Сочинение

Василий Мякушенко
                (Персонажи вымышлены,совпадения случайны.)


 Мокрый асфальт дороги втягивал в себя как в космическую черную дыру и бесследно растворял, тусклые лучи грязных автомобильных фар. Раздутое черное небо низко опустилось и соединилось с непроглядной линией обочины. Напрягая зрение, я еле двигался  в густой  темноте за двумя красными точками габаритов впереди идущей фуры. Встречные машины, словно летящие метеориты, слепили и накрыв мое авто волной липкой жижи, исчезали во мраке.
  Испуганным воробьем чирикнул телефон. Пришла СМСка от сына: «Пап привет. Нужен твой совет»
«Если не срочно, то дома буду через час» -  съехав на обочину и включив аварийку, написал я ответ.
«ОК»- через секунду высветилось на экране моего телефона.
 Покинув машину, я попал в холодную ветреную темень. Перчаткой протер заляпанные фары, и зеркала.
-  Спасибо сынок за остановку,- подумал я. Как на зло закончилась омывайка.  Дворники скрипели  по стеклу  и без толку  размазывали налипшие слои грязи.  В машине ни специальной жидкости, ни даже простой воды я не нашел. Температура понижалась и грязная корка льда затягивала лобовое стекло. До ближайшей заправки километров тридцать. В кромешной тьме, с нулевой видимостью опасный путь. Слава богу, под сиденьем я нащупал бутылку. Литруха водки, (старая  забытая заначка) была с радостью залита в бачок омывателя.

        Последний год в школе самый сложный, интересный, и быстрый как скорый поезд Сапсан. Отрезок пути с сентября по май  пролетает с невероятной скоростью.
 Восемнадцать лет сыну исполняется в конце декабря, а это значит, что военкомат его ждет сразу после окончания одиннадцатого класса. Есть одна попытка для поступления в институт перед осенним призывом. Так, что времени для раскачки нет. Да и наш с ним  договор, заключенный в сентябре, состоял всего из двух пунктов и расставлял все неясные точки над «i».
  Первый пункт гласил: « Мы, (родители) не вмешиваемся в  его учебу  (профильное избрание предметов для ЕГЭ). Лично я не давлю отцовским авторитетом на выбор вуза, предпочтение факультета и будущей профессии.
  Второй, он же заключительный, подводил итог:  В случае плохой сдачи ЕГЭ, папа с мамой не будут отмазывать свою «кровиночку» от армии,  устраивать по блату в институт и оплачивать высшее образование. 
Разговаривая  сыном о его дальнейшем будущем, я старался  доходчиво объяснить реалии жизни на простых примерах:
 -  Пойми сынок, в служение Отечеству ничего ужасного нет, но с твоим  зрением, светит  тебе только стройбат. Вместо нормальной воинской службы, (если конечно она где то существует) будешь махать лопатой, таскать землю и заниматься с подъема до отбоя погрузочно-разгрузочными работами. Тут в принципе дурного, я тоже не вижу. Трудовая терапия тебе полезна. Но, при всем этом армия живет по своим непростым законам. Существуют караулы, наряды, дежурства: чистки, мойки, обслуживание техники и уборки прилегающих территорий. В частых нарядах надо будет драить полы и туалеты не всегда по очереди и уставу. Подчинятся не понятно кому и беспрекословно выполнять  их не совсем умные приказания. И это еще, я ничего не говорю о спортивных праздниках, активном отдыхе с нагрузками и жестоком дебилизме традиционной дедовщины.
 Ты уже взрослый, и выбор за тобой. Если устраивает такой расклад, то можешь забить на учебу и готовиться к трудовым будням, – вкратце и не совсем мрачно обрисовал я сыну ближайшие перспективы перемен в его жизни. Он внимательно выслушал и не пугаясь моего рассказа, спокойно сказал: «Хорошо пап, я подумаю».

   В начале сентября, после первой учебной недели, сынок пригласил нас в свою комнату и уверенно заявил:
-   В общем так, дорогие родители, - начал он немного волнуясь,- что бы набрать необходимое количество  баллов для поступления на бюджет: по истории, обществознанию, русскому языку и литературе мне потребуются дополнительные занятия и репетиторы. При этом, я сам  буду распределять свое учебное время в рабочие дни и досуг на выходные и каникулы. Контроль с вашей стороны мне не нужен, так же как и проверка текущих  отметок. При соблюдении этих условий и самое главное доверии мне, я в конце года гарантирую результат, который  всех  нас устроит,  –  по-взрослому деловито  он закончил  свою речь.
 На внеплановом (плановые были после родительских собраний) семейном совете, мы обсудили пару «технических» вопросов и выслушали его доводы в пользу филологического факультета университета. После нервного разговора с женой, я махнул рукой и дал свое родительское согласие.
      
      - Пап, если будешь ужинать, то  давай на кухне и поговорим, - распорядился сынок, как только я зашел домой, - Мам, мне кофе, пожалуйста, с молоком.
- В общем так, нужна твоя помощь, – начал разговор сын, когда мама суетилась на кухне возле своих мужчин.
- Через неделю мне надо написать контрольное сочинение, для …
- Я рад за тебя. Давай пиши…- прервал я его на первой фразе, тыкая вилкой в кусок мяса.
- Подожди па, не перебивай, дай все подробно объяснить.
- Короче. Сочинение серьезное, типа литературной олимпиады.  Лучшая работа в школе, будет отправлена на конкурс в область.   Дальше отборочная комиссия выберет троих победителей на всероссийский конкурс в Москву. Если хорошо постараться, то можно попасть в десятку лучших, а это уже уровень, который положительно повлияет на мое дальнейшее поступление в ВУЗ.
- И-иии…? – чего ты от меня, хочешь, – перебил я снова сына и недовольно посмотрел в пустую тарелку.
- Та, дослушай ты, ради бога, хоть раз до конца. Ребенок  обратился за советом, а ты достал уже своим безразличием - вступилась за сыночка любящая мама.
- Мам, подожди, я сейчас все объясню папе, –  глотнув кофе, начал волноваться сын.
Понимаешь, тут фишка состоит в теме сочинения. Дано на выбор несколько заезженных тем, на которые все пишут почти одно и тоже, из года в год. В интернете такого добра, валом. Я сделал анализ и выяснил, что одна из самых непопулярных тем, это тема о близких человеческих отношениях и звучит она примерно так: «Что такое настоящая дружба?». Получается, что о дружбе пишут или всякую банальщину или не могут толком раскрыть тему.  Я поразмыслил и наверное понял, как  написать, чтобы было интересно, свежо и по делу.  Думаю, что надо взять за основу и проанализировать случай известной дружбы из классической литературы или истории. Дальше привести какой то, яркий пример из нашей сегодняшней жизни, потом постараться все сопоставить, как то связать или наоборот разъединить, показать по-другому, может даже изменить некоторые условия с поправкой на время, а в конце сделать соответствующие выводы. Вот как-то так, вкратце, – выдохнул сын и зашуршал шоколадкой, подсунутой мамой.
- Так, сынок давай по порядку, я буду задавать вопросы, а ты меня вразумляй, если я чего-то недопонял, - начал я уточнять услышанную информацию.
Сынок в знак согласия кивнул головой.
Смотри, – начал я умничать,- о какой дружбе ты хочешь написать? О, мужской, женской, или о дружбе между мужчиной и женщиной.
- Па, хорош прикалываться. Какая женская дружба, что в ней я смыслю. А дружбу между мужчиной и женщиной я понимаю по Чехову, – блеснул знаниями сынок.
- Это как, – заинтересовался я.
-  Да все просто, как говорил Антон Павлович: «Сначала женщина приятель, потом любовница, а потом друг. Только в такой последовательности, женщина становиться другом», – улыбнулся довольный юноша.
- Вот это познания, - настала моя очередь улыбаться,- ты только в школе так не умничай,-  прикрыл я кухонную дверь.
- Если я не ошибаюсь,  то это фраза доктора Астрова из «Дяди Вани», но мне кажется, она вырвана из контекста. Там в продолжении разговора такую философию названо пошляческой. И сам доктор согласился, что он становиться пошляком, - попытался я как то разубедить сына.
Но, сынок махнул рукой, и уверенно заявил:
 - Не важно, какая философия, главное она простая и правильная.
 - Ты-то в свои семнадцать лет, это когда успел понять, видать большой опыт такой дружбы, имеешь, - начал я подшучивать над умником.
- Ладно, пап, проехали. Давай по делу.
- Давай. Значит, тебя интересует настоящая мужская дружба, без всяких там новомодных отклонений и голубых примесей.
- Ну, че ты тролишь… я с тобой серьезно, - начал обижаться сын.
- Да, почем я знаю. Может, такая модно-толерантная дружба сейчас популярна в разных обсуждениях.
- Да уж папа, и мне понадобился именно твоя помощь, как знатока этой темы, – в ответ, поддел меня сынок.
- Один-один,- отметил я остроумный «панч», сынули.
-  Объясни тогда, что конкретно от меня ты хочешь услышать или узнать нового, - вернулся я к теме разговора.
- Если ты не будешь перебивать и больше задавать наводящих вопросов, то я уложусь в минуту, - сказал сынок, делая последний глоток кофе.
- Давай, я весь во внимании.
- Учитывая твой большой жизненный опыт… да-да пап, не маши рукой,- я хотел бы услышать о примерах настоящей дружбы, которые ты знал или наблюдал в жизни. Не обязательно рассказ должен быть о твоей личной дружбе, меня устроит любая интересная история. Смотри; твоя учеба в военном училище в Калининграде, служба в Ракетных Войсках на Алтае, может период жизни в Украине или работа в Питере. Ты же общался с огромным количеством разных людей, от генералов и ученых до  жуликов и бродяг.  Друзей, сослуживцев,  приятелей, да и просто  хороших знакомых у тебя очень много. Может, знаешь или слышал, что-то такое не совсем банальное, о чем бы можно было написать, - выдохнул сынок и уставился на меня взглядом преданного щенка-переростка.
- Ну, ты даешь, какой там у меня, большой жизненный опыт, - сказал я сыну, пытаясь хоть что-нибудь вспомнить.
- Да, озадачил ты меня, -  начал я из далека, - честно сказать, я серьезно не задумывался на эту тему. Какая это настоящая дружба? Как в кино, типа «Офицеры» между комвзвода Иваном Варавой и Алексеем Трофимовым, или  как в «Обломове»  между немцем Штольцем и Ильей Обломовым. Что в основе такой дружбы; общие цели, бескорыстие, понимание, уважение, взаимовыручка или что-то более важное.  А, если чуть в строну, от устоявшихся канонов,  то это уже и не дружба, а так взаимные интересы, (охоты рыбалки) совместная работа, бизнес или приятное время препровождения, типа общих развлекательных путешествий и пьянок. Так сынок? Ты об этом собрался писать?  И как не шаблонно раскрыть такие  сложные взаимосвязи в душах близких людей, ты уяснил это для себя?
- Да, пап, именно об этом я и собрался написать. И  у меня уже есть некоторые мысли и наброски. Знаешь, я чувствую, если хорошо сделаю эту работу, то и в дальнейшем у меня все получится.
- Ну, что ж, это серьезное заявление, сынок. Я не уверен, что смогу тебе помочь, но одну историю расскажу. Пойдем, немного пройдемся, дождик кажись сделал короткую паузу, успеем поговорить, - предложил я позднюю прогулку.
    
     - Так, предупреждаю сразу, не факт, что будет интересно, тем более я рассказчик так себе : захожу из далека, отвлекаюсь на посторонние мелочи, - начал я, как только мы вышли на улицу.
- Ладно па, хорош набивать цену, знаю какой ты «сказочник», мама недавно вспоминала, как ты ей соловьем заливал на первом свидании, - приободрил меня сынок, - пойдем в парк, там не так шумно.
    Теперь сама история,-  покашляв в кулак, прочищая горло,- начал я.
После скандального увольнения из ВС, в конце девяносто восьмого, прямиком из Западной Сибири я целенаправленно прибыл в наш город герой. На вокзале меня встречала замерзшая девушка с ясными глазами, румяными щечками и инеем на пушистых ресницах. С твоей мамой мы уже были знакомы, и  мой приезд был первым шагом нашей совместной жизни. Через пару дней, я бывший офицер, устроился работать грузчиком в одну крупную алкогольную компанию. Кстати мама работала там же в бухгалтерии.  Рядом с работой мы сняли квартиру и зажили семейной жизнью, а к лету узаконили наши отношения.  Меня к тому времени повысили, перевели на более ответственную работу. Стал я не рядовым грузчиком, а торговым представителем - экспедитором. Каждый день в пять утра, загруженный под завязку водкой,  я уезжал в область развозить товар по магазинам.
- Пап, ты конечно извини, это твоя личная история с такими подробностями?- спросил сынок.
- Не совсем, ты слушай и не перебивай старших. Я все по порядку рассказываю.
Работы было много, в то время фирма расширялась и осваивала новые рынки сбыта.
 Ну дак вот, в понедельник у меня был запланирован маршрут в отдаленный район, находящийся в сотне километров от базы. Городок этот граничил с Эстонией, и водка там пользовалась большим спросом. 
  Одним магазином управляла милая дама, Нина, (отчество не помню). Такая чернявая, небольшого роста, веселая шустрая тетка, острая на язык. Мы быстро сработались и всегда понимали и выручали друг друга. Часто бывал бардак с сертификатами на водку. А тогда с этим было очень строго, проверки, штрафы. Но она никогда не возмущалась, «права не качала» принимала как есть, а документы я довозил потом. Ну и с оплатой, я делал отсрочки и дефицитный товар (дешевую водку) помимо заказа лично ей привозил.
- Пап, ты точно тему помнишь? – опять перебил меня сынок.
- Все, подхожу к самому главному.
 В этом магазине работал один мужичок, лет пятидесяти. Такой небольшой, тощенький, в серенькой шапочке с начавшей седеть бородкой. Звали его Петя, был он рубщиком мяса, грузчиком, таскал товар, выставлял на полки, в общем «мальчик» на побегушках.  Подчинялся он напрямую Нине, кажись она и устроила его на работу, то ли по знакомству, то ли  были они дальними родственниками, не так важно.
 От вечно расхлябанных магазинных грузчиков, отличался  Петя  своей интеллигентностью и аккуратностью. Подстриженная бородка, свежая рубашка, чистый синий халат.  Уставшие грустные глаза, он прятал за толстыми линзами очков. Если бы рабочий халат сменить на костюм, то Петю можно было принять за школьного учителя или научного сотрудника, но не совсем успешного.
Познакомились мы с ним, когда вместе разгружали водку. Их магазин имел хорошие обороты и на неделю заказывал по двести коробок. Подъезд к магазину был неудобный, и таскать водку от машины на склад надо было через длинный корридор. Разгрузка, прием товара по накладным, занимал больше часа. Я оставлял их заказ напоследок, да и Петя просил, заезжать к ним в конце дня. После проверки документов, Нина собирала деньги для оплаты, а мы с Петей отправлялись в его каморку пить чай. Так и сдружились.
Там за чаем и разговорами я узнал Петю поближе. Раньше жил он в  мегаполисе, и было у него все хорошо: и работа, и квартира, и красавица жена. Но под конец правления последнего генсека, в Петькиной судьбе, что-то не заладилось: заскрипело, расшаталось, сошло с рельс и полетело под откос ко всем чертям. Сначала он лишился любимой работы, в НИИ. Устроился на рынок мясником. В девяностых попытался  заняться торговлей мясом, но дело не пошло, поставки срывались, долги росли, и в конце затея развалилась, как свиная туша под топором мясника. Петя запил, потом сильно запил, потерял квартиру и разрушил семью. Чтобы окончательно не сползти в  уже по сути вырытую яму и тупо ждать когда судьба-злодейка его похоронит он нашел в себе силы, завязал с водкой и уехал из города. Так он оказался в приграничной провинции, стал жить в маленькой комнатушке и трудится в магазине. Пить бросил, точнее зашился, и не употреблял спиртное несколько лет. Вот такая незавидная биография была у него ближе к полтиннику.
   Сынок шел рядом, тихо сопел, уже не перебивал меня и не торопил событий, наверное понял, что это не та история,  которую он хотел услышать. Я не обращал внимание, на его сопение, и чуть повысив голос (вышли на шумную улицу) продолжил рассказ.
- Да, ладно не вздыхай, скоро закончу, – приободрил я сына и хлопнул его по плечу.
- Все хорошо, пап я слушаю, – устало ответил сынок, – может домой пойдем, а то погода портится.
-  В самом конце девяносто девятого года,- продолжил я,-  работы было выше крыше. Народ как с ума сошел перед началом нового тысячелетия. Магазины затаривались водкой на все праздники с запасом. Суматоха страшная. И тут в канун Новогодних праздников всеобщей радости и веселья и в нашу семью счастье заглянуло, как раз на католическое рождество ты сынок на свет появился.
-  Пап я вообще-то помню день своего рождения. Даже меня ты в  эту историю вписал, - удивился сын, - давай  уже дальше – добавил он недовольно.
- А как же. С твоим рождением, можно сказать, новая эпоха в Стране началась… Забрал я тебя с мамой из роддома утром тридцать первого для того чтобы вместе встретить новое тысячелетие. Даже тебя пятидневного к столу вынесли, когда президент поздравлял народ с Новым годом и своим отречением. Ну, тебя изменения в Стране особо не волновали, под бой курантов ты пососал сиську и сразу уснул.
Второго числа меня срочно вызвали на работу. Оказывается, все запасы спиртного заказанного с лихвой на все новогодние праздники магазины области  распродали за один день. То ли народ так бурно праздновал приход нового тысячелетия, толи проважал старого президента, то ли все вместе. Но нехватку водки, надо срочно было пополнять. Груженный под завязку дефицитным товаром я поехал спасать маленький городок от сухого похмелья. Быстро развез живительную влагу по точкам, я поехал в последний магазин к Нине. Она мне уже несколько раз звонила и торопила, так ее оптовые эстонские покупатели уже ждали товар с утра. Быстро  разгрузив ящики с водкой (помощников в этот день было много) я взял припасенные заранее несколько бутылок шампанского и пошел проставляться, за свое отцовство. Народу в кабинете директора под конец работы собралось много. Петя в тот день был, какой-то странный, рассеянный, постоянно чему-то улыбался. Я даже спросил у Нины, чего это с ним, не забухал ли часом.
- Да нет, все нормально,- ответила Нина -  просто настроение праздничное, наверное Новый год хорошо встретил.
Шампанское быстро закончилось, и я пошел к машине за добавкой. Петя сидел на улице перевернутом ящике возле открытых дверей склада и смотрел на кружащие снежинки в свете фонаря. Ему наверное хотелось с кем то поговорить, может чем-то поделится важным. По крайней мере, мне так показалось. Я присел рядом и достал сигареты.
- Ну как Новый год отметил? – спросил я самое банальное, что обычно спрашивают в первых числах, при встрече знакомых.
- Отлично, - просто ответил Петя, - ты поздравление президента смотрел, - тут же спросил он у меня.
- Старого или нового?  С новым годом и новым президентом, - попытался я пошутить, но не получилось.
Петя ничего не сказал, только печально вздохнул и задумчиво посмотрел на фонарь.
Я прикурил сигарету, выдохнул дым в круговерть падающего снега и тоже решил помолчать.
- А было время, мы были лучшими друзьями…, - тихо заговорил Петя, стряхивая налипший снег с бороды.
- Кто был, с кем друзьями, –  ничего не понимая, переспросил я Петю.
- С Володей, - просто сказал Петя.
- С каким Володей –  что он несет, подумал я, а вслух спросил, – что старый друг с праздником поздравил?
- Нет, он наверное давно забыл меня, – опять не понятно ответил Петя.
- Петь с тобой все в порядке, расстроенный ты какой-то, загадками говоришь,- заволновался я.
-  Какие там загадки, - прокашлялся Петя, – Вовка, друг мой детства и юности, позавчера президентом России стал, сам же слышал его речь поздравительную.
- Так-так, - подумал я,- а Петя совсем плохой. Такую чушь несет. Наверное, сорвался и втихаря хлебнул горькой.
 Скучающий сынок, идущий рядом, споткнулся на последних моих словах и проявляя любопытство, повернул голову в мою сторону. 
- Оооо, – вот это поворот сюжета, давай дальше пап, - заинтересовался сынок и добавил, - становиться интересно, если это не просто пьяный бред магазинного грузчика.
- Я тоже так думал, и уезжая попросил Нину, что бы она присмотрела за Петей.

     Через неделю по накатанному маршруту я снова посетил приграничный городок. Праздничный ажиотаж немного спал, но водка как стратегически важный продукт должна всегда быть в наличии.
Петю я увидел поджидающим меня возле входных дверей в магазин.
- Привет, - поздоровался он, потягивая руку,-  что-то ты сегодня рано.
- Привет Петь, - пожал я его сухую узкую ладонь,-  да заказов сегодня поменьше, наверное народ на пиво перешел, сколько же можно водяру глушить, устали… – улыбнулся я.
Коробки мы перетаскали быстро. Директриса куда-то срочно уехала, и товар принимал Петя. Сверив все по накладным, он закрыл склад и пригласил меня попить чайку.
В его маленькой кладовке, на откидном столике, находилась тарелка с порезанными полосками  вафельного тортика. Блюдечко с дольками лимона, поломанная шоколадка, корзинка с печеньем и сушками стояли рядом . В заварной чайник Петя добавил кипятку и  бросил несколько листиков сухой мяты. Две чашки  достал из шкафчика и протер чистым полотенцем.
-  О, Петь, да у тебя тут «файв о клок», как в лучших домах Лондона, - похвалил я его приготовления.
- Ты не торопишься? - спросил он,- наливая душистый чай.
- Да не особо, минут двадцать у меня точно есть,- ответил я,- понимая, что Пете хочется со мной о чем-то поговорить.
После первых осторожных глоточков обжигающей ароматной жидкости, хозяин каморки из тумбочки на которой сидел, достал толстый, потрепанный фотоальбом.
Ничего не говоря, он стал задумчиво перелистывать страницы со вставленными в уголки, черно-белыми фотографиями, пытаясь  так привлечь мое внимание. Собравшись с мыслями, Петя подвинул поближе ко мне тумбочку и начал говорить.
- А ведь ты мне не поверил, что мы с Володей были друзьями?
- Ты имеешь в виду, друзьями с президентом, – не доверчиво уточнил я.
- Да, именно с ним - спокойно сказал Петя,- вот смотри, несколько фотографий из моей далекой юности.
Петя убрал в сторонку чашки, смахнул со стола крошки и положил передо мной открытый альбом.
 Не скрывая ухмылку, я взял альбом в руки и стал рассматривать  слегка пожелтевшие фото. На первой фотографии  увидел двух мальчиков лет двенадцати, стоящих в обнимку возле яблони.
- Тебя без бороды не узнать, - пошутил я –  приглядываясь к белобрысому худому пацану в клетчатой рубашке. Хотя фотография была старая и любительская, но в том мальчугане проглядывались черты нынешнего главы государства.
- Это мы на даче, яблоки собираем, – стал комментировать Петя.
На второй фотке ребята выглядели постарше. Просто сидели на скамейке, положив руки на мяч, лежащий между ними. Петя перевернув пару листов и ткнул пальцем в следующую фотку.
- А это, мотоцикл батин чиним.
На фотографии стоял прислоненный к столбу старый мотоцикл без колес и мотора.  Рядом на газетах лежали запчасти и парнишка голый по пояс, ковырялся отверткой в какой-то железке. Фотография была неплохого качества и не вызывала сомнений,  то что на ней был запечатлен юный В.В.
Я честно сказать офигел от увиденных редких исторических снимков. Так и не смог ничего сказать Пете, только удивленно восторгался и не сдерживаясь громко выкрикивал:  «Вот это да», «Ничего себе», « А это не монтаж и точно он».
Петя довольно улыбался, и в подтверждение факта кивал головой. Фотографий с Петей и Вовой было больше двух десятков и некоторые вызывали настоящее изумление.
- Пап, я так понял, что это все на полном серьезе, без пьяных выдумок, – перебил меня заинтересованный сынок.
- Ты, знаешь, я сам тогда не верил, что какого-то там мясника Петю из захолустного городка и  президента России в далеком прошлом связывала  дружба.
- Ну, и что потом, давай дальше, надеюсь, продолжение будет интересное, - с нетерпением начал подгонять меня сынок.
 - Подожди, не торопи события, все по порядку, ты смотри ожил, а то всю дорогу только сопел и вздыхал.
- Ну, ты же начал, очень из далека: «Новый год, водка, Нина, магазины», что к чему, в чем суть, не поймешь, - сделал мне замечание сын, -  и хотел добавить  о том, что краткость сестра таланта. Но я оборвал его коротким «цыц» продолжил рассказ .
- Пересмотрев все фотки по несколько раз, Петя начал делится воспоминаниями.
  «С Володей мы познакомились, когда пешком под столами ходили. Жили рядом в коммуналках и одну дачу каждый год наши семьи на лето снимали. Выросли мы вместе и знали друг друга очень хорошо, доверяли и делились самым сокровенным.
Петя отхлебнул остывшего чая и продолжил:
«Один раз на даче, было нам лет по десять, пошли мы на заросшее озерцо, похожее на болото, карасиков мелких ловить. Возле берега в траве я наступил на горлышко от бутылки и сильно ногу распорол. Кровища хлещет, я испугался, голова закружилась и сознание потерял. Так Вовка, своей майкой ногу мне перетянул, замотал, и полдороги тащил, пока я в себя не пришел. А когда меня из больнички привезли с зашитой раной, он возле меня целыми днями сидел и книжку «Робинзон Крузо» вслух читал».
«А вот фотка, - продолжил Петя,- видишь, мы здесь нарядные стоим в светлых рубашках, с закатанными рукавами, это мы в поселковый клуб в кино собрались. После фильма были танцы, и  нас местная шпана, решила отдубасить. Я то дохлый был, меня быстро с ног сбили, а Володя худой но жилистый против троих стоял. Нос ему разбили, рубаха вся в крови порванная, но не сдался, отмахивался как мог, пока тетка одна, мужиков не крикнула».
Много интересного мне Петя в тот вечер рассказал, вместо двадцати минут, мы два часа просидели. Ему наверное поделиться  своими  воспоминаниями сильно хотелось, а мне очень интересно было слушать такие истории.
 Каждый следующий раз когда,  я приезжал в магазин, мы быстро делали работу и шли с Петей в его каморку. Когда за чаем, а когда и просто так, разговаривали обо всем, но я все выспрашивал о его друге детства. Пытался понять  поступки,  характер,  принципы,  которые были заложены уже в юном возрасте.  Как, простой парень из Питерской коммуналки, смог достичь таких высот. Такая судьба была ему уготована свыше, или упорный труд, целеустремленность и сильные волевые качества помогли ему пробиваться в жизни.
Одна фотография поразила меня больше всего. На скошенной траве, закинув руки за голову, лежал и смотрел в небо, белобрысый парнишка, твоих лет. Петя говорил, что он это фото сделал случайно, поймал момент и нажал на кнопку. Понимаешь сынок, я помню тот кадр крупным планом, такую же фотографию один в один я увидел после его первой инаугурации. Те же глаза, то же выражение лица, то же спокойствие и уверенность, как на фотке сорокалетней давности. Иногда я думаю, что он в тот момент смотрел в небо и видел свое будущее.
  - Ну, пап, ты даешь, мистика какая-то… – хохотнул сынок.
- Не знаю, показалось мне или правда он все видел, надо будет спросить при встрече, - в ответ улыбнулся я. Ладно, проехали. Продолжать  рассказ или надоело слушать.
- Конечно. Только пошли домой, а то дождь закапал, замерз я, и чаю горячего хочется.

   Пока грелся чайник, проголодавшийся сынок, настрогал колбасы и на скорую руку налепил бутербродов.
- Ничего, что я жевать буду, - спросил он для приличия.
- Жуй, только не спеши и не чавкай, а то мама замучилась тебе замечания делать, - напомнил я ему о правилах  приличия за столом.
- Ну, не только мне одному мама  такие замечания делает, - намекнул сынок, складывая в тарелку толстые бутерброды.
- Слушай пап,- хотел спросить,- я так понял, что дружба между Петей и Вовой только в детстве и юности была. Ведь судя по биографии первого лица, его политический старт начался из нашего города, а в то время и Петя здесь находился. Почему они тогда не общались, перерыв в отношениях был или что случилось? – резонный вопрос задал внимательный сынок.
-  Я как раз дошел до этого момента, - слушай дальше..
В том альбоме, было несколько фотографий из Петиной свадьбы.  На них было запечатлено: небольшая комната, за двумя узкими столами плечом к плечу плотно сидели человек двадцать молодых людей. Петя при галстуке, невеста в фате, бутылки на столах, закуска, цветы, все как полагается на свадьбе. Короче, гуляли, - рассказывали те давние снимки.
- Ну, и…? – с набитым ртом, не понял сынок.
- Так, вот свидетелем на Петькиной свадьбе был Володя. Я сначала не узнал, что это за парень на всех фотографиях сидит возле молодых с опущенной головой в сером костюме с праздничной лентой наискосок,  и смотрит куда-то под стол. Петя пояснил. Оказывается, на следующий день у Владимира был серьезный экзамен по немецкому языку. И от этого как он сдаст, решалась его поступление в школу КГБ. Представляешь у лучшего друга свадьба, все пьют, гуляют, а он свои свидетельские обязанности выполнил и в этом веселом  шуме-гаме, занимается. Листает под столом учебник и повторяет немецкий. Вот это, выдержка, сила воли, или стремление,  несмотря ни на что  - сидит и  упорно зубрит свой, немецкий. Меня тогда этот вроде пустяковый поступок, сильно поразил и я понял, что с самоорганизацией и ответственностью у него с юных лет полный порядок.
Да, я это к чему. Как гласит история, Володя, куда надо поступил и добился всего что задумал, а если бы тогда на свадьбе он расслабился и махнул пару стопок и на следующий день завалил экзамен, то может быть и не стал Российским главнокомандующим. 
    Во время учебы в вузах, Петя тогда учился в каком-то, техническом, друзья стали встречаться все реже и реже. А после окончания, Володя уехал служить в другие края. Потом несколько раз они встречались с женами, но занятость и разные образы жизни, свело все общение к телефонным поздравлениям и праздничным открыткам. Последняя встреча или телефонный разговор был у них, когда Владимир начал работать у первого мэра Северной столицы. Ну, а дальше судьба развела друзей по работе, по городам, да и по самой жизни.
 - Пап, только не говори мне, что это конец твоего рассказа, – заволновался сын и даже забыл о третьем бутерброде.
- Нет, сынок, далеко не конец, но сейчас уже поздно, а тебе в школу рано вставать, давай завтра продолжим.
- Ты, что пап, я же не усну, пока не услышу, чем это все закончилось, мне тут такая мысль пришла, так что давай без перерывов, – попросил сын.
    - После праздников –  поддался я на просьбу сына,–  работа вошла в свою привычную колею. Дома восстановился режимный порядок. К весне ты заметно подрос. Маминого молока тебе, уже не хватало, и ты стал часто  устраивать ночные концерты. На прикормку молочными  смесями ты быстро согласился. Бахнув после двенадцати бутылочку безвкусной питательной болтушки, ты отрубался до утра.
- Пап, ну можно без отступлений, я продолжения серьезного жду, а ты опять со своими бутылочками.
- Ну, что же ты сынок, такой нетерпеливый, я вспоминаю и свои приятные моменты, делюсь с тобой не только чужими жизненными фактами, а так сказать описываю обще свое настроение, и мне поверь, приятно это вспоминать.
 Ну, да ладно ближе к делу.
- В начале апреля я снова встретился с Петей. Он где то достал тележку, и перемещение водки на склад магазина значительно упростилось. В тот день он начал делиться своей радостью в процессе разгрузки.
- Ну что, ходил на выборы? - как бы между прочим спросил он меня, пряча  довольную улыбку в отросшую бороду.
- Конечно, голосовал за твоего друга, и даже не сомневался в том, что он победит в первом туре,- спрыгивая с борта машины, выдохнул я.
 - Слушай Петь, - сказал я ему, после разгрузки – У тебя такой кореш, самый главный в Стране, а ты тут херней маешься. Напиши ему письмо, мол так и так, привет Вова, я Петя, помнишь меня? То да се. Ну, в общем придумаешь, что написать другу.
- Да ты что…- замахал руками Петя – зачем, да и что я ему напишу. У меня своя жизнь у него своя с такой нагрузкой и ответственностью.  Поди, и забыл он меня, да  и это совсем не важно. Понимаешь, мне просто приятно осознавать, что я дружил с таким человеком. Если честно сказать, мне самому в это иногда не верится. Может я с каким то другим Вовкой дружил, хотя нет с ума пока не сошел. Так, что все и так очень хорошо  для меня сложилось. 
- Эх, ты Петя-Петя, - не отставал я от него, – ты просто возьми и напиши, а там пусть будет, что будет.
- Да, куда я напишу, «Красная площадь - другу Вовке, это то же самое, что на деревню к дедушке» - отмахнулся  Петя, -  пошли лучше чайку заварим.
В каморке я сделал еще несколько попыток убедить Петю дать весточку старому другу. Объяснял, что можно написать в администрацию президента. Адрес легко узнать, а там если все сложиться, они передадут письмо или сообщат ему.
Петя со мной уже не спорил, только грустно качал головой. Так не убедив его, я сам непонятно чего расстроился, сухо попрощался и уехал домой. При следующих встречах больше этой темы мы не касались.
Перед майскими праздниками народ опять оживился, и магазины запросили двойную норму спиртосодержащей продукции. Петя в тот день приезда был какой-то говорливый, все шутил, анекдоты старые не смешно рассказывал. Я спешил и от чаепития отказался. Проводив до машины, он прощаясь пожал мне руку, подмигнул и доверительно сообщил:
- Слушай, а письмо я ему все же написал…
На кухню скрипнув дверью, вошла сонная жена.
- Вы чего тут сидите, второй час ночи. А ну марш спать.
- Сейчас мам, пять минут, - заерзался на диванчике сынок.
- Сам будешь его с кровати утром поднимать, – устало махнула рукой супруга,- вот болтуны…
- В начале лета мне изменили маршрут, - начал я досказывать затянувшийся рассказ, – и в тот городок стал ездить другой экспедитор, а меня как опытного бросили покорять соседние области. Так, что почти целое лето я Петю не видел. В сентябре пришла срочная заявка из того городка. Крупный предприниматель открыл сеть торговых точек и заказал две машины алкоголя. Меня вызвали из отгула и отправили на адрес. На обратном пути я заехал к Нине в магазин, купить еды на обратную дорогу и пообщаться со своими старыми знакомыми. Нина сидела в своем кабинете и перебирала накладные.
- О, привет. Давно тебя не было. Каким ветром  занесло в наши края, – весело спросила она.
- Да все тем же, вино - водочным, – пошутил я.
Мы немного поговорили, Нина предложила кофе, я не отказался. Пока шумел чайник, в дверь постучали. Вошел длинный парень в рабочем синем халате с чужого плеча. Спросил куда разгружать пиво,  начал жаловаться, что места на складе нет, все заставлено. Получив грозный директорский втык, шмыгнул носом и быстро скрылся за дверью.
- Вот видишь, какие новые работнички. Полдня в носу ковырялся, а теперь ему места не хватает – пожаловалась Нина.
- Слушай, а Петя, что в отгуле? - спросил я.
- Да,  как тебе сказать, наверное в отпуске, в бессрочном… Петя то наш, красавец. Ой- йо- йой. – Покачала она головой,- Тут такое было…- Театрально закатила Нина свои черные цыганские глазища.
- Давай в кофе по ложке коньячку, ты же не за рулем, сейчас такое расскажу…
Дальше  рассказ со слов Нины.
              В средине июня, помнишь, жарища  стояла, духота даже ночью не спадала. Часов в шесть утра меня разбудил домашний телефон. Кто-то пробубнил в трубку типа приветствия, я не разобрала со сна. И вежливо поинтересовался гад, когда магазин откроется, и во сколько я на работе появлюсь. Я послала на хер, такого любопытного алкаша и бросила трубку. Через минуту , владелец (наш предприниматель) на сотовый звонит и дрожащим голосом отчитывает  меня за грубость и требует срочно явиться на работу. Зачем мне в магазин тащится, за три часа перед открытием объяснений не дает. Ну, что ж мы люди подневольные, через двадцать минут стояла у дверей магазина. Смотрю и ничего не понимаю, в такую рань куча крутых машин у входа и мужчины солидные в костюмах возле витрины в ряд выстроились, меня дожидаются. Я на ступеньках остановилась, ключи в сумке ищу и  понять не могу, это что проверка какая-то внеплановая? Да к почему тогда так рано и народу столько.  Ба-аатюшки.., вижу сам мэр города ко мне шагает с вытянутым, перепуганным лицом. Глянула я по сторонам и ахнула: тут все руководящие сливки собрались: и начальник милиции, и администрация, и с торгового отдела пару рыл.  Полковник пограничный  и санитарный врач перепуганные у стеночки жмутся. А главный пожарный инспектор (ох и попортил он мне крови)  красной мордой из-за угла отсвечивает. Мэр берет меня аккуратненько под локоток, отводит в сторонку и заикаясь начинает какую то хрень  спрашивать.
- Вы, мол расскажите, дорогая, что случилось. А то мы тут все в неведении. Как бы чего не вышло. И все в таком духе, какими-то намеками, вокруг да около.
Я ему отвечаю, да откуда я знаю, мне начальник сказал, срочно явится на работу, вот я и пришла.
- Так – так, а ничего странного в последнее время, не случалось,  не замечали, может  что-то слышали…- продолжает он путано.
- О чем, о просроченной колбасе, да к мы ее по актам списали и производителю вчера вернули, - ляпнула я первое, что на ум пришло.
- Да какая там колбаса,- фыркнул он, ладно открывайте, давайте внутрь войдем.
Я двери распахнула, передо мной несколько милиционеров в зал шмыгнуло для осмотра, потом самых важных человек пять вошло. Остальные на улице остались.  Стали те, посредине зала и тупо на витрины уставились. Стоят, качаются с носка на пятку, товар разглядывают, словно папуасы африканские, которые первый раз в жизни в магазин попали. Морды у всех потные, сосредоточенные, ждут чего-то. Тут и хозяин наш подрулил, тоже перепуганный перед мэром лопочет,  оправдывается. Короче ситуация бредовая, никто ничего  толком не знает и все ждут чего то страшного. Чуть позже по обрывкам фраз я поняла, что позвонили от губернатора и предупредили: очень большое начальство, то ли из самого правительства, то ли от администрации президента скоро появится в городе и посетит именно нашу торговую точку. Адрес назвали; улицу, номер дома. Все сходится – наш магазин. Начальник милиции, давай меня с предпринимателем  пытать, что мол суки натворили, коли такие  большие люди едут именно на этот адрес. Мы с хозяином магазина стоим, глазами хлопаем, губами пересохшими горячий воздух втягиваем. Тот вообще испугался, давай мямлить, что водку и сигареты иногда без документов у мутных торгашей брал и на Эстонию перепродавал. Короче поплыл, во всех грехах давай каяться, чуть свою любовницу - перекупщицу  не сдал. А мне в чем винится: о просрочке с датами перебитыми и о бухгалтерии черной. Короче, думаю буду молчать пока  сами не предъявят. Время к открытию, продавцы и рабочие магазина начали подтягиваться. Хозяин с дурру всех заставил окна витринные мыть. Тут шорох среди начальников пошел, заколыхались пуза рубашками дорогими обтянутые, забегали красные морды. По рации передали, что правительственный кортеж, последний милицейский пост проехал, через десять минут в городе появится. Мер, задергался, не знает толи к пропускному пункту пограничному на въезд бежать, то ли здесь с «хлебом солью» дорогих гостей встречать. Напряжение потных харь, пика достигло. Длинный черный лимузин в сопровождении гаишных машин ко входу бесшумно подкатил и два человека в черных костюмах в магазин вошли. Мер так и остался, возле дверей с открытым ртом  истуканом стоять, остальные по ближайшим кустам рассосались. Один из вошедших снял очки черные и не представляясь спросил, где можно такого то гражданина увидеть, и назвал фамилию имя и отчество. Кто это такой, почему о нем в нашем магазине спрашивают, ничего не понятно. Мер оклимался, козликом запрыгал, сейчас все  разузнаем, за начальником милиции послал и предпринимателя  нашего в бок толкает. Тот ни живой, ни мертвый на меня пальцем тычет. Я руки развела, откуда я знаю, что я вам справочное бюро… Неловкая пауза в зале с колбасными изделиями так и зависла. И  тут мне в голову как ударит: да к это же нашего Пети, полное имя, фамилия, отчество.  Подождите, говорю, если не я не ошибаюсь, то это наш мясник, Петя. Гости бошками лысыми кивнули и попросили предъявить нам его во всей красе.
- Одну минуточку, сейчас доставим, -  залебезил мэр.
- Где он?- захрипел  хозяин, зыркая на меня налитыми кровью глазами.
- На складе мясо рубит или в кладовке своей сидит, кроссворды разгадывает, - говорю я.
 Начальник милиции с предпринимателем, метнулись наперегонки, на склад. Через  минуту, ведут под локти перепуганного Петю. Тот на ходу, руки от жира тряпкой вытирает, и фартук в грязных потеках пытается через голову снять. Провожатые суетятся, помогают. Главный милиционер рабочий халат на Пете поправляет, мер носовой платочек и расческу свою учтиво подает. Короче, прыгают возле Пети, как возле невесты на выданье.
Один из приезжих поздоровался с Петей и отвел его в соседний пустой зал, поговорить. Через несколько минут, Петя  на улицу вышел с крутыми товарищами, сел в их машину и укатил в неизвестном направлении. Начальство городское еще потопталось некоторое время в недоумении возле магазина, потом затарились коньяком, и разъехались гасить стресс. Предприниматель наш поохал и умотал в Эстонию на всякий случай  любовницу предупредить.
- Вот дела, так дела, - удивился я, - значит, попало в руки Петькино письмо, другу детства.
Обратный адрес Петя, магазинный указал, в конуре где он  жил,  и почтовых ящиков не было, –  уточнила Нина.
- И чего дальше, неужели так с концами и пропал без вести наш Петя? -  спросил я Нину.
- Эх, махнула рукой Нина, давай по соточке.
- Давай, согласился я.
Закусив лимончиком, Нина продолжила.
Петя позвонил на следующий день. Сказал, что с ним все в порядке. Приедет через неделю, попросил уволить его по собственному желанию и приготовить трудовую.
Появился Петя в магазине, словно принц «Саудовский». В белых туфлях, в белом костюме при галстуке.  Весь такой элегантный, подтянутый, помолодевший с новой прической и бородкой подстриженной. Прям Аль-Пачино голливудский, не дать не взять. Мерседес с водителем  его на улице ожидает, помощник по имени отчеству  уважительно величает. Петя всем улыбается, руки жмет, обнимает. Ящик коньяка дорогущего французского, и две больших корзины с фруктами и разной закусью, его водитель для нас принес. Петя так толком  мне ничего не рассказал, все посмеивался и тер ладошки. Сказал  только, что вернулся, некоторые вещи с документами забрать и что в столице ему работу хорошую предложили и квартиру обещали. Посидел с нами он пол часика, выпил бутылочку водички минеральной и укатил в  свою новую счастливую жизнь, - вздохнула Нина,- а мы тут в жопе так и остались…, - ругнулась она и подвинула ко мне пустую рюмку.

Вот такая история, сынок, -  закончил я свой затянутый рассказ.   Ну что, помог, я тебе или больше запутал и время отнял?
-  Очень интересно, па. Спасибо. Теперь нужно мне все  услышанное хорошо обдумать. Хотя в общем я вижу как все это использовать в моем эссе.
- А как потом  Петина жизнь сложилась, ты не знаешь? – спросил, зевая сынок.
-  Да, какая разница, тебе ведь сочинение о дружбе писать… все пошли спать.
Утром  сын вяло собирался в школу. За завтраком, чтобы его немного взбодрить, я непонятно зачем продолжил историю.
- Пару месяцев назад, в интернете я наткнулся на популярные сейчас оппозиционно-журналистские расследования.
- И, что там? Я иногда просматриваю такие ролики в ютубе, - прикрыв ладошкой зевок, сказал сынок.
- В том расследовании сообщалось о тайных денежных потоках сильных мира сего, о засекреченных счетах, о подставных фирмах и лицах, о мутных и зашифрованных сделках.  Один из героев статьи, из списков «Форбса» был ранее никому не известный чел, на сегодняшний день владеющий состоянием в полмиллиарда долларов. Журналистам удалось немножко накопать из ранней его биографии и найти одну единственную фотографию.
- Ну? – хлебнул кофе сынок.
- Баранки-гну, - повысил я голос. На той фотографии, ранее снятой наверное на паспорт,  грустно смотрел мой знакомый, мясник Петя, - вот теперь пожалуй, все. Конец истории.
 На лице сына в ту секунду, промелькнуло удивление, разочарование и даже непонятная грусть.
- Ты, мне ссылочку  на эту статью, потом скинь, я все изучу внимательно, – упавшим голом сказал сынок, - давай, пап, а то я в школу опаздываю.
 Через пару дней началась зима. За ночь липкие черно-коричневые краски улиц,  по верхам замазало белым и хрустящим. Навалило по колено снега, во дворах появилось множество утоптанных тропинок и петляющих следов.
-  Нужна твоя помощь – обратился я к сыну воскресным утром,- надо зимнюю резину из подвала достать. Потом на шиномонтажку съездим, если там очередь, то сами переобуемся.
- Хорошо, пап, – без энтузиазма согласился сынок. Через полчаса я буду готов.
- Как там твоя письменная работа продвигается, уяснил суть настоящей дружбы?  – спросил я сына, когда мы на шипах, ехали домой.
Сын молчал, и задумавшись смотрел в одну точку, на примерзший к лобовому стеклу желто-красный кленовый лист.
- Да ну ее, тема и правда левая, - зло выдохнул он. Я о экологии ерунду всякую написал и вчера работу сдал. Так чисто для отмазки.
Немного помолчав,  сынок собрался с мыслями и нервно выпалил:
- Какая нахер дружба… Все в этом гребаном мире покупается, продается и используется так, как выгодно. А все эти розовые сопли о дружбе, братстве, чести, совести, и достоинстве  оставим для романтиков и начинающих писателей. Между прочим, твой мясник уже через пол года, миллионами долларов ворочал… Это как можно понять? Ну, уж очень быстро он  гением бизнеса стал. Или это все по дружбе ему, за былые заслуги, с царского стола, привалило? Есть соображения пап?
- Может не надо, сынок,  такие скоропалительные выводы делать, ведь многое неизвестно. И все мазать черным, пока рановато? –  спокойным голосом я постарался сбить его вспыхнувшую агрессию.
  - Да хрен со всеми ними… - на повышенных тонах продолжил сын:
- Я тут ролик, иерарха одного высоко церковного, на ютубе видел, так он открытым текстом заявил, что бог - не есть справедливость!  И в осмысление жизни, он (в шикарных апартаментах сам разодетый в золото) что-то там, о непонятной великой любви путано стал мямлить. Прикинь, если справедливости в мире нет, не было и никогда не будет, то в чем смысл, к чему тогда стремиться ? -  Дыхнул сын горячим дыханием на лобовое стекло и поцарапал изнутри, примерзший листочек.
- Как, например, этому листику  из холода попасть в тепло,  миновав толстое стекло. Да его сорвет дворником или ветром сдует на следующем повороте, и закатают его машины за минуту, в снежную кашу…
Сын замолчал, обдумывая сказанное и немного успокоившись, посмотрел на меня.
- Ты это па, помнишь говорил, что у тебя знакомый мастер спорта по боксу, молодежь сейчас тренирует. Надо будет и мне, перед армией, научится морды бить…

 …Последний школьный год самый трудный. Придется не один раз  серьезно поговорить с сыном, переубедить, посоветовать что-то дельное, указать верное направление в жизни. А может и не надо… Кто знает …
- Смотри, сынок тебе жить, тебе жить.  И помни,- повторил я ему тогда, заезженную поговорку: Желающего идти, судьба ведет, а не желающего - влачит…
    Ровно через год, в таком же заснеженном ноябре, мы стояли в  толпе гостей, на присяге. В первой шеренге курсантов академии МВД, смущенно улыбался наш сын.