Культ страха. 2

Галина Гостева
    Культ страха 1   http://www.proza.ru/2017/09/28/342               
    
     Такого наскока от Арсения никто не ожидал. Командир, какой нашелся, рот всем затыкать. Слава Богу, сейчас в стране демократия. Каждый имеет право свое мнение высказать. Не то, что в 1937 году, чихнуть и то страшно было. Страх тогда, словно железный занавес, придавил всех.

     Бывший муниципальный работник Гвоздева Галина Ивановна, полная, статная женщина с густой шевелюрой пышных русых волос, заплетенных в косу, пригласила соседей к себе почаевничать. Муж у нее укатил на неделю в деревню на рыбалку, и ей не хотелось одной скучать в тот вечер.

     Минут через  десять соседи пришли, принеся к чаю, кто что может. В термосе  у  хозяйки квартиры всегда был горячий чай, крепко настоянный на сухих листьях смородины, малины и вишни.

     Все соседи по коридору знали, что Галина Ивановна до выхода на пенсию работала Председателем Комитета по Образованию Мэрии города Кызыла. В ее ведении находилось около полусотни образовательных учреждений.

     Но никто из соседей даже и не предполагал, что в девичестве она звалась
Ророт Ганной Яновной; что она была внучкой и правнучкой деда и прадеда по отцовской линии, арестованных в ноябре 1937 года и расстрелянных в январе 1938  за контрреволюционную агитацию.

     После смерти Сталина оба они были реабилитированы. У ее бабушки, Мациевской Екатерины Францевны, за иконой на божничке хранился документ об этом.

     Где-то в далекие 80-е годы бабушка получила письмо из Верхне-Буланского  сельского Совета, в котором сообщалось, что в музее их села имеется стенд  с  материалами о председателях колхоза « Огульна праца», переименованного сначала в « Прогресс», а затем позже в «Сталинский путь».  Имеются на этом стенде сведения и фотографии Ророт Хорумена Ивановича. Из письма выпала крохотная фотография молодого, очень красивого мужчины с приятной улыбкой на лице.

     Бабушка долго не могла понять, кто на ней изображен: то ли ее сын Янек, то ли внук Колецек. Ее дочь Ольга, заплакав, объяснила матери, что это, похоже, их расстрелянный отец и ее муж, 25-летний Хорумен. Не проронив ни слова, бабушка ушла в свою комнату и целый день не выходила из нее. О чем она думала, какие воспоминания проносились в ее голове, бабушка так никому и не сказала.  Даже по истечении многих лет она боялась обсуждать те страшные события с родными, чтобы не навлечь беды и неприятностей на них.
 
    Пытаясь утешить мать, Ольга целовала ее руки, говорила, как она сама, ее брат  Янек и сестра Мария благодарны матери за то, что она одна вырастила их, приучила к труду, помогала им воспитывать уже их детей и внуков, привила чувство любви к Родине и умение прощать врагов своих.

    Вечером за ужином бабушка вдруг, тяжко вздохнув, произнесла: « От горелого дерева   -  одна сажа. Но и в сгоревшем лесу деревья вырастут.От дурного человека  -  один вред. Мнительный человек  вряд ли покой обретет даже на том свете.Прости, Господи, душу его окаянную».

   В тот сентябрьский вечер 2017 года за чаем Галина Ивановна решилась рассказать соседям один из своих снов, приснившийся ей в конце октября  2004 года.

     «Все происходило словно наяву. Сижу  во сне поздно ночью, готовлюсь  к  выступлению на коллегии  Мэрии. Слышу, как к дому подъезжает машина. Стук в дверь. Открываю и ничего не понимаю. Заходят двое в шинелях, с ружьями в руках:
« Вас вызывает к себе товарищ Сталин. Две минуты на сборы».

     От охватившего ужаса, все поплыло у меня перед глазами. Мысли лихорадочно замелькали в голове: «Господи, что и где я опять необдуманно ляпнула?  Сколько раз муж предупреждал меня, чтобы я думала перед тем, как возникнет желание спорить с вышестоящим начальником. Правдолюбка выискалась! Вот и доигралась!»
         
     Пока ехала в черном  автомобиле, в голове пронеслись ужасные подозрения:
« Господи, Сталин же умер! Они что, меня на тот свет отправят к нему? Неужели,  расстреляют прямо за городом без допроса, суда и следствия?  Хоть бы намекнули,  за что меня арестовали?»

      Наконец, мы подъехали к какому-то серому зданию, спустились по широкой лестнице глубоко вниз и пошли по длинному, пустынному коридору со множеством закрытых дверей.

      Неожиданно, одна из дверей распахнулась, и сопровождающие ввели меня в просторную комнату. От всего увиденного  мною  в комнате, я застыла,  словно каменный истукан, с раскрытым от удивления ртом.

     За огромным дубовым столом восседал живой Иосиф Виссарионович Сталин. Был он  в темном кителе с 2 Орденами Красного Знамени, Орденом Красной Звезды 1 степени,  Орденом Суворова 1 степени, Орденом Ленина, Орденом Республики и множеством медалей, названия которых были мне неизвестны.

    Посеребренные сединой волосы были аккуратно подстрижены и гладко зачесаны назад. Кончики пышных усов над верхней губой чуточку приподняты вверх. Глаза слегка прищурены, внимательно наблюдают за мной. В руках дымящаяся, известная всем трубка.

    «Так это ты и есть Гвоздева? Наслышан много о тебе. Подойди поближе и слушай меня внимательно. Закрой рот, а то еще муха в него залетит, не дай Бог, от страха  еще подавишься ею », - вдруг вкрадчиво, с еле заметной улыбкой, произнес Сталин.

     « Слушай меня внимательно, не перебивай. Передай своему Начальнику, чтобы  он перестал творить непотребства, иначе быть сильному пожару. Столько невинных душ сгорит. Он поймет, о чем я говорю.  А ты, почему до сих пор не установила противопожарные сигнализации во всех школах и детских садах?», - строго уставился он на меня.

    «Так мне денег не хватает даже на выплату зарплаты и перечисление в налоговый и пенсионный фонды. Мне передали все дела с миллионными долгами. Куда я только не обращалась, всюду отвечают, что денег нет», - пыталась я со слезами в глазах и дрожью в голосе объяснить ему финансовую ситуацию в Комитете по Образованию.

    « Меня это не волнует. Думай! Ищи выход! Вспомни про внебюджетные средства. Знай, Гвоздева. Я буду постоянно следить за тобой. Не будет тебе пощады от меня,  если что случится с  детьми. Иди и действуй. Не забывай, что я тебе сказал». Произнося все это, он суровыми  взглядами, словно огромными гвоздями, буквально вколачивал меня в бетонный пол.

     После этих его напутственных  слов я, как ошпаренная, проснулась и  вскочила с кровати. В ушах еще звучал его ледяной голос. Делать нечего. Страх перед Сталиным был сильнее страха перед  моим  начальником. Утром я пришла к начальнику на прием и честно рассказала ему про свой сон.

    Помолчав, он по телефону вызвал к себе начальницу отдела кадров с моим личным делом и результатами  летнего обязательного медосмотра. В заключении психиатра и нарколога было указано, что я у них на учете не состою и являюсь здоровой.

    После ухода начальницы отдела кадров, он мне заявил: « Если кому расскажешь про свой сон,  уволю по статье. Ты все поняла!?  Иди и работай пока! Буду думать, кого на твое место поставить».

    Со слезами на глазах и негодованием в душе я шла по улице, размышляя:
« Ну, за что именно мне такие страсти. То Сталин во сне меня стращает,  то наяву начальник грозится уволить. И никому, ведь, не пожалуешься.  Даже муж и тот  на смех поднимет. Представляю, как будет он от смеха по дивану кататься со словами: « Это ж надо быть такой полной дурой, чтобы идти к начальнику и рассказывать ему сон про Сталина. Ты меня просто убиваешь своей верой во все мистическое».

  Продолжение следует.http://www.proza.ru/2017/11/18/1076