Электромеханический привод на старом судопуске заменене на электронную полностью автоматизированную систему управления: маневрировать сегментными затворами можно будет дистанционно с центрального диспетчерского пульта управления в административно-бытовом здании, либо с местного пульта.
26 и 27 октября новый шлюз успешно прошел первые испытания: были проверены уплотнительные элементы конструкции и затоплена камера. «Завершив в ноябре навигацию, мы продолжим строительство оставшихся сооружений нового шлюза – левых пал верхнего и нижнего бьефов, а также системы автоматического управления., – говорит руководитель ФГБУ «Канал имени Москвы» Герман Елянюшкин.
В навигацию 2018 года пассажирские и грузовые суда, курсирующие между Москвой и Рязанью, будут проходить через современное гидротехническое сооружение.

Отдавая должное профессионализму и заслугам современников, работники «Канала имени Москвы» чтут память своих первых строителей. 30 октября, в День памяти жертв политических репрессий, речники совместно с представители краеведческого общества «Москва-Волга» возложили цветы на места массовых захоронений каналармейцев – заключенных и вольнонаемных. Те, для кого коммунистическая стройка пятилетки стала последней,  хоронили непосредственно на стройплощадке вдоль трассы. На печально известном Бутовском полигоне с 08 августа 1937 года по 19 октября 1938 года были расстреляны и захоронены по меньшей мере 2500 каналоармейцев – вольнонаемных и заключенных. Более 300 человек погребены на Донском кладбище.

Только по приблизительным данным, на участке 128 км от Дубны до Тушина умерли от непосильного труда и были расстреляны около 30 тысяч человек. Неудивительно,  ведь работать заставляли на износ, стремясь закончить стройку досрочно. И к весне 1937 года было вынуто 151,4 млн куб. м земли, 56 млн куб. м гравия, песка и глины. Уложено 3,11 млн куб. м бетона и железобетона. Почти 6,5 млн кв. м откосов Канала было укреплено камнем (это сопоставимо с размерами небольшой европейской страны). Для сооружения Канала потребовалось 35 тыс. тонн металлоконструкций, 2,35 млн куб. м лесоматериалов, 850 тыс. тонн цемента, около 7 млн куб. м камня и гравия, 110 млн штук кирпича. На стройке работали 170 экскаваторов, 1600 автомобилей, 275 тракторов, 150 паровозов, 225 мотовозов, 2113 железнодорожных платформ, 240 бетономешалок, 1100 электровибраторов, 5750 электромоторов. К трассе Канала было подведено свыше 600 км железных дорог, по которым можно было увезти почти 50 тыс. тонн груза.

14 сентября 1932 года был организован Дмитровский исправительно-трудовой лагерь (Дмитлаг), управление которого расположилось в Дмитрове в Борисоглебском монастыре. Почетными руководителями стройки были сам нарком Г. Ягода и начальник ГУЛАГа М. Берман.  На открытии строительства выступил с речью Максим Горький. Вскоре Дмитлаг стал крупнейшим лагерем, сюда согнали заключенных совсех страны: из-под Ленинграда и из Средней Азии, Темниковских и Вишерских лагерей, Саровского исправительно-трудового лагеря и из Сибири. На 1 апреля 1935 года в лагере содержались 195648 человек. Всего через Дмитлаг прошло около миллиона заключенных.

После завершения строительства 55000 человек были освобождены досрочно, для остальных же репрессии продолжились: в 1937 году многих руководители строительства, архитекторов, инженеров, в том числе вольнонаемных, обвинили в подготовке бунта заключенных и расстреляли.
К счастью, в современной России большие стройки обходятся без человеческих жертв.