Ваша карта бита!

Ева Смородина
Фото из Интернета

«Ваша карта бита!» - филологический детектив

- Зинаида Петровна, здравствуйте. Вот наши удостоверения. Ваша дочь дома?
- Да-а. Леночка! - крикнула хозяйка, а мы прошли за ней на кухню.
          За столом сидела Лена и немыслимым выворотом руки что-то записывала. Ну да, это же левая рука. Ею гораздо удобнее писать справа-налево, ещё и в зеркальном отображении, как Леонардо.
- Добрый день, Лена. У нас к вам вопросы.
          Чуть заметно испугавшись, девушка быстро встала, прикрепила магнитиком исписанный листок к холодильнику. И повернулась к нам: - Какие ещё вопросы?
- К нам поступило странное письмо, не вы ли автор? - Я вынула из папки конверт и положила перед ней. На конверте - надпись крупными буквами: «АЛИБИ ЯНА», а внутри фотография.
- Нет, я ничего не посылала, - нервно отозвалась Лена, разглядывая снимок. - А-а, это Пономарёва.
- Ваша подруга?
- Бывшая... Аня Пономарёва - batter-игрок, то есть «бьющий», но мы называли её better - «лучший» игрок. Властная, капитан команды! Я больше не занимаюсь софтболом.
          Видя наше замешательство, пояснила: - Ах, вы не знаете. Это женский бейсбол.
          Вот почему на фото Аня - с бейсбольной битой в руке, а другой она победоносно демонстрирует пальцами букву «V» - знак «Виктория».
          Мы с Анатолем переглянулись, и он за спиной Лены сфотографировал на мобильник листочек, пришпиленный к холодильнику. Я начала прощаться с девушкой и подошедшей матерью, вежливо попросив их сообщить, если что вспомнят о Пономарёвой.
*       *       *
          Лена явно солгала. Согласно экспертизе, почерк на листочке и на конверте полностью совпал. Теперь не помешает расшифровать, что она понаписала: «арбуз у зубра, театр тает, жарить тираж, корень - не рок, перечень - не череп» и отдельно в стороне «це неделя». Видимо, из-за «украинской мовы».
- Ва-аще, - сказал Анатоль из-за моего плеча, - ерунда какая-то.
- Надо подумать, пригодится ли нам эта чепуха. А прежде разобраться, почему Лена Радченко письмо отправила, - и я убрала копию листка в папку.
          Анатоль разглядывал фотографию Ани: - Фотка размытая... За что же убили парня? Кому от этого стало лучше? Мы левшу ищем. Эта Пономарёва - как говорится, крепко сбитая, но в убийцы не годится: бита у неё в правой руке. Скорее Радченко, но она уж больно хрупкая.
- Зато точно левша. Только Акимова Яна мы ещё не проверяли.
- Я передал родителям, чтобы он связался с нами, как только вернётся со сборов.
- Толь, а каким спортом Акимов занимается?
- Футболом.
- Надо посмотреть записи соревнований, какая там у него нога толчковая!
          Анатоль рассмеялся: - Бу сделано!
*       *       *
- Анатолий Маркович, проводите молодого человека в кабинет следователя Мишиной.
          Проводил, но Акимов с порога «набросился» на меня: - Моё авто, на котором я и приехал, сейчас при мне обыскали и в багажнике нашли окровавленную биту! Но она мне не принадлежит! Я футболист.
- Разберёмся. Где вы находились во время убийства Алексея Незванова?
- Его убили? Но я не знаю, когда! Мы нормально дружили...
- В прошлую субботу, ближе к полуночи.
- Я был в театре с девушкой, потом мы поехали к ней.
- Кто эта девушка?
- Я отказываюсь отвечать на ваши вопросы! - Подозреваемый и так сидел вполоборота, а тут совсем отвернулся.
- Ладно. Подпишите протокол.
          Ян поставил скромную подпись... левой рукой!
- Вы арестованы. Подумайте «на досуге».
*       *       *
          Юношу увели, но вопросы остались.
- Все подозрения падают на Яна. Но я не уверена, что это он.
- Твоя хвалёная интуиция?
- Вот ты опять, я уже не обижаюсь. Да, именно интуиция... Сейчас подъедет Радченко, надо ещё раз продумать её допрос.
- На конверте надпись про алиби, внутри - фото подруги. Но... если таково алиби у Яна, то он ночевал с Аней? Фактически, у обоих алиби нет.
          Я задумалась над словами Анатоля Франсовича, как мысленно называла его, слишком похожа внешность на Анатоля Франса.
- Кстати, я понял: Лена тренировалась в сочинении палиндромов. Вот смотри: «театр тает». Зеркальные перевёртыши.
- Молодец! Так-так-так. Однако последняя запись из общего строя выпадает: «це неделя». Ха-ха! Она расшифровывается как «я леденец». Толь, почему ты всё под моим руководством служишь? Давно бы на повышение пошёл.
- Любовь! она такая. Пытаюсь растопить твоё ледяное сердце!
- Всё смеёшься. Просто наш тандем на зависть успешен.
          В этот момент появилась сама «сочинительница», точно в назначенное время.
- Лена Радченко, добрый вечер. Проходите.
- Здравствуйте. Не очень-то и добрый, - буркнула вошедшая.
- Скажите, Лена, а стихи вы тоже пишете?
- Ещё и рисую, - усмехнулась. - При чём здесь мои опусы?!
- Любопытно. Нас заинтересовал «леденец» на вашем холодильнике.
- Так вы догадались?
- Почти.
          Мой неизменный помощник вдруг отошёл от окна и сделал лёгкий знак рукой. Я привычно отреагировала: - Лена, выйдите на минуточку в коридор. Мы вас позовём.
          Девушка вышла успокоенной, её же не арестовали.
*       *       *
- Дорогая, смотри. Этот «леденец» наводит на мысль, а не повернуть ли надпись на конверте!
- Да-да. «Алиби Яна» - «Аня и била»! Аня Пономарёва.
- Талантливая девушка Лена. И симпатичная.
- Это ты брось, напарничек! Лучше позови её. Нет, постой!
          Я нервно крутила надоевшую уже фотографию Пономарёвой, не отпускало предчувствие загадки и здесь. Спортсменку снимали как-то неловко, тайком что ли.
- Эврика! Снято через отражение в большом зеркале, потому и размыто. А значит... Аня тоже левша. Нас обмануло то, что пишет она правой, переученная. Теперь зови Елену Прекрасную.
          Лена сразу призналась, что снимала Аню со стороны, когда та сама себе позировала перед зеркалом в фойе: - Я изловчилась - не попасть в кадр и чтобы она не заметила.
- Почему вы написали: «Аня и била»?
- Ну, зашифровала, потому что вы бы мне не поверили, как заинтересованной в своём друге Яне.
- Что ж. Анатолий Маркович, передайте приказ - срочно освободить Акимова!
           Лена засияла: - Спасибо огромное. Я вам всё расскажу. Я подглядывала за Анькой и видела ссору с Лёхой. Она ведь бегала за моим Яном, пыталась отбить. Лёха приревновал и требовал у неё объяснений, даже ударил. Потом я заметила нож в его руке. Он ей просто пригрозил, но она испугалась и, защищаясь, схватила биту и ударила по голове. Тогда я убежала. Ужас!
- Ясно. Нам известно, что вы ждёте ребёнка. Надеюсь, не от убитого? - Вопрос у меня получился грубоватым.
- Нет-нет.
- Хорошо. Подписка о невыезде, распишитесь.
*       *       *
          Анну Пономарёву перехватили при посадке в спортивный автобус, в её руках была карта игрового поля и окрестностей. Но капитанша теперь вне игры...
          Аню на допрос мы вызывали только раз, в качестве свидетельницы. Она явно злилась на Акимова. Лену ненавидела и не скрывала, что руки чесались побить её. Представляю их бой без правил! Очевидно, когда борются два спортсмена-левши, им легче, чем «разноруким», ведь для правши удар левой почти всегда неожиданный...
          Потом оказалось, Анна знала, что Ян провёл ночь убийства с ещё одной соперницей. Но мы не знали, ведь Аня настаивала, что сама была с ним. Да, хотя бы в мечтах!
          Хитрость заключалась в том, что давая шаткое алиби и себе, и Яну, она удачно его подставила. И была уверена, что Ян не скажет про то свидание не с Леной. В отвергнутой Ане смешались две страсти: кровная обида, но и любовь. Да, с её точки зрения это называется любовью. Даже когда она подкинула в багажник запачканную смертью биту. Но нож не трогала, он так и остался возле трупа, отпечатки только убитого.
          На этот раз Пономарёва пошла на чистосердечное: - Жаль, но я не рассчитала силу удара. Я защищалась.
- Зачем вы подставили Акимова?
- Пыталась убежать от правосудия. - Губы скривились в иронии: - Привыкла бегать, но я больше не better. Подставила со страху за себя и... - она замолчала и сжалась, сразу став маленькой и беззащитной.
          На Анатоля это не подействовало и он констатировал суровым басом: - Что ж. Скорее всего вам зачтётся и признание, и самооборона. Превышение самообороны.
          Аня всё ещё держала в руках карту игрового поля. И я почему-то торжественно заключила: - Анна Пономарёва, вы арестованы. Ваша «карта» БИТА!
- Сердце моё разбито! - Но Аня не заплакала... и, что тоже беременна, промолчала.

07-08.11.2017.