Председатель-2

Иван Горюнов
Зимин Игорь Юрьевич, молодой агроном колхоза, говорит мне: «Не смей! Даже думать не смей об уходе! Мы за тебя боролись не для того, что бы ты ушёл, сдался! А сено вырастим летом. » На другой день по местному радио обратился к колхозникам с просьбой привезти сено с личных подворий – телят надо выкармливать, тот стог сена был последним. И сено привезли,

Несведущий человек подумает: «Ничего себе начало карьеры!» А я объяснить попытаюсь, почему так происходило, и ещё будут происходить в дальнейшем, события, похожие на начало 30-тых годов, период становления колхозов, когда в деревнях  бушевала классовая борьба.

Проработав четыре года в колхозе имени Фрунзе, я вынужден был уехать из Чапаевского. Работал  в колхозе  с увлечением, даже с упоением каким-то. У одних, работяг  пользовался уважением,  другие, прохиндеи и ловкачи, меня тихо ненавидели. Работяги получали премии за экономию запчастей, топлива, прохиндеи и ловкачи наказывались мною за пьянки и левые заработки. В решениях своих я был честен и прямолинеен, белое было белым, грязь была грязью. Доходило даже до стычек с секретарём парткома, до крика доходило, когда  пытался доказать ему, что его мнение, это ещё не мнение всей партии. Поняли председатель и парторг, что товарищ  перед ними прямой и может составить конкуренцию председателю, меры приняли, и оказался я в Тимашево. А куда мне, коммунисту, деваться было, когда второй секретарь райкома, Васюков Владимир Павлович, друг моих начальников, предложил мне невеликий выбор: либо в тюрьму, либо в Тимашево. Тюрьма выросла из ничего: достал, умудрился, исхитрился двадцать пять аккумуляторов для легковых автомобилей – страшный дефицит по тем временам. Председатель решил жест красивый сделать, ветеранам  выделить аккумуляторы. Кому-то не хватило. Жалобы в райком, в народный контроль, расследование закрутилось. Выяснилось, что аккумуляторы специалисты разобрали себе, родне. Меня к ответу. А я тут причём? Не я раздавал, председатель. Однако условие мне поставили: или тюрьма, или вон из села. Уехал я в Тимашево.         

Председателем  колхоза имени 22 партсъезда работал в то время Павлов Геннадий Викторович, агроном по образованию, по жизни – спокойный, умный, доброжелательный человек. Он как-то предлагал мне с ним работать: в районной столовой обедали втроём – я, он и брат мой, Синцов Николай Иванович – гл. инженер того колхоза. - Ну и кем же ты меня приглашаешь, Геннадий Викторович? – это я его спрашиваю. – Пока – зав мастерскими, а там посмотрим. – Во дела! Что же я брата буду подсиживать? Нет, так не пойдёт, Геннадий Викторович.

 И всё-таки я в Тимашево, в должности председателя сельсовета – добился своего Павлов. Коваленко Виктор Игнатьевич, уроженец села Тимашево, решил моим переводом двух зайцев убить – Ольгу Ивановну, жену мою, назначить директором школы, а меня бросить на местный совет. Предшественник мой, Дорноступ Александр Николаевич, в чём-то не сошёлся не то с Павловым, не то с Коваленко.

Должность свою я называл тогда должностью на побегушках. Судите сами: реально сделать что-то в селе мог только руководитель хозяйства, Бюджет сельского совета мал: зарплаты да канцелярские расходы – всё. «Но нам ли быть в печали!  Мы - руководители, и Вы – специалисты! Нам любые задачи по плечу» - так говорил парторг в колхозе имени Фрунзе, Лигновский Альберт Германович. 

Ну а делать то чего, начинать с чего мне, так неожиданно ставшим руководителем? Благоустройство села, быт жителей его улучшать – так я решил. Полномочий хватало: заставил навести порядок у дворов, скосить сорняки, вывезти навоз. Все товары, для жизни необходимые, распределялись тогда по очереди: ну не хватало на всех легковых автомобилей, телевизоров, стиральных машинок и всего прочего, вот и руководил всем распределением Совет. Замечу ещё, что потом, по пути развитого социализма, шагнули в перестройку, и сигареты, и спиртное, тоже Совет будет  распределять. Я очерёдность систематизировал и вывесил тетрадь ту, пронумерованную и опечатанную, на всеобщее обозрение. Все видели кто за кем в очереди, и когда убедились, что очерёдность не нарушается, не смотря на все связи блатные, уважение ко мне со стороны тимашевцев заметно прибавилось.

Но  надо ещё авторитет завоевать в первую очередь среди главных спецов колхоза. Собирается исполком сельсовета. Что это по тем временам? Да так, пустопорожняя брехаловка. Вопрос: «О борьбе с сорной растительностью». Ну что казалось бы необычного? Главный агроном колхоза Асафьев Иван Васильевич опоздал на исполком: ну подумаешь, опоздал на очередную брехаловку. Результат в решении исполкома: штраф   за неприятие мер по борьбе с амброзией в размере 150 рублей, а это почти месячный оклад  специалиста. Задумались все остальные: не знаю – зауважали ли, но остерегаться стали. Конечно, ничего бы не было, никаких моих смелых решений, без поддержки Павлова Геннадия Викторовича: он же меня давно к себе приглашал, теперь выяснилось, для чего. Все мои начинания пользовались его безоговорочной поддержкой.