Однажды в командировке

Светлана Арнаут
   Казалось, что автобус не захотел везти единственного пассажира, мотор заглох перед конечной остановкой. Водитель долго копался в моторе, и когда развёл руками передо мной я поняла, что ждать нечего.
Сидеть в автобусе смысла не было, нужно идти, а это где-то три километра по грунтовке.
Осенний туман и тучи подгоняли меня. Я шла в надежде, что встретится попутная машина и подвезёт.
По обе стороны дороги тянулись скучные, вспаханные поля. Эта картина только усугубляла моё настроение. Оставалось только успокаивать себя, что это в последний раз, когда соглашусь на очередную поездку в эти края и не нужны мне отгулы за неё.
 
А вот и первые дома. Я шла по проезжей части широкой улицы, тротуаров или каких-либо пешеходных дорожек не было.
Сразу от заборов домов клумбы, засаженные цветами, яркими и желтыми, как и сама осень. Длинные, одноэтажные дома под одинаковой серой черепицей.
Я знала, что в этом краю Бессарабии живут болгары, и их сёла отличаются от молдавских и гагаузских.

Сельсовет был закрыт. Меня это удивило, а посмотрев на часы удивилась ещё больше - время пролетело и рабочий день закончен.
Единственный автобус, тот на котором я направлялась сюда не приехал и уехать им же вечером обратно я не смогу. Всё только завтра.

Не мешало бы подумать о ночлеге, но ничего не придумав зашла в магазин со странным названием «Кооператор». Полки полупустые. Купила хлеб и конфет и расположилась на длинной скамейке, тут же у магазина.
Скучать не пришлось, говорливая и улыбчивая сельчанка не дала. А узнав, что я здесь по работе и так неудачно, пригласила к себе на ужин и переночевать. Я с радостью согласилась.

Огромный двор был залит яркими пятнами заходящего солнца. На легком ветру подрагивали уже желтеющие листья, пропуская солнечные лучи, а гроздья черного винограда висели над головой так низко, что протяни руку и они твои.

Радушию и гостеприимству не было границ. Хозяин предложил пока накрывают на стол пройти в бурдель, я переспросила, но он не ответил, а направился в глубь двора, мне ничего не оставалось, как пойти за ним.
По болгарски погреб — это бурдель, вот туда мы и пришли.
Крутые ступени вели вниз и не освещались, стены выбелены, но в большом и просторном погребе было светло от яркой лампочки.
Вдоль стен на стеллажах стояли бочки и бочонки разных размеров. Они прижимались друг к другу по родственному не чувствуя тесноты и только клевали носиками-чёпиками.

Бочки с помидорами, квашеной капустой и ещё с какими-то соленьями стояли вдоль стены прикрытые деревянными кругами. Эмалированные вёдра с колбасами, залитыми жиром, и банки с консервированными фруктами.
Такого изобилия я никогда не видела. Хозяин показывал и покрякивал от удовольствия, не переставая рассказывать, что и как заготавливается.
Я отметила с какой гордостью всё это он показывал. Это был результат труда его семьи.
Когда он предложил попробовать вино я стала отказываться, сказав, что я не пью, он удивился и сказал, что пить он не предлагает, а только попробовать и оценить.
Не оставалось ничего, как согласиться.

Граненую рюмку наполнял он не больше, как на палец, я смаковала, старалась уловить нотки аромата. Мы переходили от одной бочки к другой, я восхищалась вкусовыми качествами, ловила себя на том, что пробую, закатываю глаза, как настоящий дегустатор и, уже, со знанием дела, что-то говорю.
А хозяин все наливал и рассказывал о сорте винограда, о том как делают вино, и что значит для болгар хорошее вино.
Когда спустилась хозяйка и пригласила на ужин, я поняла, что ступеней мне не одолеть, но это было необходимо сделать.
И я сделала это, поднялась.

Такой голодной себя не помню и названий блюд никогда не слышала, соответственно и не ела.
Инийка, каварма, баница и ещё, что запомнить так сразу не получилось. А вот вкуса не забыть - помню и сейчас.
Во главе стола, в стеклянном блюде белоснежный круг брынзы и домашний хлеб, высокий аппетитный и вкусный…

Ночь тихо опустилась вместе с мелким дождем, но я укутавшись в мягкие одеяла из овечьей шерсти уже крепко спала.