Надо ли учить любви к Родине?

Влад Алексеев 2
Нет в России семьи такой,
Где б не памятен был свой герой,
И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят.
Этот взгляд словно высший суд
Для ребят, что сейчас растут.
И мальчишкам нельзя
Ни солгать, ни обмануть,
Ни с пути свернуть.
Муз. Рафаил Хозак.
Слова Евгений Агранович.

     Вроде бы странный вопрос. Разве можно научить кого-либо любви?

     Она приходит к нам с молоком матери, вкусив которую крохотный человечек начинает ощущать свою связь с внешним миром, с близкими, с любимыми… Если эта связь будет обоюдная, взаимная, то вырастит из него гражданин любящий Родину, страну, землю родную и людей, которые живут на этой земле. Отсюда возникает великий соблазн – НЕ НАДО учить. Как мне возразил один из моих оппонентов, привожу буквально цитату – « Научить любить Родину невозможно, этому не учат. Научить любить власть - да, это будет вернее. Патриотизму не учат и настоящий патриот, только из-за любви к родине, иногда может пойти против власти в своём государстве…».  Какие замечательные слова и вроде бы правильные, особенно в части «патриотизму не учат и настоящий патриот, только из-за любви к родине, иногда может пойти против власти в своём государстве…». Вот в этом как раз кроется коварство для неискушённого человека, каковыми являются дети. Они рассчитаны на поколение молодых так называемыми «псевдолибералами» и «псевдодемократами».  Я повторюсь «псевдо» потому, что взгляды некоторых приверженцев этого направления имеет мало общего с истинным ценностями либерализма и демократии.

     Преклонение перед Западом и стремление жить как там – это не есть идеалы свободы слова и мысли и т.д, Воспеваемые ими и вставляемые в нас, россиян, шпильки об «общечеловеческих ценностях» не доставляются другим народам и странам на авианосцах, с самолётами, бомбами, танками. Демократическая революция происходит, прежде всего, в голове, в сознании человека и в течение длительного периода, от поколения к  поколению передаются её традиции, помыслы, дела. Отсюда вышеперечисленное со свободой и демократией не имеют ничего общего.

     Вообще страшнейший удар по современному либерализму нанесли не диктаторы типа Саддама Хусейна, Ким Чен Ына и др., а лидеры того самого «прогрессивного человечества», когда обрушили град ударов и уничтожили под надуманными предлогами Югославию, Ирак, Ливию.  В России же их последователи окончательно дискредитировали себя на фоне уже печально известных реформ «лихих 90-х гг.».

     Права и свободы человека, демократия нужны и очень нашей стране, но это не значит, что мы должны ради них отказываться от своих корней и слепо копировать порядки с Запада. Нужен и патриотизм!  В той же Америке он в почёте и не стесняются говорить об этом со всех углов, у нас почему-то усилиями «псевдолибералов» это ругательное слово и пытаются приравнять любовь к Родине (патриотизм) – «к религии бешеных».

     В 90-х по приказу нашего «либерального» правительства и по указке их покровителей с Запада аннулировали воспитательную функции в системе образования – мол, политика должна быть отделена от школы. Приказали, сделали. Свято место пусто не бывает, тем более головы молодых людей. В результате учителями подростков стали уличные «бандюги», фонды Сороса и прочее. Они научили наших детей как можно и нужно грабить, насиловать, убивать, как не любить свою страну и при первой возможности «свалить за бугор».  Вырастили целое поколение духовно и идейно нищих.

     Кто от этого выиграл!? 

     Российский народ? -  Нет! Либерализм? -  Тоже нет! Только западные кураторы пожинали плоды от нашего бардака и потирали руки. Поэтому я считаю и буду считать любить Родину нужно и обязаны учить, что бы наши дети не приняли лесть демона за праведные речи ангела. Ведь иначе будут правы те, кто говорит, что "патриотизм - религия бешеных.", а 9 мая мы "Все будут биться в экстазе от Победы, которой не было.", «и Вторую Мировую войну начала Германия с СССР» и теперь остаётся нам покаяться перед всем миром и посыпать голову пеплом.

     Перед кем!? 

     Может перед своими палачами, хладнокровно убившими 27 млн. наших сограждан, или перед бывшими восточноевропейскими союзниками, которых освободили от неминуемого уничтожения в 1944 и 1945 годах ценой гибели миллионов соотечественников, или перед союзниками по антигитлеровской коалиции за их политику «умиротворения агрессора», а потом за варварскую бомбардировку Дрездена, Хиросимы и Нагасаки.

     В связи с этим я вспоминаю урок, данный мной в начале «нулевых». Называлась тема «Итоги Великой Отечественной войны и Второй Мировой войны: современные взгляды и оценки» и построил его чуть необычно. Представил ученикам ситуативный момент – «к вам приехал ваш западный ровесник и между вами разгорелась дискуссия – кто победил фашизм во Второй Мировой войне?». В качестве западного оппонента выступил их же одноклассник, самый смышленый в классе. Поработали с ним над аргументами, которыми он будет противопоставлять классу, то бишь «россиянам».
Урок начался, класс язвил, предвкушая разбить «иностранца» в «пух и прах».

     Началась дискуссия.

     Класс.
- Мы победили.

     Он, «иностранец».
- Нет. Докажите.

     Учащиеся класса, восторженно.
- Берлин взяли!

     Кто-то вспомнил битву за Москву, Сталинград.

     «Гость» продолжил хладнокровно.

- Вы не победили, а трупами закидали, - и привёл статистические данные о потерях сторон и в придачу крепкие морозы непривычные для немцев.
Класс сник, обескураженный.

- А если вы победили, то приведи свои аргументы, - с обидой и чуточку со злостью крикнул кто-то из класса.

     А он начал с фильма популярного тогда «Спасти рядового Райана», привёл данные о действиях союзников на Тихом и Атлантическом океане, в Северной Африке, героическую высадку союзников в Нормандии и всё это приправил сюжетами с голливудских боевиков. Класс молчал. Дальше мне пришлось прервать дискуссию и объявить: «Вот к каким результатам может привести наше невежество и почему надо учить и знать историю».

     В подобной ситуации есть соблазн уйти в другую крайность, что нынешнее поколение кроме айфонов, гаджетов и т.д. и т.п. ничего не интересует, что оно безыдейно, бездуховно и мертво.  Это самый лёгкий способ уйти от проблемы. Дети, пока они несовершеннолетние по большому счёту не плохие и не хорошие, таковыми делаем мы их взрослые. Отсюда надо ли учить, перестаёт быть вопросом. Надо!

     Приведу другой пример со школьной практики.

     Надо было мне провести урок в другой школе, с незнакомыми мне учащимися. Родной преподаватель сразу предупредил: «Класс не силён и есть много нюансов и «но»…». Тему избрал про Великую Отечественную войну, решил также построить урок необычно с использованием музыкальной тематики. Благо материала было много, песен под каждые события войны можно найти предостаточно. Всю неделю готовился, работал не покладая рук с источниками: искал в интернете, монтировал фрагменты с исторических хроник на соответствующую песню. С большим трудом, ПОЛУЧИЛОСЬ!!! И тут на последний день случилось непредвиденное – компьютерный вирус уничтожил все мои труды)))). Что я пережил? Моё горе не описать. Пришлось засесть заново за компьютер и воссоздавать утерянные разработки. Ночь не спал, но к 6 часам утра всё готово. Вздох облегчения!

     Поехал на занятия не выспавшийся, с тяжёлой головой, но…

     Зазвенел звонок, начался урок. Класс притих. Дети сидят чуточку скованные, десятки глаз внимательно наблюдают за тобой – незнакомый учитель, много гостей.

     Начал, как обычно с краткого ознакомления темы, к моему рассказу добавились фрагменты фронтовых песен – «Если завтра война», «Священная война», «Прощание славянки», «Бьётся в тесной печурке огонь», «Враги сожгли родную хату», «Алёша», «Бухенвальдский набат», «День Победы», «Хотят ли русские войны» - всё по плану темы. По экрану синхронно побежали хроники с документальных кадров Великой Отечественной войны, вижу лица детей потеплели, в глазах чувствуется взаимопонимание, сопереживание с темой, по одной, затем по другой побежала неприметная слезинка. Быстро и незаметно закончился урок. На перерыве украдкой пробилась ко мне одна из учениц недавнего класса и взволнованно поблагодарила: « Спасибо Вам за урок!». В этот момент забылось, прошло всё – тяжёлые будни, хронические невыплаты и задержки с зарплатами, бессонная ночь напролёт накануне, тяжёлая голова, усталость.  Осталось только огромное счастье от своей работы! Нужность того, что мы делаем!

     А мой оппонент он прав отчасти. Детей надо не только учить любви к своей Родине, но и показывать это красиво. О прошлой войне они не должны узнавать из голливудских боевиков типа «Спасти рядового Райана», а из других, наших прославленных - «Они сражались за Родину», «Горячий снег», «А зори здесь тихие»… Их много, можем создавать и дальше великие картины.

     Другая проблема в образовании по предмету – это школьные учебники по истории. Книги составлены несуразно и таким образом, особенно в старших классах, чтобы вызывают у взявших их в руки учеников отвращение. Они же представляют собой сплошное нагромождение фактов, терминов, цифр, дат. О какой любви к истории здесь может быть речь?! С первой же страницы пробивает зевота.
 
     В пресловутые времена СССР допуск учебника в школу решала комиссия из числа авторитетных экспертов и специалистов всех уровней, а теперь, по-видимому, для этого надо только «галочки» заинтересованных лиц и желание побыстрее «бабла» срубить. Как результат приходиться иметь дело, когда ученики приходят и удивлённо спрашивает: «А почему здесь другая дата, слово неправильно написано? и т.д.».

     Нет, учебник должен быть написан живым, красочным языком, для конкретной аудитории по возрасту и возможностям, а главное автором, который любит свою профессию не только за деньги.  Тогда казалось бы скучная наука история побежит по школе жизни подобно ликующей горной речке через бурные исторические эпохи, сквозь непредсказуемые повороты событий, дат, с красочными иллюстрациями, самое главное с реальными нашими героями на страницах, а не с «рядовыми Райанами». У нас их в истории было предостаточно. Вот тогда риторического вопроса - надо ли учить любви к Родине? – в принципе будет невозможно.
 
Фото. Макс Альперт. Комбат. 1942 год.