Русь вначале был Север

Рина Полесьева
   При  исследовании прошлого моего родного края на берегах Северной Двины, выяснилось, что в древности здесь происходили более бурные и значительные события, чем было  принято говорить раньше. Много тайн хранит моя родная земля. О них я писала в своей книге «Хаврогоры: Хавро или Ха-Ха».  Одним из самых запутанных и непонятных периодов в нашей истории является период создания государства Русь в конце I тысячелетия нашей эры. В книге я не стала на нём останавливаться, чтобы не отвлекать читателей от других интересных и знаковых событий. Но, конечно, эта тема самая востребованная и болезненная для современных жителей севера.  Если коротко изложить, что знает большинство, это будет примерно так:  странные, мягко говоря, северные племена зачем-то позвали властвовать над собой  чужого князя Рюрика. После смерти этого князя, его родственник Олег увёл дружину, состоящую, в основном из лучших представителей северных племён в Киев, захватил там власть, посадил князем сына Рюрика Игоря и начал не только присоединять  славянские земли, но и предпринимать попытки завладеть более южными территориями, на которых в то время находилось развитое  древнее государство Византия.  Сейчас принято считать, что, именно,  с этих пор  образовалось древнерусское государство, которое с XVIII стали называть Киевской Русью. Также считается, что с этого времени началось подчинение и нашего края новому государству.
 
 Но так ли было на самом деле? Где Киев и где мы? Как оказалось, что, образованное северными племенами государство Русь стало называться Киевским и правильно ли считать его таковым, тем более, что было много других названий: Великая Русь, Малая Русь, Белая Русь, Чёрная Русь, Червонная Русь и т.д. В XX веке введён ещё один термин Северо-Восточная Русь. Так какая же Русь была нашей – жителей берегов Северной Двины? С какого времени можно считать эти земли, вошедшими в состав Руси? С какого времени можно вести отсчёт появления здесь русских? Кем себя считают большинство – русскими или славянами? В чём тут отличие? Вопросов до сих очень много, давайте попробуем поискать на них ответы.
 
 Когда  начинаешь читать более внимательно и разбираться в событиях того времени, чтобы понять прошлое своего края, начинаешь видеть много нестыковок в источниках, в том числе в тех, которым мы привыкли доверять, не задумываясь. Начинаешь понимать, что то, что рассказывают широкому кругу, это не совсем исторически правдивые сведения, а различные версии легенд, которыми умело пользовались политтехнологи ещё с древних времён. Основная идея, которая прослеживается через столетия,  была убедить население огромных северо-восточных территорий в легитимности странной  власти извне, превосходства славян в русском государстве и отсталости северян, которых долгое время всех относили к «забитым» финно-угорским племенам.  Возможно, когда-то подача информации в таком виде была, действительно,  важной, но сейчас, в XXI веке важнее понять, что  происходило на самом деле.
 
  Давайте начнём  разбираться с самого начала, с того времени, которое официально принято считать временем образования государства Русь. Но подойдём к рассмотрения этого вопроса  … с житейской точки зрения,  на основе  знаний XXI века, которые имеются в свободном доступе. Попробуем убрать домыслы с легенд, наслоения с  политических заказов и посмотрим, что получится.
 
   Начнём с того, с чего обычно начинают все, с 859 года. В  «Повести временных лет» говорится, что в этот год  «Варяги из;за моря наложили дань на чудь, славен, мерю, весь и кривичей…». Примерно через два года варяги были изгнаны. ПВЛ сообщает про эти события под 862 г.: "И изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть". Археология подтверждает, что не просто изгнали, а еще и Ладогу с Псковом сожгли дотла. Серьёзные мужики были наши предки - северяне! Лихие разборки устраивали с варягами, умели вышвырнуть их со своих земель, в случае несогласия. О похожих случаях часто говорится в исландских сагах о Биармии – северной стране, или территории, принадлежавшей родственным племенам, которые держались сообща, и приходили на помощь друг другу в случае опасности со стороны заморских гостей. В сагах пишут, что время от времени то скандинавы приходили на наши земли пограбить и наложить дань, то наши им наносили визиты с теми же целями. Обычные события тех времён.

   Однако, в этот раз начались раздоры и войны уже между племенами, которые прогнали варягов. «И не было справедливости в управлении, и род восставал на род, и началась междоусобица» - пишет Нестор. Отчего же возникла неприязнь между своими племенами? В Биармии такого не было. Там жили мирно между собой, занимались домашними делами, охотой, добывали пушнину, соль, рыбу, торговали с богатыми восточными странами, со скандинавами в перерывах между набегами, в последние десятилетия с появившимися здесь славянами. Не оттого ли начались междоусобицы, что в семью родственных северных народов вклинились юго-западные соседи – славяне? Значит, процесс образования Руси был не таким простым, как в этом пытаются убедить много веков. Это не более, чем поздние  сказки о том, что тихие северные племена не понимали, как им жить и  захотели, чтобы над ними кто-то властвовал. Всё было, конечно, не так. И события происходили бурные,  и племена стояли на более высоком уровне развития.  На таком, когда хватило мудрости прекратить резню между собой, обратившись за помощью и защитой к третьему лицу, как сказали бы сейчас. А потом, видимо повезло, что правитель оказался таким, каким должен быть и, действительно, сумел наладить мирную жизнь. А, может, время перемен наступило?    

   Согласно ПВЛ произошло это знаменательное событие в 862 году, и этот год традиционно считают годом образования государства Русь. «…И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и воладети нами“. И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам. И поставили город Ладогу. И сел старший, Рюрик, в Ладоге, а другой - Синеус, - на Белом озере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик и пришел к Ильменю, и поставил город над Волховом, и назвал его Новгород, и сел тут княжить, и стал раздавать мужам своим волости и города ставить - тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах - находники, а коренные жители в Новгороде - славяне, в Полоцке - кривичи, в Ростове - меря, в Белоозере - весь, в Муроме - мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик».
 
  Историки, лингвисты  и филологи до сих пор расходятся в определении многих понятий и слов этого текста. Точного перевода не может дать никто, некоторые слова можно понимать двояко. Сама легенда о призвании Рюрика была записана более чем через два века после произошедших событий. События происходили на севере, а записывал их человек, который никогда здесь не был, и плохо представлял, что где находится. В то время, не то, что интернета и  телевидения с  радио не было, но, даже, географических карт. Сведения он мог собрать только от других людей, прибывающих в Киев. К тому же, как бы ни старался рассказчик правдиво и непредвзято писать о прошлых событиях, он был славянином и монахом, жившим в славянском православном мире,  и не мог не отразить своё видение прошлых событий. Сейчас бы сказали, что текст был, скорее всего, «заказной». Кроме того, в тексте имеются многочисленные вставки более поздних периодов. Вполне возможно, смысл того, что хотел донести древний летописец, несколько раз искажён. Но, поскольку этот текст, считается официально признанным, попробуем поискать в нём какие-то ответы на наши вопросы. Возможно, что-то ускользнуло от глаз тех, кто придерживается общепринятой версии.

   О такой черте характера племён, составивших ядро Русского государства, как воинственности и умении постоять за себя, вместо «тихого нрава», мы уже отметили. Мудрость древних северных племён, которые вместо междоусобиц стали искать мирные пути разрешения конфликтов тоже очевидна. Неужели эти люди взяли бы «абы кого» «володеть» ими? Что-то не верится. Поищем дополнительные источники информации, которые помогут найти какие-то подтверждения правильности наших сомнений. В некоторых летописях  XIV – XV веков и позднее говорится о старшине славян Гостомысле, который правил до этого времени славянами «спокойно, любимый народом за храбрость, ум и справедливость». Три его дочери были замужем за соседними князьями, а четыре сына умерли еще при его жизни. Скорбя о неимении мужского потомства, Гостомысл однажды увидел во сне, что из чрева средней его дочери, Умилы, произросло огромное дерево, покрывшее своими ветвями огромный город. Вещуны растолковали, что один из сыновей Умилы будет его наследником и "земля удобрится княжением его".

  Перед смертью Гостомысл, собрав старейшин и рассказав им свой сон, посоветовал им отправить посольство к варягам просить князя. На зов явились, по смерти Гостомысла, Рюрик с двумя братьями. Согласно этой легенде, Рюрик был внуком Гостомысл со стороны матери. Уже только этот факт родства делает законной преемственность династической линии. Наверно, если бы речь шла только об избрании преемника Гостомыслу, не нужно было бы устраивать «съезд старейшин». Однако, речь здесь идёт только о племени славян. Надо полагать, что Гостомысл был старшиной только ильменских словен, а, ведь, были ещё и кривичи, которые участвовали в «призвании Рюрика». Кроме того, остальные три племени были, вообще, не славянскими. Обратим внимание, что чудь в списке стоит впереди словен, а кривичи последние. Понятно, что перечисляли «по старшинству», то есть  главным, на рассматриваемой территории в то время было племя чудь. Затем, по старшинству – словене, за ними весь, меря и кривичи.

   Словене и кривичи – это славянские племена, которые появились в этих краях около ста лет назад. Чудь, весь и меря находились в этих краях задолго до прихода славян. До недавних пор эти племена относили к финно-угорским, полагая, что пришли они из-за Урала одно-два тысячелетия назад и расселились по всему северу. Трудно сказать, почему так считали, поскольку никаких подтверждений этому факту нет. С уверенностью можно констатировать только то, что какой-то приток, действительно, был и в каких-то местностях эти племена селились, но то, что «по всему северу» - это слишком. Нет таких научных данных. Нет. Это очередной миф, созданный в средние века для того, чтобы занизить значение северной земли и значимость вклада северных народов.
 
  Основывается этот миф на одном предложении из рассказа Оттара о посещении им страны Биармии, где он высказал предположение о том, что язык местных жителей, с которыми ему удалось поговорить, похож на финский. Этого оказалось достаточным, чтобы весь северо-восток приписать финно-уграм, совершенно, игнорируя при этом страну, о которой он много рассказывал, считая её выдумкой. То есть, страна – выдумка, а язык в этой выдуманной стране – только финский реальный.
 
  В наши дни, когда более ответственно стали заниматься историей севера, многие взгляды поменялись. Сейчас уже никто не оспаривает, что и финно-угры не все были из-за Урала, и селились они не по всему северу. Так, в близости Балтийского моря находились балтийские и прибалтийско-финские племена. Их относят к индоевропейским народам (которые с угорскими находятся в очень дальнем родстве). Среди них мы находим наши чудь и весь. Племена мери проживали на стыке индоевропейского и угорского мира, возможно, большее влияние на умы соплеменников оказывали представители первого.
 
Принадлежность славян к индоевропейцам никогда не ставилась под сомнение. Итак, что мы видим при таком пояснении? Все племена имели родственную связь, и, вероятно, в те времена, они ещё помнили это. Следовательно, ничего необычного в заключении межплеменного союза нет. Возможно, были ещё какие-то, более объяснимые причины. Например, есть упоминание, что у Гостомысла, кроме Улиты, было ещё три дочери и все они были замужем за князьями местных племён. Вполне логично предположить, что их мужьями были князья чуди, веси и мери. 
 
  Теперь попробуем разобраться, почему наши мудрецы, лихо изгнав пару лет назад со своей земли варягов, пошли им «челом бить». Сложность в том, что никто не может обнаружить следов племени русь, князь которого откликнулся на зов Гостомысла. Следы руси находят на огромной территории от этрусков до старой Руссы, но, именно, то племя, которое встало во главе, вновь образованного государства Русь как будто растворились во времени. Так, может, так и есть? Может, это пришли  остатки, некогда великого народа, который был известен раньше? Ведь и  в летописи оговаривается, что «русь пришла вся», а, значит, немного её осталось. И, судя по тому, как быстро и хорошо Рюрик справился со своей задачей объединения и защиты, обратившихся к нему племён, он был представителем «царской» ветви своего рода.
 
  А ещё он устраивал все собравшиеся племена, скорее всего, потому что древние родственные связи руси - варягов со славянами и балтами были более близкими, чем связи их со скандинавами - варягами. На генетическом уровне, так сказать. Таким образом, всё объясняется довольно логично и понятно. Отсюда и родство русских и славян. Эти определения не синонимы, они обозначают только близкородственную связь. Скажем, русь со славянами родные братья, как и с чудью и весью, а со скандинавами все вышеперечисленные троюродные, или в ещё более дальнем родстве.
 
  Подведём итог. Согласно ПВЛ – одного из самых признаваемых официальных источников по древней истории, государство Русь образовалось всё-таки не на юге, а на севере. Ни о каком подчинении, приглашённому князю, а, тем более монархической власти в то время в северном краю речи быть не может. Всем известно, что и в более позднее время те же новгородцы могли и прогнать своего князя, и пригласить того, кто им больше приглянется. Говорить можно только о межплеменном союзе – федерации в современном понимании. Хотя  многие историки тоже придерживаются такого мнения, но среди широких масс всё ещё пропагандируется пресловутая монархическая власть первого князя. 
 
  Племя русь, с которым пришёл Рюрик, было более родственным племенам, которые его пригласили, нежели, известные в общей истории скандинавские варяги. У Рюрика не отмечалось желание идти в южные земли. Он пришёл в Ладогу, один из нескольких самых древних городов на Руси. В летописях говорится, что этот город принадлежал славянам. Одного из своих братьев он отправил в Изборск, по всей видимости, центральный город чуди, другого – в Белоозеро – столицу веси. Главным городом мери назван Ростов, который тоже вошёл в состав Древней Руси одним из первых. Также вошёл Муром, где жило население племени мурома. На каких основаниях присоединился этот город, в летописях не говорится. Но есть такое предположение, что какие-то земли отошли Рюрику по смерти родственников. У самого князя было несколько жён, почему бы одной из них не быть из Мурома?
 
  Все эти города находились на землях, некогда существовавшей Биармии, которая простиралась от Западной  до Северной Двины. Земли и города, которые вошли в состав нового государственного образования находились на торговых путях в богатые восточные страны, с которыми в те времена шла торговля местных племён. Какое-то время эти пути пытались контролировать скандинавы. После объединения племён, безопасность купцов гарантировал Рюрик. Видимо, у него это неплохо получалось. Скандинавам пришлось искать новый путь на восток, который для них теперь был открыт только через Северную Двину. Одним из первых на этот путь пришёл Оттар – норвежский мореплаватель.
 
 Какое  отношение имеют древние жители берегов Северной Двины к образованию Руси? Вероятно,  имеют, если в древности их называли чудью, пусть и заволоцкой. К тому же есть мнения, что наш край населяли и весь,  и меря, то есть представители всех трёх северных племён, составлявших основу Древней Руси. Значит, наши предки имеют право, даже, по имеющимся источникам, называться  русскими раньше, чем, допустим, киевские славяне. Как известно из многих источников, славяне пришли сюда намного позже.
 
 Кроме летописей, есть последние данные генетики. У оленеостровца, жившего около  8 тысяч лет назад в окрестностях Онежского озера,  была обнаружена самая древняя, из известных сейчас науке, гаплогруппа R1a1, которая отмечает индоевропейцев. Современные северные русские, к которым, безусловно, относятся жители берегов Северной Двины,  названы одними из самых близких по гаплотипу к этому предку. Как и вепсы, которые являются прямыми потомками легендарного племени весь, ближайшему родственнику чуди и …руси.