Одной ногой в Хельсинки

Александр Алексеенко 2
           «…Хелсинки, о Хелсинки!..» – крутился в голове припев финской песенки из шестидесятых годов, которая была записана на странной малюсенькой пластинке, по размеру в два раза меньшей, чем диск сорокапятки. Я не знаю, откуда эта пластинка появилась в нашей семье, но звучала она очень часто, а родители даже напевали нехитрый припев.
           А еще опостылевший мне танец «Летка-енка»!.. И он тоже родом из Финляндии. Этот танец меня раздражал в немалой степени. Я не понимал – что же в нем такого притягивающего, от чего все танцующие будто с ума посходили и толкались друг за другом с идиотскими улыбками на лицах?
           Именно эти два воспоминания тормошили меня, напоминая о Финляндии, когда мы блуждали по улицам Таллина. А почему бы вживую не увидеть Хельсинки? Он же совсем рядом, стоит только переплыть Финский залив. Тем более что мы давно туда собирались. И мы выкроили себе один денек для финской столицы.
 
           Накануне нашего морского перехода в Хельсинки мы зашли в пассажирский терминал морского вокзала Таллина, чтобы купить билеты на паром компании «Viking Line». Вообще-то, паромных компаний, гоняющих в Хельсинки через Финский залив, было несколько.
           Но мы выбрали именно эту, поскольку время убытия и прибытия было самым оптимальным: ранее всех отходил и не слишком поздно возвращался. Время в пути могло заметно отличаться и это зависело от класса парома. Были громадные корабли, упакованные всевозможными барами, ресторанами, игровыми комнатами и прочими развлечениями. Разумеется, что такие паромы предназначались для большого количества людей и автомобилей. А существовали и менее громоздкие суда, но более скоростные. Так и получилось, что в Хельсинки мы дошли за два с половиной часа, а на обратный путь пошло чуть менее двух часов.

           Заплатив за два билета туда и обратно по тридцати одному евро, я вдруг задумался о том, что я знаю о паромах. Когда-то еще мальчиком мне пришлось переправляться через Каспийское море из Красноводска в Баку на привлекательном пароме «Туркменистан». Каким бы я малым не был, но запомнил красивые внутренности того судна, удобные каюты и лакированные двери. А еще - как перед глазами - богатые ковровые дорожки, разложенные по коридорам.
           Но было и другое воспоминание: сопровождающая меня бабушка рассказывала, что я ночью кричал и просил закрыть иллюминаторы, потому что в них льется вода. И тут же мне пришло в голову, как более двадцати лет назад мы все сопереживали крушению парома «Эстония», который вышел именно из Таллина. Это была самая жуткая катастрофа на Балтике в мирное время.
           Странно, почему это вдруг я об этом? Так я же к переходу на пароме готовился! Вот и вспомнилось. Но мои мысли вокруг печальной темы долго не крутились, а каких-то волнительных предчувствий не было вовсе. Ведь нам предстоит увидеть новый город!..

           Ранним утром мы с неудовольствием увидели мокрые дороги и тротуары. Да, Гугл  предупреждал, что один из четырех дней нашего путешествия в Прибалтику будет дождливым. И он пришелся именно на Хельсинки.
           Захватив зонтики, мы поспешили к морскому вокзалу. Но в  глубине души таилась надежда, что вдруг на том берегу дождь смилостивится и его там не будет.

           В вокзале присутствовало уже немало будущих пассажиров, но посадки еще не было.
           - Начинается регистрация на паром компании «Viking Line»! – неожиданно услышали мы объявление по-английски. Да, здесь почти как в гражданской авиации: сначала регистрация, а потом посадка.
           Народ зашевелился. Мы с интересом рассматривали окружающих нас попутчиков. Были такие же, как и мы, явные туристы, были деловые люди с кейсами, а были еще и озабоченные пассажиры, с большими сумками и чемоданами. Чем-то они смахивали на людей из 90-ых, которые колесили по разным странам с целью если не разбогатеть, то хотя бы серьезно пополнить свой бюджет. «Челноков», то есть.
 
           Внимание наше занимала семья из четырех человек: относительно молодых родителей и двоих детей. Вот у них баулов было выше потребностей обыкновенного туриста. И они очень органично вели себя в терминале – занимали самые выгодные позиции перед регистрацией, а затем перед посадкой. Краем уха я услышал четкие указания главы семейства детям:
           - Значит, только зайдем – бегите сразу в задний отсек и занимайте место возле столика на пять или шесть человек! Мы пойдем с сумками за вами!
           Чувствовалось, что человек сведущий, знает о порядках и о возможных сложностях при «форсировании» через Финский залив. Трудно было разобраться, чем они занимаются и зачем плывут в Хельсинки. Может быть, до сих пор товар возят. Только непонятно – туда или оттуда. Какая-то своя жизнь. Да и Бог с ними. Но мы прислушались к его рекомендациям и держались к ним поближе. А вдруг и правда мест не хватит или будет неудобно сидеть?..

           Однако судя по количеству отплывающих, его опасения по поводу размещения были излишни. Мест было вдоволь. Мы сначала действительно шли за своими ведущими и вышли к большому залу не то кафе, не то бара, где и начали размещаться уже по своему усмотрению. Для нас путешествие на пароме было внове, и мы с интересом знакомились со всем, что нас окружало.
           В мечтах было осуществлять выходы на палубу, рассматривать волны и чаек или хотя бы прогуливаться вдоль фальшборта... Ан, нет: проливной дождь и ветер сопровождал нас до самого Хельсинки. Все вокруг было серым, мутным и скучным. Поэтому мы, захватив отдельный столик в баре, сидели на диванчиках, вытянув ноги, потягивали кофе да уничтожали снедь, что взяли с собой из отеля.
           А еще, развлечения ради, поглядывали на экран ближнего телевизора, где крутили один за другим клипы известных музыкантов. Другие пассажиры занимались примерно тем же, или сидели, уткнувшись в смартфоны и планшеты, а некоторые откровенно спали. Каким бы ни был дождь, но отъявленные курильщики все равно выходили на палубу и дымили, хотя на пароме была специальная курительная комната. Я тоже пару раз высовывал свой нос на палубу, но быстро ретировался оттуда в уютный зал парома.

           Через два с половиной часа начали мелькать прибрежные сооружения Хельсинки, но радость освоения нового города была существенно омрачена: дождь лил не шуточный и перспектив его прекращения не ожидалось. Началась высадка из парома. Мимо нас рысью пронеслась знакомая нам семейка «мешочников», они и здесь почему-то спешили. Озабоченные и загадочные…
            - «Попутного им ветра в делах!» - подумали мы и, раскрыв зонтики, пошли своей дорогой.

            Дождь – это уныло. И вдобавок, холодно. Тем более, когда на календаре июнь, и ты экипирован согласно летнему гардеробу. Но нас грела мысль, что новый город и согреет, и добавит эмоций. Карт города Хельсинки в пассажирском терминале была целая гора, мы выбрали на русском языке и с наиболее подробным описанием центра. Окрестности нас уже не интересовали, потому что осмотреть их мы все равно не успели бы.

            Судя по карте и своим заметкам, ближе всего к нам был Успенский собор православной церкви. Когда-то Хельсинки, или по-другому Гельсингфорс, входил в состав Российской империи. Поэтому русские тут и жили, и имели свою церковь, и много чего было еще, что присуще российским городам.
            В нынешнее время русскоязычное население составляет около четырех процентов от всех жителей Хельсинки. Но собор, которому вот уже полтора века, и сейчас служит верой и правдой православному люду столицы Финляндии. Он воздвигнут на живописном холме, под которым разместилась не менее популярная Рыночная площадь. Вид с этого холма на площадь и город впечатлил бы нас, но погода сегодня удручала – дождь не прекращался.

            Зайдя в собор с толпой вездесущих и напористых китайцев, я как обычно купил  свечку, да постоял недолго в уголке, уповая на божье снисхождение за все свои «вольные и невольные» прегрешения. А китайцы в это время активно перемещались по храму, фотографировали и разве только что не орали, когда переговаривались, нисколько при этом не смущаясь.
            Нет у них никакого такта и скромности при посещении, будь то дворца или знаменитого храма, причем, не разделяя между собой туристов и истинных верующих. Хотя справедливости надо сказать, что так они себя ведут, когда ходят группой. А если вам встретится обыкновенная парочка, или вообще китаец-одиночка, то тут никаких претензий не будет – ведут себя очень цивилизованно.

            Спустившись от собора вниз, мы попали в привычную базарную стихию. Палатки, киоски, автомобили с товаром и уличной едой – так выглядит в Хельсинки современная Рыночная площадь.
            - Покупаем рыбку! Свежая ряпушка! – да, это прозвучало под самым ухом по-русски, а потом, скорее всего, и на английском. Потому что словечко «fish» там присутствовало.
            Рыбка выглядела аппетитно, но кушать ее на холоде и под дождем было совсем не интересно, и мы двинулись дальше, петляя между палатками. Несмотря на непогоду, разноплеменного народу собралось здесь немало. Кто-то сидел под навесом и таки уплетал эту ряпушку, а кто-то просто баловался кофейком.
            Кроме того, все туристические путеводители рекомендовали отправиться на катере прямо от причала, что подходил к Рыночной площади, и «насладиться морской прогулкой», осматривая виды Хельсинки с моря. Так в эту минуту на море и смотреть было зябко, а не то, чтобы еще и блаженно колыхаться в суденышке!..

            Уже выходя с площади, мы наткнулись на фонтан, который яростно шипел и воды извергал немало. И это во время непрекращающегося дождя! Впрочем, а кто бы его выключил? Это же достопримечательность Хельсинки – фонтан «Морская нимфа». Просто вид лишней воды добавил организму еще больше сырости, пусть и виртуальной. А я, в отличие от своей предусмотрительной жены, одет был совсем не по сегодняшней подлой погоде.
            - Все, Ира, меня надо согревать! – взмолился я, и мы нырнули в первое попавшееся кафе.
            Надеюсь, что тут будет что-то горячее. Не ошибся. А для верности заказываю еще и пару рюмок «Финляндии». Как это – быть в Хельсинки и не выпить водки, да чтобы одной из лучших?!.. Народ не поймет... И я сам себя тоже.

            Из кафе выходим совсем в другом настроении и оглядываемся по сторонам. Вокруг нас раскинулся не шумный и добропорядочный Хельсинки. Куда не бросишь взгляд, а все вокруг что-то да напоминает. Может, город какой? Такие же прямые улицы, дома все в классическом стиле и не высоки – три, четыре, максимум в пять этажей. Хм…
            - Слушай, да это просто вылитый Питер! – наконец-то соображаю я, - Только масштаб совсем не как у имперской столицы.
            - Да, очень похоже, - соглашается жена, - и парк этот смахивает на какой-то из Питера.
            Мы идем по мокрому парку Эспланады, рассматриваем ничего незначащие для нас памятники, делаем фото. Но я чувствую, что накопленное в кафе тепло от меня быстро уходит. Делать нечего, надо утепляться.
            А тут как раз перед нами нарисовался хваленый магазин «Стокманн», и мы окунулись в мир всевозможных покупок. Однако разгуляться своей жене я не дал: у нас была задача утеплить только меня, а не размениваться на метания по отделам в поисках очередного женского свитерка. Не выйдет! Проблему мы решили быстро, я добавил к своему гардеробу теплую бобку, и вот мы снова на улицах Хельсинки.

            Очень чистый и аккуратный город, идеально вымощенные тротуары и улицы, вагончики трамвая выглядят как игрушечные. Глазу придраться не к чему. Подошли к представительному железнодорожному вокзалу. Ему уже больше ста лет, но выглядит он монументально. И внутри он ухожен и удобен для пассажиров.
            Но людей немного, и они не мечутся в поисках пути или поезда, как мы можем наблюдать на наших вокзалах. Финны двигаются, как всегда и везде, размеренным шагом. Уважаю...

            Двинувшись вверх от вокзала, мы очень быстро упираемся в небольшой сквер и видим большую конную статую. Ну, этого финского персонажа я знаю! Это Карл Густав Маннергейм, бывший российский генерал, хоть и шведского происхождения. Он был и врагом России, и другом, в зависимости от складывающейся политической конъюнктуры. Но для финнов Маннергейм был и есть национальный герой, которого они почитают, хоть и мавзолея ему не придумали.

            Была у меня еще одна идея из того плана, что я наваял накануне посещения Хельсинки. Где-то недалеко от этого коня с Маннергеймом находилась церковь, вырубленная в скале. Само название подвигало нас на то, чтобы обязательно ее увидеть. А вдруг там что-то невообразимое? Мы, застегнув плотнее куртки и стиснув зубы, двинулись в примерном направлении к объекту «Церковь».
            Странное дело, а местный народ, в отличие от нас, на дождь внимания почти не обращает. Вдруг мы натыкаемся на открытую сцену, на которой зажигают музыканты. Очень живо! А для всех зрителей тут же раздают накидки от дождя. И публика не расходится!..
            Подивившись такому упорству хельсинкцев, мы продолжили свои поиски. Но вот незадача –  совершаем круг за кругом по району, а церковь не проявляется!.. Терпение у нас лопнуло, и мы прекратили свои поиски. Когда я позже рассматривал карту города, то с удивлением увидел – церковь была в нескольких шагах от нашего маршрута. Просто она невысокая, почти плоская, и из-за домов ее не было видно... Такой у нас получился казус.

            Развернув свои стопы на сто восемьдесят градусов, мы без остановок прибываем на самое знаковое место Хельсинки. Это Сенатская площадь. Представительно и торжественно. Тут и Сенат, и памятник Александру Второму, и громадный кафедральный Николаевский собор, который принадлежит лютеранам. И еще университет рядом!
            Опять приходит в голову сравнение с Санкт-Петербургом, очень все похоже. Хотя это и неудивительно, потому что оба города проектировали и строили люди для одного и того же заказчика, которым была Российская империя. Мы обходим площадь, но и одновременно крутим головой с весьма прозаическими интересами:
            - Смотри, вон там есть кафе симпатичное! – радуется жена, потому как давным-давно наступило время обеда.

            Как раз напротив памятника русскому царю мы и устроились. А что есть будем? А вот знаменитый рыбный супчик, о котором нам рассказывали все путеводители, мы и пожелаем! Не обманули, скажу я вам. Суп, да с лососем, который, я надеюсь, не в пруду выловлен – это очень вкусно. А плюс еще хорошая рюмка финской водки... Даже уходить не хочется.
            Мы сидим в тепле и уюте, на нас сверху не падает вода, а на столе уже стоят десерты и дымится кофе. Собственно, это стало хорошей концовкой нашего визита в столицу Финляндии. Время подтягивалось к вечеру, скоро на паром. И мы медленно пошли обратной дорогой к пассажирскому терминалу.

            Прямые, без малейшего изгиба улицы нас снова вывели на Рыночную площадь. Похоже, что в Хельсинки все дороги сюда выводили. Базар уже активно сворачивался. Палатки разбирали, новых порций жареной ряпушки уже не «выпускалось», а посетителей стало заметно меньше. Мы мимоходом заглянули в пару палаток, но что-то не срасталось желаемое и действительное.
            - Уедем без сувенира? – поинтересовался я у жены.
            - Почему? На тебе вот останется эта бобка! Будешь вспоминать Хельсинки, - усмехнулась Ира.
            - Я буду холодрыгу вспоминать, - проворчал я, ощущая при этом, что рюмка «Финляндии» прекратила свое волшебное действо.

            И мы уже без остановок направились к морскому вокзалу. Ну, что же, не все коту масленица!.. Бывают и такие невыразительные поездки, когда складывается не так, как рисовал себе накануне. Кто знает, может быть, в теплую погоду Хельсинки мы восприняли бы по-другому, то есть, с большим энтузиазмом и приятностью.
            Но и сегодняшнее посещение для нас не было скучным. Все-таки новый город всегда добавляет энергии и идей для размышления на досуге. А Хельсинки хороший город, в котором живут незлобивые и сдержанные жители.

            Погрузившись в паром, мы опять согрели себя чаем и кофе. Обратный переход прошел в спокойном ковырянии в смартфоне да разглядывании фоток, что мы сделали в Хельсинки. Неожиданно паром издал продолжительный гудок, после чего гудки шли не переставая. Оказывается, мы попали в полосу густого-прегустого тумана, и она тянулась почти до самого Таллина. Вот поэтому экипаж и начал подавать предупредительные сигналы.
            Поначалу нам стало неспокойно. Я почему-то снова вспомнил катастрофу двадцатилетней давности. Но в отличие от той ситуации у нас не было шторма, зато присутствовала уверенность в навигационном оборудовании: оно не подведет! И таки да, мы пришли в Таллин согласно расписанию. Вылазка через Финский залив закончилась. А нам только то и остается, как вспоминать дождливую финскую столицу…