От можа до можа, Или три раздела Польши

Михаил Ханджей
Историческая справка:

Мешко I (Мечислав I; польск. Mieszko I; ок. 935 — 25 мая 992) — первый исторически достоверный польский князь, представитель династии Пястов, сын Земомысла, внук Лешека. Основатель древнепольского государства; объединил большинство земель лехитских племён и принял христианство латинского образца как государственную религию[1].

Значение слова "гонор"
1. устар. честь, достоинство, гордость, самолюбие
2. разг. преувеличенное чувство собственного достоинства; высокомерие, заносчивость ; Гонор не гордость, а прикрытие её отсутствия. В. О. Ключевский, «Записные книжки», 1893—1899 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ; Но когда ограниченный, грубый, малообразованный человек, на первый взгляд третьеразрядный фанатик, а в действительности самодур, жестокий и мрачный пошляк с болезненным гонором — когда такой человек наряжается богом, то хочется перед богами извиниться. В. В. Набоков, «Истребление тиранов», 1936 г.  (Википедия)
.........................................

Теперь немного из истории одного из западно-славянских племён из Гнезно.
Первым возжелал объединить "польские земли" Мешко в 960 году, когда он захватывал территорию вокруг Гнезно, а также земли по среднему течению Вислы, что и положило начало династии Пястов.

Когда Мешко «отдал концы», сынок его Болеслав, по прозвищу Храбрый, захватил чужой землицы от Одера и Нысы до Днепра, и от Балтийского моря до Карпат и застрадал от нехвата "жизненого пространства" ещё больше!

Таких страдальцев в Польше было много, но стать «Великой» «от можа до можа», как они говорили, не смогли. И вот почему, как они сами признаются: «Гонор маем, а пенонзев не маем", но тем не менее это не помешало им захватить Великое княжество Литовское, в состав которого в конце XVI века входили русские земли и составляли 90 % всей территории и большинство населения было тоже русским.

В 1569 году в условиях постоянной борьбы Великого княжества Литовского с Российским государством была заключена Люблинская уния (в городе Люблине, в Польше ), в результате которой появилось новое  государство - Речь Посполитая, в состав которой все южные земли (укрАины России) отошли непосредственно в состав Короны, т.е. Польши!

 Потом, в 1686 году Король Речи Посполитой Ян Собеский подписал в своей львовской резиденции-дворце Корнякта ("королевской каменице") «Договор о Вечном мире с Россией» в котором чёрным по белому написано:

 «...учинено было с Полским Яном Казимером королем перемирье на тринатцать лет и на шесть месяцов. А потом у брата нашего великих государей, блаженные ж памяти великого государя царя и великого князя Федора Алексеевича учинено было с Полским же Яном Третием королем перемирье  на другую на тринатцать же лет и на шесть месяцов. И в те перемирные лета уступили они, великие государи, их царское величество в сторону короля Полского и Речи Посполитой городов: Полоцк, Витепск, Дино-борк, Лютик, Резицу, Велиж, Невль, Собеж со всеми уездами и землями. Да с теми ж городами дано в Полскую сторону в два перемирья денежной казны четыреста тысечь рублев. А Смоленск с пригородки и Черкаские городы оставлены были в стороне нашего царского величества толко на те ж перемирные лета, на время, такж и город Киев по первому перемирью удержан был в державе нашего царского величества толко на два года, а по выхождении дву лет договорено ево отдать королю ж Полскому и Речи Посполитой...».

Как видим, Россия Польшу не обдирала, как липку. Россия стремилась к объединению против татар и турок, которым земли урвать у тех и других было слаще мёда!
А тут шведы заправлять миром возжелали! И пришлось России в Северной войне 1700 – 1721 годах не только «рубить окно в Европу», но и спасать всё ту же Польшу. Но польские паны не каялись, как сегодня они требуют покаяния от России. Будучи в постоянном состояния претензия ко всем странам Европы, перегрызлись со многими монархами, за что и были не один раз наказаны:

25 июля 1772 года между Пруссией, Россией и Австрией в Петербурге был подписан договор о разделе Польши. К России отошли восточная часть Белоруссии с городами Гомель, Могилев, Витебск и Полоцк, а также польская часть Ливонии (город Даугавпилс с прилегающими к нему территориями на правом берегу реки Западная Двина).
 
 В январе 1793 года Россия и Пруссия осуществили второй раздел
Польши. Россия получила центральную часть Белоруссии с городами Минск, Слуцк, Пинск и Правобережную Украину. Пруссии были присоединены территории с городами Гданьском, Торунем, Познанью.

 В 1795 году бывший фаворит Екатерины Станислав Август Понятовский отрекся от престола и Польша перестала существовать как самостоятельное государство – остатки её территории разделили между собой Австрия, Пруссия и Россия, которые произвели Третий, окончательный, раздел Речи Посполитой: к России отошли Курляндия и Семигалия с Митавой и Либавой (современная Южная Латвия), Литва с Вильно и Гродно, западная часть Черной Руси, Западное Полесье с Брестом и Западная Волынь с Луцком.

На Венском конгрессе 1815 году, после разгрома Наполеона с его холуйской Польшей, Австрия, Пруссия и Россия пришли к соглашению, что наполеоновское "Княжество Варшавское" будет преобразовано в Царство Польское, получит новую конституцию, в соответствии с которой царем Польским, главой исполнительной власти польского государства станет российский император Александр I. Тем самым новое польское государство входило в состав Российской империи на основании унии.
 
Но поляки в 1812 году в сожжёной Москве дошедшие до людоедства, попрежнему бунтовали против России.  И уже Император Всероссийский, Николай I, с 26 декабря 1825 года, он же царь Польский, в 1830 году говорил:

«Ваша страна могла служить образцом экономического благоденствия народов, ей удивлялись все иностранцы, население постепенно увеличивалось, повинности не были обрименительны для народа, вы управлялись своими собственными законами, торговля и промышленность процветали, города и сёла постепенно увеличивались, и вся Польша представляла собой завидный образец благоустройства и культуры. Я решительно не могу понять, каким образом поляки пришли к мысли о революции; как они не разсчитали,  не предвидели тех опасностей и тех бедствий, которые угрожают их родине».

Как видим, Польше благоволили и Пётр Первый, и Александр Первый, и даже Иосиф Сталин, которого в Польше проклинают, в Польше, где были настоящие патриоты и те, кто мечтали пройти маршем вместе с нацистскими войсками в вновь завоёванной Москве, выдавали евреев, и предавали, предавали Славянский мир, как и до наполеоновского нашествия, так и после. А их потомки уже предали и Варшавский договор, и свой народ. А их потомки ёрзают на скамейках в московских студиях, зарабатывая свои "тридцать серебреников".

 А между тем, без Иосифа Виссарионовича Польша не имела бы нынешних границ. О, каковы подарки: изрядный кусок немецкой Силезии, южная часть Восточной Пруссии, Гданьск, православный Белосток! Итог той войны - у Польши забрали обратно "наследие Речи Посполитой" - западнорусские земли.

А этого уж этого Польша перенести не в силах. Поэтому и ныне отдельные политики страдают от "исторической неправды", мечтая  о восстановлении Речи Посполитой «от моря и до моря», разглагольствуют об «европейских ценностях», «демократии» и об «отверженной Европой России», забыв предостережение Петра Великого: «...о наших собственных землях, усердное попечение имеем, яко вредительная злая трава, искоренены от злых людей очищена будет...»
 
P.S. Заранее прошу прощения, если при прочтении этой статьи некоторые польские читатели отнесли обвинения на свой счёт - моя  цель была рассказать об истории вопроса.