Ищу ключ для постановки Черного человека

Альбина Сберегаева
Начинаю  писать с конца. Театр Теза из Шуи понравился, с удовольствием смотрела спектакль и готова на следующий год продолжить знакомство. Это главная мысль.

Всё остальное, что ниже будет написано, не является отзывом, рецензией, просто набором немного структурированных мыслей. Почему сразу не написать, типа:
 «Спектакль супер! Такие темы подняли! Как легко всё показали! Я в восторге».

Есть у меня к самой себе вопросы.
Так вот, что  нужно современному   зрителю?
Картинка  сценическая  была полная? Да!
Аудио дополняло и наполняло? Очень.
Эмоции испытывал зритель? Ещё какие.
Что же ещё,  душеньке,  хочется ?
Удивляться. Да, именно удивлений  и новых открытий.

История про отношения Моцарта и Сальери настолько эмоционально и постановочно сильная, что её невозможно испортить.  Чувствуешь себя третьей рукой Судьбы, которая выбрала героев (персонажей), расписала роли, определила финал и остаётся только  сидеть, смотреть, наслаждаться событиями.  А тут ещё  злодей и гений обаятельные.  Получаешь эстетическое удовольствие, расслабляешься в зоне комфорта.

 А вот с Черным человеком Есенина хотелось очутиться в зоне дискомфорта. Ждала с нетерпением, на чём поставят акценты, как подадут образы театр ТЕЗА.

Скажу по секрету, была своя установка, "если услышу интонации Высоцкого/ Безрукова, встаю и ухожу". Спасибо, что не вступили на этот сладкий путь.

Но, увы, актёры пошли по классической ,асфальтированной другими театрами дороге,  то есть так, как расшифровывают Черного человека официальные критики :

 «.....это крик ужаса и стыда, который вырывается из груди человека, увидевшего в зеркале свое оскотинившееся лицо». То есть, выпивший человек, деградировавший как личность, разговаривает с собой.

Не согласна. Где вы таких «деградантов» видели. Вот, и  Софья Толстая-Есенина  возмущалась :

«Как ни странно, но мне приходилось слышать, даже у кого-то читать, что «Черный человек» писался в состоянии опьянения, чуть ли не в бреду. Какой это вздор! Взгляните еще раз на этот черновой автограф. Как жаль, что он не сохранился полностью. Ведь «Черному человеку» Есенин отдал так много сил! Написал несколько вариантов поэмы. Последний создавался на моих глазах, в ноябре двадцать пятого года. . Есенин почти не спал. Закончил — сразу прочитал мне. Было страшно, казалось, разорвется сердце. И как досадно, что критикой «Черный человек» не раскрыт».»

Тему пьянства отметаем.

У каждого первого (и последующего)   литературоведа встречаю в исследовательских работах, что это самое « загадочное и нерасшифрованное  произведением русской литературы » . Где загадка? В чем? Покажите мне загадку на сцене?

Мои варианты  отгадок  или в каком соусе можно подавать Черного человека:

1) Это история про подвалы Лубянки, где :

«Хорошо им стоять и смотреть,
Красить рты в жестяных поцелуях».

Согласна, образы натянутые и грубоватые.  Хотя, сейчас очень актуальные.


2) Это завуалированная  история о Троцком. Есть такая мысль у некоторых исследователей. Тем более, что был начальный вариант поэмы был такой:

«Черный человек!
Ты не смеешь этого!
Ты ведь не на службе
Живешь водолазовой.»

Представляю главного персонажа в « длинной щегольской шинели, начищенных до блеска сапогах, с маузером на боку» ,  копна черных волос, черная остроконечная бородка, пронизывающие глаза за блестящими стеклами пенсне».

Забавная идея.

3) Это история о  «подвигах» Бела Куна и прочих красных командиров.
 
Впечатлительные дальше не читайте. 
Цитата:
«Это были мальчишки-кадеты, которые отчаянно сопротивлялись в Крыму. Им было обещано помилование. Но их расстреляли, а затем утопили в море. А чтобы не всплыли тела, к ногам привязывали булыжники-якоря. Позднее утопленников, сорванных бурей, десятками прибивало к чужим берегам, выбрасывало на отмели.»

Говорят, что  Есенин знал эту историю.  « О том, как водолаз, которого погрузили проверить повреждение винта, оказался среди утопленников. Их был целый лес! В белой одежде — кальсонах и рубашках — они стояли, слегка покачиваясь и простирая руки. Казалось, они хватали его со всех сторон, цеплялись, не отпускали…. Чудовищная картина тотчас парализовала мозг человека. Его вытащили полупомешанным и совершенно седым."

Представляете, как на таком фоне  звучал бы Черный человек? Это ужас!

4) Шуточный ключ нашла в книге «  Вожделенное отечество» писателя Ерохина Владимира Петровича.

  Цитата:

— Вот ты, Серёжа, хорошую вещь написал... — Клюев пальцы распростёр, припоминая: — "Чёрный человек, чёрный человек..."

— "Чёрный-чёрный — на кровать ко мне садится", — угрюмо промычал Есенин, подпаливая папиросу.

— "Чёрный человек спать не даёт мне всю ночь", — продолжал Клюев. — Великая вещь, — сказал он без всякого восторга, а скорее с хозяйственным оглядом. — Всемирного будет прославления вещь. Вот только я чего, Серёжа, думаю: ну, как её в Африке пожелают перевесть? Что будет? Ведь для них чёрный человек — не страшен: они сами чёрные. — (Клюев истово перекрестился: "Прости, Господи, душу мою грешную, ежели чего не так сказал. Помилуй грешного аза. Аминь.") — Как тогда?

— А ведь и вправду... — Есенин занедоумевал.

— Может, подходяще будет: "Белый человек"? — поинтересовался Клюев.

— Точно! — Есенин обрушил кулак с тяжёлым перстнем на стол. (Чашки вздрогнули. Половой покосился на столик с загулявшими поэтами.) — Точно: "Белый человек"! Так и надо переводить.

— И актуальность момента появится, — поощрил Клюев. — Как там у тебя в конце? "Я взбешён, разъярён..."

— "И летит моя трость... "

— "Прямо к морде его..."

— В переносицу !

— Представляешь, что скажут негры Африки? Правильно, скажут, режет товарищ Есенин: надо бить этих колонизаторов!»


Забавно, правда? Очень похоже на молодёжный сериал и вставить негров, читающих рэп.


5.Ещё один ключ к прочтению  из книги «Всё, что помню о Есенине» Ройзмана Матвея Давидовича.

Цитата:

«Ночью Есенин ехал на извозчике домой, ветром у него сдуло шляпу. Он остановил возницу, полез за ней в проем полуподвального этажа, разбил стекло и глубоко поранил правую руку. Его отвезли в Шереметьевскую больницу (сейчас Институт имени Склифосовского).

В больнице мы узнали, что рана Сергея неглубокая, и опасение, что он не будет владеть рукой, отпало. Мы легко разыскали палату, где находился Есенин. Он лежал на кровати, покрытой серым одеялом. Правая забинтованная рука лежала под одеялом, здоровой левой он пожимал нам руки.

Есенин осунулся, лицо приняло зеленоватый оттенок. Его все-таки мучила боль, он подергивался. Но глаза засияли радостным голубым светом.

Сергей сел на кровати, положил правую забинтованную по локоть руку поверх одеяла, во время чтения «Черного человека» поднял ее левой, обхватил. Вероятно, потому, что не мог в такт, как обычно, поднимать и опускать забинтованную, раскачивался из стороны в сторону.

Поэма Есенина была длинней, чем ее окончательный вариант. В конце ее лирический герой как бы освобождался от галлюцинаций, приходил в себя. Последние строки Сергей прочитал почти шепотом.»

Так вот, все — поза Есенина, его покачивание, баюкание забинтованной руки, проступающее на повязке в одном месте пятнышко крови, какое-то нечеловеческое чтение поэмы произвело  бы душераздирающее впечатление.  Теперь представьте, кровать в доме дяди Гиляя, забинтованный Есенин и читает шепотом. Не орёт, не надрывается, а шепчет.  Мороз по коже.


6. Самый спорный ключ можно получить от писателя Дмитрия Быкова.

Он не обращает внимание на воспоминания друзей и близких Есенина. Быкову видней, как было на самом деле. А что не видно, то додумает.  Его цитата:

«Написана она в общих чертах в 1923.  Причина, в общем, что он не мог написать эту вещь в последний свой год, довольно проста — Есенин героически, не побоюсь этого слова, сделал распад собственной личности главным сюжетом собственной лирики. Тут вам и алкогольная деменция, тут и все более асоциальное поведение, и безумные вспышки злобы и подозрительности, и скандалы, его сопровождавшие. Но прежде всего, конечно, как правильно он сказал: «как рощу в сентябрь осыпает мозги алкоголь».

То есть, актёрам показать в «жопу» пьяного главного персонажа со вспышками эмоций, увешенного бутылками.

Всё во мне протестует !


7. Поэтический  двойник- это интересный ключ.  Противостояние Есенин – Маяковский. 

Реальный случай: выслушав «Пугачева» в 1923 году в Политехническом, Маяковский с места замечает: «Неплохо. Похоже на меня». На что Есенин в негодовании кричит: «У меня гораздо лучше!». Именно Есенину принадлежит знаменитая частушка: «Эй, сыпь, эй, жарь! Маяковский бездарь!», исполнявшаяся им со сцены писательского клуба."

Представьте, если бы Черный человек на сцене косил под Маяковского. У зрителей глаза из орбит полезли от такой трактовки:) Кстати, сам Быков это подчёркивает:

«То, что «Черный человек» ему говорит, это очень напоминает лексически именно Маяка, именно дешевую распродажу с упоминанием курсисток, именно «нате», ведь он подчеркнуто груб, этот «Черный человек». Он все время хамит:

Ах, люблю я поэтов!
Забавный народ.
В них всегда нахожу я
Историю, сердцу знакомую, —
Как прыщавой курсистке
Длинноволосый урод
Говорит о мирах,
Половой истекая истомою.»

КОНЕЦ

На этом месте остановлюсь со своими трактовками Черного человека.

Чем дальше фантазирую, тем больше понимаю, что нет ключа для отгадывания. Он давно брошен в бездонный колодец. Находятся смельчаки, что забираются в него, но морозят задницы ледяной водой, зато видят небо в звёздах.


Почему не жаль Моцарта?
 Ещё со школы помним, что он прожил интересную жизнь и умер от «ревматической воспалительной лихорадки» в возрасте 35 лет. «Черный человек» , это богатый графоман, который занимался тем, что у знаменитых композиторов скупал их сочинения, заказывал их, а потом издавал как свои. То есть он искренне верил, что если в его замке при большом стечении гостей исполнят реквием, все подумают, что это он написал.»

Вывод из всего этого такой. Что  хочется от театра, кроме комфорта? Удивляться. Открывать для себя новое.

 А если к вам приедет театр Теза из Шуи, то обязательно на него сходите.