Я помню всех своих учителей

Марина Белавина -Николашвили
Наша школа имеет очень долгую жизнь, а соответственно - историю.
В 2017 г. будет (страшно сказать, а тем более представить) 178  лет!
Школа – директор и завучи,  а также  коллектив учителей, которые достаточно долго формируют  особый  микромир.  И ученики, которые в этот мир попадают и  значительно его корректируют. Чтобы не быть голословной, спрошу: помните,  как Вам говорили в школе ваши учителя, что вот 5/10/20… лет назад были такие любознательные / воспитанные / интересующиеся и т.д. ученики. А сейчас? А сейчас приходится работать с теми, кто есть!!!

 ИСТОРИЯ  как учебный предмет  - это отдельная тема. История формирует у ребёнка целостный взгляд на  мир, помогает заглянуть в прошлое, соотнести это прошлое с настоящим, и предположить, что в будущем будет лучше, но,  по крайней мере, не хуже. Все же идёт по спирали.
Историю  я  полюбила  в 4 классе благодаря урокам Соколовой  Галины Алексеевны. Галина Алексеевна -  очень- очень классный преподаватель с энциклопедическими знаниями, окончившая  Саратовский университет. У меня есть подруга, окончившая тот же исторический факультет университета в Саратове, кандидат ПОЛИТИЧЕСКИХ наук, очень классный  историк, способный часами читать лекции по истории. Я её спросила, как это у неё получается? Оказывается в советское время они  часами,  просиживали в читальном зале вуза. Вот такая работа с первоисточниками  и  даёт  результаты...  Так что, дорогие выпускники -  любители истории, я вам сообщаю универ, который готовит классных историков!
Учебников  я не читала, а слушала  рассказ Галины Алексеевны, который был  явно не  по учебнику: готовясь к уроку, она   читала дополнительную литературу.  Её  манеру  подачи  материала  попробую восстановить по памяти. Во-первых,  это  обозначить  широту  темы. Во-вторых,   своим рассказом  она ставила   вопрос  и  на  него же отвечала. Это возможно, если только  учитель  хорошо  знает  своей предмет.  В-третьих,   углубить  конкретные исторические факты/ моменты   и  обозначить  возможные варианты событий. Как итог, в-четвёртых, рассказать, что же произошло, как это повлияло…, что изменилось…   Как-то так.
Она  приучала  нас  мыслить, находить ответы. На уроках у нас всегда была карта. Даты она крупно писала на доске. Эта наглядность приносила  свои плоды. Рассказ, который подкреплён наглядностью,   в  умах маленьких детей выкладывается  в виде картинок.
Галина Алексеевна - первоклассный оратор: запомнились её выступления перед большой аудиторией   в актовом зале, а также политинформации,  которые ею проводились каждую неделю с 8 часов утра. Цель политинформации - рассказать о событиях в стране  и  в мире. Мы же в то время жили без интернета, да  и    газет, кроме «Пионерской правды» и «Авангарда»,   ещё не читали. 
Марина Михайловна Макова была мастером рассказа. Её объяснения материала несли оттенок научно-популярного рассказа. Она акцентировала внимание на многих моментах, о  которых в учебниках не писали. Сейчас на ум идет её рассказ, который больше относится к культурологии: как хоронили в старину и почему. Она рассказывала об археологических экспедициях, которые проводились на территории области. Её рассказ мне запомнился какой-то легкостью: она, рассказывая, очень легко подбирала слова. У опытного преподавателя это происходит тогда, когда он  много-много  раз  повторяет    свой рассказ  из года в год. Но Марина Михайловна была молодым специалистом,  и эта легкость в подаче материала объясняется начитанностью. 
Гомзикова Алевтина Александровна  запомнилась мне как очень добрый и  очень аккуратный  человек.  Её стол всегда был красив: все было очень аккуратно разложено. Она пользовалась  красивой  указкой или  ручкой -указкой. На доске всегда висела карта. Мы выходили отвечать к доске, показывали на карте  всё, о чем говорили.  Помню её рассказ о расселении на территории нашего района выходцев из других мест и о влиянии на наши земли Москвы и Новгорода. И  как пример, никольские фамилии - Новгородцевы, Москвины.

ГЕОГРАФИЯ - очень интересный предмет. Кроме того, кабинет географии был самый-самый: светлое помещение, 2 этаж, хорошо оборудован и оформлен. Хозяйкой этого кабинета была Ангелина Витальевна Рыжкова - красивая, интеллигентная, очень добрая. Он – уроженка Вологды, но всю жизнь живёт в Никольске. Её элегантный вид, отличная фигура, с одной стороны; и – многодетная мать (5 детей!) с другой,- фантастика. Ангелина Витальевна научила нас конспектировать! Для конспектирования мы использовали разноцветные ручки и фломастеры (в то время редкие, соответственно - дефицитные). Конспектирование заключалось в том, что огромный размер учебного материала нам надо было «уложить» на 1 странице тетради. Акцент шёл на: чёткое написание темы,  составление  плана, определение особенностей темы. В результате конспектирования ученик получает умение – дать характеристику ЭГП (экономико-географического положения) страны, континента /материка. Кроме того, конспектирование по географии позволяет запомнить огромное количество слов (топонимы, гидронимы, заимствования и пр.)
В 9 классе у нас экономическую географию вёл Плотников Николай Михайлович. В своё время он был у нас завучем  в начальной школе. Внешне - красивый и статный мужчина, всегда в костюме хорошего качества и очень приятного цвета. Его «подача» учебного материала – чёткость,
конкретность, логичность. Запомнила, что он всегда давал характеристику стран с учетом СПЕЦИАЛИЗАЦИИ  ( это слово запомнила) экономики.

Предмет БИОЛОГИЯ   не был моим любимым, но я очень любила Клавдию Николаевну Горбунову. Это была  единственная учительница, на уроках которой я сидела на 1 парте в 2 шагах от её стола. Мне нравился её рассказ. Она уделяла огромное внимание невербальной стороне рассказа: жесты, мимика и др. Ведь для человека наиболее действенна именно невербальность общения , которая оказывает 90%  влияния, а слово - только 10%. Вот здесь именно не учебный предмет, а образ преподавателя мне запомнился.
В старших классах общую биологию у нас вела Ольга Феодосьевна Морозова – очень строгая. Она несколько раз спрашивала меня после того, как «Видела вчера тебя ночью гуляющей. Ну-ка, отвечай!» Соответственно, однажды я попалась, получила «2». Но потом  выучила текст учебника так, что рассказала  ей   это наизусть. Эту тему  про цитологию я помнила ещё лет 20! Но она очень справедливая. Видимо, она думала, что же мне поставить в аттестат- 4 или 5? Погоняла по всем темам учебника и поняла, что биологию на 5 я не тяну.

ФИЗИКА - предмет, одно название  которого может напугать.  Физику у нас начинала вести Куваева Зоя Никифоровна - очень добрая, ласковая учительница. Меня пугал кабинет, в шкафах которого были выставлены всякие металлические приборы. Но облик Зои Никифоровны (я её запомнила в очень красивом жилете из бежевой овчины с белой опушкой) и её доброжелательность: она встречала нас с такой улыбкой: ну, заходите! -  снимал этот страх.  Из той физики я запомнила понятие диффузии: в объёме воды находятся  красные и синие шарики. Через какое-то время раствор окрашивается в красно-синий цвет = фиолетовый цвет.
Недолго вела у нас физику Зубова Нина Васильевна -  русская  красавица  и тоже добрая учительница.
В старших классах нас учил азам физики недавний выпускник вуза Сорокин Павел Александрович. Тогда он был физик, сейчас - поэт!  В те годы мы решали задачи по физике по формуле: один выходил к доске, остальные - писали в своих тетрадях. В формулу мы подставляли известные данные, формулу  преобразовывали  и, таким образом,  решали задачу  в 1 или 2 действия. Мне нравилось.

ХИМИЮ  в 7-8 классах  у нас вела наш классный руководитель Тропина Галина Петровна. Она запомнилась как  учитель, зорко следящий за тем, что ученик обязательно должен усвоить основы  химии: многократные  повторения, заучивание определений основных химических веществ, типа:
альдегид - это… Её рассказ был особенным: разная интонация, акцент на основное. Отсюда:  кислота серная,  кислота соляная, но  нам же  привычней, да  и в учебниках называют – серная кислота.  Это -  фразеологизм по 4 типу, т.е. устойчивое словосочетание. Но именно эта перестановка слов  говорит о наглядности  (один из множества химических веществ) и возможность  облегчить запоминание.  И ещё она говорила всякие  такие «запоминалки»: «сапоги  мои  того: пропускают  АШ 2 О» (вода). 
С ней мы ездили на «картошку»,  собирали (не знаю,  как это правильно называется) лён. А ещё: организовывали школьные вечера по пятницам. На эти вечера приглашали параллельный класс или ровесников из 2 школы. Одним словом, уверена, что Галина Петровна - учитель по призванию.
До Нины Алексеевны Ельциной  я думала, что химия - что-то сложное. Она своим позитивом изменила моё отношение к химии: доступность объяснения, множество примеров. Она стояла у доски только тогда, когда мы решали задачи по окислительно-восстановительным реакциям/ процессам. Помните, это: отдал-окислился - восстановитель; взял – восстановился - окислитель. При объяснении нового материала она стояла у парты (обычно второй), иногда - прислонившись к ней.   Т.е. она не отделялась от нас, не выстраивала между нами дистанцию, старалась «влиться»  в наши ряды. Каждый урок содержал практическую часть. На столах стояли пробирки с разноцветными  жидкостями,  на всех реактивах были наклеены бумажки с названием. Она строго следила за тем, чтобы мы правильно
выливали реактивы, чтобы они не попали на наклейку. Она мне запомнилась очень демократичной. Однажды я не выучила урок, подошла к ней и говорю:
-Нина Алексеевна, можно мне домой уйти?
-Зачем?
-По  телевизору  будут  показывать  передачу  «Очевидное - невероятное». Я хочу посмотреть.
-Ещё чего?!  Сейчас  звонок  прозвенит,  и  ты  к  доске  пойдешь  отвечать!

МАТЕМАТИКА  - самый основной, достаточно трудный (если алгебра - ещё как-то, то уж геометрия - что-то с чем-то?!), но традиционно обязательный предмет.
С математикой нас на протяжении 4-8 кл. знакомила супер трудолюбивая, внимательная  и  доброжелательная Ковач  Антонина  Сергеевна. У  Антонины Сергеевны была необычная тетрадь, которая состояла из нескольких. В сентябре - это была тетрадь 96 листов, а затем - к ней пришивались ещё и ещё. В ней Антонина Сергеевна мелким, очень разборчивым почерком записывала всё, что решалось в классе, а также прорешивала всё  домашнее задание, которое  давала  нам. Я (до недавнего времени)  могла решить задачи по алгебре и тригонометрии.  С геометрией у меня сложнее, так как  у
меня  «нет пространственного представления»,  как  сказала  Римма Павловна Берсенёва,  учившая нас в 9-10 классах.
Римма Павловна – выпускница  (с золотой медалью) нашей школы, с отличием  окончившая  пединститут  и  завуч,  которого  мы  боялись. При Римме Павловне у нас обязательно были тетради для работы в классе и 2 тетради, где мы выполняли домашнюю работу. Каждый день мы сдавали ей  эту тетрадь, а она проверяла! Строго следила, чтобы мы  не списывали друг у друга. Но скажу, что по математике в нашем классе было своего рода деление: один гений (Нина Рогозина, поступившая на математический факультет Ленинградского университета), прослойка «середнячков»  и  масса тех, кому очень сложно было на (и по) математике. Математика, как правило, была первым  уроком   и  мы  утречком,  пристроившись на подоконнике, переписывали  «домашку»  друг  у  дружки.

ТРУД   у девочек – домоводство - вела учительница, которая  могла  нас научить многому  -  вязанию, кулинарии, шитью. Мы просто тогда этого не понимали. Екатерина Сергеевна Колобкова - человек очень светлый,  солнечный  и   с огромным чувством юмора.  Помню,  наш выпуск из школы совпал с её выходом на пенсию: «вы -  из школы, я – на пенсию». Выйдя на пенсию, она переехала в своё родное село Семёновское  в Подмосковье. Жила там какое-то время. Потом вернулась в  вологодские края, которые она очень полюбила.   В последние свои годы жила и умерла в Вологде.

 Ничего не могу сказать об учителях рисования, так как никого постоянного не было. А те учителя, которые нас учили, приходили  в  класс и называли тему: «сегодня мы рисуем..». Пока училась в школе и не предполагала, что рисовать  можно  научиться. Мы же рисовали, как умели.

«Физкультурники» нас учили все по очереди, всех помню, но ничего говорить не хочу, так как они были, скорей всего, тренеры, а не учителя. Да, и чего я буду писать о том, в чём не разбираюсь. Кроме того, кого-то из тех учителей уже нет в этом мире.  Выводы  делайте сами. Тренировать им было кого, так как в школе были прекрасные резервы, а через несколько лет даже  Олимпийская чемпионка. Единственный классный учитель физкультуры (и то только в 5 классе) у нас был Рогозин Анатолий Иванович.   Потом  он перешёл  в  райком  комсомола,  и  в  классе 8, принимал  нас  в  члены ВЛКСМ. 
Но, что любопытно.  В  МКИ у меня преподавателем физкультуры  был Курпан  Ю. М. Это имя хорошо известно физкультурникам, так как он ещё в советское время был кандидатом педагогических наук, много печатался в журналах, пропагандируя  мысль, что любого можно обучить физкультуре. 
К нему в подгруппу я попросилась сама, ходила на его уроки, бегала какие-то дистанции на время. Он ко мне прекрасно относился и поставил в диплом 4.

Аделина Петровна Некипелова работала библиотекарём. Библиотека была для нас тем кабинетом, где постоянно было полно школьников всех возрастов. Фактически все перемены мы проводили в библиотеке. Аделина Петровна очень гостеприимная: никого не выгоняла, типа:  взял книгу и гуляй! Напротив, в библиотеке толпились разные классы, о чём-то  говорили с ней, друг с другом. Она очень добродушно улыбалась, наверное, ей было приятно, что дети вокруг неё.  В 9-10 кл. она вела уроки французского языка у параллельного класса.

Вспомнила своих учителей. В 2017 г. школе будет 178 лет и 35 лет, как мы её покинули. Понимаю, сколько  учителей  принимали участие в моём образовании и воспитании. И это хорошо. У каждого учителя была своя специализация, а все вместе -  это и есть школа, школа 1972-1982 годов….
Спасибо ВАМ.