Ответственность. Правда. Управление

Корень Владимир
ПСИХОАРХИТЕКТОНИКА.
Диалектика психики человека.
Системно-иерархическая модель психики.

Часть VII. Творческий Дух, или Самодух (Spiritus Creator).
 
Глава 1. Ответственность - Правда - Управление.

[Текст старый и теперь не соответствует новой схеме. Чуть позже исправлю.]


Всякий субъект (личность, группа, коллектив, общество) развивается или деградирует. Деградация - обратная сторона развития. Если субъект не развивается, то находится в состоянии застоя (стагнации), а затем разлагается. Философы давно уже договорились представлять развитие в виде спирали - синтеза цикличности (циклов, фаз, суперциклов) и поступательного движения, где поступательность есть выход за пределы старого цикла и переход к качественно  новому циклу. Прошлое развития общества отображается в его истории, будущее выражается его прогрессе (продвижении вперёд, к новому состоянию или витку спирали). Каждый субъект живёт в окружающей его природной среде, из элементов которой он сооружает себе дом и ведёт домашнее хозяйство. Так и общество в своём развитии создаёт себе экономику (греч. oicos - обиталище, дом, хозяйство). Поэтому экономику можно считать синтезом истории, тезиса, и прогресса, антитезиса. Исторический прогресс в развитии общества представлен его экономическими достижениями. Эту мысль можно проиллюстрировать следующей схемой в тетрадической или тетраэдрической форме, пример которой вы видите на рисунке сверху этого текста:

Общество - История - Прогресс  -  Экономика
Основание - Тезис  -  Антитезис   -   Синтез.

Каждая стадия исторического развития общества характеризуется своей культурой. Другими словами, история есть основание культуры. В то же время прогресс есть основание цивилизации. Культура и цивилизация соотносятся друг с другом как статика и динамика развития, как состояние и процесс, как бытие и  становление. Это соотношение отражается в таких связях между понятиями, как "быт и культура", "культура быта", "культурный быт", с одной стороны, и "становление цивилизаций", "цивилизационный процесс", "социодинамика", с другой. Одно понятие диалектически связано с другим, поскольку их содержание перетекает из одного в другое, и обратно. Нельзя говорить о культуре, не затрагивая цивилизацию, и наоборот. Отсюда следует, что определение цивилизации как развитой формы культуры, по сути, неправильно. Как культура, так и цивилизация - плоды общественно-экономического развития. Первоначальное, дикое состояние общества как раз и характеризуется бескультурьем и нецивилизованностью. Культура не может быть нецивилизованной, дикой, а цивилизация - высшим уровнем развития культуры. Культура и цивилизация вместе противостоят первобытности и дикости.

Среди культурологических теорий было много разных извращений на тему соотношения культуры и цивилизации. Так немецкий философ О.Шпенглер считал цивилизацию результатом деградации культуры. Другие философы вслед за ним считают, что цивилизация представляет собой нечто низшее по отношению к культуре: "Повышению статуса цивилизации, перерастанию её в культуру способствует искусство." (Ю.Борев. Эстетика). К тому же, они считают цивилизацию выражением материального начала, а культуру - духовного: "Обществу необходимо гармоничное сочетание материального и духовного начал, цивилизации и культуры." (Там же). Такой взгляд на культуру и цивилизацию можно встретить во многих источниках. Почему-то мало кому приходит в голову, что это очевиднейшая глупость. Культура также материальна, как и духовна. Цивилизация также духовна, как и материальна. Человек, общество - как материальны, так и духовны. Так же и экономика (постройки, внутреннее убранство, домашнее, сельское хозяйство, производственные помещения, места отдыха, пути сообщения, и т.д., и т.п.) представляет собой материю, преобразованную человеческим духом.   

Если говорить об экономике в первоначальном смысле, то, выражаясь образно, дом должен быть красив, эстетично оформлен, чтобы радовать все органы чувств человека. А взаимодействие людей, живущих в нём, должно быть этично, т.е. основано на добрых (добрососедских) отношениях. Если люди действуют друг другу назло, то они будут портить друг другу и то, чем они владеют - части общего дома. И это неминуемо отразится на эстетике дома, поскольку разрушения красивыми не бывают. Тело человека как дом его духа и души должно быть прекрасно. Взаимоотношения между различными частями личности человека должны быть добрыми. И внутренняя жизнь человека не должна разрушать его тело, подвергая его психосоматическим заболеваниям.

Здесь будет нелишним сопоставление первых уровней социальной психики в человеке.

 Развитие   -      Культура   -   Цивилизация  (Управляющий Дух, Spiritus)
Рефлексия  -     Эстетика    -       Этика         (Социальная Душа, Psyche)
Общение    -       Язык         -        Речь          (Социальный Дух, Logos)
   Труд    -   Специализация -  Организация  (Социальное Тело, Corpus socialis)

Социально-экономическое развитие происходит на основе рефлексии (с помощью общения) трудовой деятельности людей и их коллективов. Рефлексия способствует интеллектуальному  выходу из непосредственного трудового процесса, осознанию его несовершенства и изменению его к лучшему путём более рационального использования ресурсов, способов и средств производства. Рефлексия - всеобщий механизм развития. Об уже писалось в соответствующей главе "Психоархитектоники".

Та или иная культура складывается внутри разделённых пространством (страны) и временем (эпохи) сообществ, члены которых объединены одним общим языком и одной общей эстетикой. У каждого народа свои эстетические каноны, свои способы оформления и украшения вещей (предметов быта, одежды, обуви, жилья, и т.д.). Культурное своеобразие, тем не менее, не препятствует межкультурным связям и взаимному культурному обмену и обогащению. Это видно на примере языка, в частности русского, который вбирает в себя многие слова из других языков (латинизмы, тюркизмы, англицизмы, галлицизмы, и т.п.), не теряя своего своеобразия.

Цивилизация есть такая организация общественно-экономических связей сообщества или общества, использующих для организации трудовой деятельности речь (особенно письменную речь, письменность), которая ведёт к росту производительных сил и совершенствованию производственных и непроизводственных отношений, этическому прогрессу, гуманизации общества. Обычно к стадиям цивилизационного процесса относят возникновение умения пользоваться огнём, изобретение орудий труда, устную и письменную речь, рождение государственности. Само понятие цивилизации образовано от латинского слова civis - гражданин,  civilis - гражданский, государственный. Цивилизация - общественно-экономический организм, нервной системой (периферической и центральной) которого является государство.

Клеточкой общества лучше считать не семью, а человека, личность. Моногамная  семья образовалась значительно позже появления самого человека. Несемейные люди тоже производят потомство, как и семейные. Семья и институт брака - форма организации человеческой жизни, её упорядочения. Так что: сначала - человек, потом - семья, потом - племя, затем - народонаселение.

Экономика структурируется на: 1) собственность (принадлежность определённых благ определённому лицу или группе лиц), 2) потребление и производство благ, 3) обмен благами (бартер, денежно-товарные отношения, рынок), и 4) распределение совместно произведённого продукта государством, государственными органами власти.

Государство возникает как средство управления народонаселением страны. Управление есть приведение всех общественно-экономических взаимодействий или отношений в порядок. Удачно найденный порядок управления откладывается в правовой системе государства. Источником права также является мораль. Использование правовых норм в борьбе за рычаги управления есть политика (искусство управления). Так на общественно-экономические отношения наслаиваются государственные, правовые и политические отношения.


P.S.:  Глава получилась короткой, в тезисном варианте. Возможно, в дальнейшем я разверну этот текст. А может быть, и нет. Ведь что толку пересказывать учебники по культурологии и истории цивилизаций, по государству, праву и политологии, не являясь специалистом в этих предметах?! Основная задача по обоснованию заявленной триады, я считаю, решена. А за подробностями лучше обратиться к более учёным в этом плане людям.   

Рекомендуемая литература:
Каган М.С. Философия культуры. - Санкт-Петербург, ТОО ТК "Петрополис", 1996.
Яковец Ю.В. История цивилизаций: учебное пособие для студентов вузов гуманит. профиля. 2-е изд., перераб. и доп. -
М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.