Эпидемии нового времени

Игорь Кутузов
В новом тысячелетии развитие технологий и общества потребления породило новые зависимости, которых не было раньше. Что это за болезни?

Шопоголизм

Маркетинг в XXI веке устроен так, что реклама продает не вещи, но счастье, любовь, успех, уверенность. Поэтому люди с низкой самооценкой, неудовлетворенные жизнью легко подвержены шопоголизму. Для этого существует даже специальный термин — ониомания (от греческих слов "для продажи" и "безумие"). Американская психиатрическая ассоциация в данный момент рассматривает включение шопоголизма в список заболеваний, так как у шопоголиков есть все признаки маниакального поведения. Определить болезнь просто: постоянные спонтанные покупки вещей, которых и так уже больше чем достаточно,— 20-я сумка, 30-я пара обуви. Поход в магазин без четкого желания найти что-то конкретное, апатия без регулярных покупок. По мнению врачей из медицинской страховой компании Techniker Krankenkasse в Нижней Саксонии, чаще всего ониомания поражает женщин на почве недостатка внимания, чувства одиночества, потребности в признании и любви. Также среди причин — иллюзия власти. Покупается не вещь, а льстивое отношение продавцов, услужливое обращение. Покупка новой вещи действует как антидепрессант. На короткое время поднимает плохое настроение. Правда, потом удовольствие сменяется угрызениями совести за необоснованную трату. Виктория Бекхем признается, что не может устоять от покупки новой сумки, хотя их у нее уже больше ста. Специалисты считают, что за страстью к покупкам часто также скрывается общий признак времени — неумение золотого миллиарда сдерживать свои желания. Отличать их от потребности. Неспособность отказать себе в сиюминутном удовольствии.

Зависимость от социальных сетей

В кафе влюбленные держатся за руки, но смотрят в телефоны и свободной рукой прокручивают ленту в социальных сетях. Это обычная картина современной пары. Они делают так в постели, за семейным ужином, даже во время прогулки. Современный человек испытывает постоянную потребность проверять Facebook, "В контакте", Instagram, Twitter, Periscope, выходить в онлайн, обновлять статусы, писать посты, вести трансляции. Планшеты и телефоны позволяют это делать в любое время и в любом месте. Появились люди, которые при невозможности выхода в онлайн впадают в панику, даже проявляют агрессию. "Я решила неделю не выходить в Facebook,— пишет в Facebook одна девушка,— но потом поняла, что не смогу об этом писать у себя на страничке, и отказалась от этой идеи". Даже Дональд Трамп не может удержаться от бессмысленных твиттов. При зависимости от социальных сетей, необходимости комментировать и писать посты не остается времени подумать, нужно как можно быстрее высказаться. Instagram вскрыл еще одну общую болезнь нового века — нарциссизм. Люди гибнут ради селфи. Социальные сети вместо инструмента общения становятся слугой нашего тщеславия — они позволяют представлять себя и свою жизнь лучше, чем на самом деле, раздувать лайками свое эго. Быть виртуально нужными, заметными, успешными. Фильтры в Instagram позволяют стать красивее, правильный подбор фотографий представляет жизнь захватывающей. Для ярких фотографий люди арендуют дорогую одежду, машины, огромные букеты. И складывается замкнутый круг. Многие изображают красивую жизнь в социальных сетях и завидуют тому, у кого это притворство получается лучше.

Культ молодости

"40 лет — страшный возраст для женщины,— говорила в конце 70-х княгиня Монако Грейс Келли, одна из прекраснейших женщин своего времени,— красота уходит, и это невозможно остановить". В новом веке в 40 лет такой проблемы нет. Есть огромный спектр предложений салонов красоты и клиник пластической хирургии. Голливудские звезды и в 50, и в 55 остаются желанными красотками. "В чем секрет их молодости?" — изображая наивность, недоумевает глянец. То, что покупается богатыми и знаменитыми, становится объектом для подражания большинства. Например, каждая пятая девушка в Швеции в возрасте от 15 до 20 лет мечтает изменить свою внешность с помощью пластической хирургии. Женщины и мужчины чувствуют обязанность продлевать молодость как можно дольше. А те, кто еще молод, пытаются усовершенствоваться до предела. Увлечение пластическими операциями переходит в манию. Подтяжка лица, пластика живота, ягодиц, груди. "Поразительно, как у всех вдруг стали одинаковые черты лица",— говорит актриса Марион Котийяр. Семейство Кардашьян, выточенное резцом одного пластического хирурга, задает мировую моду. Эти тонкие носы и большие глаза теперь тиражируются практически в промышленных масштабах. Неточности природы, которые делали людей индивидуальными, изгоняются современной массовой культурой прочь. А те, у кого нет денег на совершенство, впадают в депрессию от непреодолимости пропасти между собой и идеалом. "Мой молодой человек очень хочет, чтобы я была похожа на Ким Кардашьян,— пишет в социальных сетях девушка Оля,— я тоже хочу. Но пока накопила только на увеличение губ".

Кредитная зависимость

В России на одного заемщика 1,6 кредитного договора. Треть должников всегда берет второй кредит. Нелли — менеджер строительной фирмы, лежит в больнице, она пыталась покончить с собой. Как у нее появилась растущая задолженность перед несколькими банками в 1,5 млн рублей, она и сама не заметила. Сначала она взяла кредит на 100 тысяч. И просто покупала себе одежду. Потом оформила кредит сразу на 500 тысяч. Отдала первый кредит, на что она потратила остальные деньги, Нелли точно сказать не может. Затем пришлось брать еще один кредит, чтобы погасить предыдущий. Но за растущими процентами она никак не могла угнаться... Из-за постоянных нервных срывов девушка потеряла работу и решила, что теперь выход только один.

Потребительский кредит оформить очень просто, банки откровенно преследуют своих клиентов с предложением взять деньги. Присылают такие сообщения: "Где бы вы ни находились, всего пара кликов в онлайн-банке, и кредит на сумму в 1 млн рублей у вас на счете без визита в отделение". Трудно удержаться. По мнению психологов, за кредитной зависимостью скрываются такие пороки XXI века, как инфантильность и безответственность взрослых людей. Мы живем одним днем, думаем, что все как-нибудь утрясется или кто-нибудь за нас решит эту проблему. Долг нужно будет отдавать в каком-то туманном будущем, а получать удовольствия, которые дают деньги, можно уже сейчас. Злоупотребление потребительскими кредитами характерно для России и азиатских стран. Западное общество в кредитной системе живет давно и вроде как умеет распоряжаться деньгами. Впадают в зависимость от мелких кредитов здесь не так часто, потому что всю жизнь находятся в зависимости от крупных. Банк дает деньги на дом, учебу, открытие бизнеса. И человек точно знает, что расплатится скорее всего только к старости. От этого не страдает психика отдельных людей, но, как показал мировой экономический кризис, серьезно болеет финансовая система в целом.