УТРО по-тургеневски

Раиса Павлова -Баронина
 
                "...Свежая струя пробежала по моему лицу.
                Я открыл глаза: утро зачиналось..."
                Иван Тургенев "Бежин луг"

                Вероятно, именно с этих слов я так полюбила утро.

    На шестнадцатилетие мне подарили десятитомник русского писателя Ивана

 Тургенева, который на меня произвел столь сильное впечатление на всю

 жизнь, что до сих пор помню этот отрывок, когда-то заученный наизусть для

 поступления в училище. Я житель городской и ощутить столь явственно все

 тонкие нюансы и переходы природы к просыпанию, пробудили во мне ранее

 не испытанные чувства красоты.

 ..."Ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею..."- пишет автор.

 Я стала внимательней наблюдать мелочи, на которые ранее не обращала внимания,

 как городской житель. Богатство языка и точность изображения поражают и чем

 более вчитываешься, тем больше эмоций, ощущений поразительно тонкого наблюдения,

 уже кожей ощущаешь ту утреннюю прохладу и бодрость и, конечно, некую радость и

 надежду наступающего дня.

     ..."Полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего

 света..."- так многокрасочно  живописует автор восход утреннего солнца.

 Тургенев был заядлый охотник, много дорог исходил он со своей любимой собакой,

 в округе своего родового имения Спасское-Лутовиново. Наблюдать природу и

 описывать увиденное, дается только большому мастеру слова.

 Его стихотворение в прозе: "Как хороши, как свежи были розы..." -это

 эмоциональное тонкое восприятие красоты, не всем данное от рождения.

 Утро. Утренний воздух. "Воздух чист, как поцелуй ребенка..."- живописал

 когда-то Лермонтов. Как можно ещё точнее сравнить с этими словами?

 Утро хорошо начинать с выхода в сад, пообщаться со своими цветами, понюхать

 ароматы, поухаживать за ними. Они вас отблагодарят с лихвой.

   В 1843 году на слова Метлева появился романс :

       Как хороши, как свежи были розы

       В моем саду! Как взор прельщали мой!

       Как я молил весенние морозы

       Не трогать их холодною рукой. 

 То далекое время позволяло не суетно и спокойно проживать в окружении

 природы, что сейчас в век скоростей почти невозможно. Но выработать в

 себе привычку рано вставать и заранее обдумывать и наблюдать - дано

 каждому.

 Чистота утренних часов, позволяет строить добрые и нравственно

 чистые планы, отбрасывая все черное и негативное. Так я полагаю, светлые

 дела делаются в светлое время суток, а черные - наоборот.

    Любите утро! Да здравствует утро! Да здравствуют жаворонки!