Анастасия Сергеевна Гл. 9

Клименко Галина
Гл.9


В январе, в тёмное время суток, Вовка стал часто не приходить домой с гулянок. Уйдёт с вечера к друзьям и является аж под утро. Несмотря на то, что парню уже двадцать лет и он самостоятельно зарабатывает деньги себе на жизнь, Настя не смогла промолчать, на то она и родительница.

-   Вов, а что происходит?  -  спросила у него Настя, когда Вовка, полусонный и не выспавшийся, собирался в маш-двор на наряд.  -  У нас что, спать негде? Почему ты так себя ведёшь, ведь я волнуюсь, сынок, мало ли, где ты можешь быть. Запаха нету от тебя, значит не пил, тогда чем ты занимаешься всеми ночами?

-   Ма, но я уже не маленький, верно?

-   Прямо в точку. Но для меня ты навсегда останешься маленьким. Я волнуюсь, сынок. Когда матери не совсем понятно, куда дети тратят свой свободный досуг, то хочет она или не хочет, а в душе всегда начинается паника. Тебя нету, а я, ну хоть глаза выколи. Как тут уснёшь? А вдруг, тебя убили, спаси Господи, или ты кого покалечил. Или напился, а то и с наркоманами связался.

-   Мам, ну ты чего? Прямо в последнего человека меня превратила за пять минут.

-   Для каждой матери дорог её ребёнок, даже если он и преступник.

-   Ма, ты всё перечислила, а то, что я могу встречаться с девушкой, об этом ты даже не подумала. Хорошего же ты мнения о собственном сыне.

-   Это правда, Вов? Ну, насчёт девушки?  -  пропуская мимо ушей замечание, понизила тон Настя.

-   Правда, мам.

-   Ой, какая же новость приятная! Сынок, и кто она?

-   Марина Телкова.  -  не стал скрывать Вовка.

-   Мариночка? Радость-то какая, сын! Ух ты, Господи... Да я любуюсь ею всегда! Ну такая умница! Родители её в Германию подались, а она не захотела туда, к бабушке из города переехала. Пусть не институт, училище закончила медицинское, и теперь Евгении Васильевне, фельдшеру нашему, помогает. Ничего, все с этого начинали. А когда Васильевну на пенсию отправят, она и займёт эту должность. Всегда восхищалась дальновидными молодыми людьми.

-   Мам, она мне не так всё рассказала. Маринка тоже в Германию собиралась по окончанию училища, но когда её отец с матерью разошлись, то передумала.

-   Машка разошлась со своим военным? Вот так неожиданность!

-   Уже и новыми семьями обзавелись. Потому она и не решилась отсюда срываться, побоялась жить с чужой тётей или с чужим дядей.

-   Понятно. Всё правильно Мариночка распределила, с родной бабкой, оно понадёжнее. Сынок, так может и свадебку уже сыграем? А чего?

-   Мам, ну что ты всегда торопишься или весны на это не будет?

-   Да волнуюсь я, что поругаетесь. А мне жаль такую невестку упускать.

-   Ма, ругаются и женатые. Лучше сейчас друг друга узнать, опосля уже поздно будет.

-   И то так, согласна, сынок. Но как мать, я одобряю твой выбор. Девушка замечательная, тут каждый поддержит моё мнение.

Напрасно Настя затаила страх, будто молодые расстанутся по какой-то причине, свадьба весной, всё же состоялась. Громкая и весёлая, в этом Анастасия Сергеевна уж постаралась. И снова на выручку к ней пришли её подруги, кумовья и просто соседи. Столько добра она им всем сделала в своё время, не перечесть, вот и они теперь платили ей взаимностью.

Одно плохо, почти сразу после свадьбы умерла бабушка Марины и Анастасия Сергеевна думала, что Вовка с женой переберутся жить в опустевший бабкин домик. Но Марина продала его и предпочла начинать свою жизнь под крышей своего мужа.

Очень добрая и отзывчивая, по своей натуре, Марина, сразу завоевала сердце своей свекрови. Девушка со всеми была в хороших отношениях, ни с кем никогда не ругалась, никаких сплетен ни на кого не наводила, постоянно занималась домашними делами, что Настя и не поспевала за нею, или пропадала на работе.
Настя была довольна удавшейся судьбой сына, она не могла нарадоваться на молодожёнов, и везде, по делу или без, они всегда были на её языке - Настя всем хвалилась, какая у неё дружная и крепкая семья. И видимо перехвалила.

Минул год, за ним другой и третий, а Марина не могла родить Вовке ребёночка. И вновь Настя пригорюнилась.

Это ж надо такому случиться... Вроде счастье было так близко, что за хвост его можно поймать. Ан нет, есть на свете сила, которая постоянно контролирует наше земное сосуществование. Не мы сами вершим свою судьбу, это неправда. У каждого человека уже заранее на роду написано, кем ему быть и с кем дружить, сколько денег иметь и когда умереть. И хоть наизнанку ты вывернись, а сбудется только то, с чем он уже появился на этом свете.

Настя помнила, когда у неё тоже детки поначалу не получались, потому всячески сочувствовала Марине, успокаивала её, но самое ответственное "задание" у неё было, это наставить собственного сына на правильный путь.

-   Сынок, ты не забыл, как я вам с Алёнкой рассказывала, будто у меня долго с беременностью ничего не выходило?

-   Не забыл, мам, потому и надеюсь.

-   Так и надо, сынок, надейся. Отец не бросил меня в ответственную минуту, вот и ты Мариночку не бросай. Ты же, до сих пор её любишь?  -  Настя заглядывала сыну прямо в глаза, пытаясь определить, откровенен ли он с нею или просто успокаивает свою стареющую мамашу?

-   Люблю-то люблю, мама, но этого мало. Просто до мурашек обидно. Почему мне это всё? Знаешь, как дитя охота?

-   Мне ли не знать? Я это на собственной шкуре испытала. А тебе я должна поведать вот что... Коли найдёшь другую, то с дома ты уйдёшь, а Маринку я не позволю выгонять. Ты меня слышишь?

Вовка, как-то затравленно глянул на мать, но кивнул. Хоть не сразу и с неохотой, но всё же кивнул. И Насте не понравилось его поведение, душа подсказывала, будто их ждут большие перемены. А вот в какую сторону, в хорошую или плохую, пока сама не могла разобраться.

Потом она себя осуждала за опрометчивые слова своему ребёнку.

"Что ж это получается? Я согласна сына выставить за калитку из родимого дома, а не кровную мне дивчину, оставить. Разве я права? Да, не виновата Мариночка, что родить не может, но и Вовка не виноват, что, как и все, желает понянчить своего дитяти. Ну как тут рассудить, чтобы всем была польза? Очень всё запутанно, очень."

И всё повторялось. Как они с Михаилом, не договариваясь, отказались друзей навещать, потому что у тех уже ребятишки давно бегали, а у них никого нету, так и Вовка с Мариной. Девушка, раньше улыбчивая и добродушная, превратилась в ворчливую и всеми недовольную тётку с потухшим взглядом. Она ленилась следить за собой, больше не принимала участие в обсуждении каких-то семейных проблем или наоборот, положительного исхода этих проблем, её ничего уже не радовало. С Вовкой у них отношения тоже стали холодными и создавалось впечатление, будто они уже насильно терпят друг друга.

И всё это на глазах у Насти. Материнское сердце не безразмерное, как многие считают, оно, как раз, очень ранимо и без конца и края не в состоянии терпеть каждодневный негатив. Настя стала жаловаться на плохое самочувствие, Марина проколола её сердечными препаратами, вроде полегчало, но надолго ли? Жизнь-то вокруг не изменилась, всё у них продолжалось по-прежнему.

Алёнка, вышедшая в городе замуж год назад, за своего сокурсника, и та не признавалась Марине, что ждёт ребёнка. А когда уже стал виден округлившийся животик, то Марина, заметив это, встала из-за стола и, хлопнув дверью, удалилась к себе в спальню. Вовка тоже специально, чтобы не заводить дома скандала, сразу удалился к друзьям, и Настя догадывалась, в ночь он уже домой не вернётся. Алёнка расплакалась и поспешила на последний рейс автобуса, хотя она располагала погостить у матери несколько дней. Вот тут Настя не выдержала и впервые грубо объяснилась с невесткой. До сей поры женщина только заступалась за неё и Марина этим воспользовалась, она постепенно всем домашним влезла на шею. Мол, я такая разнесчастная и вы должны передо мной на коленках ползать, и всячески мне угождать.

Настя постучалась и вошла в комнату. Марина сидела в кровати, поджав под себя ноги и горько плакала. К её слезам Настя уже почти привыкла, они были частыми, слишком частыми. Поначалу её нутро разрывалось на кусочки, но человек постепенно уживается со всеми упавшими на его голову неурядицами и потом считает их, как само собой разумеющееся.

-   Марина, в твоём горе в чём-то виновата моя Алёнка?

Марина молчала, она даже не взглянула на свекровь.

-   Я с тобой разговариваю!  -  повысила голос Настя.  -  Ты сейчас на ровном месте устроила скандал, в результате чего, Алёнка обиделась и уехала. Если моя дочь забеременела, то ей что, уже нельзя и показаться в родительском доме? Это уж слишком! И Вовка распсиховался и убежал, а потом будешь ныть, что он сторонится тебя и не является к жене ночами. Во многом ты сама виновата. Я оберегала тебя постоянно, но терпение и у меня лопнуло.

-   Простите меня, пожалуйста!  -  заплаканная Марина бросилась в объятия свекрови.  -  Я не знаю, что со мной. Ругаю себя, а сдержаться не могу, нету сил.

-   А надо уметь сдерживаться.  -  глухо ответила Настя. Она гладила Марину по волосам и понимала, что их отношения уже не будут такими тёплыми, как раньше. Что-то надломилась внутри у Насти и ей уже не так жалко невестку, потому что свои дети, всё равно много дороже.

-   Я позвоню Алёнке из медпункта и извинись перед нею.  -  пообещала Марина.

-   Да уж, сделай милость, позвони. Алёнка по характеру очень норовистая, может больше и не навестить нас. А мне такое не надо. Как это так, дитё к матери не приедет? Ты прекращай, Марина, я не намерена с подобным смиряться.

Осень и в этом году задалась тяжёлая. На сердце тяжесть, ещё и на работе неполадки. Пахать было некому, трое трактористов ушли на пенсию, а один рассчитался, в связи с переездом на другое место жительства. Потерять четверых механизаторов, это ощутимый урон, они и так в колхозе все давно наперечёт. Вовка добровольно вызвался сесть за трактор, совмещая сразу две профессии. А что оставалось делать, как-то же надо выкручиваться из создавшегося неутешительного положения. Управляющий по достоинству оценил его "подвиг", прибавил проценты к его зарплате и выписал премию. А Вовка и рад, только бы дома не появляться.

В это утро Настя направилась с сажнем на то поле, где в ночную смену трудился её сын. Но его на делянке не оказалось. Женщина вертела головой туда-сюда, но ни на том конце поля, ни на середине, нигде не видно никакого трактора. И вспахано чуть-чуть, а Вовка обещал норму сделать. В мастерских его тоже нету, так где же он запропастился?
Настя собралась уже было на следующий участок, где пахали ещё трое механизаторов, как на дороге показался управляющий на УАЗике. Настя отошла к обочине, но начальник притормозил рядом с нею.

-   Вовку ищешь?  -  как-то хитровато глянул на неё начальник.

-   Его. А что, вы знаете, где он?

-   Знаю. Вон там, за посадкой.  -  и он указал вдаль, где самые густые насаждения дикой акации.

-   От горечко, сломался поди мой сыночек?

-   Да нет, не сломался, сельхозмашина на ходу.

-   А что же тогда случилось?  -  заволновалась Настя. -  Неужели напился?

-   И снова не угадала, Анастасия Сергеевна. Трезв твой Вовка, как огурчик.

-   Тогда что? - тихо промолвила Настя. Губы едва шевелились, коленки дрожали, а липкий страх сковал всё её тело.

-   Спит богатырским сном. И не один. - неожиданно услышала она.

-   Не один? А с кем же?

-   С барышней. Естественно, я не жену имею в виду.

-   От горечко...  -  залилась краской Настя и в то же время, облегчённо вздохнула. Главное, живой сынок, а остальное перемелется.

-   Да мне всё равно, Анастасия Сергеевна. Я не собираюсь лезть в личную жизнь своих подчинённых. Просто обещания надо выполнять. Он не сделал и половины нормы. Вот проснётся и пусть восполнит упущенное. Так ему и скажи.

-   А вы что, не говорили с ним?

-   Пожалел будить. Но ты же мать.

-   Я тоже не пойду будить. Я не стану унижать своего сына.