Последний богатырь. Сказки нового сознания

Татьяна Нечаева Эрамита
Последний богатырь - фильм-сказка, премьерный выход этого фильма совпал с нашумевшей, и даже набившей оскомину от многоголосного шума, скандальной «Матильдой». И так жаль, что в сутолоке никому не нужного, лишнего шума пропала прекрасная сказка. Сказка нового времени, нового сознания. Новизна ее в том, что в ней нет ни добра, ни зла. На смену архаичному, однотипному мышлению и уверенности в том, что добро всегда побеждает зло, наконец-то пришла многозначность и неоднородность миро восприятия. Здесь проявлены и сложность характеров, и многомерность мышления людей нового времени. Эти особенности нового сознания нашли отражение в философии этой сказки, в поступках сказочных героев. Этого раньше в сказках никогда не случалось, новость в том, что эти новые и одновременно старые герои (Баба Яга, Кощей, Добрыня и другие)не делились по привычке на только хороших и только плохих. В этой сказке всем была присуще светлая и темная сторона, они все были способны на ошибки, корысть, подлость, предательство и благородство, высоту замыслов, при этом собственная правота была у каждого. Каждый мог совершить, как низкий, так и благородный поступок. Однозначность высмеивалась легким и непринужденным стилем не навязчивого стеба. Поступки героев рассматривались с разных точек зрения, позволяя зрителю принимать героев просто такими, какие они есть на самом деле, с набором достоинств и недостатков одновременно. Он и храбр, и труслив, он честен и лжив одновременно. В прошлом растворились, недостижимые в своем безупречном перцифионизме, принципы, присущие героям старых сказок. Здесь все, как в жизни, также двояко: «да вы не переживайте, в нашем царстве победило добро, богатыри больше не нужны - вас завтра казнят». В этой сказке чудесным образом размыта грань добра и зла. Герой обманывает и спасает, встает на сторону тех, кто сулит ему личные преимущества, не решая правы они по сути или нет. И следуя по пути, проложенному личным эгоизмом, выбирает верный путь к своему счастью и общему благоденствию. И вот уже нечисть оказывается не такая уж «нечистая», мы наглядно видим, что историю пишут победители, подвергая общественному осуждению проигравших. Ведь победитель он почему-то всегда каким-то непостижимым образом оказывается на стороне добра, да вот и добро -то может быть весьма сомнительным. Согласитесь, как часто мы слышим это, но не предаем тому значения: «во имя добра - вы должны умереть, пострадать, потерпеть и так далее, возможны варианты». И мы верим и терпим, и страдаем, и умираем. Когда-то я по такому же принципу выбрала себе учителя, он отличался от идеально сладко приторных от вселенской любви и доброты гуру. Он мог ошибиться и признать это, он не ставил свое мнение единственно экспертным и бесспорным, да чаще всего было совсем не ясно, каково же его мнения, ведь он учил нас думать. А это значит, что есть у нас право и на ошибку, и на собственное, порой далекое от неизвестного идеала, но все же собственное мнение. «Это не важно, идеалы меняется, идеология тоже, никогда не берите в расчет человеческую мораль, она всегда может изменится» Мы - его ученики спорим и конфликтуем, мы не идеальны, мы не хорошие и не плохие, мы учимся находить самих себя. Как прекрасно, что появились сказки, где герои не делятся на добрых и злых, на очевидные плюсы и минусы.  Они совершают  поступки, через которые мы можем видеть  разные стороны  личности. И это прекрасно, ведь и мы все ведем себя также. И напрасно корим себя за излишнюю эгоистичность, задумайтесь надо ли это делать, ведь порой это тот правильный путь к самому себе, к своим истинным потребностям, к зову своей души, к познанию мира через себя, без приукрас, обмана и притворства. Можно не притворяться, а просто быть собой. Будь собой - это верный путь. Вот в чем новизна этой сказки. Раньше было по другому: будь только хорошим, и тогда… А тогда так и не наступало, а наступало чувство вины, неуместное раскаяние. А отчаянная недостижимость безусловной хорошести лишало веры в то, что ты достоин этого прекрасного «а тогда…». Равнение на идеальных, отформатированных героев создавало комплексы вечной неполноценности, страхи разоблачения, душевные терзания от невозможности избавиться от ничтожности, плохости себя. Как же замечательно, что у детей, которые растут в другой системе мировоззренческих координат, есть такие сказки, где правильный выбор это принятие себя, это возможность просто быть собой, таким какой ты есть, потому что только так ты сможешь решить каким тебе быть!