История и кино

Александр Щербаков 5
Режиссер Учитель,  снявший нашумевший фильм «Матильда», попал под уничижительный  шквал критики, в первую очередь,  от  православных христиан, якобы обидевшихся на то, что в фильме в невыгодном свете изображен канонизированный русской  православной церковью как святой последний российский император Николай Второй.  Причем режиссера критиковали еще до того, как фильм вышел на экраны.  Я не собираюсь говорить ни о художественных достоинствах фильма, ни об  увлечении царевича Николая балериной Матильдой Ксешинской, хочу заострить внимание читателей на одном факте, который в фильме изображен совершенно не так, как он был на самом деле. Известно, что во время коронации императора Николая Второго на Ходынском поле под Москвой для всех раздавали подарки.  Так было принято во времена коронаций всех российских монархов в XIX веке.  Но из-за плохой организации во время  этой процедуры было задавлено немало народа. Погибло 1379 человек и более 900 искалечено.  Виноват был в этом родной дядя Николая московский градоначальник Великий князь  Сергей Александрович.  Казалось бы, трагедия, никаких гуляний по этому поводу быть не должно.  Но молодой царь, немало не смутившись, продолжал праздновать,  как ни в чем не бывало, и вечером присутствовал на балу во французском посольстве и даже танцевал. В его личном дневнике по этому поводу написана одна фраза про трагедию и много фраз по другим событиям этого дня.  Этот факт зафиксирован всеми историками. Но для режиссера Учителя (хоть бы фамилию поменял после такого ляпа) историки не указ. В его фильме Николай Второй прилюдно просит прощения у народа.  Ничего подобного  в реале не было, это явный вымысел режиссера, который хотел показать царя лучше, чем он был на самом деле.

Это далеко не первый, и, думаю, не последний факт искажения реальных исторических фактов режиссерами в кино.  А так ли это все безобидно, как кажется на первый взгляд?  Давайте вспомним знаменитую фразу Ленина о том, что из всех искусств важнейшим является кино.  Думаю, эту фразу он произнес потому, что именно средствами кинематографа  в неграмотной России можно было донести до широких масс то, что правящий класс или партия хотели бы вбить в голову населения.  И режиссеры  советского кино старались выполнять эти указания вождя и его преемника Сталина.  Вспомним знаменитые ленты Сергей Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин», фильмы Михаила Ромма  про Ленина и Великой Октябрьской революции.  Многие факты в фильмах показаны в гротескной  форме.  И спуск с лестницы в Одессе шеренг солдат, и штурм Зимнего Дворца в Петрограде  и много других.  Или фильм братьев Василевых «Чапаев».  Сейчас из воспоминаний участников тех событий и материалов историков понятно, что в фильме не совсем точно были изображены некоторые события.  Но эти фильмы играли свою пропагандистскую  роль, воспитывали у людей ненависть к классу эксплуататоров,  показывали героев гражданской войны в таком свете, что им стали подражать огромные массы подрастающего поколения.

Более-менее достоверные фильмы на исторические темы снимал знаменитый режиссер Сергей Герасимов.  Его  фильмы  «Молодая гвардия», «Тихий Дон», «Юность Петра» и «В начале славных дел»  навсегда войдут в историю отечественного кинематографа, на которых режиссеры должны учиться снимать достоверное кино.  Поэтому не удивительно, что его ученик режиссер Сергей Бондарчук снял замечательный фильм «Они сражались за Родину» по роману Шолохова.  Фильмы режиссеров  Григория Чухрая «Чистое небо»,  Юрия Егорова «Добровольцы» и многие другие полюбились советским зрителям, они объективно показывали реальную жизнь в те годы. 

Все эти фильмы снимались в советское время и,  прежде чем попасть на экран к зрителю, проходили жесткую цензуру. Зная об этом, режиссеры старались максимально реалистично показывать исторические события в жизни нашей страны.  Конечно, иногда они снимали фильмы для поддержания той линии партии, которая была в те годы. В довоенные годы было много фильмов про вождя мирового пролетариата Ленина и героев гражданской войны. В годы Великой Отечественной войны появились исторические ленты про Александра Невского, Суворова, Кутузова, которые рассказывали о героизме русских в прошлые века.  А после победы в той войне было много фильмов, где показывали Верховного Главнокомандующего Сталина, причем артист Дикой, игравший его роль, был высокий и сильный, говорил чисто, в то время как реальный Сталин был невысок ростом,  тщедушный, с животиком, тихим голосом, и говорил с заметным акцентом.  Это понять можно. Вождь победившего народа не может быть плюгавеньким.  Сталин редко появлялся на экранах, разве что в кинохронике рядом с невысокими товарищами по политбюро – Молотовым,  Маленковым, Калининым, Берия, совсем маленьким Микояном. В неизменном кителе он не казался тщедушным. Но рядом с высокими маршалами Рокоссовским, Василевским и другими маленький Сталин проигрывал чисто визуально. Вот и старались режиссеры средствами кино исправить эти недостатки в облике вождя.

Но давайте посмотрим на других исторических личностей в кино в более позднее время. В знаменитой киноэпопее «Освобождение» Юрия Озерова был прекрасно подобран актерский состав. И Закариадзе в образе Сталина, Ульянов в образе Жукова,  другие актеры смотрелись очень органично.  Но когда в более поздних фильмах на военную тему сорокалетнего Жукова играет постаревший на 20 лет  шестидесятилетний Ульянов, да еще без грима, это смотрелось  не очень хорошо.  По крайней мере, для просвещенного зрителя.  Но когда невысокого Жукова в многосерийном фильме  стал играть огромный Балуев, это вообще ни в какие ворота не лезет. Не нашлось в многотысячном актерском корпусе более подходящего артиста? Ни за что не поверю. Просто этот фильм снимался уже в постсоветское время, и никакой цензуры уже не было.

Но вернемся в советское время. Не так давно дотошный зритель нашел более сорока ляпов в знаменитом сериале «Семнадцать мгновений весны», начиная от формы эссесовцев и до несоответствия образов главных героев фильма.  Начальник  гестапо Мюллер в разговоре со Штирлицем произносит фразу, которая свидетельствует о том, что он на 10 лет старше того. Хотя реальный Мюллер был ровесником века, родился в 1900 году, как и герой знаменитого романа Юлиана Семенова полковник Исаев. И не был седовласым, каким играет его Броневой.  Но все же хочу утверждать, что в советское время это не бросалось в глаза, все же в каждом фильме на историческую тему были консультанты из числа историков или генералов, если речь шла о военном фильме.   Недавний актер Леонид Быков создал поистине шедевр военного фильма «В бой идут одни старики», где героям фильма веришь,  и с ними сопереживаешь.  И таких фильмов на тему Великой Отечественной войны в те годы выпускалось на экраны кинотеатров немало.

В  «лихие» 90-е годы многим понравился фильм режиссера Говорухина «Россия, которую мы потеряли». Хороший режиссер, поставивший фильм «Место встречи изменить нельзя», оказался человеком, совсем не знавшим историю своей страны.  Тогда еще не было клипа на песню Добронравова «Как упоительны в России вечера», а так бы можно подумать, что именно этот клип Говорухин взял за основу своего фильма.  В многомиллионной России лишь 15% населения жили более-менее достойно, не голодали, более 90% населения было безграмотно. Не думаю, что эти люди думали, как о большой утрате, царской России.   Да и свергли царя не большевики, а его приближенные,  представители буржуазии и генералитета.  И повели страну к развалу, так как, кроме говорильни, ничем не занимались.  А в   период, прошедший с февраля по октябрь  1917 года, начался настоящий развал Российской империи.
Март 1917 - Власть на Дону переходит войсковому правительству и атаману.
2 марта 1917 - Отречение Николая II автоматически разорвало унию между Россией и Финляндией.
17 марта 1917 - Временное правительство признаёт независимую Польшу.
25 марта 1917 - Временное правительство признаёт мусульманский исполком Крыма.
Апрель 1917 - Создана Кубанская Рада.
Май 1917 - Образован Союз горцев Северного Кавказа и Дагестана.
Июль 1917 - В Белоруссии сформирована Центральная Рада.
Июль 1917 - Избрано Башкирское правительство.
Июль 1917 - Партия "Алаш" заявляет об автономизации Казахстана.
Июль 1917 - Провозглашена Автономия мусульман Внутренней России и Сибири.
Сентябрь 1917 - Опубликована Декларация генерального секретариата Украины, де-факто Украина стала независимой от России.
 Осень 1917 - Россия утратила контроль над Эстонией.
Октябрь 1917 - Создано Сибирское Правительство.


В недавнем своем интервью российским журналистам известный политический деятель из Израиля Яков Кедми на вопрос журналистов сказал, что если бы большевики в 1917 году не взяли власть, то через сто лет России как могучего государства вообще не существовало!  И начало этому процессу положила не Октябрьская, а Февральская революция 1917 года.  Так что господин Говорухин оказался неважным знатоком истории, в частности событий 1917 года,   и последующих лет на огромных просторах матушки России.  Какую Россию мы потеряли? Из лоскутного одеяла многочисленных суверенных республик? Они разве могли кому-то  противостоять?


После развала СССР и некоторого затишья в производстве отечественного кино, экраны наших кинотеатров и телевизоров заполнили низкопробные иностранные сериалы, «мыльные» оперы.  Иногда  я жалею, что у наших кинематографистов появились деньги, чтобы снимать  свои «шедевры».  Теперь уже наши кинотеатры и телевидение показывали ленты, которые  лишь с большой натяжкой можно отнести к произведениям искусства. Особенно  на историческую тематику. Настолько вольно обращаются с историческим материалом наши сценаристы и режиссеры, что диву даешься.  В фильме «Штрафбат» заключенные из лагерей оказались в этом подразделении, хотя штрафбаты формировались исключительно из провинившихся на фронте солдат и офицеров, струсивших или дезертиров.  Зеки из лагерей могли быть только в штрафных ротах. И таких несоответствий реальным историческим фактам в каждом фильме было пруд пруди. 


Посмотрев некоторое количество выходивших в те годы кинофильмов и сериалов на исторические темы, я понял, что ничего интересного, и тем более соответствующего  реальным событиям,  я там не увижу.  Поэтому, когда появился Интернет,  и стало возможным смотреть зарубежные фильмы, я стал это делать. Особенно  мне понравились фильмы, снятые в 50-60-годы, как правило, по мотивам исторических произведений известных зарубежных литераторов.  В этих фильмам максимально достоверно переданы облики городов, зданий, дворцов, одежды героев и другие, вроде как второстепенные детали, но по сути дела, именно они и заставляют верить героям этих фильмов.  Еще удивило, как оперативно реагировал зарубежный кинематограф на прошедшие в истории ХХ века события. Во время войны с Японией американцы в 1942 году организовали налет на Токио 16 средних бомбардировщиков с борта авианосца «Хорнет», получивший название «Рейд Дулитла», а уже в 1944 году на экраны вышел фильм «Тридцать секунд над Токио» об этом налете. Причем в фильме максимально достоверно была показана и подготовка к взлету больших по размерам бомбардировщиков Б-25 с короткой палубы авианосца, и сам взлет и налет на некоторые японские города. Тогда шла война между США и Японией, в которой СССР не участвовал, и поэтому в фильме американские самолеты якобы садились на китайскую территорию, хотя на самом деле они осуществляли посадку на аэродромы СССР в Приморье. Позднее вышли фильмы о нападении на Перл-Харбор и рейде на Токио с различными спецэффектами,  которые пришли в кинематограф в последние годы. Фильмы стали красочнее,  но хотелось бы, чтобы исторические факты в них не искажались в угоду зрелищности.


Было интересно смотреть зарубежные фильмы про некоторых исторических деятелей. В частности, один американский, и один французский фильм вышли в 50-е годы прошлого века, которые рассказывали про Наполеона , его появление на политической арене Франции. Но не только фильмы на исторические темы могут помочь зрителю кое-что узнать о прошлых временах.  Особенно если они снимаются по известным произведениям зарубежных авторов. Ведь историю вытеснения коренного индейского населения в Америке можно было увидеть только через призму вестернов, другие фильмы из истории США на наш экран не приходили.


Говоря об истории в кино, я имею в виду не только какие-то события, имеющие вселенское значение. Нет, история человечество складывается из многочисленных историй самых разных людей, показанных на экранах.  Таких, как фильмы «Офицеры» или «Живые и мертвые»,  «Высота»,  «Война и мир», которые посмотрели миллионы зрителей у нас в стране.  Или очень мне понравившийся американо-немецкий фильм «Подводная лодка», без прикрас показывающий борьбу подводников с врагами на поверхности и с глубиной.  И таких фильмов в Интернете можно найти очень много.


Вообще исторические фильмы очень познавательны для широкой зрительской  аудитории. За короткое время зритель может познакомиться с событиями прошлого,  историческими персонажами, обстановкой, бытом тех лет.  Но хотелось, чтобы эти ленты показывали настоящую, а не искаженную историю, тем более что в настоящее время мы знаем намного больше, чем лет 50-60 назад. Но для этого требуется, чтобы создатели фильма, в первую очередь режиссер и сценарист, глубоко изучили исторический материал, и не только у одного  автора, который может быть ангажированным.  Вот именно такие фильмы могут принести пользу зрителю, интересующемуся историей человечества.