Две матери

Лидия Рыбалко
ДВЕ МАТЕРИ(часть 1, 2, 3 )....автор Лидия Рыбалко (Свердловск)
До завтра,--сказала Таня подруге.--Не опаздывай ,как сегодня.
--Сама не знаю,как получилось. Почему-то будильник не зазвонил,--ответила Соня.
Девочки учились в девятом классе в одной из лучших школ города. Подруги еще немного постояли и разошлись. Таня свернула на аллею,через сквер она всегда возвращалась домой. Было прохладно и в сквере никого не было,только на одной скамье сидела женщина. Увидев Таню,она вся напряглась и встала.
--Снова эта женщина,--подумала девочка.--И чего она за мной следит?
Она посмотрела на нее. На вид ей лет сорок,она была какая-то странная. Лицо припухшее,как это бывает у больных или пьющих людей. Из-под старенькой шапочки выглядывала жиденькая темная челка. На ней был надет оранжевый,явно с чужого плеча,плащ,на ногах растоптанные ботинки. Таня брезгливо поморщилась и хотела пройти мимо,но она неожиданно назвала ее имя.
Девочка остановилась,незнакомка жестом пригласила ее присесть. Оглядываясь по сторонам,не видит ли кто,она присела на скамью.Женщина молча сидела и смотрела на нее. Не выдержав,Таня спросила:
--Откуда Вы меня знаете?
-- Я все о тебе знаю,--волнуясь, ответила незнакомка.
Таня начала нервничать,в душе ругая себя,что согласилась присесть. Женщина была ей неприятна.
--Говорите,что Вы хотите от меня?--не выдержав,сказала она.--Мне пора идти.
Та, вместо ответа, как-то странно посмотрела на нее.
--Меня зовут Люба,Любовь Степановна,--ответила ей,немного помолчав,добавила.--Я твоя мама.
Таня ужаснулась от этих слов,вскочила со скамьи.
Вы ненормальная,--крикнула она и побежала прочь по аллее.
--Доченька,--тихо сказала Люба со слезами на глазах.--Доченька моя.
Она снова устало присела на скамью,достала из кармана пачку сигарет,задумалась.
Нет,никогда дочь не простит ее.Дети не прощают,когда их бросают.
Достала сигарету,щелкнула зажигалкой,затянулась.
 --А девочка с характером,--улыбнулась она.--Красивая,вся такая ухоженная.
Люба оглядела себя,тяжело вздохнула,а ведь могло быть все иначе,будь у нее настоящая семья.Что она видела в жизни? Да,были у нее папа и мама,был дом.Все рухнуло в один момент.
Тогда все рухнуло не только у них. Перестройка. Завод,где работал отец,закрыли. Людей просто выбросили на улицу. Работу отец не мог найти,перебивались его случайными заработками и жили на зарплату матери,она работала медсестрой в детской больнице. Отец стал часто приходить пьяный домой,что-то бурчал и падал замертво.Люба тогда училась в седьмом классе. Была живой и общительной девочкой,у нее было много друзей.
 Потом отец совсем перестал ходить на работу,его часто видели среди бомжей.Мать ругалась сначала очень сильно,потом просто плакала. Жить становилось все тяжелей.Любе очень жалко было мать и себя,она замкнулась в себе.Однажды мать была в ночную смену,а отец,как всегда,еле пришел домой и не один. С ним был какой-то здоровый верзила,молодой парень. Он так посмотрел на нее,что у Любы все похолодело внутри. Они прошли на кухню,на столе появилась бутылка водки,а она ушла к себе. Сделав уроки,выключила лампу и прилегла,укрывшись пледом. За стеной долго громко говорили,пели,потом все стихло. Люба задремала,но вдруг почувствовала,как на нее навалилось что-то тяжелое. Она попыталась закричать,но ей закрыли рот рукой. Девочка долго сопротивлялась,слезы текли по ее щекам,но верзила был сильней ее. Долго, грубо и безжалостно,  насиловал ее,от ужаса и боли, она потеряла сознание. Когда она пришла в себя,в комнате никого не было.Люба вышла на кухню,отец спал за столом.
 Утром,когда мать пришла с работы,она рассказала ей все. Мать в гневе кинулась на кухню. Отец уже проснулся и искал чем бы похмелиться. Увидев жену,сказал:
--Сходи в магазин,принеси чего-нибудь.
Он хотел присесть,но жена закричала на него
--Тебя убить мало,ирод проклятый,сколько можно так жить?
Ты что с ребенком сделал?
Она заплакала,а он смотрел на нее,видимо,не мог понять в чем дело.
--Что ты орешь?--наконец выдавил из себя.--Не ори,лучше беги в магазин,я ждать не умею.И чего я сделал с Любкой?
--Кого ты вчера привел в дом? Животное,зверь какой-то,девчонку снасильничал,ты где ирод был?
До отца ,видимо,стало доходить,он присел на табурет. Рот его открывался и закрывался беззвучно,наконец,он смог сказать.
--Кто? Ромка снасильничал Любку? Да не может этого быть,она наговаривает,сама наверно полезла к нему,парень-то красавец,бабло имеется у него.
--Папа,ты что такое говоришь,--заплакала Люба и выбежала из кухни.
Мать сильно ударила его,он пошатнулся и упал.
--Люба,дочка,сходи за хлебом,я пока завтрак приготовлю,--громко сказала мать,потом обратилась к мужу.--Чего там развалился? Вставай.
В ответ тишина,она обошла стол,наклонилась и закричала:
--Степан,Степушка,что же я наделала?
 Люба,услышав крик матери,вбежала на кухню. Мать плакала,а отец лежал на полу,из его головы текла ручейком кровь. Девушка все поняла,видимо,падая,он ударился головой о батарею.
 --Доченька,вызови скорую,--попросила мать.--Давай бегом.
Девочка кинулась в прихожую,набрала номер и вызвала скорую помощь. Помочь отцу уже никто не мог,удар оказался смертельным. В доме появилась милиция. Люба смутно помнит все,что происходило в доме,мать увезли.
 За убийство по неосторожности матери дали три года,Люба стала жить с бабушкой.
 Продолжала ходить в школу,однажды на уроке ей стало плохо. Учительница отвела ее в медпункт,где медсестра измерила ей температуру,задавала много вопросов.
-- Люба,у тебя мальчик есть?--спросила она.
Девочка отрицательно покачала головой,но медсестра внимательно посмотрела на нее.
--Ты что-то скрываешь от меня?--снова спросила и добавила.-- Скажи мне правду. Ты спала с мальчиком?
Люба,ничего не понимая,заплакала,а медсестра сказала:
--По всем признакам,девочка моя,ты беременна.
Тогда девочка,не переставая плакать,рассказала все. Выслушав ее внимательно,в душе очень жалея этого ребенка,погладив ее по голове,медсестра сказала:
-- Ты сейчас иди домой,учительнице скажи,что я тебя отправляю,а завтра пусть бабушка придет ко мне,хорошо?
Люба вышла,взяла в классе сумку и пошла домой.
 На другой день бабушка пришла в школу,ее встретила классная руководительница, и они прошли в медкабинет.
 Медсестра предложила присесть,спросила, как зовут,помолчала немного.
--Варвара Леонидовна,--обратилась к ней.--Люба с Вами живет?
 -- Да,со мной,мать ее,невестку мою,посадили,а Любашу мне под опеку отдали,--она растерянно посмотрела на них.--Да что случилось то? Внучка пришла вчера из школы и сказала,что меня хотите видеть.
 --Понимаете,девочка беременна,--ответила медсестра.-- Вам надо сводить ее в больницу,для уточнения.
Бабушка сидела и смотрела широко открытыми глазами.
-- Как беременна? Она же еще дите,ей только четырнадцать лет. Господи,что же делать то мне теперь? Кто же это мог сотворить с ней?
-- Люба сказала,что ее изнасиловал какой-то Рома. Я удивляюсь,почему родители не заявили в милицию?
--Понимаете,если все окажется правда, девочка не может тогда продолжать учебу в школе.--включилась в разговор учительница.
 Люба очнулась от воспоминаний,огляделась по сторонам,встала со скамьи и направилась к выходу из сквера.
       Таня не слышала,как пришла мать с работы,она сидела в наушниках и слушала музыку,одновременно общалась  с друзьями в интернете.
Очнулась,когда  с нее сняли наушники,повернула голову и увидела недовольное лицо матери.
--Таня,когда это все прекратится?
--Что?--спокойно спросила она.
--Вот это,--мать показала на беспорядок в комнате.--Все разбросано, сама не переоделась,посуда не помыта. У тебя совесть есть?
-- Ой,да ладно,чего бурю в стакане устраиваешь,мама. Комната моя и меня все устраивает,а посуду сейчас помою.
 Хлопнув дверью,мать вышла из комнаты.Таня,хмыкнув,переоделась и вышла на кухню. Там уже,тоже переодевшись,хлопотала мать,скоро должен придти с работы отец. Дочь и мать молча занимались своими делами:одна готовила ужин,другая мыла посуду. Наконец,не выдержав молчания,дочь обратилась к матери:
-- Ну, не сердись,ну, правда,ничего ведь страшного не произошло.Ты лучше послушай,что случилось сегодня со мной. У меня до сих пор в голове крутится,что это за женщина была.
Какая женщина?--спросила мать и с тревогой посмотрела на нее.
 --Да понимаешь,я заметила еще несколько дней назад,что за мной следит какая-то женщина. Сначала я подумала,что мне показалось,но она действительно следила за мной. А сегодня в сквере она остановила меня,назвав по имени.
--Кто такая,как она выглядит?--снова спросила мать.
--Ужасно выглядит,неприятная такая,лет 40,а может и больше.Да,она сказала мне,что она моя мать и зовут ее Любовь Степановна.
 Нина Павловна,так звали мать,побледнела.
--Мама,что с тобой?--испугалась Таня.
 --Голова что-то закружилась,--ответила она.--Сейчас пройдет.
--Я тогда пойду к себе,--Таня вытерла руки и ушла в свою комнату.
Нина Павловна,отодвинув обед с плиты,присела за стол.
--Люба объявилась,--подумала она.-- А ведь обещала,что больше не появится в нашем городе.Теперь жди беды.
Она вышла из-за стола,мысли лихорадочно крутились в голове.
--Нет,она не отдаст дочь. Танечка только их дочь. Они с мужем вырастили ее,других родителей у нее быть не может.
Послышался щелчок замка,это муж пришел с работы.
--Почему меня никто не встречает?--раздался его бодрый и громкий голос.--Почему такая тишина?
Вошел в комнату,улыбнулся жене,поцеловал ее в щеку.
--Мы есть будем?--спросил он и направился в ванную.Пока мыл руки,Нина Павловна накрыла на стол,приоткрыла дверь в комнату дочери.
--Дочка,иди обедать.
--Скорей ужинать,--ответила Таня,выходя к столу.-- На часы смотрели? Уже шесть вечера.
 Уже в спальне Нина решила рассказать мужу новости. Забрав у него пульт от телевизора,сказала:
-- У нас неприятность.
--Что случилось?--спросил он,не отрывая взгляд от телевизора.
--Объявилась мать Тани.
 Он приподнялся,посмотрел на нее.
--Снова преследует тебя? --спросил жену.--Ей снова нужны деньги?
-- На этот раз она хочет дочь,--Нина Павловна заплакала.--Тема,она заберет Танечку.
-- Не заберет, не волнуйся,спи спокойно,Таня сама уже вправе решать, с кем ей жить. Ты ее мать,другой она не знает,так что,даже и не думай ни о чем.
Не спалось Нине Павловне в эту ночь. Да и как тут уснешь? Ее доченька,ее кровиночка в опасности.
Мысли вернули  ее на пятнадцать лет назад. Она тогда работала медсестрой в родильном отделении. Однажды в ее смену привезли роженицу,молодую,совсем еще девочку. Она благополучно родила дочку,которая была здоровенькой,закричала сразу. Утром Нину Павловну вызвали вниз,в приемную. Она спустилась, к ней подошла пожилая женщина.
--Здравствуйте,--сказала она.-- Я бабушка Любы Игнатовой,мне бы хотелось с Вами поговорить. Они зашли в кабинет, и женщина рассказала всю историю этой молодой мамы.
--Теперь Вы понимаете,что ребенок ей не нужен?--спросила Нину Павловну.--Она сама ребенок,а мне не вытянуть,стара я уже.
--Хорошо,я поговорю с ней ,--ответила Нина Павловна.
Люба из больницы ушла одна,вернее,с бабушкой. Как-то ночью Нина  зашла в детскую палату,плакал ребенок. Она подошла к кроватке,это была оставленная девочка.
--Ну что ты плачешь?--тихо спросила малышку.--Мешаешь всем спать.
Девочка замолчала и посмотрела на нее,а у Нины так что-то сердце защемило. Еще года не прошло,как она потеряла ребенка.На пятом месяце беременности она зимой,в сильный гололед, упала,спускаясь со ступенек магазина.Вердикт тогда врачи вынесли страшный -- больше детей она иметь не будет.
Не удержавшись,взяла девочку на руки и стала ходить по палате,вскоре малышка заснула. До утра она думала,как сказать мужу про девочку,как уговорить,чтобы согласился взять ребенка.
 На удивление,он ,выслушав ее,согласился сразу.Нина так была благодарна ему и быстро занялась удочерением девочки. Ее оживление обрадовало Артема,он так любил ее, больно было видеть потухшие глаза жены.Так у них появилась дочь Таня,в которой они души не чаяли.
Утром,за завтраком,когда вся семья была в сборе,Нина Павловна обратилась к дочери:
--Танюша, эта женщина ожидает тебя в сквере?
--Да,сидит и ждет. Мама,я ее чего-то боюсь,она такая неприятная.
Мать погладила ее по голове,поцеловала.
--Все хорошо,не бойся ее,видимо женщина больна.
Таня улыбнулась,встала,поцеловала родителей.
-- Я побежала,до вечера,я вас люблю,--весело сказала и хлопнула дверью.
--Я сегодня должна поговорить с ней,-- сказала Нина Павловна мужу.--Я хочу знать,что ей надо от нашей семьи?
--Дочь она хочет свою,--ответил муж.
--Она не получит ее,Таня наша дочь.
--Тебя подвезти на работу?--спросил он ее.
--Не надо,я на автобусе.
--Тогда я поехал,до вчера.
Нина убрала со стола и тоже поспешила на автобус.
Люба сидела на своей скамье и смотрела на окна школы.Подруга,с которой они жили в ее доме, даже пошутила,когда она стала собираться.
--Ты уже как на работу ходишь в этот сквер. Кого ты там все ждешь?
--Не твое дело,--ответила Люба.
--Ну конечно,что не мое,--пьяно икнув,ответила подруга.--Иди,иди,может чего и высидишь.
Глядя  на хорошо одетых и куда-то спешащих людей,она снова ушла в прошлое.
Школу пришлось бросить,сидела дома,бабка никуда не выпускала ее.Потом роды,она тогда чуть с ума не сошла от боли,ей казалось,что сейчас она сама взорвется и ничего не будет. Родилась девочка,которую ей даже не показали. Потом ее пригласили в кабинет врача и убедили написать отказ от ребенка. Она,тогда,еще своим детским умом не понимала,что подписала себе приговор. Учиться стала в вечерней школе,кое-как окончила восемь классов. А потом? Потом началась новая жизнь. Богатенькие пузатенькие дяденьки,которые были добрые,  покупали шоколад, научили пить водку и плавать в бассейнах после жаркой парилки.
Потом пришла мать из тюрьмы,это была уже другая женщина. Ловко опрокидывала стаканы с водкой,курила дешевые вонючие сигареты и сильно ругалась матом. Однажды она спросила  у матери,почему они не посадили Ромку за ее изнасилование. Мать ответила,что пожалели ее,не хотели славы плохой Бабушка,видимо,не выдержав такой жизни,вскоре умерла.Недолго прожила и мать.
Дальше и вспоминать-то нечего. Не жизнь--угар,пьяный угар. Вот сейчас ей тридцать лет,а кто ей даст ее возраст?
 Детей у нее почему-то больше не было. Видимо Бог так рассудил,она не в обиде. Про дочь свою стала вспоминать,какая-то тоска проходила по сердцу,когда видела детей.Однажды,проходя мимо школы,увидела двух стоящих девочек,которые тоже окинули ее взглядом и засмеялись. А она,пройдя их,остановилась и еще раз посмотрела на одну из них,они встретились глазами. Сердце ее зашлось,она увидела себя молодую.
 Стала приходить в сквер и следить за девочкой,узнала как ее зовут. Люба не сомневалась,что это ее дочь,
Так она сидела в сквере,копаясь в своей памяти.Нину Павловну она заметила,когда та уже присела рядом на скамью.
--Здравствуй,Люба,--тихо сказала Нина.--Что ты делаешь возле школы?
-- А,это ты,здравствуй,узнала?
-- Я спрашиваю тебя,что ты делаешь здесь?  Зачем ты напугала мою дочь.
--Твою дочь?-- Люба криво усмехнулась.-- А ты ничего не перепутала?Это моя дочь,поняла,моя.
 --Люба,вспомни наш разговор много лет назад,--спокойно обратилась к ней  Нина Павловна.--Мы с тобой тогда поняли друг друга и договорились,что ты никогда не будешь искать встречи с дочерью,ты обещала.Таня не знает,что она приемная дочь.
 Девочка растет в любви,она считает нас своими родителями. Ты вторгаешься в ее счастливую жизнь,хочешь сломать ее.
Люба так посмотрела на нее,что Нине стало страшно при мысли,что у нее могут забрать дочь.Внутри у нее стоял комок,сердце холодело. Ведь она воспитала Таню,это ее доченька,даже знакомые все говорят,что они очень похожи.
--Я молодая была,глупая,--тихо сказала Люба.--А теперь я хочу свою дочь. Я всем скажу,что вы ее обманом у меня забрали.
--Я вижу,ты меня не слышишь,--не выдержала Нина.--В общем так,запомни,дочь я тебе не отдам и ломать ее душу тоже не дам.
Она встала и направилась к школе,в дверях которой показались дети,закончились занятия.
-- Мама? -- к ней подбежала Таня.--Ты почему здесь?
--Да вот,мимо проходила,дела были.
Она обняла дочь и они пошли рядом.
 Таня оглянулась,женщина сидела на скамье и смотрела им вслед.
--Мама,это она,--сказала девочка.
--Кто,доченька?
--Ну, женщина та,она смотрит на нас.
Нина Павловна прижала к себе дочку,чмокнула ее и засмеялась.
-- Видимо,заметила какая ты красавица,вот и смотрит.
--Каждый день смотрит,--пробурчала тихо Таня.
--Так на красивое всегда хочется смотреть,ласточка моя.
Они вышли из парка.
--Ну, теперь беги домой,а мне надо зайти на работу,--сказала она Тане.
Девочка пошла дальше. Нина  Павловна смотрела ей вслед,с лица исчезла улыбка, и оно стало снова озабоченным.
 На работе,сидя в кабинете,она дала волю слезам. Кто-то тихо постучал в дверь,она вытерла слезы и повернула ключ. Вошла дежурная медсестра Вера,они дружили много лет.
--Нина,что с тобой?--спросила она.--Ты какая-то не своя сегодня пришла,потом ушла куда-то,а теперь вот плачешь. Они присели на маленький диванчик.Нина Павловна тяжело вздохнула.
--Вера,Люба преследует  Таню.
--Какая Люба?--не поняла Вера.
--Ну Люба,она хочет забрать свою дочь.
Вера,наконец,поняла о чем речь.
--Откуда ты знаешь?--спросила она подругу.-- Ты видела ее?
--Да,сегодня я встречалась с ней. А вчера она остановила Таню и сказала ей,что она ее мать. Девочка испугалась очень.
--Вот тварь,--не удержалась Вера.-- Слушай,а может она снова денег хочет? Зря вы тогда с Артемом не взяли расписку с нее.
--Какая расписка,Вера? --с горечью сказала Нина Павловна.-- Танечке тогда было четыре года,она  так болела,что нам некогда было с Любой говорить. Артем дал ей денег,она сказала, что ей необходимо уехать из города. Одиннадцать лет не было ничего слышно о ней,и вот, на тебе,явилась.
Вера внимательно посмотрела на подругу. Она,как никто,знала,что значит Таня в  жизни Нины.Всю себя,свою любовь, она отдавала дочке. Радовалась каждому новому зубику, первым шагам,а как она плакала от счастья,когда девочка сказала свое первое слово "мама".Не каждая родная мать так любит своего ребенка.
       Люба видела,как девочка кинулась к Нине Павловне,как они обнялись и, весело о чем-то говоря,пошли.Слезы зависти показались у нее на глазах,нагнув голову,торопливым шагом,она направилась в противоположную сторону.
Придя домой,не раздеваясь, упала на постель и зашлась слезами.Ничего не понимая,подруга молча смотрела на нее.
 --Люба,ты чего? Что случилось?
Она никогда не видела,чтобы Любка плакала. Даже однажды,когда ее избил очередной сожитель,она вытирая кровь,только ругалась.
Наконец,наплакавшись,Люба встала,сняла плащ,умылась и присела за стол.
--Чем кормить будешь?--обратилась к подруге.
Та вскочила и,улыбаясь беззубым ртом,засуетилась,собирая на стол. Через мгновение на нем уже дымилась горячая картошка,в железной миске стояли соленые огурцы,хлеб и, конечно,бутылка водки и два стакана. Выпив и хорошо закусив,подруги разговорились.
--Вот что ты ревела, как белуга? Скажи мне,-- спросила Любу подруга.-- Куда ты ходишь?
--К дочери хожу,--подумав,ответила она.
-- Иди ты,--удивилась та.-- К какой такой дочери? Что-то я не слышала,чтобы у тебя была дочь,
--А что ты знаешь обо мне?--с болью в голосе,спросила Люба.--Что ты можешь знать?
Она встала и,слегка пошатываясь,пошла к постели,упала на нее и затихла. Подруга долго еще сидела за столом,разговаривая сама с собой,наконец,сон сморил и ее.
       Артем ,придя с работы,поставил на стол коробку с тортом.
--Девочки,--громко сказал он.--Я принес торт,у нас сегодня сладкий стол.
--Ура!--скриком выскочила из своей комнаты Таня,увидела коробку и добавила.-- Мама,твой любимый,"Киевский".
Нина Павловна вышла из спальни,подошла к мужу,поцеловала его и улыбнулась.
--Мойте руки и к столу.
На кухне накрывала на стол,улыбалась,слыша,как из ванной доносились голоса. Отец и дочь мыли руки,что-то весело обсуждая.
 -- Я есть не буду,только чай с тортиком,--сказала Таня.
-- Надо поесть,дочка,--ответил Артем.--Смотри какая худая стала.
-- Нормальная ты,доченька,--с улыбкой сказала Нина Павловна,когда Таня посмотрела на нее.
 --Я видела сегодня Любу,--сказала она,когда они остались вдвоем.-- Она очень изменилась,Артем,такую ее нельзя подпускать и близко к Танечке.
Артем положил программу передач на столик и посмотрел на жену.
--Что ты имеешь ввиду?
-- Я говорила с ней,она сказала,что все равно заберет у нас свою дочь. Говорит,что мы обманом забрали у нее ребенка.
Может дать ей денег? Может она тогда оставит нас?
--Нет,Нина,это не выход. Она уже не испуганная девочка,она теперь взрослая женщина. Дав ей деньги,мы сделаем хуже,мы привяжем ее к своей семье,она не отстанет.
Они не заметили,что в дверях тихо стоит Таня,а по ее лицу текут слезы.
 Не выдержав,она бросилась к ним с криком:
--Не отдавайте меня этой тетке,мамочка,папочка,я не хочу к ней,
Нина Павловна испугалась и кинулась за лекарством,у дочки началась истерика,она продолжала громко плакать и умолять их:
--Не отдавайте,я буду слушаться. Мама,я посуду буду мыть,я в комнате наведу порядок.
 Артем отнес ее в комнату,положил на постель,присел рядом. Нина Павловна с трудом успокоила ее,заставив принять успокоительное. Они сидели рядом с дочкой,пока она не заснула,но и во сне девочка что-то шептала и всхлипывала.
 В своей спальне,уже лежа в постели,он сказал
-- Я сам поговорю с Любой,
      Утром в квартире стояла тишина,завтрак уже стоял на столе. Нина Павловна  хотела идти в комнату дочери,как открылась дверь, и Таня вышла. Она была бледна,реснички были влажными,видимо ,она снова плакала. Молча подошла к столу,присела на стул. У Нины Павловны
сердце сжалось от жалости к ней. Она подошла,обняла и прижала ее к себе.
--Ты моя, доченька,я тебя никому не отдам,даже под страхом смерти. Мы с папой любим тебя,ты для нас дороже всех сокровищ на свете.
Закончив завтрак,Таня взяла сумку и ушла. Нина Павловна,стоя у окна,видела,как она перешла дорогу,на той стороне оглянулась и помахала ей рукой. Ее очень беспокоило,как девочка сможет пережить душевное расстройство,вызванное появлением чужой женщины,называющей себя ее матерью.
 --Господи,как все было хорошо,--подумала она.--И откуда она взялась на нашу голову?
Посмотрела на часы и пошла собираться на работу.
       Классная руководительница заметила удрученное состояние девочки. Отличница,из хорошей семьи,очень активная,а сегодня сидит на уроке,повернув голову в окно и о чем-то думает. На перемене подозвала девочку к себе.
--Таня,у тебя что-то случилось?--спросила ученицу свою.
--Нет,Людмила Васильевна,ничего не случилось.
Они стояли в коридоре у окна,из которого был виден сквер.На скамье,как всегда,сидела женщина в оранжевом плаще.Девочка посмотрела на учительницу и повторила:
-- Ничего не случилось.
Сама зашла в класс,схватила сумку и тут же выбежала . В раздевалке,сдернув куртку,выскочила на улицу и быстрым шагом направилась в сквер.Женщина заметила ее и встала ей навстречу. Таня подошла к ней,она тяжело дышала,по лицу текли слезы.
--Как Вы посмели,как могли?-- она очень волновалась.--У меня одна мама,понимаете,одна,я ее очень люблю.Мне не надо никакой другой.
Девочка плакала,говорила сбивчиво. Люба стояла бледная,бескровными губами тихо шептала:
--Доченька,доченька моя,
--Никакая я Вам не доченька,--крикнула Таня.--Не смейте так меня называть. Я Вас ненавижу!
Она развернулась и побежала по аллее.Люба стояла молча,она испытала шок. Присела на скамью и только тогда выдохнула, и заплакала.
Дома Люба,сидя за столом,со слезами на глазах, рассказала все подруге.Как всегда,слега пьяненькая ,подруга,посмотрела на нее,покачала головой.
--А что ты хотела?--сказала она,размахивая соленым огурцом,надетым на вилку.--Ты ворвалась в семью,воспитавшую твою дочь,где ее любят. Живет себе ребенок,купается в счастье,и на тебе,появляется чужая тетка и предъявляет права на этого ребенка.Ты разрушила счастье семьи. Да случись с моей семьей такое,то я убила бы тебя просто,клянусь.
 --Вот,вот,правильно говорите,мадам,-- сказал Артем,входя в комнату.--Извините,у вас там открыто,я и вошел.
--Вы кто?--спросила Люба.
 --Я отец Тани,--приехал поговорить с Вами.
-- Я не узнала Вас,--ответила Люба.
--Я Вас,голубушка,тоже не узнал бы,встретив на улице,--огляделся,нашел стул,придвинул к себе и присел.-- Я хочу поговорить.Помнится,много лет назад,взяв деньги,Вы обещали,что никогда не потревожите нас. Почему не исполнили обещанное?
--Я так скучаю по дочери,--тихо ответила она.
--По какой дочери?--снова задал вопрос гость.--Вы же в глаза ее не видели,не кормили,не переживали,когда она болела. Всем этим занималась моя жена,настоящая мать Тани.
--Денег снова захотела?--он перешел на ты.--Нет,милая,не получишь ничего.Потому что нет у тебя никакой дочери. Нет и не было. Никому и ничего ты сейчас не докажешь. А если попытаешься еще раз ломиться в нашу семью,то я тебя,--он внимательно посмотрел на нее.--Я убью тебя.
Люба вздрогнула от этих слов,вся сжалась. По его виду поняла,что он не шутит,он убьет.Подруга со страхом смотрела то на него,то на нее. Наконец,не выдержав, сказала:
--Она не будет,она правда не будет.
 Любка,скажи ему,что не будешь. Ведь не будешь?--обратилась она к подруге.-- Чего молчишь?
Люба расстегнула верхнюю пуговицу,старенькой кофточки,словно она мешала ей дышать.
 Артем смотрел на этих женщин,стало страшно от мысли,какая жизнь была бы у Танюшки,если бы ее оставили с матерью.
 --Ты,мужчина,иди домой,--снова сказала подруга.--Не будет Любка вам мешать. Живите спокойно.
 Артем направился к двери,потом вернулся,подошел к Любе,посмотрел мгновение.
--Ты же молодая женщина,красивая,дочка похожа на тебя.Возьми себя в руки,ведь ты можешь начать все сначала. Надо только захотеть. Хочешь ребенка? --он помолчал,потом добавил.-- Таня никогда тебя не признает матерью.Возьми себе малыша и он будет твоим,будет любить тебя.Подумай над моими словами.
 Он вышел,а в комнате нависла тишина.
--Умный мужик,--наливая в стаканы,снова сказала подруга.
Люба вскочила,смахнула все со стола,зазвенела разбитая посуда.
--Тю,оглашенная,--закричала подружка.--С ума сошла?
--Уйди,уйди от меня,--плача,кричала Люба.
Та,собрав вещички,пошла к дверям.
--Оставайся сама,не заплачу,было за кем плакать,--сказала и хлопнула дверью.
 Оставшись одна,Люба подошла к зеркалу и долго смотрела в него.
--Артем прав,--подумала она.--Человек счастлив настолько,насколько он этого хочет. От себя не убежишь.Эх,девонька,до чего  себя довела? В тридцать лет стать старухой,--она горько усмехнулась себе в зеркало.--Я ведь как считала,что, похоже, есть люди, которым дано быть счастливыми, а есть такие, которым не дано, что бы они ни делали и чего бы ни достигли,себя причислила к ним. Значит будем работать над собой!
Она подмигнула себе в зеркало,легко вздохнула:
-- Может я получу прощение за все.